Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

04 августа 2020

Диспетчер на производстве

П. КАПУСТИН

Наша партия концентрирует сейчас свое внимание на том, чтобы добиться решающих успехов в борьбе с канцелярско-бюрократическими методами производства.
Хозяйство наше чрезвычайно выросло, усложнилось. Усложнились и организационные задачи, и решать эти задачи нужно по-новому.
Доклад т. Кагановича на XVII партийном съезде указывает пути решения этих задач. Основное — это усиление внимания к низовому участку нашего хозяйства — предприятию, цеху, шахте и т. д., укрепление единоначалия и увеличение ответственности командира на производстве.
Диспетчеризация весьма помогает в реализации этих организационных задач.
В чем смысл диспетчеризации?
Прибор для отыскания на территории завода необходимого лица. Местонахождение какого-либо работника определяется с помощью стрелок, указывающих номер, присвоенный данному работнику
При существующих на наших предприятиях порядках мастеру или начальнику цеха приходится часто тратить огромное количество времени на решение таких вопросов, которые не имеют непосредственного отношения к техническому руководству цехом или производственным отделом предприятия.
Обследование загрузки мастера на отдельных предприятиях выяснило, что примерно половина рабочего дня мастера занята разрешением всякого рода мелочных вопросов, беготней за материалами, за инструментом, всякого рода справками в отделы, заводоуправление и т. д.
Размеры наших предприятий за последнее время чрезвычайно увеличились. И если подсчитать, сколько же километров приходится пройти мастеру за день, то получится весьма солидная цифра. На многих предприятиях получается так, что мастер больше бегает, суетится туда-сюда, а действительного толку от него нет никакого. Рабочий остается без совета, указания, его никто не научит, как правильно работать, никто не поможет ему, когда разладился станок и т. д. За машиной, за современным оборудованием нужен все время опытный глаз мастера. Нужно смотреть за температурами во всякого рода печах, которых так много на наших предприятиях, нужно очень внимательно наблюдать за производством той или иной операции, за качеством полуфабриката и изделия, за качеством работы той или иной установки, станка и пр. Словом, в условиях наших предприятий несравненно больше, чем когда бы то ни было, нужно, чтобы опытный мастер все время находился на своем производственно-техническом посту, как руководитель производства на данном участке.
Но у нас с этим считаются пока еще очень мало.
Предприятия наши имеют сейчас первоклассные машины, а управляем мы производством все еще по старинке, точно такими же методами, какими управляли производством 3 и 4 десятка лет назад.
Диспетчеризация потому так и приветствуется сейчас заводами, что она представляет собой первый шаг по пути усовершенствования методов управления предприятием.
Введение диспетчерской системы управления начинается с того, что все цели и важнейшие участки предприятия соединяются с центром предприятия, с руководством его современными средствами связи. Устанавливается такая система проволочной или беспроволочной связи, которая позволяет главному диспетчеру предприятия или директору его в любую минуту вести переговоры с любым участком предприятия. Можно вести эти переговоры так, чтобы одновременно в них участвовали диспетчеры или начальники нескольких цехов предприятия. Эта система связи позволяет вести заседания и совещания так, что все начальники цехов, диспетчеры, директор предприятия во время заседания остаются на своем рабочем месте, в то же время все они имеют возможность высказать свое мнение.
Естественно, что такая связь сразу же весьма значительно облегчает управление предприятием. Не нужно бегать из цеха в цех, в кабинет директора, в кабинет начальника отдела и т. д. Можно в любую минуту соединиться с любым пунктом предприятия, договориться по любому вопросу.
На диспетчеризированном предприятии такая связь осуществляется не только при помощи телефона или радио. В каждом цехе, в каждом отделе или пролете больших предприятий имеется специальная будка. В этой будке сидит, ни на минуту не отходя от своего места, диспетчер. Через диспетчера и осуществляется связь между различными частями предприятия. Но диспетчер — не просто связист, он — образованный человек, на многих предприятиях — инженер, хорошо знающий свое производство.
На столе или на стенках у диспетчера —  графики. На этих графиках указывается, как должен работать данный участок предприятия, сколько он должен выпустить деталей в час или в рабочий день, как должно работать оборудование данного участка на сегодняшний день, как должны использоваться рабочие и т. д.
Задача диспетчера следить за тем, чтобы все эти плановые задания данным участком строго выполнялись. Его задача — немедленно ликвидировать различные неувязки в работе данного участка, которые срывают выполнение плана.
Такому-то станку, скажем, не подали вовремя инструмент. Рабочий через специального связиста или особым сигналом сообщает об этом диспетчеру. Диспетчер немедленно звонит в раздаточную инструмента, чтобы сейчас же такому-то станку был подан нужный инструмент. Об исполнении его приказания ему должно быть сообщено немедленно.
Случилась какая-нибудь задержка с подачей материала на станок; не вышел рабочий, нужно его заменить другим; станок поломался и нужно срочно вызвать ремонтировщика, нет у рабочего чертежа или в чертеже допущена ошибка — во всех этих и многих других случаях диспетчер немедленно воздействует на соответствующий отдел, цех, заводоуправление, побуждая их принять соответствующие меры.
