Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

22 ноября 2020

Богатства нашей страны, 1934-08

Теперь ученые, не шутя, называют Кольский полуостров «адресом таблицы Менделеева». В самом деле, в Хибинах на сравнительно небольшой территории — в 1 500 квадратные километров геологи обнаружили 120 видов минералов!

Здесь есть бледно-зелёный полупрозрачный апатит, который содержит до 40 проц. фосфорного ангидрида, столь нужного для удобрения советских полей. Здесь есть медь и никель, титаномагнетит, железо, пирротин и редкие земли —  основа для качественной стали. Разве только полнейшим невежеством можно объяснить тот факт, что ученые, историки, географы XIX в. называли Колу «гробом природы», «страной тени, мрака и гибели». Такую репутацию край хранил очень долго. Ведь сами туземные жители —  лопари — говорили, что Хибинская тундра — «умптек», что значит: неприступна, дважды замкнута.

И только русский самородок-академик Михаил Ломоносов противоречил высказываниям ученых своего времени, упорно заявляя:

«По многим доказательствам заключаю, что в современных земных недрах пространно и богато царствует натура, и искать оных сокровищ некому. А металлы и минералы сами на двор не придут. Они требуют глаз и рук в своих поисках...»

Теперь пустынная, болотистая тундра, где царят холода и полугодовые полярные ночи, стала кипучим краем-лабораторией, возрожденным большевиками. В одном лишь Хибиногорске уже 19 промышленных предприятий, и странно вспомнить, как четыре года назад на эту же территорию 200 оленей везли по снежной целине первые дома. Впереди оленьих упряжек шли люди протаптывая дорогу. А в 1933 г. в рудниках Хибиногорска уже добыто 750 тыс. т апатита! Работают две обогатительных фабрики апатита, они дробят, флотируют, сгущают, сушат руду. В городе фосфорный, ловчорритовый, молибденовый, кислородный заводы, 382 жилых здания, автомобили, ботанический сад, кино, больницы, клубы, парк. Весь мир признал апатит прекрасным сырьем, и его покупают у нас Германия и Канада.

Этот минерал не только удобрение, он может применяться в различных отраслях промышленности: химической, металлургической, стекольной, керамической. Одна из составных частей апатитовой руды —  нефелин, который содержит глинозем — основу алюминия. В этом же камне потенциально существуют сода и поташ, цемент, ферро-титан и фосфор для спичек и домен, нефелиновые кислоты, нужные для стекла, прочной кожи, огнеупорного дома, экстракты для негниющих шпал и непромокаемой ткани. Все это обещает дать стране апатит.

Вот почему июнь 1934 г. был отмечен как знаменательное начало «гидро-электроцивилизации» за полярным кругом. В те дни впервые дала ток хибиногорской промышленности бурная и порожистая река Нива. Гидростанцию, построенную на ней, называют «заполярным Днепростроем», так велико, ее значение для края.

Короткая, но лютая и сокрушительная Нива летит через три озера — Имандру, Пин-озеро, Плес-озеро; по пути разбивается она о 130 порогов и падает в Белое моpe с высоты 127 м. Сегодня она уже в трудовой упряжке, эта 35-километровая буян-река, бывшая безработной. На стоячем болоте, покрытом мхом и лишайником, когда под ногами плыло и расползалось мягкое, вязкое тесто грунтовой морены, преодолевая огромные трудности, рабочие и инженеры сооружали восьмиметровую дамбу с тремя щитами, пропускающими в минуту 750 кг воды.

Так выглядит сегодня бурная Нива у водосбросов на головном сооружении электростанции

Длинный, четырехкилометровый, одетый в бетон канал, представляет собой как бы второе русло отведенной в него реки, русло, кончающееся водонапорным бассейном. Четыре гигантских деревянных трубопровода (каждый из них высотою в два человеческих роста) принимают воды канала и обрушивают ее на лопасти турбины. Уже пущена первая турбина на Средней Ниве. Мощность турбины — 15 тыс. киловатт. 85 км проводов понесут от нее электрический ток к Хибиногорску, чтобы обогатительная фабрика могла работать с полной своей мощностью, а фосфорный и ловчорритовый заводы стали давать свою ценнейшую продукцию нашей стране.

Мощность первой очереди всей станции на средней Ниве — 60 тыс. киловатт. Все падение реки Нивы используется в трех установках. Верхняя Нива. Здесь около юзера Имандра уже строят плотину. Энергия этой установки, мощностью в 19 тыс. киловатт предназначена для питания и электрификации Мурманской железной дороги. Средняя Нива, около Пин-озера. Установка мощностью в 60 тыс. киловатт. Здесь уже пущена первая турбина, ознаменовавшая эксплуатационное открытие станции. К Октябрьской годовщине будет пущена вторая из четырех турбин этой очереди. В строительной перспективе ближайших лет самая большая очередь «заполярного Днепростроя» — нижняя установка Нивы, мощностью в 128 тыс. киловатт. Таким образом общая выработка энергии этих трех установок будет равна 1 177 млн. киловатт-часов.

Когда сюда приехала шведская консультация, она авторитетно предложила закончить бетонную одежду откосов канала при помощи очень производительного, специального приспособления, называемого бетонирующим снарядом. Фирма Линглера (монополист этой машины) запросила 87 тыс. золотых марок, срок изготовления — 8 месяцев. Валюты нет, весна приближается, а снаряды можно заменить только полутора тысячами рабочих, которых у нас также не хватает.

В СССР есть всего один «Линглер», работающий на Рионе. Немцы, монтировавшие этот снаряд, закончив работу, заботливо сожгли чертежи. Осталась только ярко раскрашенная рекламная фотография машины, пестрый, веселенький снимок, ничего не говорящий инженеру. С этого снимка и начал свое смелое дело нивастроевской комсомол, решивший конкурировать с Линглером. По совести говоря, почти никто на строительстве кроме нескольких молодых ребят не верил в эту рискованную затею. Инженер Феоктистов, столь же юный конструктор Ланг и техник Губер сконструировали снаряд уже через два месяца. Тогда появился новый барьер — кому строить снаряд. Ленинградские заводы вне плана заказ не берут, а Нивастрой располагает жестким полуторамесячным сроком.

На берегу Имандры — третьего по своей величине озера в Союзе — строится одна из плотин Нивской гидроэлектростанции

В эти дни молодой инженер-комсомолец, недавно кончивший учебу студент Миша Саркисов, был назначен заведующим механической мастерской строительства, оснащенной всего лишь тремя маленькими ремонтными станками. Здесь начали строить комсомольцы свой Кирс (назвав снаряд именем ленинградского большевика Сергея Мироновича Кирова — кировский снаряд). Чтобы выгнуть толстый лист железа для укатывающего барабана, ребята разводили костер, потом били лист кувалдами. Они сидели ночами в мастерской, сюда беспрерывно бегала беспокойная шефская бригада комсомола, и когда наступила поздняя северная весна, в середине июля на откос гордо выехала эта машина, которая обошлась комсомольцам в 32 тыс. рублей (почти вдвое дешевле, чем снаряд германской фирмы). Кирс был универсален, он мог работать и на прямых и на косых откосах канала. Это было уже комсомольское новшество.

Август, сентябрь, октябрь стремительно и упорно шел снаряд по трассе канала, укладывая 6 кубометров бетона в час, а в конце осени Миша Саркисов получил за эту работу заслуженную премию —  поездку на Свирь, Ленинград и Рион.

Три с половиной года прошло со дня постройки первого барака до пуска первого агрегата. За этот срок строители вынули полтора миллиона кубометров тяжелых мореных грунтов, 130 тыс. кубов скалы. Насыпали 420 тыс. кубов дамб и каменных отсыпей, уложили 50 тыс. кубов бетона и железобетона. Стоимость этих работ 80 млн. рублей!

Однажды бригаду водолазов, руководимую героем труда Сергеем Александровичем Абакшиным, очень обрадовало сообщенное крестьянами известие. В Пин-озере много лет назад был утоплен большой груз рельсов. В свободный день Абакшин и его ребята полезли в озеро и вытащили первую тысячу рельс и костылей с маркой 1914 г. Все это прекрасно сохранилось, и теперь на головном узле и на канале, где ходят тяжелые вагонетки, нагруженные мореной, паровоз идет по выловленным из воды рельсам.

12 тыс. строителей заселяют бывший когда-то пустынным и забытым разъезд Пин-озеро. Водолазы, бетонщики, землекопы, монтажники, инженеры и техники возводят для края электрическое солнце Заполярья, которое поможет большевикам, штурмующим тундру, отдать людям ее богатства и сокровища.

До прихода большевиков было всего четыре героических отшельника- ученых, изучавших Кольский север. Алымов собирал лопарские сказки. Байсфельд интересовался северным земледелием, Клюге изучал моря, а Крепс следил за путями скитаний оленьих стад.

Теперь существует целая карта, которая так и зовется: «Карта связей Кольского полуострова с научно-исследовательскими силами Союза». 110 точек нанесено на поле этой карты: институты, лаборатории, филиалы всех отраслей промышленности нашей страны, исследуют хибинскую проблему, которая должна воплотиться в грандиозный горно-химический комбинат апатита, алюминия, фосфора, лесохимии, строительных материалов, цветных металлов...

Освоить всю сокровищницу таких богатств можно только при наличии электроэнергии. Ведь производство одной лишь тонны фосфора в электропечах съедает 135 тыс. киловатт-часов. А сколько тока нужно для Кандалакшского алюминиевого завода!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.