Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

20 мая 2020

Из календаря мировой науки и техники, 1933-04

Паровая телега Кюньо
► 2 октября 1804 г. в Париже умер инженер Николай Кюньо, талантливый изобретатель и конструктор. Кюньо много работал над практическим применением паровой машины для целей транспорта. В то время железных дорог не существовало, поэтому мысль Кюньо была направлена к тому, чтобы создать механическую повозку или тягач для перевозки тяжестей по земле.
Первый экипаж такого рода, предназначавшийся для уличного движения, был построен в 1763г. в Брюсселе; он оказался однако совершенно не удовлетворительным. В 1769 г. Кюньо построил в Париже другую повозку, но и она вышла настолько тяжелой и неуклюжей, что могла передвигаться с ничтожной скоростью— всего 0,38 км в час, т. е. в 10 раз медленнее, чем человек, идущий тихим шагом. Но уже в следующем, 1770 г., паровой тягач Кюньо тащил по улицам Парижа повозку, нагруженную кладью в 2,5 т, на этот раз уже со скоростью в 2 км в час.

Подслушивание тайных телефонных переговоров
► 9 октября 1876г. в Англии между городами Бостон и Кембридж впервые состоялся телефонный разговор по обычному телеграфному проводу с помощью телефона. изобретенного незадолго перед тем американцем Бэлл. Начавшееся с того времени развитие междугородних телефонных переговоров дало повод для появления изображенной здесь карикатуры, где дипломаты, включившись в проводку, перехватывают тайные дипломатические переговоры (см. стр. 93).

► 10 октября 1861 г. в Осло (Норвегия) родился известный путешественник - исследователь полярных стран Фритьоф Нансен. Из его арктических походов особой известностью пользуются экспедиции в Гренландию и путешествие к Северному полюсу.
Гренландия в конце 80-х годов прошлого столетия была еще почти совсем неисследована. Представляя собой сплошной ледниковый материк, она ставит необычайные трудности перед экспедициями. Нансен первый из всех полярных путешественников совершил переход через гренландские льды, описав его в своей знаменитой книге "Через Гренландию на лыжах".
После гренландского похода Нансен стал готовится к путешествию на Северный полюс. Было построено специальное судно "Фрам", которое вышло в плавание летом 1893 г. Вскоре льды Ледовитого океана создали непреоборимое препятствие для "Фрама". Тогда Нансен с одним из своих спутников — студентом Йохансеном — решил итти к полюсу по льду. Они взяли с собой сани, брезентовые каяки, собак и достаточное количество провианта. Но путешествие было крайне трудным при лютом морозе в 50—60°. Достигнув 86° 14' северной широты, т. е. самой северной точки, какую когда-либо к тому времени достигал человек, Нансен решил возвратиться, считая дальнейший поход опасным.
Нансен впервые в этом путешествии применял легкие собачьи упряжки и лыжи, которые оказались незаменимыми в ледяных пространствах Арктики.
Нансен известен и как политический деятель. В тяжелые голодные годы он организовал помощь голодающим в СССР. В 1922 г. Нансен приезжал к нам и был избран почетным членом Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Умер Нансен в 1930 г.

Каравеллы Колумба
► 12 октября 1492 г. Христофор Колумб, знаменитый испанский мореплаватель, увидел Новый свет — Америку.
Идея отправиться в плавание на Запад возникла у Колумба еще в 1477 г., когда он жил в Португалии. Здесь он впервые услышал от моряков рассказы о том, что далее на запад должна быть какая-то населенная земля, так как оттуда приплыли однажды покрытые резьбой стволы деревьев и два трупа людей неведомой расы.
Колумб решил, что это должна быть Индия, и у него созрела мысль отправится на поиски морского пути к ней. Он представил проект путешествия особой португальской комиссии, но та сочла все это за пустые бредни. Тогда Колумб отправился в Испанию, но и здесь только через 7 лет он получил от испанского правительства разрешение на плавание и три небольших парусных судна (каравеллы). С командой в 120 чел. он отправился в путь из гавани Полос-де-ли Фронтера, расположенной у Кадикского залива.
После долгого и опасного путешествия, на рассвете, 12 октября показалась земля. Был дан пушечный выстрел, и экипаж высадился на остров. Колумб назвал его Сан-Сальвадором.
В дальнейших своих плаваниях Колумб открыл множество островов, принадлежащих Новому Свету, но он не подозревал всей важности своего открытия, считая, что открыл лишь путь к давно известным странам.
Америка получила свое название по имени путешественника Америго Веспуччи, который дал первое описание этого вновь открытого материка.

Р. Бунзен
► 17 октября 1881 г. был отпразднован пятидесятилетний юбилей Роберта Вильгельма Бунзена, знамени того немецкого физика и химика - экспериментатора.
В истории химии имя Бунзена занимает одно из наиболее почетных мест. Особой известностью пользуются его работы по исследованию действия света на химические реакции. Эти труды положили начало фотохимии.
Бунзен совместно с Кирхгофом разработал метод спектрального анализа, при помощи которого им были открыты новые химические элементы — рубидий и цезий.
Человечество обязано Роберту Бунзену открытием противоядия при отравлении мышьяком.
В физической и химической практике получили широкое распространение приборы, изобретенные Бунзеном и носящие его имя, как например бунзеновский водяной насос и регулятор, бунзеновская батарея и др. Особой известностью пользуется бунзеновская горелка, употребляемая обычно в лабораториях и дающая по желанию то светящееся (коптящее) пламя, то бесцветное.

► 19 октября 1901 г французский летчик Сантос-Дюмон совершил замкнутый полет вокруг Эйфелевой башни в Париже на дирижабле с бензиновым двигателем, за что получил крупный приз.
Идея управляемого аэростата при помощи парусов принадлежит итальянскому летчику Франческо Лану и относится к 1670 г.
Но первые дирижабли не были вполне управляемыми, они во многом зависели от силы ветра. Только применение мощных и вместе с тем легких двигателей внутреннего сгорания того же типа, что и на аэропланах, сделало движение дирижаблей вполне управляемым. Применение этих двигателей относится уже к самому концу XIX и началу XX в.
Ряд усовершенствований в конструкции дирижаблей и использование чрезвычайно легкого и негорючего газа гелия открыли широкие перспективы перед дирижаблестроением. Дирижабли имеют большую грузоподъемность и дают возможность покрыть без посадки до 15 тыс. км, что аэропланам пока недоступно. Все это вызвало у нас по инциативе "Комсомольской правды" массовый поход за советское дирижаблестроение.

► 21 октября 1833 г. родился Альфред Нобель, шведский инженер-самоучка, открывший динамит.
Динамит представляет собой сильное взрычатое вещество, смесь нитроглицерина с другими веществами, делающими его безопаснее в смысле хранения и обращения.
Динамит широко применяется в горных работах и при подводных взрывах. В артиллерии динамит не употребляется, так как действует разрушающим образом на станки орудий.
Для производства динамита Нобель построил во Франции и в других странах заводы, приносившие ему колоссальные доходы.
Весь свой огромный капитал он отдал по завещанию на учреждение премий за открытия в области химии, физики, медицины, физиологии, а также за лучшие художественные произведения. Отсюда пошло известное название "нобелевская премия“.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.