И. НОВИКОВ
VII Всесоюзная конференция ВЛКСМ поставила перед всей коммунистической молодежью нашего Союза боевую и ответственную задачу: дать во второй пятилетке каждому комсомольцу среднее образование. Октябрьский районный комитет комсомола (Москва) провел большую подготовительную и организационную работу по осуществлению этого задания.
Комитет выделил 10 крупнейших предприятий своего района, на которых обучение должно проходить в первую очередь. В число этих десяти опорных предприятий вошли: завод им. Дзержинского, Тормозной завод, типографии «Правды», «Известий» и «Крестьянской газеты», фабрика «Москвошвей» № 3, фабрики «Свобода» и др.
Единая зачетная книжка комсомольских школ среднего образования Октябрьского района в Москве |
Помимо этого бригады пропагандистов проводили индивидуальные беседы с отдельными комсомольцами, открывая тут же запись в школы среднего образования.
Молодежь с радостью встретила возможность пополнить свое образование, приобрести элементарные знания, необходимые культурному рабочему социалистического предприятия. В цехах и агрегатах появились новые агитаторы и пропагандисты среднего образования, — молодые рабочие и работницы вербовали своих товарищей по бригаде, пролету, цеху в организуемые группы. Так например слесарь сборочного цеха завода им. Дзержинского Катя Моисеева записалась одна из первых в школу и вовлекла еще 26 человек рабочей молодежи.
В результате проведения большой массово-политической работы на предприятиях района и индивидуального подхода к каждому комсомольцу и беспартийному производственнику на учебу записалось 5 955 человек, в там числе 3 тыс. комсомольцев.
По образовательному уровню всех записавшихся можно разбить на пять групп:
1. | Обучавшихся в средней школе | 8—лет | 400 | человек |
2. | Обучавшихся в средней школе | 6-7 лет | 920 | человек |
3. | Обучавшихся в средней школе | 4-5 лет | 2500 | человек |
4. | Обучавшихся в средней школе | 2-3 лет | 1823 | человек |
5. | Малограмотных | 312 | человек | |
ИТОГО | 5955 | человек |
Следующий этап работы — разбивка молодежи по группам и организация школы, действительной школы среднего образования на самом производстве. При комплектовании отдельных групп на предприятиях были созданы испытательные комиссии из педагогов и представителей комсомольских и партийных организаций. Эти комиссии проверяли знания каждого поступающего по математике, родному языку, политграмоте и другим предметам. Массово-разъяснительная работа придала учебе настолько серьезный политический, характер, что каждый поступающий считал делом своей чести попасть в комсомольскую школу среднего образования.
***
Разумеется, без привлечения квалифицированных научно-технических сил немыслима правильная и удовлетворительная работа по обучению рабочей молодежи. Райком комсомола обратился за помощью к инженерно-техническими работниками предприятий, студенчеству и профессорско-преподавательокому составу вузов и втузов, расположенных в Октябрьском районе.
На этот призыв одним из первых откликнулся коллектив сельскохозяйственного института им. Тимирязева.
Комсомол в лице VII Всесоюзной конференции ВЛКСМ принял важнейшее политическое решение: каждому комсомольцу—среднее образование. Поистине историческое решение стало возможным только на основе успешного осуществления генеральной линии партии, воплощенной в гигантах нашей индустрии, в тысячах совхозов, МТС, в десятках тысяч колхозов.Учитывая всю важность задачи овладения техникой во второй пятилетке и создания условий для ликвидации разницы между физическим и умственным трудом, мы — профессора, научные работники, преподаватели и студенты Сельскохозяйственного института им. Тимирязева — считаем своим долгом принять непосредственное практическое участие в этом великом и почетном деле.Мы обязуемся: вести преподавание и консультацию в школах среднего образования рабочей молодежи Октябрьского района Москвы, выделить из нашего аудиторного фонда для работы школ необходимое количество аудиторий, предоставить возможность слушателям школ пользоваться нашей библиотекой учебных пособий, лабораториями и лабораторным оборудованием.Мы призываем всех профессоров, преподавателей и студентов Советского союза последовать нашему примеру и вызываем на соцсоревнование по организации и качеству учебы комсомольских школ среднего образования следующие вузы Октябрьского района: Химико-технологический институт им. Менделеева и Энергетический институт связи, Институт электрификации и механизации сельского хозяйства, Институт водного хозяйства и Институт крупного мясо-молочного хозяйства.Арбитром соревнования просим быть Октябрьский районный комитет ВЛКСМ и газету „Комсомольская правда“.Почетный акад. И. А. Каблуков. Акад. В. Р. Вильямс. Директор с.-х. института им. Тимирязева А. Бурдуков. Профессора: Бушинский, Чижевский, Кульман, Якушкин. Доценты: Платонов, Гуревич, Порошков. Рындина. Ассистенты: Шишин, Макаров, Бойко, Груздев, Черничкина. Группа студентов старших курсов: Гвалия, Маруашивили, Гриценко, Лурье, Веденов, Тодор, Коновалов, Ромашков.
Высокое качество учебы в комсомольской школе зависит в первую очередь от подбора кадров преподавателей. Райком уделил этому весьма большое внимание. Были приглашены лучшие преподаватели из школ ФЗУ, ФЗС и вузов. Большинство преподавателей проявило огромный интерес к занятиям е рабочей молодежью, некоторые уже с самого начала повели свою работу методами соцсоревнования и ударничества. Доцент с.-х. института и зав. кафедрой математики т. Рындина, входящая в состав инициативной группы, взяла на себя следующее обязательство:
«Беру на себя руководство разработкой программ для курсов и преподавание математики в одной из групп. Организуя весь состав кафедры на эту работу, вызываю кафедру физики».
Студент того же института Акулов взял на себя обязательство преподавать в комсомольской школе русский язык и вызвал студентов 3-го курса. Комсомолец Гриценко принял этот вызов и взял на себя одну из групп рабочей молодежи...
На первый взгляд второстепенный, но в самом деле весьма важный вопрос — это подыскание для школ соответствующих помещений, аудиторий, где учеба могла бы протекать в нормальной обстановке, способствующей серьезным и интенсивным занятиям. Здесь возникло немало затруднений. Но райком комсомола провел большую работу по закреплению за комсомольскими школами среднего образования аудиторного фонда. К началу занятий каждое предприятие получило вполне сносное помещение. Для этого были использованы прежде всего школы ФЗУ, свободные заводские помещения, частично школы ФЗС.
Каждая группа была обеспечена такими мелкими, но вполне необходимыми принадлежностями, как мел, доски, тряпки, чернила; карандаши, ручки. Кроме того каждого слушателя необходимо было снабдить учебниками и тетрадями. Комсомольские ячейки провели сбор макулатуры и сдали ее в обмен на тетради. Например фабрика «Москвошвей» № 3 взамен сданной макулатуры получила 5 тыс. тетрадей. Точно так же был проведен сбор учебных пособий в школах ФЗУ и ФЗС и среди студенчества.
По подсчету райкома расход на каждого учащегося в год должен колебаться в пределах от 85 до 100 руб. Необходимые средства были отпущены хозяйственными организациями и райпрофсоветом.
Вся организационная работа была закончена к XIX МЮД. Шесть тысяч человек молодежи 10 предприятий приступили к учебе.
Каждая школа занимается четыре раза в декаду по четыре академических часа в день. Пятый день декады отведен по всему району специально для техминимума; в этот день непосредственно в цехах проходит техническая учеба, каждый молодой производственник изучает свой станок, агрегат, технологические процессы конкретного рабочего места и т. д.
Успешность работы комсомольской школы во многом зависит от правильной постановки не только общего учета, но и главным образом индивидуального учета каждого слушателя, его посещаемости, академической успеваемости и т. д. С этой целью в районе была введена единая зачетная книжка слушателя школы среднего образования, из которой в любой момент можно получить сведения об академической успеваемости каждой группы.
За общую работу комсомольских школ целиком отвечает райком комсомола, за методическую часть ответственность возложена на отдел рабочего образования райсовета.
Каждая школа имеет своего заведующего, утвержденного бюро РК ВЛКСМ. Все завшколами и зав. учебной частью — коммунисты или комсомольцы, получившие высшее образование. Во всех школах созданы школьные советы и ученическое самоуправление. Группа избирает своего старосту и комсомольского организатора, а там, где имеются члены партии, еще и парторга. В школах развернуто соцсоревнование и ударничество на лучшее овладение учебным материалом, на регулярное посещение занятий и строгую дисциплину.
К 15-летию комсомола в районе организовано еще 10 новых школ среднего образования. Это позволило увеличить число обучающихся до семи с половиной тысяч человек.
Хорошая успеваемость обучающихся в большой степени зависит от домашней проработки предметов. Однако не все имеют возможность продуктивно заниматься дома, в одном случае из-за отсутствия подходящих условий, в другом случае из-за неумения вести самостоятельную проработку материалов. Поэтому в помощь учащимся райком организовал колонну в 500 человек студентов-консультантов. К каждому консультанту прикреплено по пяти слушателей. В определенные дни и часы консультант приходит на производство, в цех, в красный уголок, в библиотеку или же в общежитие и проводит индивидуальные занятия с комсомольцами. Каждый консультант снабжается программой, учебным планом, методической разработкой и учебными пособиями. Заведующий учебной частью и преподаватели указывают консультанту на слабые стороны прикрепленных к нему слушателей. Помимо этого со всеми консультантами проводятся систематические семинары по методическим вопросам.
Совершенно особо проводится работа с теми комсомольцами, которые должны пойти в высшие учебные заведения, но которые не имеют для этого достаточной подготовки. Для таких товарищей райком комсомола организовал две школы: одну при институте им. Менделеева и другую при Тимирязевском сельскохозяйственном институте. В обоих школах без отрыва от производства обучается 500 человек комсомольцев и рабочей молодежи. Они занимаются в прекрасно оборудованных лабораториях, их обучают профессора, доценты и наиболее сильные студенты.
Стенгазета комсомольской школы среднего образования комбината „Правда" |
Райком комсомола поставил сейчас перед собой две основные задачи: во-первых, организационно закрепить имеющиеся 20 школ и, во-вторых, развернуть энергичную борьбу за высокое качество учебы, эа проведение полезных и содержательных уроков, за превращение школы в культурную комсомольскую школу среднего образования.
В связи с этим райком комсомола проводит районный конкурс на лучшую школу, на образцовую группу, на лучшего комсомольского организатора группы, на лучшего педагога.
Цель конкурса не только в мобилизации всех сил на лучшую академическую работу, вместе с тем конкурс должен мобилизовать каждого комсомольца и молодого рабочего на разрешение основных производственных задач, на выполнение промфинплана, на освоение новейшей техники производства, на повышение производительности труда, на ликвидацию брака. По всем показателям этой работы Октябрьский район Москвы соревнуется с Володарским районом Ленинграда.
Комитет комсомола Октябрьского района сумел охватить учебой все основные группы рабочей молодежи на выделенных опорных предприятиях. Огромную поддержку и конкретную деловую помощь в этой работе комсомольская организация получила от районного партийного комитета. Несомненно, что и при дальнейшем руководстве партийных организаций комсомол Октябрьского района сможет с честью выполнить возложенную на него ответственную задачу—получить среднее образование.
Комментариев нет:
Отправить комментарий