Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

29 июня 2020

Наши задачи

М. КАПЛУН

1933 г., первый год второй пятилетки, принес новые, невиданные победы в строительстве социализма, в освоении гигантов социалистической индустрии.
Вступившие в этом году в строй Уральский завод тяжелого машиностроения, Челябинский завод гусеничных тракторов, вторая очередь завода «Шарикоподшипник» являются крупнейшими предприятиями, оснащенными первоклассным оборудованием и. новейшей аппаратурой.
В пусковой период вступил Луганский паровозостроительный завод, превосходящий по своей мощности и технической вооруженности лучшие паровозостроительные заводы Европы.
В электрификации промышленности мы обогнали уже Англию и Германию и догоняем Америку. Уже к концу 1932 г. наша промышленность была электрифицирована на 71,2% проц., промышленность же Соединенных штатов в лучший для не предкризисный 1929 год была электрифицирована на 78,3 проц.
В области сельскохозяйственного машиностроения мы и по объему и по техническому уровню уже перегнали все передовые капиталистические страны, заняв первое место в мире.
Выполнение промышленных планов передовых отраслей нашей промышленности сопровождается неуклонным повышением качества выпускаемой продукции.
Гигантский рост нашей промышленности позволил ввести машинную технику в сельское хозяйство и тем самым значительно ускорить темпы социалистического переустройства деревни, темпы колхозного строительства. Превратив Советский союз в страну самого крупного земледелия в мире, ликвидировав в основном кулачество как класс на базе сплошной коллективизации, наша партия ведет миллионы колхозников к зажиточной жизни.
Еще более грандиозные задачи стоят перед нами впереди. К концу второй пятилетки будет полностью завершена сплошная коллективизация, окончательно ликвидировано кулачество, единственной формой собственности будет общественная собственность, во много раз увеличится производство продуктов широкого потребления и питания, Советский союз станет самой мощной индустриальной страной в мире. Наш завтрашний день — это бесклассовое социалистическое общество.
Для успешного выполнения всех этих грандиозных задач необходимо прежде всего полностью освоить новейшую технику, проектную мощность наших промышленных гигантов, сложнейшее оборудование и технологические процессы. Все это требует от нас воспитания кадров квалифицированных и технически культурных работников наших предприятий.
Основное ядро большинства фабрик и заводов составляет рабочая молодежь. Ее роль в нашем производстве огромна. Крупнейшие предприятия первой пятилетки на 60 проц. укомплектованы молодежью.
Ленинский комсомол развернул под руководством партии огромную работу по повышению квалификации и технических знаний рабочей молодежи. Ленинский комсомол направляет ее энтузиазм и неистощимую энергию на большевистскую борьбу за освоение техники. В этой упорной борьбе необходимо использовать все средства, помогающие приобрести технические знания и практические навыки и конечно в первую очередь печать. Книга и журнал несомненно являются основными проводниками новейшей техники в широчайшие массы.

Журнал «Техника молодежи», являясь органом Центрального комитета комсомола, должен стать одним из его главных инструментов, помогающих рабочей молодежи в борьбе за освоение техники, и не только помогающим, но и направляющим эту борьбу на основе решений партии и комсомола.
Наш журнал должен научить рабочую молодежь наиболее рациональным и лучшим методам работы, повысить техническую грамотность молодежи и ее производственную квалификацию. Этого от нашего журнала требует прежде всего сама рабочая молодежь, комсомольцы, работающие на фабриках и заводах, производственный актив предприятий, другими словами, этого требует наш основной читатель.
Вот например одно из наиболее характерных выступлений на читательской конференции в Сталино формовщика Ткаченко:
«Я хочу знать, как можно использовать доменный газ и принцип действия газомоторов. Если вы говорите правду, что этот журнал для нас, то вы должны нас учить, учить стать хорошими горновыми, каталями, газовщиками, вальцовщиками и т. д. В этом самая главная задача журнала. Я хочу, прочтя ваш журнал, не просто стать развитее, а я хочу, прочтя ваш журнал, повысить свою квалификацию, работать по-ударному».
Подобные требования приходится слышать от подавляющего большинства наших читателей.
Удовлетворить это ясное и четкое требование в журнале не узко специальном, а общетехническом, межотраслевом, представляет огромные трудности. Для этого необходимо выбрать из всех областей науки и техники наиболее актуальные и важные вопросы и так их подать, чтобы они повышали техническую грамотность рабочей молодежи разнообразных профессий. Нужен для этого и кадр авторов, умеющих технически грамотно и вместе с тем достаточно популярно излагать самую сущность затронутой темы. И то и другое сделать нелегко.
В первом полугодии своей работы журнал несомненно допустил ряд промахов и ошибок. Во-первых, необходимо отметить переполнение журнала общими статьями, носящими не специфически журнальный, а газетный характер. Разумеется, в этом проявились слабость и молодость журнала, отсутствие у него необходимого актива авторов. Многие статьи, помещенные в отделе «Опыт и практика», рассказывали об опыте наших производственников без достаточной связи этого опыта с конкретной производственной обстановкой. Поэтому описание опыта имело часто весьма поверхностный характер, а иногда вырождалось просто в небольшую агитационную заметку, ценность которой весьма сомнительна.
Подбор статей в отделе «В цехах науки и техники» носит еще в сильной степени отпечаток случайности. Журнал еще не сумел выделить из всего многообразия научно-технических тем наиболее актуальные и важные и обеспечить их разработку достаточно квалифицированными авторскими силами. Некоторые статьи слишком велики по своим размерам, что в массово-популярном журнале, разумеется, недопустимо. Не удалось журналу избежать технических ошибок. Наибольшее количество их пришлось на отделы «Трибуна технического творчества» и «Эврика». Например аэродинамика была определена как «наука о воздушной сфере». Это конечно неверно. Аэродинамикой называется наука, изучающая сопротивление воздушной среды движению тела. В другом месте на вопрос, что такое моноплан и биплан, автор отметил: «Моноплан — это однокрылый аэроплан, а биплан — двукрылый». С технической точки зрения такое объяснение неправильно. Бывают аэропланы с одной, двумя или несколькими несущими поверхностями, но аэроплана с одним крылом не существует.
Разумеется, техническая безграмотность никак недопустима в техническом журнале, особенно массовом, в журнале, который должен закладывать фундамент технической и научной культуры нашей молодежи. Дальнейшую свою работу журнал конечно начнет с немедленного исправления всех указанных недостатков и промахов.
Пройденный нашим журналом полугодовой путь был в основном периодом поисков и накоплением опыта к преодолению этих трудностей. Наметился не только круг стержневых вопросов журнала, но и те опорные пункты, откуда мы будем черпать как авторский актив, так и в особенности опыт и практику образцовой борьбы за освоение техники.

Первая и основная задача, которую мы перед собой ставим в 1934 г. — это всесторонний обмен опытом и методами борьбы за освоение техники, за овладение механизмами и технологическими процессами. Найти Изотовых на всех участках нашей промышленности, показать лучших машинистов врубовых машин, лучших отбойщиков в шахтах, лучших смазчиков и машинистов транспорта, лучших горновых и сталеваров в металлургии, лучших станочников и слесарей в машиностроительной промышленности — такова главная задача журнала. При этом журнал должен не только популяризовать этих лучших ударников, героев нашей эпохи, но главным образом всемерно пропагандировать методы и формы их работы, способствовать перенесению их и в другие отрасли промышленности.
Возьмем пример. 11 августа этого года была пущена первая домна Азовстали. После пуска домна выплавила в августе 7 754 т чугуна при задании в 9 450 т. План выполнен только на 80,4 проц. В сентябре было задание выплавить 19 тыс. т литейного чугуна, а выплавлено 18 350 т. План выполнен на 94,1 проц. Но уже в октябре вместо заданных 19 500 т, домна дала 21 169 т. План выполнен на 107,4 проц. Таким образом среднесуточная добыча в августе равнялась 480 т, в сентябре 611 т, а в октябре 697 т.
