Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

01 мая 2020

Как управлять автомобилем

Н. ХАЗОВ

1

VII Всесоюзная конференция ВЛКСМ выдвинула борьбу за индустриально-техническую культуру как одну из основных, решающих задач всей рабочей молодежи нашего Союза.

В резолюции по докладу т. Косарева конференция решила: «Каждый молодой рабочий и колхозник должен изучить основы механики, учения об электричестве, основы химии, должен уметь управлять автомобилем, трактором, должен уметь производить простейший ремонт».
Развитие массовых добровольных обществ, как например Автодор, Осоавиахим, Общество друзей радио и др. в значительной степени способствует внедрению в широчайшие массы трудящихся основных элементов современной технической культуры, усвоению необходимых теоретических знаний и практических навыков. В частности Автодор оказывает огромную помощь в деле развития автомобилизма и дорожного строительства в нашей стране. Автодоровское движение способствует укреплению обороноспособности страны путем сбора средств на моторизацию Красной армии, а также подготовкой опытных водителей для автобронемашин. Овладение техникой управления автомобилем является долгом каждого комсомольца. Комсомольские организации должны всемерно содействовать самодеятельному движению по изучению автомобилизма, организации автодоровских кружков на предприятиях, а также районных автомобильных клубов.

В этой статье мы расскажем, как научиться управлять автомобилем.

2

Наш Горьковский автомобильный завод выпускает в массовом масштабе машины конструкции Форда. Эта марка является самой распространенной в нашем Союзе. Вот почему свои объяснения по управлению автомобилем мы даем на примере этой машины.

Вы подходите к автомобилю. Прежде чем сесть за руль и поехать, необходимо убедиться в исправности всей машины. Во-первых, следует посмотреть, достаточно ли в моторе масла. Проверить это можно следующим образом. Поднимите левую часть капота (крышка на носу автомобиля, закрывающая мотор) и вы увидите двигатель; в нижней части двигателя находится железный стержень, верхний конец которого закручен в виде кольца. Его нужно вынуть и посмотреть на нижнюю часть, там вы увидите две латинские буквы «F» и «L», которые показывают уровень масла в моторе. Если полоса масла на стерженьке остановилась на букве «F», то это говорит о том, что масла для работы двигателя достаточно, если же на букве «L», то масла необходимо добавить, иначе работа мотора будет совершенно невозможна.

Масло крайне необходимо для работы мотора. Оно понижает коэфициент трения между его трущимися частями. Наливать масло в мотор следует обязательно через сетку, сделанную в воронке, чтобы избежать загрязнения.

Проверив запас масла, надо посмотреть, достаточно ли воды в радиаторе. Радиатор — это резервуар для воды, охлаждающей разогревающийся двигатель. Средняя часть его сделана из тонких трубок, по которым проходит горячая вода из цилиндров и охлаждается. В автомобильном двигателе топливо сгорает внутри цилиндра, при этом выделяется большое количество теплоты, и если бы мы не охлаждали двигатель водой, у нас получилось бы «заедание» поршней вследствие расширения металла, и мотор временно перестал бы работать. Для устранения этого вредного влияния теплоты вокруг цилиндров расположена специальная водяная рубашка, через которую циркулирует вода, отнимающая у цилиндров большое количество теплоты. Это предохраняет мотор от заедания. Поэтому радиатор должен быть всегда наполнен водой.

Рис. 1
Органы управления автомобилем „Форд".

1 — зеркало для смотрения назад; 
2 — рычажок для ручного действия вытирателем щитка; 
3 — включатель вытирателя щитка; 
4 — рычажок для управления зажиганием; 
5 — кнопка сигнального рожка; 
6 — включатель света; 
7 — показатель уровня оеввива; 
8 — лампочка для освещения приборов; 
9 — включатель зажигания; 
10 — измеритель скорости (спидометр), 
11 — амперметр; 
12 — выключатель бензина; 
13 — регулятор для карбюратора; 
14  рычаг ручного тормоза; 
15 — переключатель скоростей; 
16 — педаль для пуска стартера; 
17 — педаль сцепления; 
18 — тормозная педаль; 
19 — акселератор; 
20 — опора для ноги
Затем следует обязательно проверить подачу горючего в карбюратор, т. е. в специальный прибор, приготовляющий рабочую газообразную смесь жидкого топлива (бензина) с воздухом. Подачу бензина в карбюратор можно проверить следующим образом. Откройте бензиновый кран, который помещается под бензиновым баком, укрепленным в кабине впереди водителя, затем следует проверить, не засорилась ли трубка, по которой бензин поступает в карбюратор. Трубку надо проверить именно в том месте, где она соединяется с карбюратором. Отверните в этом месте трубку, если бензин польется, то бензинопровод в порядке и перебоя в подаче горючего не будет.

Кроме того перед поездкой необходимо обязательно проверить рулевое управление, работу сигнала, освещения и наконец убедиться, достаточно ли накачаны шины. Все это необхо- ... ... случае езда принимает опасный характер.

Каждый водитель во время поездки должен непременно брать с собой следующий набор инструментов: домкрат для подъема передней и задней осей, насос для накачки шин, ручные тисочки, молоток, зубило, отвертки, лопатки для монтировки шин, колпачный ключ для колес, коловорот для колесных гаек, набор гаечных ключей, клей и резиновые заплатки, разводной ключ, плоскогубцы.

3

Когда вы убедились, что автомобиль в полном порядке, т. е. готов для поездки, остается завести мотор. Завести мотор — это значит привести в движение поршни в цилиндрах. Движение поршня передается с помощью коленчатого вала на коробку скоростей, а затем на так называемый карданный вал, который в свою очередь передает вращение через диференциал задним колесам автомобиля.

Запустить мотор можно двояким способом. В обоих случаях необходимо предварительно передвинуть рычажок газа, находящийся справа на руле, на 3—4 зубца в правую сторону, а рычажок зажигания в другую сторону на 2 3 зубца (рис. 1). При этом рычаг скорости или переключатель коробки скоростей (рис. 1 или 2) надо поставить в такое положение, при котором он свободно качается вправо и влево. Это положение называется нейтральным, так как в это время вращение коленчатого вала двигателя не передается через коробку скоростей карданному валу.

Рис. 2
Положение рычага скорости, если
смотреть на него сверху:
С — нейтральное положение,
3—задний ход;
I, II и III—первая, вторая и третья
скорости
Теперь можно взять ключ зажигания, вставить его в замок, находящийся на распределительном щитке против шофера, и повернуть в правую сторону (рис. 4). Этим самым мы включаем ток в цепь и создаем возможность проскакиванию электрической искры в свече, воспламеняющей рабочую смесь. Затем надо повернуть на полтора-два оборота регулятор карбюратора (рис. 1 и 3). От этого в цилиндр поступает более богатая рабочая смесь, что облегчает запуск мотора.

Теперь уже можно приступить к непосредственному запуску мотора. Один способ запуска осуществляется при помощи электромотора или так называемого стартера. Для этого нужно нажать педаль стартера (рис. 1). При нажиме на педаль мы пускаем электрический ток из аккумулятора в электромотор, который начинает вращать свой якорь. Якорь на одном конце имеет шестеренку, зацепляющую во время вращения зубья маховика, вследствие чего начинает поворачиваться коленчатый вал. Пользоваться стартером полагается не более 8—10 сек.

При втором способе запуска мотора пользуются заводной рукояткой. Возьмите эту рукоятку, вставьте ее в отверстие под радиатором и посильнее прижмите. Тогда ручка зацепит храповичок, которым кончается коленчатый вал мотора. При резком повороте ручки поворачивается и коленчатый вал. Поршни внутри цилиндров перемещаются, открывается впускной клапан, рабочая смесь наполняет цилиндр, происходит ее сжатие, затем следует первый взрыв, и мотор начинает работать. При повороте рукоятки положение руки должно быть таким, как это указано на рис. 4.

4

Мотор работает, садитесь за руль. Для того чтобы поехать, надо нажать левой ногой педаль сцепления (рис. 1 и 3). При этом вы разъединяете мотор с коробкой скоростей. Это нужно делать каждый раз, когда вы меняете скорость или проходите через неровные места (во избежание общего искривления трансмиссии). По истечении нескольких секунд переведите рычаг скорости из нейтрального положения в рабочее. Теперь мы устанавливаем связь вала мотора с задними ведущими колесами. Это положение называется первой скоростью. На рис. 2 показаны различные положения рычага скоростей (если на него смотреть сверху), соответствующие 1-й, 2-й и 3-й скоростям и заднему ходу.

Автомобиль "ФОРДА"
1—переднее стекло; 2—бак для бензина; 3—бобина; 4—трубка для подвода бензина к карбюратору; 5—прерыватель и распределитель зажигания; 6—фара; 7—сигнал; 8—радиатор; 9—вентилятор;10— переднее направляющее колесо;11—передний буфер;12—передняя рессора;13—двигатель (картер его);14—сцепление;15—вилка сцепления;16—коробка передач;17—универсальный шарнир (кардан)18—подножка;19—карданный вал; 20—кардавная труба; 21—ведущая шестерня диференциала; 22—картер диференциала; 23—ведомая коронная шестерня; 24—ведущее колесо; 25— заднее крыло; 26—задний буфер; 27—запасное колесо; 28—складной верх автомобиля; 29— подушка; 30—сиденье; 31—задняя рессора; 32—пол; 33—сиденье водителя; 31—рычаг коробки передач; 35—педаль сцепления; 36—рулевая колонка; 37—рычаг ручного тормоза; 18-рулевое колесо.
;
Затем мы отпускаем рычаг ручного тормоза вперед до отказа, освобождая этим задние колеса от тормозных колодок. После этого надо плавно отпускать педаль сцепления и одновременно нажимать на педаль акселератора (рис. 1). При нажатии на педаль акселератора мы впускаем в цилиндр рабочую смесь в увеличенном количестве. В этот момент машина плавно трогается с места.

