Н. ПАШИН
В конденсатор турбогенератора № 27 Московской электростанции вошли вооруженные стальными ершами промывальщики Михайлов и Ершов. Они счищали ершами грязь со стенок охлаждающих трубок и промывали их водой примерно так, как полощут рот после, зубной щетки. Дежурный инженер посмотрел на часы, — время включать двадцать седьмой турбогенератор; инженер позвонил старшему машинисту и спросил, как дела с конденсатором? «Все в порядке, можно пускать» — отвечает машинист Монштейн, не проверив, вышли или нет люди из агрегата.
Аварии не было, был, говоря языком электростанции, аварийный случай. Неудивительно, что аварийный случай пуска воды в конденсатор с людьми стал на 1-й МГЭС предметом разбирательства на особом рабочем собрании. Ни одна авария не должна пройти втихую, молчком, с разговорами только в курилке и столовой; каждая авария, даже аварийный случай, должны стать предметом гласности и уроком для всего коллектива станции. Виновники наказаны по заслугам, но надо проследить, почему на ответственейшем участке царила система, при которой каждый действовал сам по себе, несогласованно с другими. Авария была предупреждена, но нельзя рассчитывать впредь на счастливый случай в лице случайно оказавшегося здесь бригадира. Поэтому весь аварийный инцидент с его корнями и возможными плодами подробно разбирается.
Рассказы участников и виновников, мнения свидетелей и беспристрастная запись «суточных ведомостей» станции — вот материал для выводов. После делового обсуждения на рабочем собрании дирекция станции делает выводы. Виноваты, как оказалось, не только люди, но и система, в которой они работали, и надо установить такие, строго определенные взаимоотношения оперативных работников, которые исключали бы возможность подобных случаев.
На электростанции есть своя «скорая помощь» в лице особой аварийной группы и свои специалисты по такой неотложной помощи — аварийные инженеры. Своим накопленным опытом прошлых происшествий группа должна под обсуждение любого случая рабочим собранием подвести серьезную и прочную базу. Аварийный инженер объясняет собравшимся рабочим, какая обстановка предшествовала аварии, какие реальные причины вызвали аварии, как надо было действовать при ее ликвидации, как люди были расставлены на деле, что они делали, какие ошибки допущены. Затем он дает совет, как можно было избежать этих ошибок.
Когда каждый ясно и отчетливо стал себе представлять аварии прошедшие, он стал присматриваться и к авариям возможным, к тем, которые еще не родились, но зачатки которых уже зрели в сработанном лопастном колесе насоса или в неисправности вентиля свежего пара.
Пример такой профилактики можно, например, видеть в работе, проведенной машинистом Акишиным.
При пуске турбогенератора № 18 замечалась его сильная вибрация, которая могла закончиться аварией. Допуская возможные причины вибрации и тут же проверяя их, Акишин с каждым разом убеждался в тщетности своих поисков, пока его внимание не привлекло одно обстоятельство, на первый взгляд не имевшее никакого отношения к вибрации (впоследствии это и привело к совершенно правильным выводам, подтвержденным специалистами). Акишин заметил небольшую неисправность вентиля свежего пара. Вентиль пропускал пар, который струйкой ударял в шейку вала турбины. И эта струйка вызывала одностороннее нагревание изгиба вала и приводила к вибрации турбогенератора.
Слесарь Карев прослеживает работу лопастных колес в поисках причины неравномерного их срабатывания. Оперируя теми данными, которые он получал на разборах аварий, Карев устанавливает, что «лопасти сработались оттого, что один насос не поспевает за работой другого; вода, накачанная одним насосом, не успевает перекачиваться в другой и вынуждена молоться между лопастями, срабатывая их». Карев делает отсюда техническое заключение — изъять насос высокого давления, а у оставшегося насоса изменить конструкцию клапана.
