Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

12 декабря 2020

Путешествующие здания

А. ПОЗДНЕВ

В одном иностранном техническом журнале появилась статья, посвященная проблеме передвижки зданий, в которой говорится:

«В то время как в старой части света (т. е. Европе — А. П.) все еще питают известное уважение к неподвижным свойствам сооружений и каждую передвижку расценивают, как большое событие, — американцы обращаются с домами с полной бесцеремонностью, к которой мы должны еще привыкнуть».

Это заявление вполне справедливо для всех стран, в том числе и для СССР. Несмотря на то, что планировка старых русских городов, а в особенности Москвы, коренным образом отличается от планировки современного культурного города, несмотря и на грандиозные масштабы реконструкции советских городов, — наши строители до сих пор еще не обращались к методам передвижки тех зданий, которые стоят «не на своем месте». Иностранный опыт остается у нас неизученным, о нем строители знают только понаслышке и относятся к нему как к трюку, строительному чуду и фокусу.

Справедливость требует сказать, что американская практика, действительно, весьма богата такими работами по передвижке, которые иначе как трюками не назовешь. Приведем несколько наиболее курьезных примеров.

Когда при прокладке новой ж.-д. линии Балтимора—Огайо потребовался снос дома, принадлежавшего «Угольному королю» Брауну, он заявил, что недопустимо сносить дом, в котором он родился, и заставил перенести каменное трехэтажное сооружение на новое место. Для этого понадобилось поднять здание на вершину 50-метрового холма и затем по горизонтали передвинуть на 150 м.

В Чикаго семиэтажный дом правления Иллинойской ж. д. был перемешен на 25 м и установлен на новом участке. Дом превосходно перенес это перемещение

Известный «король» фотопромышленности Истмэн, не так давно покончивший с собой из-за кризиса, решив расширить музыкальный зал в своем доме, поставил условие — не искажать фасада здания никакими пристройками. Выход был найден: дом, а вместе с ним и музыкальный зал были разрезаны пополам по вертикали, обе половины раздвинуты и образовавшаяся трехметровая щель застроена.

Наконец рекорд строительного трюкачества был побит американскими строителями в работах, произведенных по приказу «стального короля» Шваба. Он хотел пристроить к своей новой вилле старый дом, отстоявший от нее на полкилометра, но потребовал, чтобы операция не принесла вреда парку и ни одно дерево по пути передвижения дома не было срублено. Поэтому передвижку дома пришлось произвести... над деревьями, на высоте 11 м.

Несмотря на то, что все эти работы делались для удовлетворения весьма сумасбродных барских прихотей, надо все же признать, что они не могли быть выполнены, если бы американцы не владели в совершенстве техникой передвижки зданий. Мы не располагаем общими цифрами, характеризующими развитие методов передвижки в США, однако показательно, что одна только фирма Уикли в Питтсбурге (осуществившая, кстати сказать, все эти трюки) перенесла за 50 лет своего существования свыше 10 тыс. сооружений.

Этот восьмиэтажный дом в г. Питтсбурге был перемещен на 12 м. Дом был передвинут со всеми своими подвалами и тротуаром.

И сейчас для американских строителей нет препятствий, мешающих произвести ту или иную передвижку. Они поистине бесцеремонно обращаются с домами, независимо от их веса, конструкции, конфигурации, этажности, пути передвижки. Американцы с успехом передвигали кирпичные здания, гранитные, бетонные, на металлическом каркасе, на деревянном. Вес перенесенных зданий порой превышал 10 тыс. т. Переносились дома в семь, восемь и даже девять этажей, передвигались на десятки и даже сотни метров по неровной местности, с обходом углов улиц и поворотом на 45, 90 и 180°.

Восьмиэтажный жилой дом в г. Альбани был сначала передвинут на 111 м, затем повернут и перемещен на 18 м в другом направлении.

В результате кампании, поднятой газетой «Техника» и строительной общественностью, передвижка зданий получила наконец признание и у нас. Во всяком случае сейчас уже ни у кого нет сомнений в том, что социалистическая реконструкция городов настойчиво требует, чтобы наши строители овладели методами и техникой передвижки. На последнем пленуме Моссовета Л. М. Каганович говорил:

«Там, где расширению и выпрямлению улиц мешают сравнительно большие и новые дома, нужно передвигать их. За границей уже накопился богатый опыт передвижки сравнительно больших домов на расстояния в десятки и даже сотни метров...»

Первые шаги к практическому осуществлению уже сделаны. В Макеевке ведутся работы по передвижке двухэтажного здания почты, стоящего посредине новой улицы; в Ленинграде подготовляется передвижка четырех двухэтажных каменных домов. Однако наибольший интерес представляет передвижка большого 4-этажного дома в Москве.

Дом на Земляном валу, в Москве, загораживает выход из центра к Курскому вокзалу. Этот дом решено переместить на новое место — тогда вместо сегодняшней тесной площади откроется широкая прямая магистраль.

Дом на Земляном валу, — это хорошо сохранившееся 4-этажное каменное здание, расположенное поперек площади Земляного вала и загромождающее одну из самых оживленных улиц столицы, ведущую от Курского вокзала к центру и к площади трех основных вокзалов. Здание намечалось до сих пор к первоочередному сносу. Однако если его передвинуть на 36 м, как показано на нашем чертеже, и поставить в общий фронт улицы, то не только здание может быть сохранено (а в нем живет около 400 человек), не только проезд будет освобожден для транспорта, но и сам дом можно надстроить еще тремя этажами, архитектурно оформить, и тогда он будет украшением новой, планируемой на Земляном валу, площади.

На плане изображена та площадь Земляного вала, на которой будет перемещен четырехэтажный дом. Это будет первое перемещение больших зданий, осуществленное в Союзе

Как же предполагается осуществить передвижку?

Прежде всего на том участке, где будет поставлен дом, будет заложен фундамент, соответствующий конфигурации дома и усиленный настолько, чтобы выдержать не только этот дом, но и те этажи, которыми он будет надстроен.

Далее в зависимости от результатов исследования грунтов будет усилен путь передвижки. В Америке при слабых грунтах прибегают к бетонировке, иногда к усилению трамбованным песком, щебнем, не исключена возможность также силикатизации (укрепление грунта растворимым стеклом), возможно, что путь будет укреплен замораживанием грунтов (если работы придется производить зимой).

Подготовка самого здания состоит из нескольких этапов, на которых мы и остановимся.

Под все здание по его окружности подводится мощная металлическая рама. Примерно на уровне основания дома в стенах прорубаются отверстия, в которые закладываются балки; под зданием они взаимно соединяются поперечными балками, раскосами и им придается необходимая жесткость. Снизу эта рама подшивается ходовыми рельсами, направленными в сторону движения здания. Наконец под все это сооружение подводятся подъемные домкраты. Получается, что дом уже как бы опирается не на свой фундамент, а на подведенное под него металлическое решетчатое сооружение. Однако этого еще нет, поскольку дом пока связан со своим фундаментом, и следующая операция — отделение дома от фундамента. у Отделение стен дома от фундамента производится различными способами. Иногда —  простыми долбежными инструментами, иногда пневматическими перфораторами, иногда механическими пилами. В США в некоторых случаях применялась кислородо-ацетиленовая горелка, ее пламенем в стенах прожигались сквозные отверстия, которые потом уже перфораторами соединялись в единую щель по всему основанию дома. Как только стены дома срезаются с фундамента, дом всю свою тяжесть передает на раму, а через нее — на домкраты.

Начинается подъем дома домкратами. Это довольно сложная работа. Трудность ее не только в том, что приходится поднимать большие тяжести, но и в том, что домкраты, которые призваны поднять дом, должны действовать одновременно и согласованна, иначе можно перекосить дом и нарушить целость стен. Дом, который намечен к передвижке в Москве, весит около 6 тыс. т. Если считать, что он будет поднят даже 25-тонными домкратами, то их должно быть 240. В США, применяя менее мощные домкраты, устанавливают их порой до 2 тыс.