Чем объяснить такое непрерывно-поступательное движение по пути полного освоения проектной мощности новой домны? Домна Азовстали укомплектована молодыми специалистами. Рабочие места заняты молодежью, окончившей недавно втузы и техникумы. Но причину образцовой работы домны надо искать не только в этом.
Прежде всего дирекция завода издала приказ о прикреплении строителей к домне на тот период времени, пока домна не выплавит 5 тыс. т чугуна. Эта мера дала возможность обслуживающему персоналу работать более спокойно и уверенно. В результате аварий в буквальном смысле слова на домне не было, были только случайные неполадки и мелкие дефекты.
Следующее важнейшее мероприятие заключалось в том, что к освоению механизмов приступили за месяц до пуска домны. Домна фактически еще не работала, но уже вращались лебедки, краны, ездили ковши, крутилась разливочная машина, т. е. опробование агрегатов проходило как бы при нормальном режиме домны, но без задувки.
Почти везде «пушка» Брозиуса работает паром, между тем должна она работать сжатым воздухом. На домне Азовстали добились того, что все «пушки» Брозиуса работают с помощью сжатого воздуха.
Однако описание опыта Азовстали интересно не только доменщику, а и каждому сознательному ударнику, независимо от его профессии, причем не только интересно, но и практически полезно. Разве нельзя использовать самый метод освоения, практический подход к освоению, применив его к конкретной обстановке другой профессии? — Можно и нужно. Мы показывали лучшие методы работы смазчика букс. Но смазчик у нас не только на транспорте. На любом заводе и фабрике работают десятки смазчиков, среди них немало молодежи, которая еще не обладает достаточным опытом смазки, не знает всех хитростей этого дела.
Одновременно с передачей опыта лучших приемов работы мы должны показать и лучшие приемы борьбы за учебу, за повышение квалификации и технической грамотности. Здесь журнал должен прежде всего помочь рабочей молодежи сдать в 1934 г. государственный технический минимум. Основной метод борьбы за техминимум — это общественно-технический экзамен — новая форма социалистического соревнования. Журнал должен всемерно способствовать развитию этой формы соревнования, добиваться распространения экзаменов на все профессии и на все отрасли нашей промышленности.
Наша задача — помочь комсомольцам и рабочей молодежи правильно провести подготовку к экзаменам, дать конкретные методические указания, рекомендовать необходимую литературу и т. п. Но журнал ни в коем случае не может ограничиться только методическими и организационными вопросами, вместе с тем он должен дать своим читателям вполне определенный материал из различных отраслей промышленности, дать определенную сумму технических знаний, необходимых каждому рабочему социалистического предприятия.
В борьбе за выполнение лозунга т. Косарева «Каждому комсомольцу — среднее образование» мы будем настойчиво драться за поголовный охват всей рабочей молодежи школами среднего образования, за образцовую учебу, рассказывая о работе лучших школ, групп и отдельных слушателей.
Наряду с борьбой за технический минимум и проведением общественно-технических экзаменов, наряду с борьбой за среднее образование мы должны организовать, всемерно поощрять и развивать самые разнообразные формы технической учебы и инициативного технического движения.
Примером подобной инициативы является создание «Рабочего университета выходного дня» на Уральском заводе тяжелого машиностроения. Организованный на заводе университет для повышения квалификации рабочих работает по выходным дням в течение шести месяцев. Каждый выходной день читается одна лекция, рассчитанная на два часа. Приведем темы первых четырех лекций: 1. «Роль Уралмашзавода в Урало-Кузбасской системе и его ближайшие задачи в тяжелом машиностроении». 2. «Современный метод получения чугуна и стали». 3. «Кузнечно-прессовый цех и задачи освоения пресса в 10 тыс. т». 4. «Доменное оборудование, выпускаемое Уралмашзаводом».
Для стимулирования хорошей посещаемости университета был выпущен специальный технический заем «Университета выходного дня».
Тираж этого технического займа должен состояться в конце учебного года. При этом будут разыграны различные ценные вещи: велосипеды, радиоприемники, счетные линейки и т. п. Право на выигрыш имеют три категории держателей облигаций: в первую категорию (беспроигрышную) входят слушатели, посетившие все лекции, во вторую — посетившие не менее 20 лекций, в третью — посетившие не менее 10 лекций. Слушатели, посетившие менее 10 лекций, из тиража выпадают.
Молодежь Уралмашзавода дружно откликнулась на это прекрасное начинание. Посещаемость первых лекций достигла 600 человек.
Подобные же университеты были организованы и в Донбассе. Но эти так называемые «изотовские университеты» носят более действенный и практический характер.

Однако необходимо помнить, что овладение техническим минимумом, это только первая ступень, только подступ к действительному и полному освоению техники. Уже сегодня мы должны готовиться ко второй ступени, к следующему классу технической учебы, мы должны создать в среде комсомола и рабочей молодежи широкое конструкторское движение, направленное на выработку наиболее рациональных конструкций станков, машин, различных установок и на выработку лучших методов их технологического выполнения.
Молодежь должна думать, как сделать ту или иную деталь проще, каким путем можно заменить дорогой материал более дешевым, как изменить взаимное расположение отдельных частей того или иного механизма. При этом важно показать не только результат какого-либо рационализаторского предложения, но и описать его «биографию», рассказать, каким путем было найдено решение поставленной рационализаторской задачи. Среди нашей молодежи есть тысячи ударников, вступивших на путь изобретательства и рационализации. Наша задача — преумножить эти тысячи, превратить их в десятки и сотни тысяч, организовать массовое инициативное движение вокруг более серьезных, более глубоких процессов производства.
Возьмем для примера ремонтного слесаря. Вся его работа представляет собой прекрасную школу техники, но, к сожалению, он слишком часто проходит мимо нее. Собирает слесарь, скажем, револьверный станок Гильдеймейстера. В поворотную револьверную головку должен входить фиксирующий повороты штифт. Однако штифт почему-то в отверстие головки не попадает. Слесарь призывает на помощь сменного инженера, тот «обнаруживает» у штифта эксцентричную втулку и дает соответствующее указание слесарю. Но штифт теперь стоит в центре, а шпиндель поворотной головки опять в стороне. Снова у станка сменный инженер, и опять он «обнаруживает» эксцентричную втулку, на этот раз у шпинделя. Отрегулировав по указанию инженера втулку, слесарь обычно на этом успокаивается, случай этот никуда не записывает и никому о нем не рассказывает. А другой слесарь обязательно столкнется с таким же затруднением, он тоже будет напрасно тратить драгоценное рабочее время в поисках «секрета» регулировки шпинделя, он тоже будет звать на помощь сменного инженера.
Взятый пример с достаточной наглядностью показывает, что при надлежащей постановке дела и систематической передаче опыта ремонтные слесаря не только сами смогут извлечь весьма ценные уроки из своей повседневной работы, но и помочь нашим предприятиям освоить новейшее оборудование.
Конструкторская и рационализаторская работа требует прежде всего умения читать чертеж. В каждой инициативной группе по освоению какого-либо механизма можно исподволь и постепенно приучать рабочих к чтению чертежей. Но вместе с тем необходимо всемерно поощрять создание специальных групп или кружков по изучению, читке и составлению чертежей. И здесь журнал должен помочь нашей рабочей молодежи, отводя на своих страницах известное место для инструктивных указаний по овладению техникой чертежа.
Журнал будет драться за развитие всех форм инициативного движения молодежи, направленное в сторону конкретного изобретательства и рационализации производства. В этой работе нам несомненно поможет та мобилизация молодых специалистов на производство, которая сейчас проводится в промышленности. Каждый молодой специалист, конструктор или технолог должен обрасти инициативной группой рабочей молодежи.
Особенное внимание во всей нашей работе по обмену производственным опытом мы должны уделить соревнованию лучших молодых ударников отдельных профессий.
На читательской конференции в Донбассе этот вопрос поднял т. Шкурпелов. Он говорил: 
«В журнале соревнование нужно организовать примерно так: я пишу в журнал, что даю на своей печи № 2 за час 12—15 литейных рядов, и спрашиваю, кто больше меня ставит рядов и кто это делает лучше. Положим, мне ответил какой-нибудь формовщик с другого завода. Я ознакомлюсь через журнал с его работой и буду с ним соревноваться».
Разумеется, невозможно организовать на страницах журнала соревнование между всеми желающими. Но мы можем для этого выявить по основным ведущим профессиям, действительно, лучших и передовых рабочих. В этом нам поможет организация конкурса на лучших ударников данной профессии.
Среди комсомольцев и рабочей молодежи нужно будет отобрать для конкурса товарищей, сдавших общественно-технический экзамен на «отлично», затем провести между ними соревнование на звание лучшего рабочего данной профессии сначала внутри одного завода, затем района и наконец в пределах всего Союза.
Удовлетворительная работа журнала по обмену производственным опытом и практикой образцовой борьбы за освоение техники совершенно невозможна, если журнал не будет запускать свои щупальцы непосредственно в цех, агрегат, в шахту, на железнодорожную линию, если журнал не будет иметь какие-то опорные пункты на самом производстве. Такими опорными пунктами мы выбираем те комсомольские объекты, которые созданы в нашей промышленности. У нас есть шахты, сплошь укомплектованные комсомольцами и молодежью. У нас есть комсомольские домны. У нас есть комсомольские участки транспорта.
Например у нас есть четыре домны, укомплектованные молодыми специалистами. Рабочий на домне с инженерным образованием — это величайшее завоевание. Больше того — это островок будущего. Освещение конкретной работы этих домен, анализ успехов комсомольских объектов послужит лучшей агитацией за дальнейшее распространение этого опыта на основные промышленные нервы нашей страны. У нас должны быть в каждой отрасли народного хозяйства одно или два предприятия, в основном укомплектованные молодыми специалистами. Эти предприятия будут образцовыми не только по названию, но и по существу. Разве эти четыре домны не могут вырабатывать образцовые методы работы для их распространения на все домны Союза? Разве эти четыре домны не могут служить для нас местом практической провеки новейших технологических процессов и оборудования?—Могут и должны.
Мы должны отобрать лучшие из лучших комсомольских объектов и их методы образцовой, примерной работы пропагандировать и распространять.

Мы остановились так подробно на одном только разделе работы нашего журнала потому, что он является самым главным, актуальным и решающим.
Ленин и Сталин учили нас вести всякое движение молодежи в самой тесной и непосредственной связи «с участием в общей борьбе всех трудящихся против эксплоататоров».
Классовая борьба сегодня происходит в борьбе за освоение техники производства, поднятия трудовой дисциплины, культурного и бережного отношения к механизмам. Поэтому отдел опыта и практики в журнале, организующем техническое движение молодежи, имеет первостепенное значение.
Но комсомол под руководством партии проводит упорную борьбу за ликвидацию разрыва между теорией и практикой, наукой и производством. Практика без теории слепа. Поэтому мы должны с особой тщательностью подойти к постановке в журнале отдела науки и техники. На социалистическом предприятии нет места узколобым практикам, мы должны всемерно расширять технический и научный кругозор рабочей молодежи. Наш молодой рабочий, комсомолец культурно вырос, он хочет и должен знать о стратосфере, о разложении ядра атома, о всех новейших достижениях науки и техники как в нашей стране, так и за границей. Наука в Советском союзе — это не удел узкой касты ученых, а дело широчайших масс, дело предприятий и промышленных институтов. Вот почему необходимо систематически освещать достижения и работу отдельных заводских лабораторий и научно-исследовательских институтов.
Мы построили много промышленных гигантов, но мы их очень плохо знаем. 
«Мы хотим, чтобы вы рассказали о новых мощных паровозах, о паровозостроительных заводах, о новой технике эксплоатации, о работе внутризаводского транспорта. Одним словом, мы хотим, чтобы журнал нас чему-то выучил, а не занимался разговорами». 
Так по-хозяйски требует комсомолец Мазур от нашего журнала удовлетворения своих культурно-технических запросов. И такие требования мы слышим на каждом шагу. Журнал должен рассказать и о Луганском паровозостроительном гиганте, и о Бобриковском химкомбинате, и о технике подводных работ ЭПРОН, и о богатствах, таящихся в недрах нашей страны.
Материал, помещаемый в отделе науки и техники, должен давать молодому рабочему определенную сумму вполне конкретных знаний не только из области своего производства, но и производства смежного, не только своего цеха или рабочего места, но и цеха смежного.
Грамотный станочник, работающий на современном оборудовании, должен знать и электричество, иначе он не может управлять станком. Электрик в металлургическом предприятии не может не интересоваться и не изучать металлургический процесс, который он обслуживает. Современная техника характерна тесным переплетением ее отдельных отраслей, современный рабочий должен знать основные проблемные вопросы науки и техники, чтобы быть полноценной культурно-технической силой на своем заводе.
Наш журнал должен помочь молодому рабочему стать таким вполне культурным и технически грамотным работником социалистического предприятия, журнал должен расширить кругозор своих читателей, приучить их технически мыслить и готовить коммунистические кадры производственно-технической интеллигенции.
Мы расширим отдел «Жизнь замечательных людей» с тем, чтобы показать замечательных людей, рожденных Октябрем и комсомолом. Мы расскажем об этих людях так, чтобы каждый видел, каким упорством, терпеливостью и выдержкой нужно обладать в борьбе за окончательное разрешение поставленной научной или технической задачи. Мы дадим не столько биографию человека, сколько биографию его изобретения.
Наконец, открывая в журнале постоянный отдел библиографии, мы будем пропагандировать среди рабочей молодежи лучшие образцы популярной научно-технической литературы, необходимые пособия для освоения техминимума и вместе с тем предостерегать читателей от недоброкачественных изделий. Помимо этого в журнале должны помещаться рекомендательные списки книг для каждой профессии и специальности.
Таковы в основном большие и ответственные задачи, стоящие перед журналом «Техника молодежи» в 1934 г. Разумеется, эти задачи мы не сможем выполнить без самой тесной связи с рабочей молодежью, с читателями своего журнала. Организация постов на крупнейших предприятиях Союза несомненно поможет нам установить эту деловую связь. Сам читатель должен быть создателем своего журнала. Он должен помогать работе редакции, присылая свои критические замечания, пожелания и практические указания. Он должен своевременно сообщать редакции о наиболее интересном опыте освоения техники своего производства, о наиболее интересных и боевых научно-технических проблемах, выдвигаемых производством.

Ленинский комсомол под руководством партии организует борьбу рабочей молодежи за освоение техники. Мы уже имеем примеры образцовой работы многих молодежных бригад и комсомольцев на этом решающем участке социалистического строительства. Но для многомиллионного ленинского комсомола этого недостаточно. Нужно, чтобы каждый комсомолец освоил технику своей работы. Нужно, чтобы вся рабочая молодежь под руководством комсомола стала технически грамотной и квалифицированной.
Предстоящий XVII Съезд нашей партии должен быть встречен новым подъемом борьбы за освоение техники, за техническую учебу. Каждый комсомолец должен стать застрельщиком и инициатором мощного производственного похода, в который вступили пролетарии нашей страны к XVII Партсъезду. Показателями нашего участия в этом походе будут: сдача на «отлично» техминимума на общественно-техническом экзамене, работа без единой поломки, улучшение качества своей работы, снижение себестоимости, повышение производительности труда. Выполнение этих показателей будет лучшим подарком XVII Съезду нашей партии, лучшим ответом вождю партии и мирового пролетариата т. Сталину.

Триумф большевистских побед есть и триумф нашего любимого вождя т. Сталина, величайшего теоретика нашего времени, неизменно верного рулевого победоносной социалистической революции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.