Таких машин нет и еще не было. В лучшей модели голландской сортировочной «Трансорме» за клавиатурой все же сидит человек и, наигрывая на клавишах, направляет письма по адресам-клеткам.
«Тека» делает все сама. Письма (на которых адрес нанесен особым способом) кладутся на платформу, нажим кнопки включает стартстопный механизм, и ролик, зацепляя одно письмо за другим, тащит их в горло машины. Другой ролик-контролер держит в это время нетерпеливые конверты, строго пропуская их в порядке живой очереди.
Ролик проводит письмо перед окошечком, освещенным проекционной лампой. Через сильные линзы отражение лица конверта падает на глаз и мозг машины — цезиевый фотоэлемент.
Затем начинает работать следующий орган машины — сортировка. Реле включает этот орган, и когда фотоэлемент прочел и сообразил, куда отсортировать пакет, второе реле включает и открывает нужную дверь сортировки. Строгость фотоэлементов известна, письмо фуксом не проскочит — его пустят только в ту дверь, которая соответствует адресу.
Таковы органы этого мыслящего машинного тела. Дешифратор — читающий адрес; кишка—лента, по которой ползет письмо, и транспортер. несущий после сортировки разобранные письма по адресным клеткам. В том опытном экземпляре машины, который изобретатели Юрьев, Масленников и Мороховский выставили в Политехническом музее против будущего производственного эталона машины не хватает только одного органа — «запоминающей» части. Это будет механизм, который позволит письмам итти быстрее, чем сейчас. Сегодня письма идут друг за другом с некоторым интервалом, им, фигурально выражаясь, нельзя наступать друг другу на пятки, и пока дверь сортировки не захлопнулась за одним, другое должно ждать очереди. При включении запоминающей части, письма смогут одновременно расходиться по нескольким распахнувшимся дверям.
Сортировка писем — самый трудоемкий и канительный раздел почты. Хотя на сортировку (их две: предварительная по направлениям и окончательная по пунктам назначения) ставят самых квалифицированных работников, здесь еще высок процент брака. Ни один жюльверновский Паганель не знал так географию, как должен ее знать сортировщик — в его мозговом каталоге каждому городу, селу, местечку должен соответствовать поезд, направление, номер почтового вагона.
Если сортировщик, на-зубок вызубривший почтовое меню своей области, перебрасывается в другое место, — он должен учиться сызнова. Лучшие рекордсмены сортировки пропускают в час не более 1 700 писем на предварительной и 1 200 писем на окончательной сортировке. Машина производит сразу окончательную сортировку и без напряжения дает 40 тыс. писем в час — и это далеко не предел.
Машина "Тека", читающая адреса и сортирующая письма |
«Тека» неприхотлива. Она может работать в почтовом вагоне, ее можно поставить в автомобиле и тогда он будет привозить в каждом рейсе не груды мешков с почтой, а группы уже рассортированных писем.
Единственное требование «Тека» -— это адрес, написанный особым образом: адрес заменяется номером и выбивается машиной. При отправлении надо знать условный номер — индекс адресата. И это не так уж сложно — запоминаем же мы десятки номеров телефонов, да и в любом адресе, например: Москва, 17, Бабьегородский, 14. кв. 21 — кроме слов есть 4—6 цифр. В адресе для «Тека» слов не будет, останутся цифры.
Единственное, что нельзя заиндексировать, это фамилии, так как они представляют собой бесконечное, не поддающееся учету количество комбинаций. Фамилии придется писать от руки, но поскольку письмо на дом все равно принесет почтальон — это не усложнит доставки. Изобретатели предлагают изготовлять особые почтовые ящики: опуская письмо в ящик, вы опустите в него монету (марки при этой системе будут отмечены), нажмите нужную комбинацию кнопок и тем выбьете адрес.
Опытная модель скоро вырастет в машину, начнет пробовать свои силы по обслуживанию группы московских учреждений. Дальнейшие ее перспективы — обмен внутри города, между группой городов и возможный переход на автоматическую сортировку всей советской почты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий