Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

29 апреля 2020

Беломорско-Балтийский

Здесь, как стена, утвердилась тайга, бурелом, бесцельная ярость водопадов, горная пустыня, непроезжая топь и царство камня. Тишина, тысячелетиями непрерываемая человеческим голосом. Розовосерые жилы гранита, лиловый аметист, базальт, порфиры, кварцы, черная смоляная руда, глины, сланец. Жемчуг и железо. Медь и рыба. Торф и соль. Природная целина, еще незнаемая и спокойная.
Неисчерпаемы богатства Карелии, но Онежский тупик замыкает их, преграждая встречу двух морей: Белого и Балтийского. Огибая Скандинавию, проходят советские корабли. Бездорожье останавливает наш путь на север.

Динамитные и амоналовые залпы только в ноябре 1931 г. прервали молчание карельских озер. По линии Повенец—Сорока выстроились тогда первые бараки. И вот спустя 18 мес. огромные водные пространства, заболоченные малонаселенные местности творческой волей большевиков организованы в одну систему 227-километрового водного пути.

Трудовая летопись создания пути из Балтики в Беломорье не имеет себе примера в мировой истории. Разве сравнишь этот канал с Суэцем, что строился 10 лет, или с Панамским перешейком, 84 км которого сооружались 11 лет. Необычаен размах работ, произведенных здесь в столь короткий срок! Вынуто свыше 2 млн. кубометров скальных грунтов. Выкопано 7 млн. кубометров земли. Отведено в сторону 100 км Мурманской ж. д. Уложено 390 тыс. кубометров бетона. Для того чтобы покорить диабазовые упорные скалы, произведено 4¹/₂ млн. взрывов. Общая длина бревен, израсходованных на ряжи канала, составляет 20 тыс. км, т. е. больше половины окружности земного шара.

Вид нижней камеры шлюза после спуска воды
По объему работ и количеству сооружений Беломорско - Балтийский водный путь занимает первое место. Он включает 19 крупнейших в Союзе шлюзов, 14 плотин, 11 водосливов и 40 дамб. С предельной простотой и ясностью разрешена огромная гидротехническая проблема. Шлюзы, плотины, дамбы и водоспуск - все сооружения канала интересны не только своим полным приспособлением к условиям края, местным строительным ресурсам, но они вместе с тем представляют собой яркое проявление технической мысли, новые оправдавшие себя в постройке принципы и конструкции. До минимума сведено здесь использование железа, бетона и других материалов, которые пришлось бы возить издалека. Заменой послужили дерево, камень, грунт. Инженер Зубрик разработал и осуществил новую оригинальную конструкцию деревянной плотины. Водослив Шаваньской плотины сооружен из деревянных кряжей. Эта плотина-регулятор—гордость всей трассы. Каждый раз она сбрасывает через свой гребень избыток воды по 800 кубометров в секунду.

Зам. главного инженера Вержбицкий заново создал расчет деревянных ряжевых стен 12-метровой вышины. С исключительным совершенством смонтированы шлюзовые механизмы канала; 2 человека напором плеч легко открывают шлюзовые ворота весом в 84 т. Бесшумно раскрываются створы, и неприметной кажется нам их многопудовая тяжесть.

Пресные воды озера и соленая беломорская волна вышли навстречу друг другу. Они сливаются и дружно несут на себе первые суда, бороздящие канал. Путь к Белому морю начинается с юга от Повенца; 7 шлюзов Повенчанской лестницы пароход проходит за 6 час. Теперь весь путь от Ленинграда до Сороки будет пройден не в 17, а в 6 суток.

Вчетверо сокращено расстояние между важнейшими северными портами. Морской путь от Архангельска до Ленинграда вместо 2 840 морских миль сократился до 674 миль.

Наново перекроена стройкой Карелия. 200 островов озера Выг ушли под воду. Само озеро поднялось на 6¹/₂ м. Исчезли, утонув в воде, знаменитые гремевшие водопады р. Телекинки, — канал покрыл их; 21-я плотина-водосброс у села Надвоец держит на запоре одно из величайших в мире искусственных водохранилищ —  Выгозеро, зеркало которого равно 1300 км2. Железобетонными плотинами скована и непокорная порожистая р. Выг.

20 тыс. человек было обучено на строительстве через различные вечерние курсы, бригадные ученичества. Уголовные преступники, привлеченные ОГПУ к строительству канала, превратились здесь в самоотверженных строителей социализма. И политическая победа большевиков Беломорстроя явилась и блестящей победой советской исправительно-трудовой системы.

Не один десяток фамилий имел в прошлом лаборант-бетонщик Ковалев. К этому его обязывал 20-летний уголовный стаж и 6 побегов. Соловьев, Ткачев, Петров — вот имена, под которыми известен этот человек в воровской среде. Теперь, отсюда уйдет рабочий с квалификацией, с большим строительным опытом, энтузиаст стройки, активист-общественник, полноправный гражданин Союза открыто заявляющий в лагерной газете—„Не попутчик ворам, не собрат”.

Инженер Полетаев, награжденный Орденом трудового знамени, вспоминает огромный трудовой подъем этой вновь разбуженной к жизни человеческой энергии. Он утверждает: „Как инженеру мне еще не приходилось работать в таких масштабах. Но настоящее чудо канала не только в его размерах и смелых технический новшествах, которые здесь применялись. Перековка людей — вот чудо Беломорстроя! Свои взгляды ломали здесь не одиночки, а сотни и тысячи. Забубенный вор и бандит терял прежний „авторитет”, уступая место другим вожакам—бригадирам и лучшим ударникам коллектива. Массы приходили в движение. И сотни инженеров стали здесь их организаторами. Это достижение величайшее, потому что нет ничего опасней, чем массобоязнь, чем кастовость инженерных работников”.

Первый пароход "Севастополь" проходит последний
шлюз Беломорского канала и входит в Белое море
И когда шаг за шагом и метр за метром героически росла великая трасса водного пути, сколько здесь было образцов самоотверженного упорства, проявленного людьми, прежде бывшими балластом общества, его отбросами. Как-то зимой надо было перетащить по льду через Выг локомобиль. Техники просили для этой операции 6—8 дней. Рабочие взялись доставить 20-тонную машину за 2 дня. Это было сделано.

В зоне затопления беспримерно работал бывший бандит и убийца Сергей Трофимович Третьяков. В лагере его долго держали в изоляторе как злостного хулигана и грабителя. Настойчивое влияние воспитателей зачеркнуло прошлое человека, который уже в 10 лет слыл опытнейшим карманником. Третьяков, став ударником, удивил многих. Он начал с нормы 125% и кончил выработкой до 310%. На груди его жетон строителя Беломорстроя, который с гордостью носит бывший заключенный, получивший недавно досрочное освобождение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.