Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

07 ноября 2020

Богатства нашей страны, 1934-06

*
«Так мало жизни было кругом, что постоянно думалось о небытии. Изъятие из жизни было настолько полным, что и сам в себе почти не чувствовал ее. Если вообще можно сомневаться в своем существовании, то Верхоянск — самое подходящее для этого место. Иной раз казалось, что совсем «сошел на-нет» и не только не чувствовал жизни, но и не чувствовал самого себя».
Виктор Павлович Ногин, старый большевик, много лет проведший в верхоянской ссылке, написал эти тоскливые строки о Якутии.
*
Чернышевский, Короленко, Тан-Богораз, Ем. Ярославский, Феликс Кон, а до них декабристы — Бестужев и Рылеев, потом рабочий Петр Алексеев — все они жили в Якутии, оставив яркие свидетельства бесправия, страдания и жестокого колониального хищничества в этом крае.
В одном из якутских рассказов Короленко горько жалуется на свою судьбу ямщик Микеша:
«На белом свете хорошо... За горами хорошо... А мы тут зачем живем? Пеструю столбу караулим... Пеструю столбу, да серый камень, да темную лесу...»
*
Пестрые верстовые столбы каторжных дорог Якутии имели древнейший возраст. Они вели в край, покоренный в XVII в. царским правительством.
«Того же 141 году (т. е. в 1632 г.) поставил я, Петрушка Бекетов, со служилыми людьми на Лене-реке острог для государева величества».
Так писал казацкий военачальник Петр Бекетов, заложивший на берегах Лены (на месте Якутска) острог. Это была небольшая крепость, гарнизон которой крепко держал якутский народ в повиновении.
*
В своих воспоминаниях Феликс Кон приводит такой эпизод мошеннической эксплуатации якутов местным духовенством:
„Один из дьяконов, на рассвете когда якуты выходят на покос, пустил змея с прикрепленной к нему запиской. Увидев приближающихся якутов, он начал сматывать нитку...
— Ты что делаешь? — обступили его якуты.
— Сурук (письмо) с неба получаю...
Получился эффект необыкновенный. Якуты со всех сторон обступили изобретательного дьякона. Он с достодолжным почтением принял «небесное послание» и прочитал вслух.
Содержание письма было довольно оригинальное. Умершие в течение последних лет якуты жаловались, что им плохо живется на том свете по вине оставшихся в живых, потому что те забыли по ним служить панихиды. Перепуганные якуты вняли голосу с неба, и остроумный дьякон запасся на долгое время маслом, рыбой и мясом...»
*
Еще в конце XIX в. все учебные заведения Якутии были преимущественно духовными училищами. Они обслуживали детей царских чиновников, духовенства, купцов, служилых казаков и городских мещан. Дети якутов насчитывались здесь редкими единицами.
Все преподавание велось на русском языке. В годы империалистической войны грамотных якутов было... 2 проц.! В начале 1917 г. в 146 школах Якутии училось 4 тыс. человек.

«Якутская область — одна из тех стран, где просвещение или расширение понятий человеческих более вредно, чем полезно. Житель сей дикой пустыни, сравнивая себя с другими мира жителями, понял бы свое бедственное состояние, но не нашел бы средств к его улучшению. Он доволен теперь при счастливом своем невежестве», — писал царский чиновник Геденштром, побывав в Якутии. 

На северо-востоке Азиатского материка находится самая большая из автономных республик Советского союза —  Якутия. Она занимает 3 млн. км². На западе Якутская республика граничит с Восточносибирским краем, а на юго-западе — с Дальним Востоком. С севера берега ее омывает Полярное море.

Пионерами научного исследования Якутии еще во времена царизма были политические ссыльные. Это они начали составлять историю края, расширять его географию, изучать язык, фольклор. Исследования этнографов Иохельсона, Зензинова, Шкловского, Тана-Богораза, географическая экспедиция известного революционера Петра Алексеевича Кропоткина, книга В. П. Ногина «На полюсе холода», — вот что составило первые крупицы научных знаний и литературы о Якутии.

Якутский старожил участник революционного движения, учитель Старов открыл три месторождения нефти: одно —  в районе реки Мархи, другое—в Аргатском наслеге (сельское общество) и третье — в долине речки Канкебель.

Золото и платина, серебро, свинец, медь, железо, соль, молибден, слюда, фосфориты, ценнейший лес — даурская лиственница сосна, сибирская ель (занимает 70 проц. всей площади) — все это долгое время хранила в себе нетронутым старая Якутия. Царское правительство предпочитало без особых хлопот выкачивать из края пушнину, а для разведок других природных богатств сюда никого не посылало.

После длительной гражданской войны (Якутия вплоть до 1927 г. была ареной жестоких классовых боев и бандитизма) в этом обширном крае осталось всего три полукустарных предприятия: типография, лесопильный завод и небольшая электростанция в Якутске.

Советская власть послала сюда на пять лет экспедицию Академии наук для детального изучения производительных сил края. Только в 1923 г. поисковая партия Наркомторгпрома в ЯАССР обнаружила следы алданского золота у ключа Незаметного. Тогда на всем Алдане кочевало триста человек тунгусов. Разведочную партию вел ленинградский рабочий Бертин. Он пришел сюда второй раз. Первый раз он был здесь в гражданскую войну, отвоевывая для Якутии право называться советской. Он помнил, как мыли партизаны золото около реки Алдан.

В 1925 г. прибыли сюда две первые драги с Ленских рудников. Две огромные передвижные фабрики по добыче золота. Теперь дражный флот насчитывает уже пять единиц, производительность каждой драги 3,5 тыс. кубометров породы в день. Электродраги питаются током от собственной Селигдерской станции. На приисках появились экскаваторы и механизированные шахты.

Теперь на Алдане 40 тыс. жителей — это ведущий промышленный район Якутии, который можно поставить в один ряд с такими крупными мировыми месторождениями золота, как Колорадо, Клондайк, Лена.

Таежные тропы уступили место Амурско-Якутской железнодорожной магистрали, протяжением в 700 км. По дорогам Алдана движутся ныне 270 автомобилей.

Да и не только Алдан расцветает в прежде пустынной Якутии. Сангарские, Кангеласские, Зырянские каменноугольные копи помогают своим топливом расширению Ленского и Колымского речного флота. Резко увеличила свою программу рыбная промышленность. С 1930 г. начал работать Якутский лесопильный завод. С 1932 — Турехтинский лесозавод. Известковый, кирпичный, кожевенный заводы, —  что ни год, новое предприятие прибавляется в крае, превращающемся из отсталой окраины в индустриально-аграрную республику.

Более широкие возможности получила здесь печать, обладающая уже пятью типографиями. Якуты первые из всех народностей в СССР получили свой алфавит.

Вторая пятилетка положит начало разработке громадных месторождений цветных металлов в якутских недрах, и особенно крупных запасов верхоянских серебро-свинцовых руд.

Зимой и летом в глухой тайге Алдана работают на разведке золота буровые станки

Огромные лесные массивы Якутии все еще заперты внутри края из-за отсутствия железных дорог. Запасы древесины здесь доходят до 6 370 млн. кубометров, но лесоразработки ограничены лишь местными потребностями. Мы неуклонно наступаем на эти лесные богатства. К концу второй пятилетки лесная промышленность получит ряд новых лесопильных, бондарных, лесохимических заводов.

Столь же значительны и богаты якутские месторождения соли — Кемпейдяйские источники. В течение шести месяцев такой источник без всякого применения человеческого труда выделяет до 1 600 тонн соли, и, если допустить, что половина этого количества уходит в почву, то и в таком случае источник может дать до 800 тонн соли!

Но соль тоже ждет транспорта. Вот почему из общей суммы пятилетних затрат в 3 млрд. руб. один миллиард отведен на транспортное строительство.

Весь бюджет Якутской АССР за девять лет вырос в 12 раз. Так крепнет экономически и культурно социалистическая Якутия в семье братских республик Страны советов.

Контрасты в этом крае привычны так же, как и на всем советском севере. Олень, упряжная собака и самолет — вот соседствующие виды транспорта. Якутия обладает самолетной линией Иркутск—Якутск, протяжением в 2 706 км. Она связывает центр республики с Сибирской железнодорожной магистралью.

Воздушные средства передвижения сыграют здесь колоссальную роль. Аэрофикация края начата. Нужна пассажирская и грузовая сеть воздушных линий, нужны самолеты в борьбе с вредителями лесов, также для аэрофотосъемки или нужд строительного проектирования, изучения лесов и еще несения пожарной охраны леса, самолеты нужны для авиасева или организации поисков новых кормовых оленьих баз и пастбищ и т. д. — вот широкое поле применения воздушного транспорта.

Неисчислимые богатства Якутии ждут своего освоения!

ОТ РЕДАКЦИИ. Очерк о Якутии печатается по просьбе пом. машиниста вагон-весов Магнитогорской домны № 2 т. Никитина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.