ГЕОРГИИ СТАРЧИНСКИЙ, наш спец. корр.
У стенда с табличкой «Говорящая машина «Руссон» стояла плотная толпа посетителей юбилейной выставки на ВДНХ СССР — «Венгрия по пути социализма 1945—1985». А рядом с эффектным «Руссоном» около скромного экспоната под названием «Школьная микро-ЭВМ ХТ-1080» не было ни души.
Профессиональная микро-ЭВМ ПРОПЕР 6а, созданная в Венгрии. |
У компьютера неброская внешность — небольшой ящичек с клавиатурой и встроенным кассетным магнитофоном, соединенный с обычным бытовым телевизором, ничем не привлекает к себе внимания не искушенного в тонкостях вычислительной техники зрителя. Для того, чтобы оценить его по достоинству, обязательно надо хотя бы немного поработать с ним...
Сотрудник Будапештского института по организации научных исследований и информатике Тибор Бургонь, представлявший школьный компьютер на выставке, достал из кармана магнитофонную компакт-кассету с перечнем программ для компьютера.
— Для каждого предмета, входящего в курс средней школы, существует своя обучающая программа, — пояснил Тибор, — а для многих предметов их даже несколько: например, по физике — 27, по химии — 13, по математике — 16.
Не забыты и ПТУ; есть специализированные по дисциплинам, изучаемым в промышленных и сельских училищах. Благодаря им наша подрастающая рабочая смена учится рассчитывать потери давления в трубопроводной системе, измерять удельное электрическое сопротивление, составлять комбинированные корма для скота. Для технических вузов предназначен комплекс программ по высшей математике.
Краткий перечень только основных из них занимает 9 страниц машинописного текста. Тут есть и операции с матрицами, и числовое дифференцирование, и решение задачи Коши, и конформные преобразования, и теория вероятностей, и математическая статистика...
Когда студент станет инженером, — продолжал Тибор, — он сменит школьную микро-ЭВМ ХТ-1080 на профессиональный персональный компьютер. В Венгрии выпускается богатейший набор таких машин — от самого маленького, 8-разрядного М08Х до 16-разрядных ПРОПЕР-16а, Т16 и даже 32-разрядного Т32.
Их характеристики; оперативная память — до 2Мбайт, накопители на малогабаритных магнитных дисках типа «Винчестер» — до 40Мбайт, высококачественные печатающие устройства, возможность вывода на экран графической информации — рисунков, чертежей. Для решения более сложных задач можно использовать, например, мини-ЭВМ ЕС 1011. Она выпускается в двух исполнениях — обычном, стационарном, и специальном, полевом, защищенном от влаги, пыли, тряски.
Чтобы грамотно использовать всю эту могучую технику, надо со школьной скамьи привыкать к работе с компьютером. Для этого и предназначен наш ХТ-1080. Его оперативная память — от 16 до 64 Кбайт, к нему можно подключать накопители на гибких магнитных дисках, печатающие устройства, графопостроители. В школах Венгрии уже около 2000 подобных ЭВМ, то есть в среднем по 3 компьютера на каждую школу. Сейчас Совет министров ВНР поставил новую задачу — довести их количество до 5 штук на школу. И если сегодня венгерские школьники изучают программирование во внеклассное время в кружках, то уже со следующего года согласно учебному плану старшеклассники начнут регулярно заниматься с компьютером по 4—5 часов в неделю. Это не только программирование, но и работа с обучающими программами. В будущем, когда компьютеров в школах станет еще больше, с ними будут заниматься и первоклашки. А теперь садитесь за клавиатуру, будем учить географию!
И я сел за компьютер.
...Толпа вокруг «Руссона» немного поредела, зато перед нашим стендом остановилось несколько человек. Они с интересом следили за тем, как я загружал программу с кассеты в оперативную память машины: закрыл крышку лентопротяжного механизма, поставил счетчик пленки на «нуль», подал перемотку «вперед», затем остановил ее, когда на счетчике появилось число 150 (с него начиналась программа по географии), и, набрав на клавиатуре команду «загрузить с кассеты», включил магнитофон на воспроизведение. На экране засветились две звездочки, одна из них стала мигать — компьютер отыскал на ленте начало программы и стал вводить ее в память. Минуты через две, когда мигание прекратилось, я выключил магнитофон и набрал на клавиатуре «выполнить программу». На экране появился вопрос: «Географию какой страны вам задали изучать? Укажите номер по списку:
1. Венгрия. 2. Европейская часть СССР. 3. СССР целиком. 4. США». Нажал на клавишу с цифрой 2. На экране снова вопрос: «В каком режиме будете учить предмет? Укажите номер: 1. Задано название города — найти его на карте. 2. Задано место на карте — указать название города». Я выбрал номер 1.
На экране возникла контурная карта европейской части нашей Родины. Вся она была усеяна квадратиками, обозначавшими города. Около каждого из них стояла одна из букв латинского алфавита, под картой инструкция: «Введите букву, которая стоит около города Донецк». Затем нужно было отыскать Ленинград, Тюмень, Харьков... После нескольких неправильных ответов я стал довольно сносно ориентироваться на территории родной страны и решил сменить режим работы на более сложный: по месту на карте, указанному машиной, стал определять название города. Через полчаса я знал важнейшие города европейской части СССР назубок...
Закончив работу и встав из-за пульта, я обнаружил, что толпа, стоявшая вокруг «Руссона», исчезла, зато у школьного компьютера выстроилась целая очередь желающих на нем поработать...
Комментариев нет:
Отправить комментарий