Под редакцией: лауреата Ленинской и Государственной премий, генерал-полковника Ю. М. АНДРИАНОВА. Коллективный консультант: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Автор статьи — доктор технических наук, профессор В. Г. МАЛИКОВ. Художник — В. И. БАРЫШЕВ.
Когда-то бытовала среди артиллеристов такая история. Некая важная персона была глубоко раздосадована тем, что гарнизон одной из крепостей не встретил ее артиллерийским салютом. Комендант крепости назвал множество причин, помешавших ему выполнить церемониал, а в качестве первой сослался на отсутствие во вверенной ему фортеции пороха.
...Имей комендант хотя бы одну паровую пушку системы Карелина, ему не пришлось бы краснеть и оправдываться. Пушка, да еще паровая? Немногие знают, что еще в 1490 году Леонардо да Винчи предложил конструкцию такого орудия. Сохранился рисунок. Выполненный в несколько грубоватой манере, крупным штрихом, он поражает строгим соблюдением пропорций и логичностью исполнения ствола, паропроизводящей установки и деталей лафета. Невольно дивишься поразительному сходству паровой пушки Леонардо с современными артиллерийскими орудиями.
Модель паровой пушки, сделанная по чертежу Леонардо да Винчи. |
Работы по созданию паровых орудий проводились не только в России. В том же 1829 году англичанин Перкинс сделал паровую пушку, которая при испытаниях выпускала в минуту до 60 снарядов массой по 1,8 кг на дистанцию 300 м. Однако орудию Перкинса были свойственны те же недостатки, что и пушке Карелина.
Паровая пушка конструкции полковника Карелина (1829 год). |
К примеру, выстрел из «духовой пушки» обходится значительно дешевле, и не только потому, что воздух в отличие от пороха ничего не стоит, но и вследствие того, что износ ствола от пороховых газов и воздуха несравним. Нет дыма после выстрела — следовательно, батареи не будут демаскировать себя. Пневматическое оружие ничто не мешает применять под водой — вспомните торпедные аппараты боевых подводных лодок.
Как же устроено орудие, «работающее» на сжатом воздухе? Конструктивно оно почти не отличалось от известных всем «духовых винтовок», которыми ныне оснащены тиры. В его широкой каморе перемещается поршень, выталкивающий сжатый воздух в узкий канал ствола. Он-то и выбрасывает пулю (или снаряд) в цель. Движение самого поршня обеспечивалось энергией пружины, которая сжималась самим стрелком или механизмом (на пушке) с помощью рычажного устройства. Для этого перед каждым выстрелом винтовку перегибали вокруг горизонтального шарнира. Однако у такого оружия есть существенный недостаток — основным «источником энергии» в нем являлся сам стрелок или расчет орудия.
Поэтому многие изобретатели попробовали изыскать замену и пороху, и сжатому воздуху. Например, француз Карбон создал газовое ружье калибром 4,5 мм, оснащенное специальным резервуаром, наполненным сжатым газом, запаса которого хватало на 800 выстрелов. Оружие Карбона прошло испытания, но потенциальным заказчикам не понравилось то, что механизм, выпускающий газ в канал ствола определенными дозами, оказался слишком сложным и капризным.
Схема устройства газового оружия. Цифрами обозначены: 1 — сжиженная углекислота, 2 — снаряд, 3 — вентиль. |
Спустя 33 года пневматической артиллерией занялся американец Меффорд. Он сконструировал и предъявил военным орудие, стрелявшее с помощью сжатого воздуха, который вырабатывался специальным компрессором. Однако армейцев не удовлетворили недостаточные дальность и точность огня,
Прошло чуть больше двух десятилетий, и на береговых батареях, расположенных близ Нью-Йорка, появились те же пушки Меффорда, усовершенствованные Залинским. Чуть позже пневмопушки Залинского приняли на вооружение и флоть некоторых государств. Чем же можно объяснить второе рождение пневматической артиллерии?
Главной причиной модернизации орудий Меффорда и появления пушек Залинского стало изобретение в 60-х годах XIX столетия динамита — взрывчатого вещества более мощного, нежели порох. Специалисты многих стран попытались снаряжать им артиллерийские боеприпасы. Однако подобные эксперименты пришлось прекратить — новая взрывчатка оказалась слишком чувствительной к резким толчкам, которые испытывают при выстреле снаряды.
Вот Залинский и посоветовал артиллеристам армии и флота США стрелять динамитными снарядами из пневмопушек. В их стволах снаряд разгонялся сжатым воздухом плавно, получая нарастающее ускорение. Предложение Залинского приняли, и к 1888 году флот США получил 250 пневматических орудий береговой обороны.
Эти артсистемы выглядели достаточно солидно: калибр 381 мм, длина чугунного ствола достигала 15 м. Снаряды длиной 3,35 и 1,81 м начинялись 246 кг динамита и выпускались соответственно на 1800 и 5000 м.
Каждая пушка Залинского оснащалась мощной компрессорной установкой, обеспечивавшей сжатие воздуха до 140 атм. Перед выстрелом воздух подавался к орудию по системе трубопроводов и заполнял специальную камору. По команде «огонь» расчет открывал вентиль, сжатый воздух врывался в ствол и выбрасывал снаряд.
Конечно, столь сложные и громоздкие установки можно было разместить только на стационарной, сухопутной позиции, поэтому американцы ограничились тем, что вооружили пушками Залинского береговые батареи. Для подвижной, высокоманевренной полевой артиллерии пневмоорудия не годились. Да и моряки не выразили желания обзавестись подобными артсистемами, занимавшими на боевых кораблях слишком много места.
Прошло несколько лет, и артиллерийские боеприпасы стали снаряжать не менее мощными, нежели динамит, но безопасными для расчетов пикриновой кислотой, пироксилином и другими новыми взрывчатыми веществами. А пушки Залинского со временем сняли с вооружения, заменив их обычными крупнокалиберными огнестрельными установками береговой обороны. Да и в других странах ученые-артиллеристы и изобретатели перестали заниматься «духовой артиллерией».
Впрочем, идея оружия, действующего на сжатом воздухе, возродилась еще раз в годы первой мировой войны. Речь идет о пневматических минометах, стрелявших оперенными минами на дистанцию 200—300 м из своего окопа в окоп противника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий