ИГОРЬ ИЗМАЙЛОВ, инженер
«Князь Потемкин-Таврический» был одним из предпоследних эскадренных броненосцев российского флота. Строитель его, корабельный инженер А. О. Шотт взял за основу проект броненосца «Три святителя» (12 480 т) и за счет выигрыша в весе, достигнутого применением нового сорта брони, при том же водоизмещении удвоил число 152-мм орудий среднего калибра, прикрыл тонкой броней носовую оконечность и устроил скосы бронепалубы к бортам. После «Потемкина» строились «переходные» броненосцы типа «Евстафий» и «Андрей Первозванный», оснащенные не только 305-мм, но и 203-мм орудиями, а за ними последовали дредноуты типа «Петропавловск» и «Императрица Мария».
Как указывал автор предыдущей статьи, после восстания броненосец переименовали в «Пантелеймон» (в 1714 году, в день поминовения этого святого, русский флот одержал победу при Гангуте), а в 1906 году «Пантелеймон», с «обновленной» командой, стал флагманом Отдельного практического отряда.
Этому соединению предстояло отработать методы централизованного управления артогнем на больших дистанциях и скоростях. Слишком уж жестоким оказался урок русскояпонской войны на море, когда русским кораблям не хватало точных дальномеров, надежной материальной части, а артиллеристов обучали стрельбе на дистанции максимум 50 кабельтовых (кабельтов — 185 м).
Довольно скоро разработали новые таблицы стрельбы, улучшили
орудия, особое внимание уделили подготовке офицеров-артиллеристов и комендоров. Уже в 1907 году «Пантелеймон» точно стрелял на 80 кабельтовых, а потом и на 110 кабельтовых. Напомним, что за два года до этого, в Цусимском бою, противники обменивались залпами на дистанции 55 кабельтовых.
В октябре 1907 года в российском флоте упразднили класс эскадренных броненосцев, и «Пантелеймон» стал именоваться линейным кораблем. В 1911 году линкор прошел модернизацию и стал флагманом Черноморского флота. А осенью он взял впервые учрежденный «Переходящий императорский приз за лучшую стрельбу кораблей». Через три года эта выучка пантелеймоновцев сказалась в боях первой мировой войны.
Для черноморцев она началась в октябре 1914 года нападением германо-турецкого флота на наши порты. Германские корабли появились на Черном море еще летом того же года. Это были легкий крейсер «Бреслау» и линейный крейсер «Гебен». Последний по скорости (28 узлов) и вооружению (десять 280-мм орудий) превосходил каждый российский линкор — они развивали не более 16 узлов и имели по четыре 305-мм орудия главного калибра. Поэтому «Гебен» стремился выбить их поодиночке, но те ходили бригадой (три корабля), при встрече с которой германцы предпочитали ретироваться.
Так было 28 апреля 1915 года, когда «Гебен» завязал бой с дредноутом «Евстафий», орудия которого не доставали до противника. Выручая товарищей, «Пантелеймон» открыл огонь с предельной дистанции 104 кабельтовых и вторым (!) залпом поразил противника. «Я увидел, что одно падение этого залпа легло за кормой «Гебена», саженях в 30—40, — доносил старший офицер «Пантелеймона», капитан 2-го ранга Г. К. Леман, — другое же падение дало попадание в район задней трубы и третьей башни... Снаряд при разрыве дал густое облако черного дыма, которое прорезалось красноватым пламе-
нем». «Стрельба велась [русскими] исключительно хорошо», — констатировал германский контр-адмирал Г. Лорей.
Стычки с «Гебеном», огневая поддержка армии, блокада вражеского побережья — этим только служба «Пантелеймона» не ограничивалась. Когда вступил в строй дредноут «Императрица Мария», старый линкор передал ему лучших специалистов.
Февральскую революцию «Пантелеймон» встретил на ремонте, в Севастополе. В апреле 1917 года пан-телеймоновцы участвовали в демонстрации в честь моряков-революционеров с «Потемкина» и крейсера «Очаков», которому после ноябрьского восстания 1905 года дали название «Кагул».
Вскоре линкору вернули старое наименование, но, по требованию команды, ветеран двух революций 8 мая 1917 года переименовали в «Борец за свободу».
В 1918 году линкор находился на долговременном хранении в порту— сказалась нехватка команды, часть которой передали новым дредноутам. а другая ушла на фронты гражданской войны. До 29 апреля 1919 года корабль простоял в Южной бухте, но в тот день уходившие из Севастополя интервенты затопили близ Севастополя 12 русских подводных лодок и подорвали цилиндры главных машин на старых линкорах.
После гражданской войны восстановление поврежденного и уже устаревшего линкора признали нецелесообразным. В 1923 году его отвели в Северный док и к октябрю 1925 года демонтировали. Страна, восстанавливавшая хозяйство после гражданской войны, получила тысячи тонн ценного металла.
А знаменитый фильм «Броненосец «Потемкин» снимали на палубах блокшива (бывшего линкора) «Двенадцать апостолов» и только что возрожденного крейсера «Коминтерн» — однотипного с прославленным «Очаковым».
В наши дни часть мачты «Потемкина» экспонируется в Центральном музее Вооруженных Сил СССР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий