Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

01 мая 2020

Из календаря мировой науки и техники, 1933-02/03

5 августа 1858 г. было успешно закончено посреди Атлантического океана соединение концов кабеля, который впервые установил телефонное сообщение между Европой и Америкой. Первая попытка проложить такой телеграфный кабель была начата ровно на год раньше, 5 августа 1857 г., на основании соглашения, состоявшегося между Англией и Америкой. Но после прокладки 610 км произошел разрыв, и кабель затонул на глубине 600 м. Столь же неудачно закончилась и вторая попытка.
В третий раз работа была начата 27 июля 1858 г. с двух концов одновременно: со стороны Америки судном "Ниагара" от острова Нью-Фаундлэнд и с европейской стороны — английским военным кораблем "Агамемнон". После того, как было удачно осуществлена смычка кабеля, по нему была передана первая телеграмма через океан из Старого света в Новый. Однако по этому кабелю было передано лишь 400 телеграмм, так как связь прекратилась из-за какой-то неисправности. Новый трансатлантический кабель, четвертый по счету, стал прокладываться только в 1865 г. крупнейшим кораблем того времени "Грэт Истерн“, но работа эта закончена не была, так как кабель оборвался и затонул. Успешно был проложен лишь следующий, пятый кабель в 1866 г. При объявлении войны между Германией и Англией в 1914 г. Англия намеренно перерезала оба немецкие трансатлантические кабеля (проложенные через Виго в Испании и через Азорские острова). В настоящее время в Атлантике лежит свыше 20 кабелей, связывающих Европу с Америкой.

Аппарат Лилиенталя с двойными
крыльями
9 августа 1896 г. во время катастрофы с парящим планером погиб Отто Лилиенталь, талантливый немецкий изобретатель, один из основоположников современной авиации. Отто Лилиенталь уже с 13 лет производил опыты полетов на планерах с машущими крыльями. В 80-х годах Лилиенталь сконструировал планер, имеющий несущую поверхность в форме распростертых крыльев летучей мыши. Но полеты на нем требовали большой затраты мускульной силы, так как тело должно было беспрерывно балансировать. Поэтому в 1 8 94 г. Лилиенталь построил уже более совершенный планер с двумя парами крыльев, показанный на рисунке. В течение четырех лет он совершил около 2 тыс. полетов на планерах разнообразной конструкции.
Значение планеризма, несмотря на все достижения моторного авиастроения, не уменьшаются. Особенно в СССР уделяется большое внимание развитию планерного спорта. В августе—сентябре с. г. в Коктебеле (Крым) на горе им. Клементьева прошел IX Всесоюзный слет планеристов. Этот слет знаменовал собой десятилетний юбилей развития безмоторных полетов в СССР. В области планерного спорта СССР стоит на первом месте в мире. В 1933 г. планерным спортом будет охвачено 30 тыс. человек, в 1934 г.—100 тыс. Широкое развитие планерного спорта обеспечит советскую авиацию квалифицированными кадрами водителей самолетов.

Джорж Стефенсон
12 августа 1848 г. умер Джорж Стефенсон, изобретатель паровоза и строитель первых железных дорог. Еще будучи совершенно неграмотным рабочим на рудниках близ Нью-Кэстля (Англия), Стефенсон проявлял необычайные способности к изобретательству. Но он скоро понял, что подлинное техническое творчество невозможно без точного знания. Он принялся за изучение азбуки и начал арифметики, аккуратно посещая вечернюю школу при руднике.
33 лет Стефенсон сконструировал локомотив, приспособленный для перевозки угля и других тяжестей из рудника на поверхность. Он первый удачно использовал паровую машину для транспортировки грузов. Правда, паровые повозки были и до Стефенсона. Так в предыстории паровоза известны попытки применения огневой машины Кюньо и других ученых, но все эти повозки были весьма несовершенны, и практическое значение их равно нулю.
По идее Стефенсона и по его указаниям в 1824 г. была сооружена первая в мире железная дорога для перевозки пассажиров между Стоктоном и Дарлингтоном.
На конкурсе локомотивов в 1829 г. первый приз получил  (см. рис.). На испытаниях "Ракета" тащила тяжесть, в пять раз большую собственного веса, со скоростью 20 миль в час. Такая скорость для локомотива считалась в то время необычайно большой.
Первый паровоз Стефенсона
"Ракета"
За столетие, прошедшее со дня изобретения Стефенсона, в конструкции паровозов произошли многочисленные изменения и усовершенствования. От неуклюжего и примитивного паровоза Стефенсона мы пришли к мощным и быстроходным локомотивам, развивающим скорость до 150—200 км в час.
Наши советские паровозы последней конструкции считаются одними из лучших в мире. Мощные луганские паровозы серии ФД «Феликс Дзержинский» и коломенские гиганты ИС "Иосиф Сталин" считаются последним достижением техники.

13 августа 1898 г. были начаты работы по прорытию туннеля в Альпах через Симплон. Строительство было закончено с громадными трудностями лишь через 7 лет. По своей длине (19 км) Симплонский туннель является самым крупным в мире.

19 августа 1913 г. французский летчик Пегу совершил впервые в истории авиации прыжок с самолета на парашюте. При этом самолет Пегу, оставшийся без пилота, перевернулся на спину, а потом сам выравнялся в нормальное положение и совершил посадку лишь с небольшой поломкой. Столь „разумное" поведение самолета натолкнуло Пегу на мысль преднамеренно перевернуться в воздухе "вверх ногами", на спину самолета. Сделав соответствующие приспособления в аэроплане, Пегу успешно выполнил через 9 дней трюковый полет по траэктории в виде буквы S. Эти удачные опыты и надо считать началом фигурного летания и высшего пилотажа.

Майкл Фарадей
25 августа 1867 г. в Англин умер знаменитый физик Майкл Фарадей — один из наиболее выдающихся ученых первой половины XIX столетия. Сын кузнеца, он начал свою трудовую жизнь в детском возрасте в качестве "мальчика на побегушках" в магазине переплетчика. Однако он много и усидчиво работал над самообразованием, особенно по естественным наукам. В 1812 г. молодой переплетчик усиленно посещал в Лондоне публичные лекции по физике, которые читал знаменитый Дэви. Увлеченный этими лекциями Фарадей обратился к Дэви с просьбой взять его к себе в физический кабинет в качестве хотя бы служителя. И вот с 1813 г. началась научная карьера Фарадея. Сначала служитель, потом лаборант и помощник в постановке всех опытов, Фарадей проявляет себя талантливым исследователем и вдумчивым научным работником. В 1816 г. он начал читать первые лекции в обществе по самообразованию; в 1821 г. опубликовал две первые свои научные работы, а через 4 года получил исключительно ответственное назначение на место своего учителя Дэви — директором лаборатории Лондонского королевского института. Во всех его работах проходит настойчивое стремление увязать магнитные явления с электрическими, а последние —  со световыми. В 1831 г. Фарадей приходит к установлению теории электромагнитной индукции — это было первое и, пожалуй, наиболее важным его открытием.

Разрушение толпой крестьян оболочки первого
воздушного шара, наполненного водородом,
после его спуска в окрестностях Парижа
27 августа 1783 г. в Париже состоялся первый свободный полет воздушного шара, наполненного водородом. Опыт был произведен физиком Шарль, после того, как в июне того же года два француза бр. Монгольфье публично демонстрировали подъем воздушного шара, наполненного нагретым воздухом и дымом. Эти опыты позволили в дальнейшем подниматься в воздух и человеку: на монгольфьерах (гретый воздух) и на шарльерах (водород). После спуска воздушный шар Шарля подвергся нападению крестьян, подстрекаемых одним, священником. Крестьяне искололи оболочку вилами. Запах газа из шара лишь подтвердил им его "дьявольское происхождение", как объяснял священник (этот момент изображен на рисунке).

Дилижанс (со старинной гравюры)
1 сентября 1820 г. из б. Петербурга отправился первый дилижанс в Москву. Это было огромным событием в истории русской техники путей сообщения. Дилижансы были введены у нас по образцу заграничных, Весь путь между Москвой и Петербургом дилижанс делал в 4—41///2 суток. В нем помещалось 8 пассажиров. В 1821 г. начали ходить дилижансы от Петербурга до Риги; в 1827 г.—из Москвы на Тулу и т. д.

Леонард Эйлер
7 сентября 1783 г., т.е. ровно 150 лет назад, умер знаменитый математик Эйлер. Им написано свыше 850 мемуаров по математике, механике и технике. Едва ли кто-нибудь может сравниться с ним по быстроте и стремительности при решении труднейших вопросов механики и математики. Эйлер является изобретателем турбины, т. е. такого водяного двигателя, который имеет рабочее колесо и направляющий воду аппарат. Но главную ценность его трудов составляют работы по теоретической механике. Он впервые решил теоретически задачу о движении твердого тела, о его вращении и др.

18 сентября 1902 г. американский инженер Оуенс взял патент на бутылочную автоматическую машину, которая могла производить 25 тыс. полулитровых бутылок в сутки при участии одного только рабочего. Принцип работы этой машины основан на втягивании стеклянной жидкой массы в разреженное пространство внутри бутылочной формы, после чего производят большое давление сжатым воздухом,—и бутылка готова. В 1908 г. „Союз бутылочного производства в Европе заплатил Оуенсу 12 млн. марок за право пользования этой машиной. Сейчас этот союз производит 1 430 млн. бутылок в год!

Медаль, вычеканенная во Франции
в честь первых свободных полетов
Монгольфьера и Шарльера
27 сентября 1852 г. известный физик Фуко прочел в Парижской академии наук доклад, в котором изложил свою замечательную теорию так называемого жироскопического компаса. Компас имеет длинную историю. Он был известен китайцам еще во II в. нашей эры под названием "югоуказателя". Затем через арабов, которые в VIII—IX вв. господствовали на Средиземном море, компас проник в Европу. Пока корабли строились из дерева, он был хорошим "указателем севера и юга". Но с появлением пароходов, построенных из железа, огромные массы этого металла оказывали возмущающее действие на показания стрелки. Дальнейшее изобретение учеными Колонгом и Кельвиным "компенсационного компаса" было направлено к устранению этого недостатка. Однако во время магнитных бурь даже и такой компас оказался непригодным. Фуко своим новым компасом чрезвычайно просто разрешил это затруднение. Его проект основан на свойстве вращающегося тела (волчка) сохранять направление оси вращения. Если установить в начале плавания ось жироскопа по направлению земной оси и поддерживать вращение жироскопа при помощи электрического тока (диск волчка обыкновенно является якорем электродвигателя), то получится удобный прибор, показывающий малейшее отклонение курса корабля в ту или иную сторону. При осуществлении этого прибора Фуко была произведена огромная математическая работа, не говоря уже о преодолении многочисленных технических затруднений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.