С. ТРЕТЬЯКОВ
"Подводные мастера" — книга водолаза Золотовского о работе подводников, об учебе водолаза, о трудностях и исключительных эпизодах этого своеобразного ремесла, требующего очень большой физической силы и выдержки, ремесла, вырабатывающего у подводников совершенно исключительную внимательность, точность, хладнокровие.
Этому Золотовский несомненно обязан своему литературному наставнику поэту Маршаку, который, приняв над молодым автором литературное шефство, помог ему развернуть незаурядный талант рассказчика.
Я знаю читателей этой книги, которые заявляли. "Разве можно о "Подводных мастерах" всерьез говорить? Это же книга детская. Вот издала ее "Молодая гвардия" — невзрослое издательство, и самый рассказ ведется подробным простым языком, каким говорят с детьми". Это неверно. Золотовский пишет просто, но без специального упростительства. Это хорошо. Не остается недопонятых мест, книга удобно и просто укладывается в памяти. А простоте его поучиться неплохо.
"Всюду, где на карте синими пятнами обозначены моря, а синими линиями реки и каналы, —- работают водолазы — подводный цех".
Выражение "подводный цех" очень меткое, оно сразу определяет место пролетариев-подводников в нашем социалистическом государстве.
Развлекательная буржуазная литература любила рассказывать про водолазов небылицы, экзотику загадочности для пущего интереса. Эту экзотику Золотовский ненавидит и бьет. Вместо увлекательностей приключенческого выдумывания он рассказывает о подлинной работе и в ней оказываются вещи, для очень многих читателей захватывающе интересные.
Вот водолаз опускается с горящей автогенной горелкой в воду и огнем перерезает под водой железо.
Вот его поднимают с большой глубины с многоминутными остановками через каждые несколько метров. Под гигантским давлением у него в крови растворился азот, если его вытащить сразу — кровь его вскипит пеной и он умрет.
Вот он добывает на дне снаряды, пока наверху его товарищи, отстреливаясь, падают один за другими под белогвардейскими пулями.
У Вот он еще неопытный забыл "травить воздух", кивками головы выпускать его, нажимая на клапан. Его раздувает, поворачивает вверх ногами и выбрасывает как пробку на поверхность.
А сколько раз, читая книгу, затаишь дыхание, когда Золотовский говорит до опасности, стерегущие водолаза.
Промывал струями воды туннель под затонувшим судном, а сзади туннель завалило — отрыли товарища полумертвого.
На стальных проволоках вокруг затопленной белогвардейской баржи "круглая смерть" — так зовут подводники мины. Водолаз осторожно перерезает, будто в саду ветки стрижет, не затронув страшилища, а когда мина отплывает, ее расстреливают из нагана.
Boт лом пролетает на волосок от водолаза. Этот лом упустил в прорубь рабочий при зимних работах.
Вот чуть не втянуло его в водопроводный сифон, обледенелую решетку которого водолаз пробил ломом.
И всюду человек знает о чем он рассказывает. Книга — это сгусток его собственной биографии.
Золотовский умеет видеть вещи и словами объяснять машины, аппараты рабочие приемы. Это большое умение, им не всякий писатель владеет.
И настолько увлекательны эпизоды и настолько интересен материал, что некоторой досадой воспринимаешь тон шутки-прибаутки, разлитый по повествованию. Похоже, будто автор, не веря в интересность своего материала торопится "подперчить его", как будто повесть выйдет недостаточно увлекательной, если рассказать ее простым и ровным голосом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий