Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

24 октября 2020

Из календаря мировой науки и техники, 1934-05

1 мая 1704 г. в Англии был выдан первый патент на подшипники для мелких вращающихся осей из стекла или камней твердых пород. Это изобретение нашло себе применение в точной механике, прежде всего в компасах и часовых механизмах.

1 мая 1924 г.— десять лет назад — Харьковский паровозостроительный завод выпустил первый советский трактор.

1 мая 1851 г. состоялось открытие первой всемирной выставки в Лондоне, положившей начало последующим международным выставкам. Гвоздем этой выставки был «Хрустальный дворец»,— первое здание, построенное сплошь из железа и стекла. Вторая выставка была в 1855 г. й Париже, третья —  опять в Лондоне в 1862 г., четвертая — в Париже в 1867 г. и т. д. Всего было 12 всемирных выставок. На восьмой всемирной выставке, состоявшейся в 1889 г. в Париже, всеобщее внимание привлекала только что построенная знаменитая Эйфелева башня.

Главный вход на первую Всемирную выставку в Лондоне (1851 г.)

2 мая 1800 г. англичане — Карлейль и Никольсон — впервые открыли свойство гальванического тока разлагать воду на неизвестные еще тогда составные газы. Несколько позднее, в сентябре того же года, физик Рихтер доказал опытным путем, что газы эти — водород и кислород.

4 мая 1904 г. — тридцать лет назад — американцы возобновили работы по постройке Панамского канала для соединения Великого и Атлантического океанов. Первоначально работы по прорытию этого канала производились французскими акционерными обществами. Но работы эти закончились крахом вследствие грандиозных хищений промышленных и банковских заправил. Отсюда всякая крупная деловая авантюра называется «панамой». Американцы закончили строительство канала лишь через 9 лет (в 1913 г.).

7 мая 1895 г. русский физик А. С. Попов сделал доклад на заседании Русского физико-химического о-ва о своих опытах с грозоотметчиком, — так назвал он свой прибор, позволяющий обнаруживать разряды атмосферного электричества. По существу этот грозоотметчик являлся первым радиоприемником. А. С. Попов использовал этот прибор во время своих первых опытов по беспроволочной телеграфии. Испытания эти производились в Петербургском университете. А. С. Попов впервые применил вертикальный провод — антенну — и ввел употребление знаков Морзе. Итальянец Маркони использовал приемник Попова, применил антенну для передачи и в 1896 г. добился телеграфирования без проводов.

Схема грозоотметчика А. С. Попова

8 мая 1654 г. немецкий физик Отто Герике проделал публично свой знаменитый опыт с «магдебургскими полушариями». Он взял два полых полушария, приложил их друг к другу, а затем выкачал из них через края воздух. После этого полушария нельзя было уже разнять. Только после того, как с каждой стороны было впряжено по 8 лошадей, удалось оторвать полушария друг от друга. Этот опыт доказывал огромную силу атмосферного давления, которое прнжимало оба полушария. Если же открыть кран и впустить в полушария воздух, то они лепко разнимались, так как в этом случае атмосферное давление в одинаковой степени оказывало действие как снаружи, так и изнутри.

Опыт с магдебургскими полушариями немецкого физика Отто Герике

Отто Герике был в течение 35 лет бессменным бургомистром Магдебурга, поэтому его полушария и получили название магдебургских.

Воздушный насос и магдебургскме полушария. изготовленные немецким механиком Леопольдом

10 мая 1752 г. в пригороде Парижа — Марли — впервые в Европе испытывался громоотвод, изобретенный американским физиком Франклином. Годом позднее подобные же опыты проделывали Ломоносов и акад. Рихман в Петербурге, причем во время грозы 6 августа 1753 г. Рихман был убит ударом молнии.

В то время учение Франклина об атмосферном электричестве разделялось весьма немногими учеными, в Америке и Англии это учение большинством отвергалось, — Франклина просто осмеивали. Лишь после долгой полемики и борьбы в течение 20—25 лет громоотводы Франклина получили всеобщее признание и широкое применение.

Смерть акад. Рихмана во врема опыта с грозовыми разрядами

11 мая 1874 г. француз Меже-Мурье, работавший по заданию правительства над изысканием наиболее дешевого вида съедобного жирового вещества, получил патент на маргарин — продукт, получающийся путем химической обработки различных жиров. Это открытие сыграло большую роль в развитии пищевой промышленности. Сначала маргарин выделывался из топленого говяжьего сала, а впоследствии из смеси жиров животных и растительных или только из одних растительных жиров (низшие сорта).

12 мая 1837 г. англичанин Эдуард Аустин получил патент на прорезиненные кожаные мешки, непроницаемые для воды. Мешки эти прикреплялись под водой к корпусу затонувшего судна и наполнялись затем воздухом. Мешки всплывали на поверхность и поднимали корабль со дна. Такой способ подъема судов с помощью понтонов из мягкой водонепроницаемой оболочки применяется и теперь, в частности при работах нашего Эпрона.

