Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

26 апреля 2020

КЛУБ «ТМ», 1985-06

Однажды...

«От «О, Генри!» к О. Генри

В школе, где учился американский подросток Уильям Сидни Портер, физику преподавал горячий энтузиаст науки, увлекавшийся новомодными экспериментами в области электричества. Особенный восторг вызывал у учителя корифей американской науки профессор Джозеф Генри (1797—1878). Лекции об успехах своего кумира физик обычно начинал с восклицаний:

— О, Генри! Он построил мощные электромагниты и электродвигатель!
— О, Генри! Он открыл новое свойство электрического тока — самоиндукцию!
— О, Генри! Он установил, что разряд конденсатора колеблется!
Эти восторженные возгласы так врезались в память Портера, что много лет спустя в качестве своего литературного псевдонима он взял начальное слово каждого из них — «О, Генри». Так появился знаменитый писатель О. Генри (1862— 1910), который ныне известен во всем мире даже больше, чем физик Дж. Генри.

Что самое трудное в научной работе?

Как-то раз во время интервью репортер спросил президента Массачусетского технологического института Страттона:
— Скажите, что вы считаете самым важным и самым трудным в вашей работе?
— Самое трудное, — не колеблясь, ответил  ученый, — находить способы прекращать некоторые научные работы!

«Таранил и потопил»

Историки установили, что в годы Великой Отечественной войны более 600 советских летчиков уничтожили самолеты люфтваффе таранными ударами. Не раз ходили на таран и наши танкисты. А моряки?
«Взять на абордаж», «пойти на таран»... Эти термины, появившиеся чуть ли не во времена галерных флотов, казалось, должны были отмереть в эпоху дальнобойной артиллерии, морской авиации, мощных торпед. Однако в годы войны обстановка скоротечного боя иной раз складывалась так, что морякам приходилось пользоваться стародавними, но верными приемами.
В ноябре 1941 года североморский сторожевик «Бриз» (до войны рыболовный траулер РТ-64 «Северный полюс») находился в дозоре на линии мыс Святой Нос — мыс Канин Нос. Рано утром краснофлотец И. Потапов заметил в трех кабельтовых низкий силуэт нацистской субмарины. Командир сторожевика В. Киреев мгновенно оценил обстановку: «Бриз» круто развернулся и, набирая ход, ринулся прямо на врага. Хлестко ударила носовая пушка, и комендоры увидели, как два снаряда попали в цель. А затем корпус лодки скрылся под полубаком сторожевика. Тяжелый удар... Несколько моряков попадало на палубу, а в машинном отделении даже решили, что «Бриз» поразила торпеда. Через несколько минут сторожевик дал «полный назад», со скрежетом вытащил форштевень из корпуса субмарины, отошел, развернулся и. пройдя там, где враг погрузился, сбросил четыре глубинные бомбы. На поверхности расплылось маслянистое пятно.
После войны было установлено, что нацистская субмарина попала под таран «Бриза» в самом начале боевого похода и с большими повреждениями еле доползла до базы.
29 мая 1942 года черноморская подводная лодка Щ-214 крейсировала в надводном положении. В 4 ч 40 мин сигнальщики заметили вражескую шхуну, которая, обнаружив «щуку», попыталась уйти. Щ-214 настигла шхуну и заставила ее остановиться. После того как ее экипаж перешел в шлюпку, на шхуну поднялись старпом лодки и один из подводников. Они заложили в трюме два семифунтовых подрывных патрона. сняли флаг —-о таком трофее можно только мечтать!
Щ-214 находилась во вражеских водах, и командир лодки В. Власов решил ускорить потопление шхуны. «Щука» набрала ход, ударила шхуну в борт, отошла и дважды повторила таран. Убедившись, что вражеское судно исчезло под водой, Щ-214 продолжила охоту за транспортами противника.
9 декабря 1944 года группа североморских эсминцев, развернувшись фронтом, вела поиск нацистских субмарин у Кольского полуострова. В 22 ч 45 мин, когда эсминец «Живучий» находился в районе губы Порчниха, радар засек надводную цель. Командир эсминца Н. Рябченко скомандовал в машину: «Ход 24 узла!», — а когда сигнальщики заметили во мгле полярной ночи силуэт подводной лодки, приказал открыть огонь. Однако противник оказался упорным --лодка контратаковала эсминец двумя торпедами. Увернувшись от них, «Живучий» с ходу врезался в ее левый борт, потом отошел, обстреливая тонущего врага 100-мм снарядами, а напоследок сбросил на лодку глубинные бомбы. Этого оказалось достаточно.
И. БОЕЧИН, историк

Когда шлак ценнее металла

Говорят, в химии нет отходов; просто отходы — это ценное вещество еще не на своем месте. Убедительное подтверждение этой мысли — история так называемого флюса АШ, который помог уральской промышленности выполнить напряженнейшую программу выпуска танков в годы Великой Отечественной войны.
В начале 1942 года с предприятий, на которых стали широко внедрять автоматическую сварку под флюсом, разработанную киевским институтом электросварки, пошли тревожные письма. Завод, выпускавший до войны флюс эвауировался и свернул свое производство. Появилась реальная угроза отказа от высокопроизводительного метода и возврата к ручной сварке. Сотрудники института не могли примириться с этим. Они разработали технологию производства флюса из местных материалов, но для его промышленного выпуска требовались капитальные затраты, дефицитное оборудование, дополнительная рабочая сила. И тогда возникла идея воспользоваться в качестве флюса шлаками старинных доменных печей, работавших на древесном угле. Первые эксперименты подтвердили возможность такой замены. Сотрудники института электросварки выявили адреса двенадцати заводов где были такие домны, и посетили большинство из них.
Наилучшие результаты были получены на шлаках двух маленьких доменных печей в Аше неподалеку от Уфы. Когда на этот завод заявилась целая бригада института с авторитетными письмами и лабораторной установкой для сварки, заводчане были страшно удивлены.
— Оказывается, и наша ашинская старушка на что-то пригодилась! — обрадовался директор завода. — Да берите весь шлак хоть даром, мы еще спасибо вам скажем за его вывозку. Весь двор этим добром завалили!
Он с готовностью согласился изменить состав шихты, чтобы повысить содержание марганца в шлаке, принял меры к тому, чтобы шлак хранился в чистоте, не засорялся глиной и грязью, и взял на себя обязательство поставлять его всем заводам, осваивающим автоматическую сварку под флюсом. Так без крупных затрат, без возведения электропечей и без привлечения дополнительной рабочей силы была ликвидирована опасность остановки сварочных автоматов. Основатель и директор института электросварки Евгений Оскарович Патон (1870— 1953) позднее с удовлетворением писал: «Многие сотни километров швов на советских танках были сварены на шлаке маленькой ашинской «старушки»...
Шлак этой домны внес неизмеримо больший вклад в Победу, чем выплавленный ею металл!»
Г. КОТЛОВ, инженер

ИХ ВЕЛИЧЕСТВА ЧИСЛА

Кому не известны такие огромные числа, как триллион, секстиллион... Естественно, напрашивается вопрос: каким вообще наибольшим числом можно ограничиться при всевозможных расчетах? И вот «абсолютное» число придумали. Его изобрел математик Каснер и назвал гуголом. Гугол — это единица со ста нулями (10¹ºº), то есть в нем 101 цифра.
Действительно, при самом различном математическом оперировании, к которому прибегают ученые, с большими числами, чем гугол, они не сталкиваются. Ведь даже элементарных частиц (электронов, протонов, нейтронов, позитронов...) во Вселенной в триллионы раз меньше гугола.
Но в 1983 году математики вторглись в запредельную, «загуголовую» область чисел, развернув в ней поиск так называемых простых чисел. Такими называют целые числа, большие, чем единица, и не имеющие других делителей, кроме самого себя и единицы: 2, 3, 5, 7, 11, 13... Причем в натуральном ряду чисел по мере его возрастания они встречаются все реже и реже. Например, в первой сотне их 25, а в шестой — только 14.
В 1882 году уральскому математику И. М. Первушину удалось отыскать самое большое по тем временам простое число: 2305843009213693951 (19 цифр). В течение многих лет оно было рекордным.
Совсем недавно американские математики, воспользовавшись быстродействующей вычислительной машиной ХМР, нашли простое число, состоящее из 39 751 цифры. В нем цифр больше, чем в гуголе, в 394 раза (!). Вот оно в сокращенной записи: 2¹³²⁰⁴⁹-1.
Во время поиска ЭВМ производила до 200 миллионов операций в секунду, а час работы стоит 7500 долларов.
Как видите, поиск простых чисел обходится математикам недешево.
Евг. БИБИКОВ, кандидат технических наук Челябинск


Рис. ВЛАДИМИРА ПЛУЖНИКОВА
Судьба орудий

У крупных артиллерийских орудий порой бывают весьма интересные судьбы. Проиллюстрировать это можно на примере 305-мм орудии главного калибра с черноморских линкоров «Императрица Мария» и «Император Александр III» (с 1917 года — «Воля», с 1919 года — «Генерал Алексеев»). По-разному сложились судьбы этих кораблей. Первый, вступив в строй в 1915 году, погиб в октябре 1916 года, взорвавшись в Севастопольской бухте буквально на глазах всего города. При опрокидывании корабля многотонные башни главного калибра сорвались с боевых штыров и затонули. Их удалось поднять в 30-х годах на специально сделанных для этого понтонах, и в 1939 году 305-мм пушки линкора установили под Севастополем на одной из батарей береговой обороны. Эти орудия участвовали в защите города: во время атак гитлеровцев они вели огонь по пехоте.
Судьба «Императора Александра III» сложилась иначе. В декабре 1920 года он прибыл в Бизерту в составе бывшего врангелевского флота и, простояв на приколе 17 лет, пошел на слом в Бресте. Ценные орудия русского линкора французы сохранили, и в 1940 году они в качестве трофея попали в руки гитлеровцев. В 1944 году четыре из них были установлены на батарее «Мирус» на острове Джерси в Ла-Манше, одном из укрепленных пунктов так называемого «Атлантического вала». Здесь они простояли до окончательной разборки в 1951 году. Еще три ствола гитлеровцы передали Финляндии для восстановления батареи на полуострове Ханко. После подписания соглашения о перемирии с Финляндией в сентябре 1944 года она была возвращена Советскому Союзу и продолжала свою службу.
Г. СМИРНОВ, инженер

ПЕРВЫЙ СЕРИЙНЫЙ...

Стал памятником» — так называлась заметка в «ТМ» № 6 за 1980 год. В ней рассказывалось о первенце советского серийного танкостроения — танке МС-1, единственный образец которого находился в музее Краснознаменного Тихоокеанского флота.
К сожалению, полного впечатления о том, какой была эта боевая машина, не представлялось возможным получить — остались только броневой корпус и башня. Не сохранилось узлов и агрегатов ходовой части, трансмиссии. Отсутствовало вооружение, недоставало многих деталей.
Автор заметки, энтузиаст поиска отечественных реликвий военной техники Андрей Бескурников завершил свой рассказ словами: «Дело чести танкистов-дальневосточников — воссоздать конструкцию... танка-ветерана». Рад сообщить, что эти слова он подтвердил делом! Вместе с сослуживцами он разыскал в районе озера Хасан, где летом 1938 года происходили бои с японскими самураями. еще два корпуса МС-1. Выяснилось: танк-ветеран, тогда уже снятый с вооружения, использовался в те годы как неподвижная бронированная пулеметная точка.
По чертежам, присланным с ленинградского завода «Большевик», который выпускал эти машины, дальневосточники восстановили поврежденные части, изготовили недостающие узлы и детали. Теперь МС-1 образца 1929 года можно увидеть в Хабаровске.
М. ЛАВРИК

Яснее всяких слов

В конце Великой Отечественной войны войска 2-го Белорусского фронта прижали к морю курляндскую группировку немецко-фашистских войск. При этом командир танкового соединения, первый вышедший к побережью Балтики, вместо письменного донесения отправил маршалу К. К. Рокоссовскому (1896—1968) бутылку морской воды.
Неуставная форма донесения не вызвала у командующего фронтом неудовольствия. Возможно и то, что он исходил из принципа: «Победителя не судят!»
М. ЧЕКУРОВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.