Дайте машине разгон 8—10 км в час. Скорость вы узнаете по показанию спидометра, который находится на распределительном контрольном щитке (рис. 4). Чтобы увеличить теперь скорость, надо перевести рычаг на так называемую вторую скорость. Для этого нужно предварительно нажать педаль сцепления, снять правую ногу с педали акселератора и только теперь вывести рычаг из положения первой скорости в нейтральное положение и после небольшей задержки (3—4 секунды) перевести на вторую скорость (рис. 2). Затем необходимо отпустить плавно педаль сцепления и увеличивать обороты у мотора, нажимая на педаль акселератора. Таким же путем достигается переключение и на третью скорость. Положение рычага показано на рис. 2.

Рис. 5. Правильное положение руки
при повороте заводной рукояткой
Механизм, с помощью которого мы получаем различные скорости автомобиля, называется коробкой скоростей.

Коробка скоростей представляет собой сложную систему шестерен разных размеров. Устанавливая рычаг скорости в то или иное положение, мы меняем соотношение между количеством оборотов мотора и количеством оборотов карданного вала, а следовательно и быстроту вращения ведущих колес.

Запомним твердо, когда какой скоростью следует пользоваться; первой скоростью — при трогании с места и во время крутых подъемов, второй — для умеренных подъемов и для изменения скорости автомобиля на ровной дороге и наконец третьей — для нормальной езды по хорошей дороге. Всегда нужно стремиться ездить на высшей скорости, так как машина при этом идет более плавно и достигается большая экономия горючего.

Если требуется подать машину назад, дается задний ход. Необходимое для этого перемещение рычага коробки скоростей см. на рис. 2.

5

Теперь дадим краткое пояснение тем приборам, которые находятся в кабине и которыми водителю приходится пользоваться. На распределительном щитке (рис. 4) помещен бензиноуказатель; назначение его — показывать водителю количество бензина в баке. Водитель видит различные цифры: 0 (бензина нет), 1/4 (наполнена четверть бака), 1/2 (наполнена половина бака), 3/4 (наполнены три четверти бака и П (полный бак). Справа находится амперметр, который показывает, как работает динамомашина и как расходуется электрический ток. Водитель видит еще один прибор — спидометр, который имеет три шкалы: верхняя показывает скорость машины, средняя — пройденный общий километраж машины со дня ее выпуска с завода, нижняя — общий километраж за день. Современные спидометры, выпускаемые ГАЗ, имеют только одну шкалу, которая показывает общий пройденный километраж. В центре щитка помещается электрическая лампочка, освещающая приборы по наступлению темноты.
Рис. 4. Распределительный щиток:
1-замок зажигания; 
2—спидометр; 
3—бензиноуказатель; 
4—амперметр; 
5—лампочка; 
6—винты

На руле вы видите черную кнопку, при нажиме на которую слышен сигнал. Для зажигания фар надо повернуть особый рычажок — выключатель света, расположенный вокруг кнопки. Помимо указанных ранее педалей под ногами водителя находится еще педаль ножного тормоза (рис. 1).

В заключение дадим несколько практических указаний, которые должен соблюдать водитель для более правильного хода машины в разных условиях.

При всех замедлениях машины надо переходить на предшествующую скорость. Во время поездки по отлогим и длинным спускам следует притормаживать самим мотором, а не тормозами. Для этого нужно перевести рычаг на первую скорость и выключить зажигание, поворотом ключа в левую сторону.

При подъемах, когда машина замедляет свой ход, необходимо переходить на предшествующую скорость.

Во время езды по городу и в пригородных местностях следует особенное внимание обращать на дорожные сигнальные знаки. Объяснение этих знаков смотри на прилагаемой таблице.


ОТ РЕДАКЦИИ. 

Статьей «Как управлять автомобилем» мы начинаем печатание материалов по управлению отдельными машинами и механизмами современной техники. Редакция ждет от читателей отзывов о качестве и популярности такого объяснения управления автомобилем и сообщений, управлением и работой каких машин читатели более всего интересуются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.