Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

17 мая 2020

Подготовку к техэкзамену провести по-боевому

П. КОГАН

Техника высокого класса точности, техника высочайшего индустриального уровня, которой вооружили мы наши заводы, фабрики, шахты, сельское хозяйство, требует кадры новых технически квалифицированных рабочих, требует больших знаний и твердых практических навыков от каждого молодого рабочего, пришедшего на производство.
Нам нужны буквально сотни тысяч культурных и грамотных водителей машин, станков и агрегатов. Для осуществления этой величайшей задачи — задачи создания кадров — нужно внедрить индустриально-техническую культуру в самую гущу многомиллионных масс и в первую голову в массы молодежи.
ГПЗ им. Кагановича. Занятия кружка техминимума для наладчиков автоматно-токарного цеха. Фото Г. Зельманович
«Продвинуть индустриальную, техническую культуру в массы молодежи, в массы взрослых рабочих — вот одна из важнейших задач, поставленных перед нами нашей партией» (Косарев).
Почин уралмашевских комсомольцев, организовавших впервые в Союзе общественно-технический экзамен, и является образцом борьбы комсомола за овладение индустриально-технической культурой.
Технический экзамен блестяще оправдал себя, как форма мобилизации всего рабочего коллектива на овладение техникой, на поднятие производительности труда, против станколомов и бракоделов.
Мудрено ли, что опыт Уралмаша сразу разнесся громким эхом по всему Союзу, и сейчас, в дни 15-летия комсомола, тысячи предприятий у себя проводят общественно-технический экзамен молодежи и взрослых рабочих на знание технического минимума, на право управлять сложнейшими механизмами. Десятки тысяч молодых рабочих гласно отчитываются, как они сами овладели техминимумом, техникой своего дела, как они изучили и свой станок и производственный процесс. Экзамен — общественная, гласная проверка знаний технического минимума, умения работать на вверенной рабочему машине, агрегате, механизме — является делом большого государственного значения.

Ряд предприятий ознаменовал 15-летие ВЛКСМ началом длительной, серьезной, деловой подготовки к проведению общественно-технических экзаменов. Расскажем об опыте подготовки к экзамену на Уральском заводе тяжелого машиностроения — родине этой инициативы — и на ряде других предприятий, давно начавших проводить экзамен.
В моторном цехе ХТЗ практикуется такой
метод борьбы с браком: под потолком цеха
вывешиваются плакаты-карикатуры
с указанием фамилий и количества
испорченных деталей
Не обязательно всем организациям, проводящим экзамен или готовящимся к нему, начинать подготовку именно с того, с чего начал Уралмаш или шахта «Ветка» (см. № 2—3 журн. «Техника молодежи»). Однако формы и методы подготовки уралмашских, челябинских и ветковских комсомольцев смогут быть использованы рядом предприятий.
Как же была организована подготовка к проведению технического экзамена на Уралмаше?
На протяжении месяца в механическом цехе № 1 была организована тщательная проверка всех звеньев технической учебы. До этого состояние технической учебы в механическом цехе № 1—откуда началось проведение экзаменов — было плачевное. Занятия кружков по техминимуму срывались. Посещаемость была из рук вон скверной. Слушатели кружков не интересовались учебой, а сами занятия в кружках носили формальный характер.
В цехе были очень часты поломки оборудования, рабочие не знали, как работать на сложных станках, которые они видели первый раз в жизни. И никто даже не помышлял о сдаче государственных норм на право управления станком.
Практически подготовка к проведению технического экзамена была начата с того, что на страницах листовки «Комсомольской правды» был проведен заочный митинг прогульщиков. Строгальщик Воронкин на этом митинге прямо заявил:
— Наш кружок мне не нравится. Рабочим, имеющим квалификацию, он приносит мало пользы. Все без исключения занимаются одними и теми же вопросами — схема станка — и все. Плохо, что нет никакой литературы, даже инструктивных карточек. И паспортов нет. Для того чтобы кружок хорошо работал, нужно разделить слушателей по уровню знаний, познакомить кружковцев с программой, дать литературу.
Специальное совещание руководителей технических кружков показало, что в учебе царит партизанщина, отсутствуют план, методика, система, отсутствует ясность в программах. Руководители кружков жаловались на отсутствие наглядных пособий, схем станков, конструкции которых разбираются на занятиях кружка, и т. д.
Постепенно выявилось и лицо самих слушателей кружков станочников, которые должны были держать технический экзамен.
3авод им. Сталина (Ленинград)
Идет общественно-технический экзамен
Когда каждый станочник цеха уже знал, что такое технический экзамен и для чего он проводится, когда была проверена работа кружков по техминимуму и выявлено их состояние, когда по цеху была проведена анкета с одним единственным вопросом — «Почему ты не учишься» — и была поднята яростная борьба с прогулами на техучебе, начался пересмотр программы кружков, были названы сроки проведения экзамена и составлен первый экзаменационный вопросник—темник:
УПРАВЛЕНИЕ СТАНКОМ
1. Пределы движений отдельных частей станка и знание ограничителей.
2. Направление движений.
3. Быстрая остановка станка.
4. Знание блокировочных включений.
5. Возможность включений механизмов находу.
6. Разгрузка механизмов станка, не участвующих в даном движении.
7. Умение пользоваться рычагами включений и кнопочным управлением.
СМАЗКА СТАНКА
1. Место смазки.
2. Периоды смазки.
3. Сорта смазки.
4. Пользование масленками и приспособлениями.
5. Контроль правильности Действия смазочных устройств.
РАБОТА НА СТАНКЕ
1. Установка и крепление деталей.
2. Умение наладить станок на заданный технологический процесс и режим работы (подача, скорость, глубина резания и т. д.).
3. Знание наибольших допустимых на данном станке скоростей, подач, вес деталей.
Наряду с учебой в кружках, которая на Уралмаше являлась основным видом подготовки к техническому экзамену, была организована индивидуальная консультация готовящихся к экзамену у мастеров, бригадиров, инженерно-технических работников.
Ошибка некоторых предприятий, готовящихся к проведению технического экзамена, заключается в том, что они не смогли увязать в подготовке к экзамену работу кружков по изучению техминимума с проведением различного рода консультаций и вместо укрепления стационарной, нормальной сети технической учебы совсем прекратили эти занятия, подменив кружки краткосрочными семинарами, консультациями и т. п.
Целый ряд интереснейших инициативных форм в процессе подготовки к техническому экзамену выдвинули и работники Челябинского тракторного завода.
Заводская газета «Наш трактор» организовала в помощь сдающим техэкзамен консультации рассылкой технической литературы. Газета направляет в библиотеку завода такой социалистический заказ.
Соцзаказ
Редакция газеты "Наш трактор"—библиотеке ЧТЗ.
Тов. Иванов. Адрес: Новый поселок, улица Ленина. 37, кв. 3. Тов. Иванов сообщил нам, что его интересуют следующие книги: "Теория резания“ Сидорова, "Справочник токаря", "Холодная обработка металла" Петряева и следующие вопросы: 1) работа токарных полуавтоматов и 2) конструкция токарного станка...
Просим доставить ему нужные книги. Редакция газеты "Наш трактор".
По получении книги рабочий посылает редакции отрывной талон от соцзаказа с указанием, когда доставлена книга и мнения о книге. Библиотека с своей стороны присылает в редакцию второй отрывной талон с указанием срока доставки.
Организуя технические консультации, челябинцы не ограничились одним методом бесед в цехе, на производстве, в технической школе. Здесь было выдвинуто новое, инициативное мероприятие —  консультация на дому по особым «почетным путевкам», рассылаевшимся местным специалистам.
Почетная путевка выглядит так:
Товарищу Гаврилову
Дорогой товарищ, овладение техникой является решающей хозяйственно-политической задачей. Почетная обязанность каждого инженерно-технического работника—всячески помочь и облегчить решение этой задачи каждым рабочим. С помощью нашего обращения к рабочим в листовке с рядом вопросов, мы выяснили, какая помощь нужна отдельным товарищам. Поэтому мы просим вас провести беседу с т. Богданенко и разъяснить ему волнующие его вопросы, помочь ему в них разобраться. Его адрес: Соцгородок, 15, кв. 30.
Тов. Богданенко интересует работа наладчика на станке фирмы "Джон Карнос".
Редакция газеты "Наш трактор"

ГПЗ им. Кагановича. Изучают чертежи
станка "Цинцинати".
Фото Г. Зельманович

Пред, бюро ИТС ЧТЗ Шкатов
Путевка имеет два отрывных талона. Один из них заполняет рабочий, отправляя его в редакцию газеты, отметив, когда и кто провел с ним беседу по интересующему его вопросу и насколько эта беседа помогла в нем разобраться. Второй отрывной талон, также возвращаемый в редакцию, заполняется специалистом, проведшим консультацию. В нем указывается, когда и где проводилась беседа, какую литературу и какой вид технических занятий рекомендует специалист для дальнейшей учебы консультировавшегося у него рабочего.
Эти примеры инициативной, живой работы вокруг подготовки к проведению технического экзамена свидетельствуют о всем многообразии форм и методов по овладению техникой, которые рабочая молодежь развертывает на своих предприятиях.
Главное здесь — инициативность, подвижность, изобретательность и прежде всего умение изучить запросы каждого рабочего в отдельности и находить пути к их удовлетворению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.