Эти домкраты индивидуального и ручного управления, трудности совместной согласованной работы станут ясными: нужно всем рабочим, обслуживающим домкраты, одновременно поворачивать винт домкрата на одну и ту же точно определенную величину. Это предположено устранить в московской и в ленинградской передвижке. Намечено изготовить электродомкраты с единым централизованным управлением.

Само здание приподнимают для того, чтобы подвести под него рельсы. Рельсовый путь укладывается под все здание, выходит из-под него и направляется в сторону нового расположения дома. Рельсы укладываются на деревянных балках, поверх рельсов кладутся поперек стальные катки. В московских работах предположено применить вместо специально изготовленных роликов вагонные оси. После того, как этот путь подведен, дом опускается на ролики, домкраты высвобождаются из-под сооружения, и таким образом всей своей тяжестью дом ложится на ролики через подшитую к дому раму. Дом готов к движению вперед.

Основание дома, подготовленного к передвижке. На чертеже видны: уложенный рельсовый путь, на нем ролики и двутавровые балки подшитой под дом металлической рамы. Эта рама опирается на ролики.

Это горизонтальное движение осуществляется двояко: либо здание подталкивают сзади, либо подтягивают спереди. В первом случае это осуществляется горизонтально поставленными домкратами, а во втором — системой блоков, тросов, полиспастов и кабестанов. Схема одной такой системы, примененной в Америке, показана на нашем рисунке. Тяговой силой может быть конная, ручная, моторы, тракторы. Интересно, что сила, необходимая для горизонтального смещения дома, весьма невелика.

В США на основании научных опытов Калифорнийского университета и богатой практики установлено, что для горизонтального смещения дома достаточно приложить силу, равную 1,5—2 проц. веса здания. Таким образом для того, чтобы передвигать московское здание весом в 6 тыс. т, надо толкать или подтягивать его с силой всего в 120 т. Скорость движения здания примерно полметра в час.

Дойдя до места назначения и покрыв собой новый, заранее заготовленный фундамент, здание опускается на него при помощи домкратов в порядке, обратном тому, при котором оно поднималось. Между стенами дома и фундаментом заливается быстросхватывающийся цемент, который очень скоро придает стенам и фундаменту монолитную связь.

Следует сказать, что как в США, так и в Москве жильцы дома не будут выселяться. Техника передвижки домов гарантирует полную безопасность для жильцов. В США сплошь и рядом не только не выселяются жильцы, но и здания продолжали функционировать самым нормальным образом: работала канализация, водопровод, телефон, отопление, лифты и пр. Достигается это тем, что ко всякого рода подводкам присоединяются подвесные провода и приращиваются гибкие резиновые рукава с нужным запасом длины.

Организаторы и инициаторы первой опытной передвижки в Москве ясно представляют себе, что жители, не знающие, что такое передвижка, могут беспокоиться за судьбу своих помещений. При первом опыте не только контора по передвижке, но и все центральные пункты управления работами будут помещены непосредственно в передвигаемом доме.

Интересно отметить, что в Москве впервые в практике передвижки домов будут применены разнообразные приборы для контроля состояния отдельных частей сооружения во время передвижки и предупреждения о малейших отклонениях от нормы (отклонениях до долей миллиметра). Это позволит собрать нужный научный материал о работе сооружения во время передвижки, чтобы в дальнейшем производить передвижку с меньшими запасами страховки.

Среди этих приборов особо следует отметить телетензометры системы проф. Давиденкова, которые представляют собой натянутую струну, колеблющуюся и звучащую при малейшем колебании напряжения той части сооружения, в которую она заложена. Такие приборы успешно применялись в плотинах Днепростроя, Дзорагэса, в ряде туннелей, а также в корпусе «Челюскина» во время его последнего плавания.

Передвижка домов — весьма сложная техническая операция, требующая от строителей чрезвычайности аккуратности и точности. Ни у одного из организаторов этого дела нет никакого сомнения в том, что первый опыт и дальнейшие передвижки пройдут вполне успешно. Передвижка домов несомненно станет одним из серьезнейших средств социалистической реконструкции городов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.