Авария предупреждена, выход продукции московских заводов не будет нарушен, но речь шла об аварии у себя, по своей собственной вине, а происходят десятки аварий, которые числятся пока «стандартными», и коллектив энергетического цеха Москвы в них неповинен. При проходке шахты метро рабочий всадил лом в заложенный под землей кабель; самолет оборвал воздушную сеть; отключаются масленики; турбины «сбрасывают нагрузку», у котлов излишки пара вырываются через клапаны. Из-за случайного короткого замыкания должны на большее или меньшее время застыть цехи «Шарикоподшипника» или электропечи «Серпа и молота». Надо быть готовыми и уметь быстро и правильно действовать и при такой аварии.
И здесь на помощь приходит, как это и неожиданно, игра.
Мирно течет нормальный день электростанции. Плавен ход машин, и спокойно шевелятся стрелки под стеклами вольтметров, амперметров и прочих приборов. Вахта проходит без происшествий, пока вдруг, совсем не вовремя, появляется во всех цехах та смена, которой предстоит заступать на работу только в ночь. Вслед за людьми по цехам проносится тревожный гудок аварийной сирены. Работающая вахта остается на своих местах, точно ничего не произошло и не было тревоги, но кое-какие перемены происходят в каждом зале. У каждого рабочего места встает двое людей: один из них в обычном рабочем костюме, другой выделяется голубой повязкой на рукаве.
На водомерных стрелках и вентилях паропроводов, на ваттметрах и вольтметрах повсюду оказываются плакаты: «Нагрузки нет», «Показывает четыре атмосферы», «Выключился». Плакатами условно создано то состояние механизмов, которое было бы следствием аварии. И, действительно, вновь пришедшая вахта ведет себя так, точно произошла серьезная авария. Сменные инженеры спешно отдают распоряжения: «Пустить циркуляционный насос шестнадцатого турбогенератора», «Закрыть дымоход шестого и прекратить питание третьего котла», — а человек с голубой повязкой записывает, сверяет с часами каждое распоряжение, отдаваемое, казалось бы, в безвоздушное пространство (ведь все же котлы и генераторы работают исправно).
Но, однако, распоряжения приняты — и не только к сведению, но и руководству. Услышав распоряжение: «Закрыть дымоход местного котла», кочегар срывается с места и бежит к аппаратам. За ним, как тень, неотступно следит человек с голубой повязкой, блокнотом и часами. Кочегар подбегает к заслонке, протягивает руки к ее блоку и не продолжая движения рукой, говорит: «Отпираю блок заслонки и вращением рукоятки опускаю ее вниз до отказа». Условно операция проделана, она записана в блокнот, время «засечено», хотя заслонка осталась висеть над открытым дымососом, а кочегар со своей тенью уже спешит к вентиляционным насосам.
На МОГЭС такие маневры в реальной обстановке называются аварийной игрой. Впрочем, как мы уже видели, игровая здесь только форма, а все содержание полностью воспроизводит настоящую работу на электростанции. Такая игра проводится всерьез. Понятно, что выбор темы и весь сценарий игры — результат вдумчивой и кропотливой работы аварийной группы электростанции.
На каждом участке рабочий должен столкнуться с мнимым, но в то же время вполне реальным происшествием, — о нем извещает плакат. К игре надо за несколько дней подготовить весь коллектив, чтобы суета и неразбериха не мешали той вахте, которая продолжает обычную работу. Если одна смена продолжает работу, другая «ликвидирует» аварию, то третья контролирует ту, которая играет в ликвидаторов аварии. Сменный инженер к сменному инженеру, слесарь к слесарю — к каждому работнику приставлен контролер, и по его показаниям и хронометражу можно секунду за секундой проследить и оценить действия любого.
Старая котельная 1 МГЭС. Здесь проходили аварийные игры. |
Участники игры во время беседы изучают и «мнимую схему» работы станции. Эта схема лежит на столе и на ней отмечено, какие работают при аварии машины.
работают котлы: № 1, 2, 3;
а) холодный резерв: котлы № 4 и 5,
б) горячий резерв: котлы № 7 и 8,
в) питательные насосы работают:
№ 5 — на старую установку,
№ 9 — на новую установку.
В резерве электронасос № 6.
По машинному цеху:
работают 25-периодные машины: № 1, 2, 3.
В резерве машины: № 5 и 6.
По электроцеху:
машины работают на первую систему шин, вторая система шин — через ртутный выпрямитель.
