Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

17 мая 2020

Слово лучшим производственникам


Рабочий — хозяин станка
ФЕДОРОВ — токарь завода им. К. Мариса
Ha-днях я сдавал общественно-технический экзамен. Отвечал я уверенно и правильно на все вопросы мастера, инженера и моих товарищей по работе. Проверочная комиссия оценила мои знания отметкой «хорошо».
Конечно тут дело не в том, что мне «повезло». Ведь общественно-технический экзамен не лотерея, а действительная проверка знаний и умения правильно работать.
Свою отметку «хорошо» я завоевал ценою непрерывной учебы за четыре года работы у станка.
В 1929 г. девятнадцатилетним парнем я пришел со стройки на завод текстильных машин им. Карла Маркса.
Начал я работать на «галерке», за токарным станком у мастера Кареника. Там работали практиканты из втуза, у них-то и была моя первая учеба. Это они мне рассказали, как действуют самоходы, для чего служит каретка, поперечный супорт, передняя и задняя бабки. Я узнал, как надо обращаться с резьбовым валиком, трензелем, ходовым валиком. Потом я начал просить мастера показать мне, как надо затачивать резцы и под какие градусы для различных металлов.
Впервые я получил серьезное задание в 1930 г.: надо было нарезать ленточную резьбу на диаметре в 30 мм. Как приступать к работе я не знал, а выполнить заказ обязательно решил без брака. Хуже всего было то, что я никак не мог определить точно (а точность в работе токаря—первое условие) ширину резца и глубину резьбы диаметра стержня.
Завод им. К. Маркса (Ленинград) Регулировка
ватермашины перед испытанием
Мне помогли старые токари и книги. Тогда я прочел книгу Оглоблина «Токарное дело» и достал «Справочник металлиста», который не раз давал мне впоследствии необходимые указания. Выполнил я ленточную резьбу в срок и без брака. В 1931 г. меня перевели с «галерки» вниз, на более сложную и квалифицированную работу. Меня поставили на ответственную работу у шведского токарного станка.
Здесь пришлось опять учиться. Перечел почти все книги по обработке металлов, какие были в цеховой библиотеке.
Так, учась, работая внимательно и точно, я добился того, что совершенно не даю брака и из месяца в месяц перевыполняю план на 20—30—40 проц.
Как достиг я этого? — Дело в том, что я сам себе установил твердые правила.
Во-первых, работать надо внимательно. Притти утром минут за 30 до гудка, получить задание, обдумать его и только тогда начинать работу. Был однажды такой случай: мне поручили расточить и подрезать кольца по заказу коммунхоза.
Я по чертежу посмотрел, сколько миллиметров у кольца надо подрезать, промерил штангелем стенки кольца, и оказалось, что с одной стороны нехватает металла. Если бы я не обдумал, как надо выполнять работу, самым тщательным образом не проверил бы размеров кольца, то все бы они пошли в брак.
Во-вторых, надо всегда заранее, до гудка приготовить все то, что понадобится при работе над данным заданием: резцы, болты, гайки, всевозможные оправки, вареное масло, которое нужно при нарезке резьбы, тавот и мел, которые кладутся в центр детали, чтобы она не загоралась при вращении и обработке на станке,—все это лежит у меня, в таком порядке, что когда мне нужна одна из этих вещей, я протягиваю только руку и беру ее.
В-третьих, надо иметь всегда в запасе материал для ухода за станком. Масленка с маслом, керосин, тряпки для обтирки станка—все это должно быть наготове, чтобы в любой момент притти на помощь станку, когда последний «закапризничает».
В-четвертых, необходимо следить за станком и предупреждать все его «заболевания». Поэтому надо прежде всего следить за подшипниками, чтобы они были хорошо отрегулированы и не нагревались при вращении шпинделя. Надо добиться, чтобы не засорялись смазочные трубочки, предупреждать поломки всевозможных деталей (во-время сменить или подвинтить гайки в кулачках коробки скоростей, следить за правильной смазкой шестеренок, кареток и т. д.).
Наконец надо каждую работу начинать с твердым стремлением рационализировать каждый производственный процесс.
Например мне часто приходится обрабатывать болты. Большей частью технологической карты на них не дают, так что порядок операции приходится обдумывать самому. Кое-чего я уже добился. Болты я обрабатываю так: сначала отрезаю, затем процентрую, протачиваю под резьбу, и уже после этого, разрезав валик пополам, я получаю два симметрично обработанных болтика. При таком порядке операций я выгадываю на каждом болтике по 10 мин.: и производству польза и мне не вред.
Если спросить меня, почему из месяца в месяц я перевыполняю задание на несколько десятков процентов, почему я не знаю брака, то я отвечу: «Мое правило: работать внимательно, следя за каждой мелочью, по возможности рационализировать каждую операцию, до предела уплотнять рабочий день и по-хозяйски относиться к станку».

Моя цель — проводить плавку на "хорошо"
СОЛОВЬЕВ — сталевар "Красного путиловца"
Два года назад—в октябре 1931 г., пришел я на «Путиловец». Пришел без всякой специальности, без всяких знаний, так как до этого я был простым грузчиком на Северной верфи.
Было очень трудно, когда меня сразу поставили на мартен. Ведь все его устройство было для меня совершенно темным делом. Стало совершенно ясно, что без учебы я не смогу работать по-настоящему. А стать хорошим, знающим рабочим мне очень хотелось, и я пошел
учиться в металлургический кружок. После четырех месяцев я уже знал, для чего служат генераторы, шлаковики, подище мартена, как надо с ними обращаться.
Наши мартеновские печи работают на нефти. Плавка на нефтяном топливе идет значительно быстрее, чем на дровяном топливе, поэтому у сталевара и у всей бригады мартеновцев должна быть большая сноровка, большое умение работать четко и быстро.
"Красный путилрвец". Обработка шабота
для 4-тонного парового молота
автозавода им. Сталина
На плавку уходило сначала 10 ч. 10 м. Но было совершенно понятно, что, имея определенные знания, владея «секретом» мартеновки, время плавки можно сократить. Но как раз знаний этих ни у меня, ни у моих товарищей не было.
Тогда группа молодых рабочих поставила вопрос о создании специального кружка, который повысил бы и расширил наши знания. Комсомольская ячейка организовала кружок техминимума.
В этом кружке под рудоводством инж. Фрагина мы получили основные, необходимые нам знания. Прорабатывая основные вопросы по мартену, мы поняли, что для проведения правильной плавки надо не только освоить весь технологический процесс, но одинаково важно знать, как правильно расставить рабочую силу, как содержать наш хотя и не особенно сложный инструмент.
Вот поэтому после учебы в кружке, став бригадиром у своего мартена, я всегда перед работой твердо договариваюсь со своей бригадой о том, кто и где должен стоять в тот или другой момент плавки и что должен каждый из нас делать. Бригада у меня небольшая — кроме меня четыре человека (первый и второй подручные и два завальщика), поэтому проводить эти «летучие» производственные совещания было нетрудно, а пользу они принесли громадную: на практике работы каждого дня мы подкрепляли и увеличивали те теоретические знания, которые получили в комсомольском металлургическом кружке.
Кажется, как просто содержать в чистоте и на определенном месте шомпол для скачивания шлака, кочережку для счищения камня с окон печи, лопатку, которой забрасывают в печь все добавочные материалы! Но чтобы этому выучиться, надо потратить немало времени, а главное иметь большую охоту. Часто бывает так, что какой-нибудь молодой или плохой сталевар разбросает все эти инструменты, а потом ходит, бегает по цеху в поисках инструментов. Поэтому первое правило моей бригады —  быть всегда на своем месте, иметь всегда около себя нужный инструмент в исправном и чистом виде, не суетиться и не шнырять взад и вперед по цеху.
Сейчас у нас плавка идет 7—8 час. и брака мы совершенно не даем.
Как мы добились этого? — Во-первых, в кружке техминимума я выучился вовремя удалять вредные примеси. Выбрать момент для отделения примеси нелегко, а если упустишь его, то потом уже эти примеси отделить очень трудно, на это надо потратить много лишнего времени и задержать выдачу металла.
А «секрет» здесь вот в чем: когда руда только начинает плавиться, фосфор и сера (вредные примеси) всплывают наверх, соединяясь со шлаком. Поэтому очень важно «поймать» именно этот момент. В это время надо бросить в печь несколько лопаток руды, смешанной с известью, и прикрыть форсунку. Тогда сильное соединение фосфора с известью заставляет быстро всплыть все вредные примеси наверх, и они сами стекают в подставленную коробку.
Если все это делать во время, то и сталевар может уничтожить брак и сократить время плавки.
Тракторный завод "Красного
путиловца". Пневматическая
обрубка литья
Своей хорошей работой я обязан комсомольской ячейке. Я часто отчитывался перед своей комсомольской группой, перед ячейкой о своей работе, о трудностях и недостатках в ней. И всегда встречал большую отзывчивость, серьезную деловую помощь. Например мне очень мешали работать простои кранового оборудования. Я обратил на это внимание ячейки, и она добилась создания кружков техминимума для крановщиков. Сейчас у них простой уменьшился, а работа сталеваров облегчилась.
Ячейка помогла мне подняться от 3-го до 8-го разряда, а это не такая простая штука. Во все технические кружки меня посылала ячейка. Комсомольская организация послала меня в рабочую техническую школу, где я еще больше овладею теорией плавки и правильного производственного процесса. Я хочу стать инженером, высококвалифицированным специалистом по мартеновской плавке, потому что люблю свой мартеновский цех и хочу образцово поставить его работу.
Очень важно отметить то, что ячейка меня воспитала политически, подготовила к партии и в начале этого года передала в ВКП(б). Я стараюсь и буду в дальнейшем бороться за то, чтобы быть хорошим партийцем. И одним из важнейших шагов по этому пути я считаю овладение техникой своего производства, повышение своей технической культуры, закрепление успехов своей бригады, которая вышла на первое место в цехе по выдаче металла, по всем качественным показателям и чистоте рабочего места.

От тисков к турбогенератору
ВЕЙНБЕРГ — слесарь завода ям. Сталина
Когда я в первый раз вошел в ворота цеха, где делались турбины мощностью в 10 тыс. квт, у меня захватило дух. Что я буду делать здесь, где нагромождено столько огромных неведомых деталей? Я, работавший до тех пор только на тисках! Первые дни я прямо не знал, как подойти к такой громадине, как цилиндр турбины. Было это семь лет назад, когда я только кончил фабзавуч.
Смешно сейчас вспоминать, как я растерялся в первые дни. Ведь теперь я центрую и испытываю готовые турбины в 50 тыс. квт, работаю по 7-му разряду, участвую в проверке технических знаний рабочих.
За семь лет наш старый завод изменился до неузнаваемости. А вместе с заводом росли, шли в гору и мы, шаг за шагом раскрывали «секреты» высокой техники.
...Двадцать шестой год. Я пришел в турбинный цех завода им. Сталина в качестве слесаря 3-го разряда. Бригадир Сыроежин начал разъяснять мне, что такое турбина, какие в ней части, сколько миллиметров могут составлять допуски при сборке. Чего я не успевал узнать у бригадира, о том рассказывали книжки. И через полгода, когда Сыроежин уехал, я стал бригадиром на сборке диафрагмы.
Затем я попал к бригадиру Соколову на сборку и испытание турбин. Здесь уже мне пришлось иметь дело не с одной частью, а со всей турбиной. Пришлось познакомиться с тем, как регулируют турбину, какие у ротора могут быть аксиальные зазоры. Аксиальные зазоры—это расстояние между рабочим колесом турбины и диафрагмой, которая дает пару правильное направление. Мы делали тонкую и точную операцию— центровку турбины с генератором. Иначе говоря, мы соединяли с паровой частью турбогенератора его электрическую часть и следили, чтобы их центры совпадали.
На первых двух турбинах я только смотрел за каждым движением Соколова и слушал его объяснения. На третьей начал работать сам. В расчетной книжке появилась строчка: «5-й разряд».
В двадцать восьмом году меня призвали на два года в Красную армию. В тридцатом году в шинели и шлеме я вошел в знакомые ворота и... увидел новый завод.
Там, где когда-то валялись мусор и обрезки, выросла гигантская турбинная мастерская. Выстроились новенькие станки. На смену десятитысячным турбинам, которые казались мне когда-то великанами, пришли пятидесятитысячные.
Я увидел, что мне снова нужно учиться и учиться.
Поработав две недели в комсомольской бригаде Старосельцева, я перешел опять на испытание турбины. Центровка проводилась уже по новому способу. Через всю турбину протягивается струна и в восьми местах снимается замер прибором-штихмассом. Центровка по струне позволяет точно определить правильность установки по оси. Мастер Осипов помог мне освоить струну. Я стал рабочим 6-го разряда.
Вскоре нам добавили вспомогательный агрегат для испытания турбин. Засев со мной за чертежи, инж. Поносов растолковал технику нового сложного агрегата. И сейчас, освоив этот агрегат, я работаю по 7-му разряду.
Я научился рассчитывать взаимодействие частей турбины от сдвигов во время сборки. Надо например всегда помнить, если на турбине в 24 тыс. квт поднимешь переднюю часть цилиндра высокого давления, то поднимется и задняя часть цилиндра, а если цилиндр низкого давления, то при подъеме передней части задняя опустится. Напутаешь, неправильно рассчитаешь,—придется снова делать все замеры. Нужно уметь правильно подсчитать горизонтальный разъем цилиндра и т. д.
Главное в нашей работе—высшая точность, точность до сотых долей миллиметра. Возьмем к примеру такой инструмент, как ватерпас, которым проверяется горизонтальность уровня турбины. И если неровность уровня турбины хотя бы 0,2 мм, то прибор сразу покажет отклонение от горизонта.
Мы научились работать быстро и четко. Наша группа дает производительность труда на 15 проц. выше задания. На сборку клапанов, скажем, нам дают 45 час., а мы собираем за 39. И при этом—ни малейшего брака.
Каждый вечер я узнаю, какая работа намечается на завтра. Штихмасс, ватерпас, щуп, призму, линейку, ключи—все приготовляю заранее. Во время работы не приходится бегать за инструментом.
То, чему я научился, стараюсь передать молодым рабочим. Вот например Шехободкин. Я помог ему овладеть динамической балансировкой ротора, из 5-го разряда он перешел в 6-й. Теперь Шехободкин сам учит новичков балансировке.
В августе в нашем цехе проводилась проверка технических знаний рабочих. Меня назначили членом проверочной комиссии.
Пришел я в турбинный цех комсомольцем. В двадцать восьмом году меня приняли в партию. Сейчас я работаю звеновым партийным организатором.
Моя цель — проводить плавку на «хорошо».

ОТ РЕДАКЦИИ. Помещая в настоящем номере рассказы лучших производственников ряда ленинградских заводов, редакция начинает печатание материалов о производственном опыте передовых рабочих, о методах их работы и о путях, по которым они идут к овладению техникой своего производства. Редакция просит читателей, партийные и комсомольские организации присылать материалы с конкретным описанием производственного опыта и приемов работы своих лучших ударников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.