Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

21 августа 2020

Из календаря мировой науки и техники, 1934-02

 2 февраля 1851 г. в г. Киль (Германия) произведено испытание первой немецкой подводной лодки, построенной по проекту изобретателя Вильгельма Бауэра. Испытание окончилось неудачно. Вследствие неравномерной нагрузки лодка затонула на глубине 17 м, где пролежала более 30 лет. В 1887 г. ее подняли дна и поставили в Берлинский музй.

Бауэр построил модель, новой подводной лодки, которую последовательно предлагал Австрии, Англии и Франции — везде модель была отвергнута. Наконец ему удалось построить подводную лодку в России. В течение 1856 г. лодка много раз погружалась под воду, но на 134-м опыте затонула. Лодка Бауэра приводилась в движение мускульной силой экипажа (6 человек).

Восемь лет спустя во время морского боя у Чарльстона подводная лодка «Давид» впервые в истории уничтожила военный корабль.

Подводная лодка Бауэра 1851 г. (на берегу).

2 февраля 1468 г. умер Иоганн Гутенберг, изобретатель книгопечатания. До Гутенберга печатание производилось с цельных досок, на которых был выгравирован текст. Гутенберг начал печатать с помощью отдельных выпуклых букв, из которых набирался текст. Это дало воэможность по отпечатании разбирать буквы, а затем производить новый набор. Изобретение Гутенберга произвело целый переворот в книгопечатании, так как упростило, ускорило и удешевило его во много раз. До середины XVI столетия было издано около 30 тысяч книг, в XIX в. — 6 миллионов, а за первые только 30 лет XX в. — свыше 5 млн.

Первый печатный станок Гутенберга

2 февраля 1801 г. англичанин Ричард Скотт получил первый патент на несгораемый ящик, который был сконструирован из двух железных коробов, вставленных один в другой. Пространство между стенками коробов было заполнено металлическими пластинками. Годом позднее появилось сообщение о другом несгораемом ящике. Пространство между его стенками изобретатель предложил набить пеплом. Большого распространения эти ящики не получили. Только через 35 лет начали входить в обиход несгораемые ящики, запатентованные англичанином Марром.

Железный несгораемый шкаф Гамбургского почтамта (1700—1850)—прообраз современных несгораемых шкафов

З февраля 1851 г. французский физик Леон Фуко произвел свой знаменитый опыт с маятником, доказавший вращение земли вокруг своей оси. Он подвесил на стальной проволоке медный груз весом в 28 кг. Под точкой привеса находился центр кружка с делениями. По краям его диаметрально одна против другой лежали две горки песка. С каждым колебанием острие маятника проводило след по песку. Во время колебаний маятник не менял .своей плоскости качания, а земля и вместе с ней кружок поворачивались на определенный угол. По черте, .проводимой маятником на песке, можно было узнать, насколько повернулась земля за истекшие время вокруг своей оси.

Опыт Фуко с маятником в парижском Пантеоне

4 февраля 1800 г. Джозеф Барнетт получил английский патент на первые пуговицы, не требующие ниток. Пуговицы имели ушки, которые пропускались через отверстия в ткани и закреплились с внутренней стороны проволочными колечками. Через несколько лет Барнетт предложил новый способ изготовления обуви. Он прибивал подошву гвоздями. До этого подошву пришивали дратвой.

5 февраля 1924 г. в Европе впервые была принята радиопередача из Америк и английские радиостанции транслировали программу американской станции в Питтсбурге.

6 февраля 1877 г. русский изобретатель П. Н. Яблочков получил в Англии патент на прибор для электрического освещения, известный под именем «яблочковой свечи». В то время для электрического освещения применялась исключительно вольтова дуга. Концы двух угольных электродов устанавливаются на весьма близком расстоянии друг от друга. Для равномерного горения расстояние между углями приходится все время регулировать. Это требует довольно сложных и дорогостоящих регуляторов. Яблочков устранил необходимость в регуляторах. Он поставил угли рядом, разделив их только изолирующей прослойкой из гипса и тяжелого шпата. Прослойка постепенно сгорает вместе с углями.

Свеча Яблочкова

8 февраля 1932 г. началось строительство железнодорожной магистрали Москва — Донбасс. Донецкий уголь будет доставляться в Москву кратчайшим путем Отдельные участки этой магистрали будут сданы в эксплоатацию уже в 1934 г.

По плану второй пятилетки намечена постройка новых ж.-д. магистралей: Караганда—Балхаш, Уфа—Стерлитамак, Рубцовка— Риддер, Томск—Чулым и др.

10 февраля 1847 г. родился знаменитый американский изобретатель Томас-Альва Эдисон. Еще в юношеском возрасте он изобрел способ одновременной передачи четырех телеграмм по одному проводу. Эдисону принадлежат также усовершенствования электрической лампочки, телефона, киноаппарата, патент на фонограф (говорящая машина), изобретение и усовершенствование множества различных электрических машин и приборов. Общее количество полученных им патентов превышает 1 000.

Томас Эдисон

12 февраля 1892 г. француз Були сделал заявку на изобретенный им фотоаппарат, позволяющий производить несколько снимков подряд. Були использовал эти снимки для проектирования «движущихся картин». Название «кино» (или «синема») происходит от этого патента, в котором было впервые применено выражение «синематография». Однако начало современной кинематографии надо считать лишь со времени изобретения бр. Люмьер (патент от 13 февраля 1895 г.) фотосъемки на ленточную пленку.

13 февраля 1782 г. в гибралтарском морском сражении между англичанами и французами были применены пловучие батареи — изобретение француза Аркон. Это были гребные суда, по одному борту которых расставлялись пушки, прикрытые навесом из литого железа. По другому борту для равновесия помещалась свинцовая нагрузка. Для защиты от зажигательных бомб противника верхняя палуба судна все время поливалась водой специальной насосной установкой. Несмотря на эти ухищрения, англичане уничтожили все 11 батарей французов, забросав их зажигательными бомбами.

Восемьдесят лет спустя 18 февраля 1864 г. один из первых военных кораблей в Европе с броневой обшивкой башенного типа, небольшой датский корабль «Рольф Кракс», попал под жестокий обстрел со стороны прусаков, получив 60 попаданий гранатами. Броневая обшивка не имела ни одной пробоины.

Французские пловучие батареи перед Гибралтаром в 1782 г.

17 февраля 1818 г. француз Динёр получил патент на «беговую машину». Машина Динёра была сделана по тому же принципу, что и первая беговая машина Карла Дрэя. Это был деревянный брусок с двумя колесами, на котором ездили верхом, отталкиваясь ногами от земли. Динёр назвал свою машину велосипедом. Широкое распространение велосипеды получили лишь в конце XIX в. с применением резиновых шин и шариковых подшипников.

"Беговая машина" Дрэя - прообраз аелосипеда

18 февраля 1930 г. состоялось открытие нефтепровода Баку—Батум, протяженностью в 822 км. Пропускная способность нефтепровода — 1,6 млн. т нефти. Это один из крупнейших нефтепроводов в мире. Во второй пятилетке намечено строительство нефте- и продуктопроводов общей протяженностью в 4 тыс. км.

19 февраля 1473 г. родился знаменитый польский астроном Николай Коперник. Смелая мысль Коперника о том, что земля вращается вокруг солнца, а не покоится неподвижно в центре вселенной, произвела революцию в мировоззрении той эпохи. Учение Коперника нанесло сильнейший удар по религиозным предрассудкам. Церковь долго и жестоко преследовала последователей его учения.

22 февраля 1854 г. английский инженер Джемс Бойдэлль получил патент на паровую повозку. На ведущем колесе для лучшего сцепления с грунтом было сделано шесть «ног». Эта машина применялась при осаде Севастополя. Англичане пользовались ею для перевозки тяжестей по крымским горам.

24 февраля 1891 г. немцы братья Маннесмани получили патент на изготовление и калибровку тянутых труб. Такие трубы имеют сейчас большое применение в качестве строительного материала. В истории металлических труб интересно и другое изобретение, сделанное в 1825 г. англичанином Уайтхаузом. Последний предложил первый практически годный способ для массовой выработки кованых железных труб.

25 февраля 1688 г. родился Рене Антуан Реомюр, французский физик и натуралист. Имя Реомюра широко известно благодаря изобретенному им спиртовому термометру со шкалой, разделенной на 80 г радусов. Реомюр усовершенствовал производство стали и нашел способ изготовления матового стекла, названного в честь его «реомюровским форфором».

28 февраля 1893 г. известный немецкий изобретатель Карл Бенц получил германский патент на способ управления передними колесами автомобиля, общепринятый и в настоящее время. Для поворота машины поворачивается не вся передняя ось на шкворне (как в телеге), а лишь концы оси, шарнирно связанные с ней. Интересно отметить, что совершенно такой же способ был запатентован в Германии изобретателем Лаккенспергер еще в 1816 г.

Паровой автомобиль Гарнея 1825 г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.