12 мая 1852 г., немецкий столяр Грундэйс получил патент на машинное производство деревянных гвоздей для обуви.

14 мая 1849 г. немецкий врач и естествоиспытатель Роберт Майер опубликовал свою работу — «Замечания о силах неживой природы», —  в которой указал, что определенное количество затрачиваемой работы дает определенное количество тепла. Эта работа впервые устанавливала закон сохранения энергии. Исследование Майера долгое время оставалось незамеченным. Лишь 20 лет спустя известные физики Клаузиус и Тиндаль обратили на него внимание и в ряде сочинений развили идеи Роберта Майера.

Роберт Майер

15 мая 1824 г. англичанин Вильям Джемс получил патент на постройку парового автомобиля, который с 1828 г. находился в эксплоатации на участке Лондон—Форест. Автомобиль перевозил 20 пассажиров и проходил в час 7,5 км.

15 мая 1859 г.—семьдесят пять лет назад — в Париже родился известный физик Филипп Кюри, открывший вместе со своей женой в 1898 г. элемент радий.

16 мая 1928 г. была открыта гидростанция в Эривани мощностью в 6 тыс. л. с. Станция была заложена в 1925 г. Все оборудование изготовлено на ленинградских заводах. Станция дает электроэнергию эриванским заводам и на искусственное орошение 9 тыс. гектар.

16 мая 1881 г. в Берлине состоялось открытие первой в мире электрической трамвайной линии. В России первый трамвай демонстрировался в 1882 г. на Промышленной выставке (в Москве). Первая линия была проведена в Киеве, где сейчас имеется весьма интересный музей по трамваю.

17 мая 1919 г. совершен первый перелет на аэроплане через Атлантический океан из Нью-Фаундлэнда (Америка) на Азорские острова. Перелет был проделан на четырехмоторном гидросамолете с экипажем в 5 чел. под начальством лейтенанта Рида. Расстояние в 1 800 км было покрыто в течение 15 ч. 13 м.

17 мая 1905 г. германский инженер Эрнст Висс сделал первый публичный доклад во Франкфуртском обществе немецких инженеров об автогенной сварке.

20 мая 1652 г. философ-математик Блэз Паскаль закончил свою первую счетную машину, над которой он работал несколько лет. Паскаль соорудил около 10 моделей, прежде чем ему удалось получить более или менее удовлетворительную конструкцию.

20 мая 1766 г. русский мастер-изобретатель И. И. Ползунов пустил в эксплоатацию сконструированную им паровую машину. Машина эта должна была приводить в действие воздуходувные меха при выплавке руды. Находилась она в эксплоатации всего лишь два месяца, а затем испортилась. Модель этой машины хранится в Барнаульском горном музее.

Паровая машина Ползунова

22 мая 1884 г. — пятьдесят лет назад — немец Эрнст Кертинг получил патент на ребристые калориферы (батареи) для центрального отопления. Благодаря небольшим размерам и хорошей отдаче тепла эти батареи получили широкое и повсеместное применение.

22 мая 1813 г. английский инженер Брентон взял патент на свой паровоз-пешеход. Конструкторы того времени были уверены, что паровоз, стоящий на гладких колесах, не будет двигаться, ему нужна для этого какая-то зацепка. Брентон решил выйти из этого затруднения, снабдив паровоз искусственными ногами. Этими ногами паровоз мог отталкиваться от земли и двигаться вперед по рельсам.

Паровоз-пешеход Брентона

27 мая 1927 г. в Туле состоялось испытание первой советской прядильной машины. До этого все подобные машины выписывались либо из Англии либо из Германии. Сейчас импорт прядильных машин прекращен.

26 мая 1819 г. в Ливерпуль (Англия) прибыл американский трехмачтовый пароход «Саванна»,— первый из пароходов, переплывших через Атлантический океан. Весь путь был проделан в 26 дней. Под парами судно шло лишь 18 суток, а остальное время — на парусах, так как взятый запас топлива (дрова) был недостаточен.

Пароход "Саванна"

28 мая 1787 г. американец Джон Фич получил исключительное право на использование в штате Пенсильвания построенной им барки с паровым двигателем. Вследствие несовершенства конструкции паровая барка Фича успеха не имела. Однако работа Фича не пропала даром, так как его опыт был использован позднее Фультоном при постройке первого практически годного парохода (подробнее о Фультоне см. в отделе «Жизнь замечательных людей», «ТМ» № 4 за 1933 г.).

30 мая 1895 г. немецкий изобретатель Карл Линде, известный своими работами в области холодильных машин, впервые демонстрировал публично аппарат для превращения в жидкое состояние атмосферного воздуха. Предложенный им способ оказался практически весьма удобным и экономичным, он давал возможность получать жидкий воздух в большом количестве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.