Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

05 июля 2020

Начало биографии

ВИКТОР БЕЛЯЕВ

Эта только что начавшаяся биография накрепко связана с машиной, с механизмами. Блестящие, подвижные они снились ему в детстве, потом послушно двигались под его руками и теперь изменяются, рождаются в его голове.
Сначала он был слугой машины. Когда поезд подходил к Кременчугскому вокзалу, машинист высовывался из окна и, отыскав взглядом беспризорную братву, кричал: «Митька-а-а, пойди сюда». Митька со всех ног бросался к паровозу и усердно часами обтирал вспотевшие дышла, колеса, цилиндры, забирался на верх, елозил с тряпкой в руках по горячему котлу. Иногда среди работы он замирал перед каким-нибудь особенно хитрым сцеплением рычагов и гаек... Понемногу машина раскрывала свою непонятную силу.

Братва, выгнанная голодом, «шалалась» по всему Югу. В этих странствованиях Митьке первый раз удалось перехитрить машину. Все беспризорники ездили под вагонами. Там они были на виду, — их сразу снимала железнодорожная охрана. Митька, хорошо знавший все закоулки паровоза, смело забирался под котел, клал на борты цилиндров несколько досок и пристраивался на них. Однажды зимой пришлось ехать без досок, кое-как прижавшись спиной к одному цилиндру и упершись ногами в противоположный бок. Сзади жгло, снизу несло холодом. Митька долго крепился, пока стало совсем невтерпеж. И вот, хорошо зная расположение подвижных и неподвижных частей, он по раме, сзади колес, на полном ходу выбрался наверх к озадаченному машинисту.
Изобретатель Дмитрий Оника
Так проходило детство. Но все чаще тяжело вертелся в голове вопрос: кто он? — Подкидыш, вожак кременчугских беспризорных. Что с ним станет? Митьку тревожила эта неотвязная мысль.
Один раз в январе Кременчуг прорвался тревожным ревом паровозов и фабричных гудков и дрожал от гула несколько минут. Пораженный Митька побежал к вокзалу. Тут ему объяснили, почему на флагах черные ленты и кто такой был Ленин. Около железнодорожного клуба строились в колонны рабочие-грузчики. Митька, минуту поколебавшись, встал в строй. Ничего, никто не окрикнул... Так Митька первый раз в жизни шагал вместе с революцией. После митинга в клубе, он зачастил туда, узнал ребят, непохожих на него... Кременчугские беспризорники потеряли вожака.

Дни в мастерской кустаря-кроватника, вечера — напролет в клубе. Скоро, привыкнув, он стал активистом и заправлял беспартийной молодежью. И только увидев в случайно открытую дверь комсомольское собрание, точно обжегшись, поспешно захлопывал ее, пока никто не заметит, — Митька стыдился прошлого, боялся — прогонят. Но как-то, поймав Митьку в коридоре, секретарь ячейки предложил ему подать заявление в комсомол. Митька сперва не поверил, потом задохнулся и, ни слова не вымолвив, выскочил из клуба... Комсомол засадил Митю за книгу, в ликбез, а через год направил в ФЗУ.
На бирже труда скромный бывший беспризорный неожиданно заупрямился. Он заявил, что «если не пошлют изучать какую-нибудь машину, то он вообще никуда не пойдет». Но его направили все-таки на деревообделочный завод, объяснив разгорячившемуся парню, что и там есть машинное отделение.
На заводе уже ничего поделать не смогли: Митя стал учиться 4 часа на столяра, а остальное время возился около паровой машины. Через полтора года Дмитрий Оника получил звание помощника машиниста и слесаря 4-го разряда. Теперь он управлял машиной, теперь, застопоренная поломкой, она нуждалась в его сноровистой уверенной руке.
Вопрос «что же завтра» исчез из головы. Стало видно Далеко вперед.
В 1930 г. лучшего общественника, комсомольцa-коммуниста товарища Онику послали в счет парттысячи в вуз. Ему, способному агитпропщику горкома, предложили избрать педагогический. Он наотрез отказался и послал заявление в Московский горный институт. Еще кривые строчки гласили, что он поступает только на электромеханическое отделение и больше никуда. На этот раз ультиматум был принят.
Прошел год терпеливого доучивания находу вместе с основной учебой. Оника поехал на практику на Краматорский машиностроительный завод. Теперь он умел не только управлять машиной, не только знал каждый ее винтик и рычаг, теперь технология металлов, химия, математика открыли ему еще более сокровенные «тайны» механизмов. Вместе с тем сказывалась деловитая, практическая хватка небалованного жизнью беспризорника.
Бригада института переходила из цеха в цех, работая в кузнице у молотов, в литейной на формовке, в механическом по ремонту станков. Здесь Оника впервые начал изменять механизмы, их отдельные детали и приспособления.
Рабочему на сверлильном станке нужна определенная глубина просверливаемого отверстия. Он то и дело выводит из него шпиндель и замеряет глубину отдельным стерженьком.
— Разве шпиндель не стержень? —  Удивляется Оника. — Нанесите на него градуировку и он сам будет вымерять. Это было первое «изобретение» Оники.
В литейной опоки (формы для литья) скреплялись круглыми скобами, которые вбивались на ушки нижней и верхней частей. Делать это нужно точно и быстро, чтобы металл не ушел через швы. Но рабочий вынужден каждый раз рыться в большой куче разнообразных скоб и подбирать подходящий размер. Оника, побившись неделю сам с этими скобами, предложил заменить их четырехугольными скобами с винтом—струбцинками. Струбцину надевают на ушки, затем завертывают винт, который крепко стягивает опоки. Это скрепляющее приспособление чрезвычайно похоже на лапки с винтом в домашней мясорубке. Его можно использовать для любой пары опок.
Так Оника стал рационализатором. В Москву Оника ехал, увозя с собой почетную грамоту и звание лучшего ударника завода.

Еще через год — долгожданная практика в механизированной шахте. К тому времени у Оники выработался строго критический подход к машине, навык добираться до самой сути механизма.
Работу шахты тормозили вагнеровские скреперные лебедки, гонявшие в лавах скрепера — большие ящики для выгребки вынутого угля. Чуть ли не ежедневно одна из семи лебедок ломалась. Вместо обычного треска и гула оживленной работы в лаве часами раздавались только жиденькие постукивания ремонтной бригады. За год лебедки съедали у шахты больше двух тысяч тонн угля.
Скоро Оника с глазу на глаз столкнулся с поломавшейся лебедкой. Заведующий шахтой отдал приказ: не подниматься на-гора пока ремонт не будет совершенно закончен. В лебедке поломалась фрикционная передача, сообщавшая движение вала попеременно то рабочему барабану, таскавшему на канате загруженный скрепер из лавы, то холостому, — возвращавшему его обратно. Вся система сцепления была запрятана внутри барабана, и, чтобы добраться до пружин и муфт, пришлось разбирать всю лебедку. На-гора поднялись только через сутки.
С этого случая Оника бросал всякую работу, если слышал, что где-нибудь стала лебедка, и спешил туда. Это ведь не сверлильный шпиндель — тут одной смекалкой сразу не возмешь, нужно было тщательно изучить все части, их назначение и взаимодействие. Оника твердо решил выполнить социалистический заказ угольной промышленности на усовершенствование лебедки «Вагнера». Нужно было как-нибудь улучшить тормоза, у которых то и дело стирались деревянные колодки, надо было выкинуть из сцепления пружину, постоянно заедавшую на валу, упростить на случай ремонта доступ к фрикционному устройству.
После целого дня возни в забое с «Вагнерами» Оника засаживался в общежитии за бумагу и тщетно старался что-нибудь придумать. Листы оставались чистыми.
Найти решение помог другой механизм. Один раз пришлось ремонтировать врубовку «Сулливан». Оника долго и внимательно рассматривал фрикционную передачу — целый ряд дисков, укрепленных через один то с внутренней стороны на валу, то с внешней —  в муфте. Пока врубовка в бездействии, они не касаются друг друга. Но вот врубовку пускают в работу. Муфта, приведенная в движение мотором, начинает свободно вращаться вокруг вала. Ее диски вращаются вместе с ней, проходя между дисками, укрепленными на валу. Затем посредством рычага передвигают муфту — оба ряда дисков сжимаются, и в силу трения вращение передается на вал.
Как и лебедка, врубовка имеет два хода — рабочий и холостой. Соответственно этому и две муфты. При включении одной выключается другая. Частые перегрузки врубовки благодаря такому сцеплению совершенно безвредны для мотора. Заела ли режущая цепь, затормозился ли вал — диски вращаемой мотором муфты начнут буксовать, скользить по дискам вала, пока цепь не прорежет твердое место. У лебедки как раз частые заедания пружины на валу, происходят тоже из-за перегрузки, только здесь это заедание пружины останавливает лебедку и требует ее разборки.
Главное было найдено. Через месяц на заседании техсовета шахтоуправления Оника выложил на стол проект новой лебедки. Недоверчивые к безусому изобретателю инженеры назвали этот проект «усовершенствованием лебедки Вагнера», по существу же это была совершенно новая конструкция.
Оника сократил размер лебедки; вместо двух больших шестерен по бокам поставил одну в середине. Каждый из барабанов благодаря сменной деревянной футеровке может быть большего и меньшего диаметра, другими словами, то рабочим, то холостым. Но самое главное, Оника сменил капризное и ненадежное сцепление, состоящее из муфт, тарелок и пружин, сцеплением дисковым, похожим на сцепление врубовки «Сулливан». Только роль муфты с насаженными внутри дисками он передал здесь барабану. У врубовки движение передается от муфты к валу, а в лебедке — от вала к барабану. Сбоку в барабан Оника предложил вдвигать при помощи рычага особую прижимную муфту. Она по всей окружности прижимает движущиеся диски вала к дискам барабана и тем самым включает последний в движение. В это же время диски холостого барабана расходятся настолько, что при убавленной силе трения он не вращается, а, наоборот, тормозится. Отдельный тормоз оказался ненужным.
Соцзаказ угольной промышленности был выполнен. Шахтоуправление наградило изобретателя почетной грамотой.

С практики Оника увез несколько обрывков кальки с черновыми набросками. Это были первые подступы к новой задаче. Ее нужно было во что бы то ни стало разрешить. Это был опять социалистический заказ.
Когда Оника в первый раз попал в забой, его поразила ненадежность крепления пластов. Деревянные стойки, поддерживающие кровлю, под тяжестью угольной породы вдруг начинают трещать, грозя вот-вот сломаться. Рабочие наскоро крепят пласт. Но не всегда даже чуткое и привычное ухо вовремя слышит в шуме врубовок этот предостерегающий треск. В длинных механизированных лавах обвалы особенно часты. Срывается добыча, иногда гибнут люди.
Уже в Москве между занятиями и общественной работой Оника разработал проект гидроэлектрической сигнальной стойки по управлению кровлей.
По первому варианту стойка выглядела довольно просто и в то же время неуклюже. В цилиндр, залитый водой, входит поршень-плунжер с винтом наверху, который можно подвинтить, как домкрат, под кровлю. С одной стороны из цилиндра отводится трубка к обыкновенному манометру. Он фиксирует давление кровли. С другой стороны на пружине устроен предохранительный клапан. При чрезмерном давлении он открывается и выпускает часть воды, не допуская разрыва основания стойки. Параллельно поршню установлена рейка с тремя контактами и цветными лампочками. Контакт на поршне, который опускается под давлением кровли все ниже и ниже, соединяется попеременно с контактом белой лампочки, зеленой, красной. Наконец, когда оседание кровли становится опасным, поршень достигает последнего контакта, — громкий и резкий звонок предупреждает рабочих о нарастающей опасности обвала.
Оника дал проект на отзыв специалистам, затем принес его на заседание научно-технического совета каменноугольной промышленности. Все сошлись на одном: идея хороша, но конструктивно надо подработать. Куда же годятся в условиях шахты выставленная наружу хрупкая рейка с тремя лампочками, обилие проводов, манометр с тонкой отводной трубкой, клапан. Все это быстро побьется, поломается, испортится. Оника собрал чертежи и ушел.
— Обидели парня, — сердобольно обронил кто-то.
Гидроэлектрическая стойка
по управлению кровлей
в угольных шахтах
—изобретение Д. Оники
Но парень не обиделся, недаром он прошел школу комсомола и с восемнадцати лет член партии. Дело было не в личной заинтересованности, а в наилучшем выполнении соцзаказа.
Доработав проект, Оника вскоре опять встал с мелком в руках перед научно-техническим советом. Профессора выслушали комсомольца и внимательно разглядели чертежи. Новая стойка совсем походила на большой домкрат. Все было запрятано внутрь. Снаружи остался только манометр. Его стрелка стала одновременно контактом, а по кругу делений протянулись контакты лампочек, помещенных тут же за стеклом. Сам манометр прилег вплотную к цилиндру. Жидкость от большого давления, грозящего разрывом основания, уходит не наружу, а в полость плунжера, куда поместился и клапан. Добавил Оника кое-что совсем новое: сирену вместо звонка, самопишущий прибор в кабинете заведующего шахтой, связанной проводом со стойкой и точно отмечающей движение кровли.
Профессора в один голос одобрили новый вариант.
Оба предложения Дмитрия Оники занесены Комитетом по изобретательству СТО в список особо важных изобретений.

Пока готовый проект ходил по различным инстанциям, Оника вечерами сидел за новыми набросками и схемами. Тут он впервые поступился ревниво оберегаемой тайной своей ночной работы. Случайно разговорившись с товарищем по институту Громанщиковым, он узнал, что тот также занят бичом шахты — «орлами». Эту диковину они оба хорошо знали. Когда Оника попал в шахту, он первым делом попросил показать ему «орла».
— Гляди! — крикнул шахтер и с силой рванул его в нишу, по счастию находившуюся рядом.
Мимо них по уклону, сорвавшись с бесконечного каната, с грохотом промчалась вагонетка с углем. Такие «орлы», отрываясь иногда целыми эшелонами, нарушают работу, вышибают крепь, калечат людей. Все приспособления для их ловли оказывались до сих пор ненадежными.
Оника предложил не ловить «орлов», а вообще не давать им летать. Для этого надо ставить удерживающие приспособления не вдоль бремсберга или уклона, а на самой вагонетке.
Вагон для перевозки угля с „орлоуловителем“ —  изобретение Д. Оники
Вскоре Оника совместно с Громанщиковым разработал «орлоуловитель». С одной стороны вагонетки на концы осей изобретатели надели храповики —  нечто вроде шестерен со срезанными и загнутыми в одну сторону большими зубьями. Над храповиками укреплены собачки. Когда цепь, прикрепляющая вагон к бесконечному канату, натянута, собачки несложной системой передачи держатся в висячем положении над храповиками. Как только цепь обрывается, собачки западают на зубья храповиков и препятствуют вращению колес. «Орлу» подрезали крылья. Это было выполнением третьего соцзаказа промышленности.
Оника далек от фантастики. Его изобретения выросли из повседневных нужд промышленности и легко переводятся на миллионы рублей экономии. Оника получил звание заслуженного изобретателя Союза и включен в Красную книгу почета — рапорт т. Сталину к XVI годовщине Октября. Но он не останавливается. Его влечет самое замечательное создание человеческих рук — самолет. Крылатый механизм еще недоступен. Но, чорт возьми! — ему еще только двадцать три года, биография изобретателя и конструктора только начинается.
Каждый вечер, проводив товарищей и распахнув на мороз окно, чтобы освежить комнату, Оника засаживается за чертежи, книги.... Над чем он думает, мы узнаем завтра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.