Турбина № 7 «Рато» в работе.
Схема изучена, игроки расставлены, гудок сирены — и начинается авария. Однако, как и подобает аварии, она несет элементы неожиданности. Никто, например, не знает темы игры, т. е. причины аварии до тех пор, пока диспетчер не скажет правильно или нет вы работали. У диспетчера концентрируется ход игры, все сведения от инженеров идут к диспетчеру, он подтверждает правильность действия или указывает на ошибки, тогда надо быстро примениться к новым осложнениям, и только после того как авария будет ликвидирована, сирена возвестит о прекращении игры. Игра окончилась, но начинается ее заключительный этап — обсуждение и оценка всех действий игроков.
В блокнотах неумолимо зафиксированы все ошибки и повреждения, которые, пусть только условно, вызвали действия игроков. После первой игры обнаружилось, например, что организаторы не учли всех приборов. В котельной никто не знал состояния «собственного расхода» (расход тока на нужды станции). Дежурный инженер напутал и распорядился перейти на параллельную работу без предварительного выключения кабелей преобразователей (чего по инструкции делать нельзя).
После первой игры люди стали понимать, как может выглядеть авария настоящая. Дежурный по верхнему щиту 2-й МГЭС, тов. Ясюлевич, предложил взамен единого аварийного сигнала сиреной ввести цифровую звонковую систему. Стали обозначать все аварии по цехам: по 25-периодной установке давать один звонок, по 50-периодной — два звонка, по новой котельной — один продолжительный и т. д.
В помощь административной аварийной группе по цехам созданы еще общественные аварийные группы. Они не строятся по количественному принципу, в них входят только достаточно квалифицированные, могущие принести реальную пользу товарищи. От каждого агрегата выбирается свой, «полпред» в группу, которую возглавляет мастер или цеховой инженер. Каждого члена группы, выбранного собранием бригады, утверждает начальник цеха. Такая система отбора гарантирует работоспособность аварийных групп, реальную пользу их работы.
У этих групп, по существу, всего одна задача — предупреждать аварии. И поле деятельности достаточно обширно. Это подтверждает хотя бы опыт инж. Ершова, руководителя аварийной группы электроцеха 2-й МГЭС. Все производственные мелочи, те будничные неполадки, от которых обычно отмахиваются, но из которых в конечном счете вырастают аварии, теперь не ускользают от внимания группы. Заметив ненормальности в эксплуатации оборудования, группа собирается, отыскивает способы исправления и передает свои выводы администрации. Мы упомянули о строгом, даже придирчивом отборе людей. Это дало свои результаты. Группы не занимаются разговорами и митинговщиной, и практика — лучший судья — доказала их полную целесообразность. На 2-й МГЭС не было случая, когда бы с заключениями аварийных групп не согласилась администрация. Наоборот, множество примеров доказывает жизненность и нужность проводимой работы.
Для 50-периодных фидеров (выходных проводов) установлена световая сигнализация, за которой следит щитовой дежурный. Однако могут быть (и бывали) моменты, когда щитовой отходит от щита и может проглядеть вспышку сигнальной лампочки. Это приводило к выходу из строя агрегатов. Аварийная группа добавила к свету и звук, — теперь вместе с лампочкой щитового оповещает и звонок.
Аварийные игры можно сравнить с другими играми — военно-тактическими, когда командиры на столе разбирают военную операцию. После такой подготовки человек легче ориентируется в поле и в боевой обстановке. Он начеку и будет действовать не наугад, но с полным знанием и ясно себе представляя, что надо сделать и какие последствия это вызовет.
Сколько тысяч тонн стали, сколько самолетов и паровозов будет сохранено, если каждое предприятие поведет борьбу с авариями, используя опыт и изобретательность энергетиков Москвы. А формы аварийных игр пригодны не только для энергетиков. Нет сомнения, что их можно применять во многих отраслях, которые до сих пор треплет лихорадка аварий и вынужденных остановок. Предупредить — значит предотвратить. Безаварийность — это одна из черточек того культурного стиля работы, за который должен бороться комсомол.
Комментариев нет:
Отправить комментарий