Там, где авторитет цехового или участкового диспетчера недостаточен, он обращается к диспетчеру завода, который и дает соответствующее приказание или сам непосредственно или прибегая к помощи технического директора.
В распоряжении диспетчера находится группа связистов. Каждый связист отвечает за определенный участок цеха или пролета, немедленно сообщая диспетчеру о всяких недостатках в процессе производства. На некоторых предприятиях вместо связистов на каждом участке предприятия ставится обычный телефон. Нужен рабочему инструмент, чертеж и т. д., — он идет к телефону и сообщает об этом диспетчеру.
На отдельных предприятиях вводят уже автоматическую сигнализацию. На заводе «Двигатель» в Ленинграде вводят напримep такую систему: у каждого станка имеется щиток, на щитке — определенное количество кнопок. Перед каждой кнопкой надпись, например: «Работе близится конец», «Требую транспорта», «Остановка из-за механического повреждения» и т. д. Если у рабочего поломался станок, он немедленно нажимает соответствующую кнопку. В тот же момент на щите цехового диспетчера появляется сигнал, показывающий, на каком именно станке произошла поломка. Если у станка зажглась электрическая лампочка — это значит, что диспетчер сигнал рабочего принял и рабочий может ожидать мастера или ремонтировщика. А мастер или ремонтировщик в свою очередь работают также по сигналу, но уже исходящему от диспетчера.
Такая система конечно сложна. Она далеко не везде может быть применена, да не везде, пожалуй, это и нужно. На многих предприятиях можно обходиться гораздо более простой системой. Важно лишь, чтобы диспетчер имел возможность каким-то образом быстро узнавать о различных неполадках, происходящих на его участке, и немедленно воздействовать либо на другой цех либо на кладовую, на чертежное бюро и т. д.
Диспетчер на Горьковском машиностроительном заводе им. Енукидзе отдает распоряжение по радио в цех
Что делает мастер при такой системе работы ?
Мастер в этом случае получает возможность сосредоточить все свое внимание на чисто технических и организационно-технических задачах. Ему незачем бегать из цеха в цех, в расчетную контору, в заводоуправление и т. д. за разрешением какого-либо мелочного вопроса. Все такие вопросы решаются через диспетчерскую связь. А мастер смотрит правильной работой станков и машин, инструктирует рабочих, проверяет качество обрабатываемого изделия, занимается изучением производственных навыков рабочего и пр. Мастер в этих условиях становится действительным производственно-техническим руководителем своего участка.
Диспетчеризация делает на наших предприятиях пока лишь первые шаги. На разных предприятиях подходят к ней по-разному. Конечно на таких крупных предприятиях, как, скажем 1-й ГПЗ им. Кагановича, приходится проводить одну систему, на других более мелких предприятиях — другую систему. Но суть этих систем одна и та же: предприятие вооружается современными средствами связи и сигнализации как проволочной, так и беспроволочной.
Все эти системы отличаются друг от друга только степенью технического вооружения диспетчерской связи. На одних предприятиях вводят лишь проволочную телефонную связь упрощенного типа, на других предприятиях наряду с проволочной связью применяется и радио. Одни предприятия считают для себя уже возможным ввести систему автоматической сигнализации и связи между станком и диспетчером, на других предприятиях ограничиваются системой связистов или простым телефоном.
Опыт применения диспетчерской системы управления на отдельных предприятиях, в частности на заводе им. Менжинского в Москве, на Калужском паровозо-ремонтном заводе и многих других, показал, что диспетчеризация дает весьма значительный производственный эфект. Так например на заводе им. Менжинского диспетчеризация позволила
техническому персоналу сосредоточить все свое внимание на производственных вопросах. Она дала возможность увеличить продуктивную работу у станка на 20 проц., способствовала значительному упорядочению всего производства в целом.
Однако нужно предостеречь от скороспелого, непродуманного проведения диспетчеризации у себя на предприятии. Никоим образом нельзя забывать, что диспетчеризация требует пересмотра всей системы планирования, учета и управления предприятием. Она может дать результат только в том случае, когда заранее будет проведена тщательная предварительная работа по приспособлению всего аппарата предприятия к новым задачам, если заранее будет намечен и соответствующим образом подготовлен штат диспетчеров, если будет своевременно смонтирована и опробована система связи.
Не нужно забывать, что на многих предприятиях люди, привыкшие работать по старинке, встретили диспетчеризацию в штыки. Поэтому переходу на новую систему управления должна предшествовать обстоятельная разъяснительная работа не только вообще о пользе диспетчеризации. Разъяснительную работу надо провести в порядке инструктажа, надо объяснить, что и как должен делать каждый работник предприятия, как он будет связан с диспетчерской службой, каким образом изменяются в результате диспетчеризации его обязанности и пр.
Диспетчеризация — это передовая, революционная система управления производством. Она стоит того, чтобы наш комсомол взял над ней шефство и вложил в проведение диспетчиризации столько же энтузиазма и энергии, сколько он вложил например в организацию новой формы социалистического соревнования — общественно-технического экзамена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.