Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

03 августа 2020

От техминимума к лучшему в мире подшипнику

С. ЗАХАРОВ

В июле прошлого года комсомольская организация Первого подшипникового завода им. Кагановича начала проводить в наиболее решающем и наиболее прорывном кузнечном цехе общественно-технический экзамен. В короткий срок экзамен из кузнечного цеха был перенесен в другие цехи завода, охватив основные группы рабочих решающих профессий и квалификаций.
Прошло семь месяцев работы по экзамену.
Каковы же итоги экзамена на «Шарикоподшипнике»?
Во-первых, экзамен вызвал колоссальную тягу комсомольцев, молодежи и взрослых рабочих к техническим знаниям, к раскрытию тайн «Аяксов» и «Газенклеверов», автоматов «Шоя» и «Питлера».
Во-вторых, экзамен явился действительной школой основных и необходимых культурных навыков в работе, в организации своего рабочего места.
В-третьих, экзамен стал школой подготовки квалифицированных кадров из среды лучших ударников производства, сдавших экзамен на «отлично».
В-четвертых, экзамен установил тесную смычку комсомола, рабочей молодежи с инженерно-техническими работниками завода на новой производственно-технической основе.
В-пятых, экзамен явился одним из решающих средств коммунистического воспитания рабочих в их борьбе за освоение техники, за поднятие производительности труда; он «заставил» каждого рабочего гласно отчитаться перед всем коллективом о своей работе, об освоении техники своего конкретного дела, он раскрыл лицо каждого рабочего, перед своим коллективом выдвинул передовых, подтянул отстающих и разоблачил лодырей.
Можно, не преувеличивая, сказать, что «Шарикоподшипник» превратился во всесоюзную лабораторию опыта организации и проведения экзамена.
Сейчас комсомол «Шарикоподшипника» подходит к финишу своей большой и блестящей работы по экзамену. Около 3 тыс. человек прошло через экзамен, и еще столько же пройдут в ближайшее время. Из 2 905 человек, прошедших экзамен, сдало на «отлично»— 900 человек, на «хорошо»—1 тыс., на «удовлетворительно» —700. Не сдало экзамен 200 человек.
Перед комсомольской организацией встал вопрос: что делать дальше, как организовать работу со сдавшими экзамен? Какую цель поставить во втором туре общественно-технического экзамена?
В первом туре цель экзамена заключалась в овладении минимумом технических знаний, установленным правительством и обязательным для всех рабочих, обслуживающих сложные установки, агрегаты и механизмы. Сейчас этот минимум в той или иной степени освоен («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Первый этап экзамена пройден. Он явился решающим средством в борьбе с аварийностью и поломками оборудования в цехах завода, в деле поднятия производительности труда, но он не разрешил полностью все задачи освоения техники производства высококачественного подшипника. По целому ряду качественных показателей наш подшипник уступает подшипникам, выпускаемым иностранными фирмами.
«Шарикоподшипник» должен обогнать заграничные предприятия по качественным показателям и дать наиболее долговечный, бесшумный и точный подшипник. Из этой конкретной задачи и определились цель и содержание второго тура общественно-технического экзамена. Комсомол завода выбросил лозунг: «Дать лучший в мире подшипник!».
На заводе есть все необходимые условия для разрешения поставленной задачи. По своей технической вооруженности завод не уступает лучшим однородным заводам капиталистических стран. Это первое условие. Готовность комсомольцев, молодежи и всего рабочего коллектива к борьбе за овладение высотами техники, к борьбе за первенство в мире по качеству выпускаемой продукции —  второе условие. И наконец принципиально отличное положение нашего рабочего от положения рабочих капиталистических стран: там рабочий работает на капиталиста, ради получения последним большой прибыли, у нас рабочий работает на себя, для своего класса, для своего социалистического строительства. Это третье условие в конечном счете является решающим. «Из всех орудий производства наибольшую производительную силу представляет сам революционный класс» (Маркс «Нищета философии»).
Вот те условия, которые при правильной организации обеспечивают успешное проведение второго тура экзамена на лучший в мире подшипник.
Но что нужно сделать, чтобы выполнить основную задачу второго тура экзамена? —  Во-первых, освоить технические нормы, обеспечивающие выпуск деталей каждым агрегатом, бригадой, пролетом, цехом, выпуск заводом подшипника лучшего в мире качества.
Каждый рабочий на своем станке, наладчик группы станков и мастер в цехе обязаны освоить эти нормы. Инженерно-технические работники завода разрабатывают для каждого цеха и каждой операции новые технические нормы, соответствующие высшему качеству продукции. На основе этих норм будут разработаны инструкции, определяющие метод, режим работы и особенности процесса производства.
Листовка выездной редакции газет "Путь индустриализации" и "Молодая гвардия" о техэкзамене на Николаевском з-де им. Марти
Весь подшипниковый парк разбивается на четыре основные группы: шариковые подшипники, роликовые, конические и хайтовские. По этим группам устанавливается примерная очередность проведения экзамена. Это даст возможность сконцентрировать наибольшее количество лучших инженерно-технических работников попеременно на всех группах подшипников.
Второй тур общественно-технического экзамена охватит рабочих, наладчиков, мастеров всех цехов, через которые проходят детали подшипника и в которых изготовляются инструменты, запасные части оборудования. Экзамен будет проходить также и в цехах, решающих качество ремонта станков и машин.
На заводе организуются кружки технической учебы, кружки по подготовке наладчиков, бригадиров, мастеров, организуется школа среднетехнического образования. Во всех кружках и школах помимо изучения деталей отдельных машин, кинематики станка, обязательно будут изучаться новые, более высокие технические нормы, обеспечивающие выпуск лучшего в мире подшипника.
Заводской комитет ВЛКСМ разработал уже детальный порядок проведения второго тура экзаменов.
Квалификационная комиссия устанавливает эталоны и технические условия на каждую операцию и передает их ОТК для систематического контроля и определения качества продукции, сдаваемой каждым рабочим.
Каждая бригада сообщает квалификационной комиссии за 5 дней до сдачи о своей готовности сдавать второй тур экзамена. Оперативная группа заготовляет на сдающих производственную характеристику.
В первый день экзамена квалификационная комиссия проверяет сдающих, степень их теоретических знаний и практических навыков по особой инструкции, в которой указываются нормы требований.
Оценка знаний и навыков товарищей, сдающих экзамен, происходит то четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Если какая-либо бригада экзамена не сдаст, то через некоторое время она должна пройти экзамен вторично.
В последующие дни сдающие экзамен практически осуществляют у своего рабочего места нормы, указанные в инструкции. Продукция, выпускаемая сдающими, проверяется специальным контролером.
Во втором туре экзамена особые требования предъявляются наладчикам, бригадирам, мастерам, начальникам пролетов и цехов. Они считаются сдавшими второй тур экзамена только в том случае, если их участок полностью выполнил технические требования по качеству и сдал теорию, установленную по новым нормам.
О результатах прохождения экзамена квалификационная комиссия оповещает в конце каждого месяца.
Методическое руководство экзаменом осуществляет техпроп завода.
Для того чтобы сдать экзамен второго тура, рабочий должен, во-первых, выполнить технический минимум по качеству, выполнить свой промфинплан, добиться образцовой чистоты и правильной организации своего рабочего места. Кроме того непременным условием сдачи экзамена является регулярная и систематическая учеба в каком-либо техническом кружке.
На заводе организуются и работают самые разнообразные кружки: по изучению рабочего места, различные тематические кружки, предметные кружки, инициативные группы и т. п.
Интересно отметить, что квалификационная комиссия имеет право изменить установленную оценку, если после экзамена у рабочего падает производительность труда, снижается качество и количество продукции. Такой порядок выводит экзамен из рамок более или менее кратковременной кампании и делает его средством закрепления достигнутых успехов в области практической и теоретической учебы.
Таковы основные контуры второго тура общественно-технического экзамена на заводе «Шарикоподшипник». Несомненно, что практика самой работы по проведению экзамена будет вносить в этот план некоторые изменения и дополнения.
Большая и ответственная задача, которую поставил перед собой комсомол «Шарикоподшипника» во втором туре общественно-технического экзамена, не может быть решена силами только одного завода. Для ее решения потребуется привлечение комсомольских организаций и инженерно-технических сил заводов-поставщиков, а также комсомольских организаций и работников научно-исследовательских институтов.
Заводы, поставляющие подшипниковую сталь, обязаны давать ее по новым более высоким нормам. Все условия для выполнения этих норм заводы-поставщики имеют. Комсомольцы и рабочая молодежь «Шарикоподшипника» предъявляют комсомольским организациям заводов-поставщиков счет на новые нормы. Счет этот должен быть оплачен, так как от этого в значительной степени зависит — дадим мы или нет лучший в мире подшипник.
В чем же состоят особенности второго тура общественно-технического экзамена, проводимого комсомолом завода «Шарикоподшипник»?
Второй тур общественно-технического экзамена является исключительно добровольным делом каждого рабочего, в отличие от учебы первого тура, когда осваивался обязательный технический минимум.
Второй тур экзамена с самого же начала охватывает все возрастные группы рабочих. Взрослые рабочие проходят второй тур в большем количестве по сравнению с первым туром.
Второй тур экзамена является по своему существу конкретной формой соревнования между последовательно-социалистическим предприятием и капиталистическими фирмами, выпускающими аналогичную продукцию, — в этом политическое значение второго тура экзамена.
Второй тур будет непосредственно влиять на производственную работу заводов-поставщиков. В этом смысле экзамен второго тура выходит далеко за пределы завода «Шарикоподшипник».
Успешное доведение до конца этого весьма интересного начинания комсомола «Шарикоподшипник» требует от комсомольской организации завода весьма четкого и гибкого организационно-технического руководства, требует максимальной помощи заводу со стороны Московского городского и Пролетарского районного комитетов ВЛКСМ. Только при этом условии мы завершим победно второй тур общественно-технического экзамена и дадим лучший в мире подшипник.

Партия будет воспитывать молодые кадры, поддерживать их и вести их вперед
С. Орджоникидзе
Из речи на XVII съезде ВКП(б)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.