И. Пронин
...Производительность труда — это в последнем счете самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Капитализм создал производительность труда, невиданную при крепостничестве. Капитализм может быть окончательно побежден и будет окончательно побежден тем, что социализм создаст новую, гораздо более высокую производительность труда...
Социализм на основе уничтожения частной собственности на средства производства, на основе сознательной коммунистической трудовой дисциплины миллионных масс трудящихся, максимально развертывает производительные силы, создает возможность такого повышения производительности труда, которое просто немыслимо при капитализме.
...Производительность труда — это в последнем счете самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Капитализм создал производительность труда, невиданную при крепостничестве. Капитализм может быть окончательно побежден и будет окончательно побежден тем, что социализм создаст новую, гораздо более высокую производительность труда...
Ленин
Социализм на основе уничтожения частной собственности на средства производства, на основе сознательной коммунистической трудовой дисциплины миллионных масс трудящихся, максимально развертывает производительные силы, создает возможность такого повышения производительности труда, которое просто немыслимо при капитализме.
Генеральная линия нашей партии, проводимая под руководством ленинского ЦК во главе с т. Сталиным, верна и сильна тем, что он в короткий срок обеспечила подготовку и создание базы для высокой производительности труда в нашем Союзе. В восстановительный период партия создавала базу для развертывания индустриализации страны. Индустриализация страны, значительно подняв производительность труда, подвела материально-техническую основу для новой еще более высокой, социалистической производительности труда. Во второй пятилетке, вооружившись последними достижениями передовой техники, умело и планомерно используя огромные природные богатства нашей страны, мобилизуя производственную инициативу и творческую энергию пролетариата, мы должны добиться этой новой, более высокой, социалистической производительности труда, невиданной при капитализме.
Раньше о такой производительности труда не могло быть и речи. Наша страна не обладала еще достаточной для этого технической вооруженностью. Металлургическая промышленность до реконструктивного периода, наряду с немногочисленными крупными единицами, состояла из сравнительно небольших заводов, основанных на старой технике. Давала она в общей сложности не более 3—4 млн. т чугуна в год. Машиностроения мы по существу почти не имели, за исключением нескольких крупных заводов со сравнительно отсталой техникой.
В 1928т. на ноябрьском пленуме ЦК ВКП(б) т. Сталин обращал внимание партии на отсталость нашей промышленной техники.
«...Наряду с немногочисленными крупными промышленными единицами» более или менее базирующимися на новой технике, мы имеем сотни и тысячи фабрик и заводов, техника которых не выдерживает никакой критики с точки зрения современных достижений...».
Сейчас совсем другое дело. Старые, ветхие металлургические заводы значительно расширены и целиком реконструированы по последнему слову техники. Заново построены такие величайшие социалистические первенцы советской металлургии, как Магнитогорск, Кузнецк, Азовсталь, Запорожсталь. Каждый из них в отдельности покроет почти целиком всю выплавку старых металлургических заводов, вместе взятых.
Точно так же коренным образом перестроены машиностроительные заводы, как например автозавод им. Сталина, который при полной мощности должен ежегодно давать стране 25—30 тыс. автомобилей.
Вместе с тем заново созданы автомобильная, тракторная промышленность и новые машиностроительные гиганты: Горьковский автомобильный завод; Челябинский, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, выпускающие 60 500 тракторов в год; Уралмаш, Саркомбайн, Ростсельмаш, «Шарикоподшипник», Луганский паровозостроительный завод с годовой мощностью в 1080 паровозов; завод револьверных станков в Москве, крупные инструментальные заводы «Фрезер» и «Калибр» и т. д. и т. п. Все машиностроение Советского союза в основном создано заново за первую пятилетку. Наши машиностроительные гиганты нисколько не уступают соответствующим заводам Америки, Германии, Англии и Франции, а некоторые из них, как например Уралмашзавод, являются по своей технической оснащенности и размерам величайшими в мире.
Понятно, что только теперь, когда наша страна по ряду отраслей промышленности стала на первое место, мы имеем полную материальную возможность создать новую, социалистическую производительность труда, которую никогда, даже в лучшие годы своего прогресса, не видел капитализм.
Тов. Сталин, определяя задачи партии на период второй пятилетки, сказал:
«В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос НОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА... Но теперь этого недостаточно. Теперь это дело мы должны дополнить энтузиазмом, пафосом ОСВОЕНИЯ новых заводов и новой техники, серьезным поднятием производительности труда, серьезным сокращением себестоимости. В ЭТОМ ТЕПЕРЬ ГЛАВНОЕ».
Новая высокая техника требует нового к себе подхода, социалистической культуры труда.
Без высокой культуры труда нет высокой производительности.
Однако до сих пор еще культура труда в нашей стране стоит на чрезвычайно низком уровне. При капитализме рабочий не был заинтересован в сознательном отношении к труду и машине. Он прекрасно понимал, что машина, станок являлись в руках капиталистов средством жестокой эксплоатации пролетариата. При социализме другое дело. Хозяина-капиталиста нет, фабрики и заводы находятся в руках пролетариата. Рабочий сам хозяин своего производства, поэтому он непосредственно заинтересован в сознательном, коммунистическом отношении к труду. Рабочий социалистического производства великолепно понимает, что правильное и полное использование оборудования, заботливая охрана и уход за ним развивают социалистическое хозяйство, улучшают материальное благосостояние трудящихся. Однако старое наследие как пережиток еще тяготеет над нами. Особенно сильно оно проявляется среди вновь пришедших на наши фабрики и заводы слоев рабочих из непролетарских и полупролетарских элементов.
В прекрасных, оборудованных по последнему слову техники цехах новых гигантов еще много мусора, грязи, непорядка, разгильдяйства, бестолковщины. Красивые, стройные импортные и отечественные станки, сложные агрегаты часто содержатся в беспорядке, используются неправильно и в результате варварского обращения быстро изнашиваются и выходят из строя.
Ленинский комсомол должен развернуть ожесточенную борьбу за внедрение социалистической культуры труда в нашу повседневную жизнь.
Капитализм создал свою культуру, которая по сравнению с крепостническим строем невиданно подняла технику и развернула производительные силы. Но эта культура для широких масс трудящихся была культурой голода, культурой нищеты и экплоатации. Миллионы масс трудящихся
«несмотря на весь прогресс буржуазной культуры и буржуазной демократии, оставались в самых передовых, цивилизованных, демократических республиках темной и забитой массой наемных рабов или задавленных крестьян, которых грабила и над которыми издевалась горсточка капиталистов» (Ленин).
Социализм должен иметь свою культуру труда, которая должна поднять значительно выше технику, чем при капитализме, развернуть производительные силы и окончательно смести следы нищеты и забитости трудящихся масс. Эта культура основана на большевистской преданности трудящихся делу коммунизма.
Что такое социалистическая культура труда? — Это сознание работы на себя как на хозяина страны социализма, стремление миллионных масс трудящихся работать не по-старому, по-дедовски, а по-новому, по-большевистски. Это такой труд рабочего, который основан на Высокой сознательности, коммунистической дисциплине, на глубоких знаниях техники конкретного дела, наиболее рациональном использовании труда, машины, инструмента и материала, на организации образцового порядка и чистоты рабочего места, с целью достижения при наименьшей затрате сил и времени наивысшей производительности и лучшего качества.
Основой социалистической культуры является коммунистическое от-ношение к труду. Задача комсомола заключается в том, чтобы крепить эту основу, активно помогать партии бороться за коммунистическое сознание миллионов, через социалистическое соревнование и ударничество пробуждать коммунистическое сознание в каждом молодом рабочем, в каждом молодом колхознике, в среде всей трудящейся молодежи.
Капиталистические пережитки в сознании людей занимают еще значительное место, они сильны даже в широких слоях рабочего класса, который за годы социалистического строительства пополнился из полупролетарских и мелкобуржузных слоев города и деревни.
Пережитки капитализма в сознании людей проявляются главным образом в том, что некоторые рабочие относятся к своему предприятию не как к социалистическому, а как к чужому, к капиталистическому. Труд все еще кажется таким рабочим тяжелым бременем, а не делом чести участвовать в великой социалистической стройке.
Капиталистические пережитки в сознании людей порождают лодырничество, разгильдяйство, недисциплинированность, формальное отношение к исполняемой работе, варварское обращение с оборудованием, отсутствие заботы к своему станку, враждебное отношение к повышению интенсивности труда, к уплотнению рабочего времени, наплевательское отношение к охране общественной, социалистической собственности и т. д. и т. п.
Эти капиталистические пережитки пытается использовать наш классовый враг в его отчаянной борьбе против поступательного движения социализма. Поэтому мы должны быть особенно бдительными на этом участке классовой борьбы.
Прогульщик, рвач, лодырь, летун, бракодел, вор, станколом—все это далеко не редкие экземпляры нашей действительности. Все они являются прямыми носителями пережитков капитализма в сознании людей. Разве эти люди способны драться за социалистическую культуру труда? — Наоборот, они являются ее враждебными элементами, которые тормозят, сковывают инициативное движение масс за высокую производительность, за культуру труда. Поэтому комсомольские организации должны объявить самую жестокую, самую беспощадную борьбу с этими носителями мелкобуржуазной, хищнической психологии. Либерализм, мягкотелость здесь недопустимы. Ленинский комсомол достаточно много накопил форм и методов борьбы с мелкобуржуазными пережитками в социалистическом производстве. Заводская печать, общественно-показательные суды над прогульщиками, бракоделами, станколомами, материальный вычет за брак, за поломку станка, изгнание из завода безнадежных, неисправимых—вот то сильное оружие, которое не раз уже прекрасно сумели использовать комсомол и передовая рабочая молодежь в боях за выполнение конкретных директив партии и правительства.
Однако не все являются злостными разгильдяями, лодырями и бракоделами. Значительная часть молодежи работает честно, но в то же время не обладает высокой коммунистической сознательностью. В чем же должна состоять воспитательная работа с этой частью молодежи, должны ли мы также сурово относиться к ее подчас невольным ошибкам?
Ни в коем случае. Нельзя в вопросах борьбы за коммунистическое воспитание подходить ко всем с одинаковой меркой, об этом неоднократно предупреждал нас т. Косарев. Основной костяк трудящейся молодежи мы должны окружить товарищеским вниманием, его нужно воспитывать, прививать ему сознание коммунистического отношения к труду. Основным методом в этой работе должно быть ударничество и соцсоревнование. Каждый рабочий, который вступил в социалистическое соревнование и действительно на работе оправдывает свое звание ударника, уже этим самым кладет начало сознательного коммунистического отношения к труду. Поэтому комсомольская ячейка, если она по-настоящему хочет бороться за новую социалистическую культуру труда, должна добиваться, чтобы каждый молодой рабочий стал подлинным ударником. Здесь нужно кропотливо, изо дня в день работать с каждым, не желающим вступать в соревнование, с каждым, формально объявившим себя ударником, и даже с каждым хорошим ударником, добиваясь от него более глубокого развертывания соцсоревнования, повышения качественных показателей своей ударной работы, организуя взаимопомощь, подтягивание отстающих к передовикам, пробуждая сознание большевистского отношения к делу.
Важнейшая составная часть социалистической культуры труда — это глубокое знание техники конкретного дела. Для того чтобы культурно работать на социалистическом предприятии, мало одного только коммунистического сознания. Нужны еще основательные знания и ясное понимание конкретного производственного задания, технологических процессов, происходящих у данного рабочего места,— без этого ни о какой культуре труда не может быть и речи. Каждый рабочий должен знать в совершенстве прежде всего свою машину, свой станок, инструмент и различные приспособления; он должен также знать основные качества и свойства материала, с которым работает, и наконец хорошо владеть самой техникой работы.
Для чего нужно знать свою машину, свой станок? — Для того чтобы не оказаться во власти этой машины и не быть ее рабом, для того чтобы правильно и полностью использовать доверенный дорогостоящий агрегат, для того чтобы работать с наиболее высокой производительностью.
Рабочий, который не знает своего станка, своей машины, тратит огромное количество времени непроизводительно и впустую. Он понапрасну расточает время, силы и дорогие материалы. Такой рабочий суетится, несколько раз хватается то за один рычажок, то за другой и чаще всего именно не за тот, за какой нужно, стучит бестолково ключом, а дело все равно не двигается вперед, машина бастует. Такой рабочий неправильно и неполностью использует новое дорогостоящее оборудование, быстро портит его, выводит из строя на десятки дней, а порой и на несколько месяцев. Такой рабочий не борется на практике за 420 мин. рабочего дня. Понятно, что такой рабочий своим техническим невежеством только тормозит наше производство и препятствует созданию новой социалистической производительности труда. К сожалению, таких рабочих, особенно среди молодежи, еще немало.
На каждом заводе значительная доля поломок происходит из за технической неграмотности, из-за незнания машины и самых элементарных операций. В одном месте наладчик неправильно произвел наладку, — в результате у токарного станка сломались два зуба и ступенчатый вал. В другом — набилась стружка в резцодержке и сломался резцедержатель. В третьем — из-за технической неопытности станочника сорвалась резьба у кольца фрикциона и т. д. и т. п. Примеры можно было бы сколь угодно умножить, но и приведенных вполне достаточно, чтобы понять острейшую необходимость и важность основательного знания техники своей машины, своего станка.
Большое значение имеет также правильный выбор и использование инструмента.
Для того чтобы культурно работать, скажем, на новом токарном станке, нужно прежде всего хорошо знать режущий инструмент. Надо выбрать правильную форму его для обработки данной детали, надо знать, как его следует оттачивать, как охлаждать, как крепить и т. д.
В противном случае можно легко запороть деталь или дать неточную ее обработку. Неотточенный и тупой инструмент перегружает станок, портит материал, не дает точности и чистоты в работе и быстро ломается. При неправильном охлаждении резец «горит» в работе, теряет свою упругость, закалку, начинает не резать, а просто давить на материал — все это приводит к быстрому износу оборудования, перегрузке станка, к низкой производительности и порче деталей.
Незнакомство с различными приспособлениями для данной операции также снижает производительность труда. Если например наладчик-оператор не знает, как сменить инструмент находу посредством специального патрона, он вынужден каждый раз останавливать станок и непроизводительно терять на это рабочее время.
Культурная работа на производстве невозможна без знания технологического процесса изготовления и обработки детали. Для каждой
детали устанавливается определенный материал, определенный тип станка, на котором она должна изготовляться, а также известный режим и метод ее изготовления и наконец определенная группа инструментов, различных форм и размеров, которыми она обрабатывается.
Каждый комсомолец должен упорно, по-большевистски бороться за технические знания, за овладение техникой своего дела. Без знания техники нет культуры труда. Приобретение технических знаний должно несомненно сопровождаться значительным повышением производственной квалификации. Не только теоретические знания машины, инструмента, материала, но и уменье применить эти знания на практике, уверенное владение всеми приемами, необходимыми для данной операции, характеризуют степень культурности рабочего.
Комсомол должен всемерно помогать партии в ее борьбе за социалистическую культуру труда и действительно по-большевистски развернуть движение широких масс рабочей молодежи за овладение техникой. Все, что делалось в этой области до сих пор, далеко не достаточно. Необходимо найти новые средства и методы вовлечения рабочих масс в упорную борьбу за овладение техникой, за технические знания за освоение новейших технологических процессов и новейшего оборудования. Одной из таких важнейших форм работы является общественно-технический экзамен рабочей молодежи на сдачу техминимума, проводимый комсомолом.
Общественно-технический экзамен, охвативший уже сейчас значительную часть фабрик и заводов, является по существу новым более высоким этапом социалистического соревнования на овладение высотами технической культуры. В этом величайшая заслуга комсомола. Необходимо только расширить и углубить практику проведения экзаменов, придать экзаменам серьезное политическое значение.
Общественно-технический экзамен в руках ленинского комсомола должен стать важнейшим методом борьбы миллионов за знания, за культуру труда, он должен превратиться во всесоюзное соревнование масс на овладение техникой.
Другая важнейшая составная часть социалистической культуры труда — это чистота и порядок на рабочем месте, порядок в цехе, аккуратность и опрятность в работе.
Грязь, беспорядок на рабочем месте, безобразное расположение инструментов и материала — первый признак неумения культурно и производительно работать. Чтобы следить за чистотой в цехе и прибирать свое рабочее место не надо обязательно кончать университета, для этого только нужно хотя бы небольшое сознание, что в грязи, в пыли, среди мусора работать вредно, что это прежде всего сильно отражается на здоровье рабочего. От пыли и спертого воздуха рабочий быстрее утомляется, интенсивность его труда уменьшается, производительность резко падает. Там, где грязь, беспорядок, - там нет социалистической культуры труда.
Каждый комсомолец обязан решительно бороться за чистоту у рабочего места. Своим примером он должен показать образец культурности. После окончания смены комсомолец должен тщательно вычистить и протереть свой станок, заботливо смазать его, навести чистоту на своей рабочей площадке, протереть и убрать инструмент, очистить все от ненужного хлама, — одним словом он должен придать своему рабочему месту безупречный, образцовый, культурный вид. Но это еще не все. Он должен следить и за общим состоянием цеха, он должен добиваться, чтобы и другие рабочие образцово содержали свои станки и площадки.
То же и по приходе на работу. Первый признак культурности—это
планирование своей работы. Сначала нужно проверить свой станок и вновь смазать его. Затем следует тщательно продумать, какие детали за эту смену придется изготовлять, какая будет их очередность и в соответствии с этим, какой материал и инструмент потребуется для их обработки. Установив это, необходимо аккуратно разложить материал и инструменты в строгой последовательности. Все, что лишнее, следует убрать, чтобы не мешало, не сбивало с толку.
Социалистическая культура труда требует не только чистоты рабочего места, но и чистоты самой работы. Нужно со всей тщательностью, с подлинной заботливостью настоящего хозяина большого дела подходить к выполнению необходимых операций. Всякая гонка и неряшливость в погоне за количественными показателями недопустима. Стремление выгнать количественно побольше продукции за счет качества — есть верный показатель некультурной работы. Делать чисто и прочно нужно каждую вещь, как бы она порой ни казалась маленькой и незначительной.
Возьмем обработку любой детали. Редко встретишь такую обработанную уже деталь, на которой не было бы царапин, ссадин хотя бы даже маленьких и незаметных. Отчего это бывает? Оттого, что во время работы рабочий грубо обращается с деталью, швыряет ее на железные предметы) или бросает на нее ключи, отвертки, инструмент. Понятно, деталь от этого сминается, получает царапины, риски, теряет свою точность, быстрее изнашивается и является причиной неправильной работы всей машины, дающей большой брак.
Но мало изготовить аккуратно отдельные детали, нужно также аккуратно и тщательно их собрать. А об этом у нас часто забывают. Если присмотреться например к нашим швейным машинам, то сразу заметишь нечистую и небрежную их сборку. Почти все пазы у головок шурупа повреждены, разворочены. Почему это? Да потому, что рабочие вместо заботливого, культурного отношения к сборке проявили в этом преступную небрежность. Определенный размер шурупа нужно привинчивать определенного размера отверткой, тогда повреждения пазов не произойдет. А у нас обычно привинчивают и отвинчивают всем, что попадет под руку. Поэтому и выходит, что из отличных деталей получается скверная машина.
Точность и чистота работы должны обязательно сопровождаться и чистотой, опрятностью рабочего. Культурным нужно быть не только в быту, но и на производстве. Каждый комсомолец, каждый молодой рабочий должен стремиться к личной чистоте и личной опрятности на работе. Нужно раз навсегда покончить с буржуазным предрассудком, глубоко вкоренившимся в сознание людей, что только идя в театр или на прогулку надо бриться, чисто одеваться, опрятно, культурно выглядеть. Почему наш рабочий на 16-м году Октябрьской революции не может, идя на свой завод, занимая свое рабочее место, чисто и аккуратно одеваться. Все необходимые условия для этого он имеет. Материальное благосостояние трудящихся в нашей стране с каждым годом все повышается. Рабочий имеет полную возможность сохранять на заводе свой специальный рабочий костюм. Вся беда в том, что у нас в силу укоренившихся старых привычек все это зачастую не считается достоинством, а порой, наоборот, принимается даже как отрицательное явление: вот, мол, пришла интеллигенция!
Мы должны особенно жестоко бороться с теми, кто свою неряшливость и нечистоплотность пытается возвести в некий принцип.
Борьба за чистоту рабочего места и свой опрятный вид должна стать обязанностью каждого комсомольца.
Каждая ячейка, каждый комитет комсомола должны немедленно начать развертывание массового инициативного движения рабочей молодежи за социалистическую культуру труда. Надо создавать инициативные группы друзей чистоты, сделать в условиях своего завода вопрос о чистоте и опрятности молодых рабочих вопросом принципиальным и политическим. Надо добиться, чтобы каждый комсомолец имел специальный рабочий костюм, создать необходимые условия на предприятиях для хранения рабочих костюмов и т. п.
Молодое поколение нашей страны переживает замечательное и поучительное для него время, которого не переживало ни одно поколение во всем мире. Это — эпоха непосредственного строительства социализма, время, о котором множество прошлых поколений только мечтало, как о каком-то далеком светлом будущем.
Наша молодежь должна гордиться тем, что она не мечтает о социализме, а эту мечту прошлых поколений претворяет вместе со всеми трудящимися нашей страны в жизнь упорным черновым трудом под единым испытанным большевистским руководством железной ленинской партии.
Ленин всегда подчеркивал большую роль молодежи в строительстве социализма. Он не раз говорил, что молодому поколению принадлежит огромное будущее; ему придется довершить то великое дело, которое начала старая большевистская гвардия. И это будущее уже сейчас превращается в настоящее.
На всех участках государственной деятельности комсомол—активный и вернейший помощник нашей партии. Комсомол с каждым днем все больше становится школой большевистского стиля работы. Нет ни одного участка социалистического строительства, где бы комсомол не проявлял себя верным передовым бойцом за осуществление огромных задач, стоящих перед нашей партией и всем рабочим классом. Борьба за социалистическую культуру есть одна из ферм обостренной классовой борьбы, при этом одна из наиболее сложных форм, требующих максимального напряжения сил и классовой зоркости. Комсомол должен так же, как он положил начало осуществлению идеи Ленина с социалистическом соревновании, положить начало массовой большевистской борьбы за новую, социалистическую производительность труда, за социалистическую трудовую культуру.
Капиталистические пережитки в сознании людей порождают лодырничество, разгильдяйство, недисциплинированность, формальное отношение к исполняемой работе, варварское обращение с оборудованием, отсутствие заботы к своему станку, враждебное отношение к повышению интенсивности труда, к уплотнению рабочего времени, наплевательское отношение к охране общественной, социалистической собственности и т. д. и т. п.
Эти капиталистические пережитки пытается использовать наш классовый враг в его отчаянной борьбе против поступательного движения социализма. Поэтому мы должны быть особенно бдительными на этом участке классовой борьбы.
Прогульщик, рвач, лодырь, летун, бракодел, вор, станколом—все это далеко не редкие экземпляры нашей действительности. Все они являются прямыми носителями пережитков капитализма в сознании людей. Разве эти люди способны драться за социалистическую культуру труда? — Наоборот, они являются ее враждебными элементами, которые тормозят, сковывают инициативное движение масс за высокую производительность, за культуру труда. Поэтому комсомольские организации должны объявить самую жестокую, самую беспощадную борьбу с этими носителями мелкобуржуазной, хищнической психологии. Либерализм, мягкотелость здесь недопустимы. Ленинский комсомол достаточно много накопил форм и методов борьбы с мелкобуржуазными пережитками в социалистическом производстве. Заводская печать, общественно-показательные суды над прогульщиками, бракоделами, станколомами, материальный вычет за брак, за поломку станка, изгнание из завода безнадежных, неисправимых—вот то сильное оружие, которое не раз уже прекрасно сумели использовать комсомол и передовая рабочая молодежь в боях за выполнение конкретных директив партии и правительства.
Однако не все являются злостными разгильдяями, лодырями и бракоделами. Значительная часть молодежи работает честно, но в то же время не обладает высокой коммунистической сознательностью. В чем же должна состоять воспитательная работа с этой частью молодежи, должны ли мы также сурово относиться к ее подчас невольным ошибкам?
Ни в коем случае. Нельзя в вопросах борьбы за коммунистическое воспитание подходить ко всем с одинаковой меркой, об этом неоднократно предупреждал нас т. Косарев. Основной костяк трудящейся молодежи мы должны окружить товарищеским вниманием, его нужно воспитывать, прививать ему сознание коммунистического отношения к труду. Основным методом в этой работе должно быть ударничество и соцсоревнование. Каждый рабочий, который вступил в социалистическое соревнование и действительно на работе оправдывает свое звание ударника, уже этим самым кладет начало сознательного коммунистического отношения к труду. Поэтому комсомольская ячейка, если она по-настоящему хочет бороться за новую социалистическую культуру труда, должна добиваться, чтобы каждый молодой рабочий стал подлинным ударником. Здесь нужно кропотливо, изо дня в день работать с каждым, не желающим вступать в соревнование, с каждым, формально объявившим себя ударником, и даже с каждым хорошим ударником, добиваясь от него более глубокого развертывания соцсоревнования, повышения качественных показателей своей ударной работы, организуя взаимопомощь, подтягивание отстающих к передовикам, пробуждая сознание большевистского отношения к делу.
Важнейшая составная часть социалистической культуры труда — это глубокое знание техники конкретного дела. Для того чтобы культурно работать на социалистическом предприятии, мало одного только коммунистического сознания. Нужны еще основательные знания и ясное понимание конкретного производственного задания, технологических процессов, происходящих у данного рабочего места,— без этого ни о какой культуре труда не может быть и речи. Каждый рабочий должен знать в совершенстве прежде всего свою машину, свой станок, инструмент и различные приспособления; он должен также знать основные качества и свойства материала, с которым работает, и наконец хорошо владеть самой техникой работы.
Для чего нужно знать свою машину, свой станок? — Для того чтобы не оказаться во власти этой машины и не быть ее рабом, для того чтобы правильно и полностью использовать доверенный дорогостоящий агрегат, для того чтобы работать с наиболее высокой производительностью.
Рабочий, который не знает своего станка, своей машины, тратит огромное количество времени непроизводительно и впустую. Он понапрасну расточает время, силы и дорогие материалы. Такой рабочий суетится, несколько раз хватается то за один рычажок, то за другой и чаще всего именно не за тот, за какой нужно, стучит бестолково ключом, а дело все равно не двигается вперед, машина бастует. Такой рабочий неправильно и неполностью использует новое дорогостоящее оборудование, быстро портит его, выводит из строя на десятки дней, а порой и на несколько месяцев. Такой рабочий не борется на практике за 420 мин. рабочего дня. Понятно, что такой рабочий своим техническим невежеством только тормозит наше производство и препятствует созданию новой социалистической производительности труда. К сожалению, таких рабочих, особенно среди молодежи, еще немало.
На каждом заводе значительная доля поломок происходит из за технической неграмотности, из-за незнания машины и самых элементарных операций. В одном месте наладчик неправильно произвел наладку, — в результате у токарного станка сломались два зуба и ступенчатый вал. В другом — набилась стружка в резцодержке и сломался резцедержатель. В третьем — из-за технической неопытности станочника сорвалась резьба у кольца фрикциона и т. д. и т. п. Примеры можно было бы сколь угодно умножить, но и приведенных вполне достаточно, чтобы понять острейшую необходимость и важность основательного знания техники своей машины, своего станка.
Большое значение имеет также правильный выбор и использование инструмента.
Для того чтобы культурно работать, скажем, на новом токарном станке, нужно прежде всего хорошо знать режущий инструмент. Надо выбрать правильную форму его для обработки данной детали, надо знать, как его следует оттачивать, как охлаждать, как крепить и т. д.
В противном случае можно легко запороть деталь или дать неточную ее обработку. Неотточенный и тупой инструмент перегружает станок, портит материал, не дает точности и чистоты в работе и быстро ломается. При неправильном охлаждении резец «горит» в работе, теряет свою упругость, закалку, начинает не резать, а просто давить на материал — все это приводит к быстрому износу оборудования, перегрузке станка, к низкой производительности и порче деталей.
Незнакомство с различными приспособлениями для данной операции также снижает производительность труда. Если например наладчик-оператор не знает, как сменить инструмент находу посредством специального патрона, он вынужден каждый раз останавливать станок и непроизводительно терять на это рабочее время.
Культурная работа на производстве невозможна без знания технологического процесса изготовления и обработки детали. Для каждой
детали устанавливается определенный материал, определенный тип станка, на котором она должна изготовляться, а также известный режим и метод ее изготовления и наконец определенная группа инструментов, различных форм и размеров, которыми она обрабатывается.
Каждый комсомолец должен упорно, по-большевистски бороться за технические знания, за овладение техникой своего дела. Без знания техники нет культуры труда. Приобретение технических знаний должно несомненно сопровождаться значительным повышением производственной квалификации. Не только теоретические знания машины, инструмента, материала, но и уменье применить эти знания на практике, уверенное владение всеми приемами, необходимыми для данной операции, характеризуют степень культурности рабочего.
Комсомол должен всемерно помогать партии в ее борьбе за социалистическую культуру труда и действительно по-большевистски развернуть движение широких масс рабочей молодежи за овладение техникой. Все, что делалось в этой области до сих пор, далеко не достаточно. Необходимо найти новые средства и методы вовлечения рабочих масс в упорную борьбу за овладение техникой, за технические знания за освоение новейших технологических процессов и новейшего оборудования. Одной из таких важнейших форм работы является общественно-технический экзамен рабочей молодежи на сдачу техминимума, проводимый комсомолом.
Общественно-технический экзамен, охвативший уже сейчас значительную часть фабрик и заводов, является по существу новым более высоким этапом социалистического соревнования на овладение высотами технической культуры. В этом величайшая заслуга комсомола. Необходимо только расширить и углубить практику проведения экзаменов, придать экзаменам серьезное политическое значение.
Общественно-технический экзамен в руках ленинского комсомола должен стать важнейшим методом борьбы миллионов за знания, за культуру труда, он должен превратиться во всесоюзное соревнование масс на овладение техникой.
Другая важнейшая составная часть социалистической культуры труда — это чистота и порядок на рабочем месте, порядок в цехе, аккуратность и опрятность в работе.
Грязь, беспорядок на рабочем месте, безобразное расположение инструментов и материала — первый признак неумения культурно и производительно работать. Чтобы следить за чистотой в цехе и прибирать свое рабочее место не надо обязательно кончать университета, для этого только нужно хотя бы небольшое сознание, что в грязи, в пыли, среди мусора работать вредно, что это прежде всего сильно отражается на здоровье рабочего. От пыли и спертого воздуха рабочий быстрее утомляется, интенсивность его труда уменьшается, производительность резко падает. Там, где грязь, беспорядок, - там нет социалистической культуры труда.
Каждый комсомолец обязан решительно бороться за чистоту у рабочего места. Своим примером он должен показать образец культурности. После окончания смены комсомолец должен тщательно вычистить и протереть свой станок, заботливо смазать его, навести чистоту на своей рабочей площадке, протереть и убрать инструмент, очистить все от ненужного хлама, — одним словом он должен придать своему рабочему месту безупречный, образцовый, культурный вид. Но это еще не все. Он должен следить и за общим состоянием цеха, он должен добиваться, чтобы и другие рабочие образцово содержали свои станки и площадки.
То же и по приходе на работу. Первый признак культурности—это
планирование своей работы. Сначала нужно проверить свой станок и вновь смазать его. Затем следует тщательно продумать, какие детали за эту смену придется изготовлять, какая будет их очередность и в соответствии с этим, какой материал и инструмент потребуется для их обработки. Установив это, необходимо аккуратно разложить материал и инструменты в строгой последовательности. Все, что лишнее, следует убрать, чтобы не мешало, не сбивало с толку.
Социалистическая культура труда требует не только чистоты рабочего места, но и чистоты самой работы. Нужно со всей тщательностью, с подлинной заботливостью настоящего хозяина большого дела подходить к выполнению необходимых операций. Всякая гонка и неряшливость в погоне за количественными показателями недопустима. Стремление выгнать количественно побольше продукции за счет качества — есть верный показатель некультурной работы. Делать чисто и прочно нужно каждую вещь, как бы она порой ни казалась маленькой и незначительной.
Возьмем обработку любой детали. Редко встретишь такую обработанную уже деталь, на которой не было бы царапин, ссадин хотя бы даже маленьких и незаметных. Отчего это бывает? Оттого, что во время работы рабочий грубо обращается с деталью, швыряет ее на железные предметы) или бросает на нее ключи, отвертки, инструмент. Понятно, деталь от этого сминается, получает царапины, риски, теряет свою точность, быстрее изнашивается и является причиной неправильной работы всей машины, дающей большой брак.
Но мало изготовить аккуратно отдельные детали, нужно также аккуратно и тщательно их собрать. А об этом у нас часто забывают. Если присмотреться например к нашим швейным машинам, то сразу заметишь нечистую и небрежную их сборку. Почти все пазы у головок шурупа повреждены, разворочены. Почему это? Да потому, что рабочие вместо заботливого, культурного отношения к сборке проявили в этом преступную небрежность. Определенный размер шурупа нужно привинчивать определенного размера отверткой, тогда повреждения пазов не произойдет. А у нас обычно привинчивают и отвинчивают всем, что попадет под руку. Поэтому и выходит, что из отличных деталей получается скверная машина.
Точность и чистота работы должны обязательно сопровождаться и чистотой, опрятностью рабочего. Культурным нужно быть не только в быту, но и на производстве. Каждый комсомолец, каждый молодой рабочий должен стремиться к личной чистоте и личной опрятности на работе. Нужно раз навсегда покончить с буржуазным предрассудком, глубоко вкоренившимся в сознание людей, что только идя в театр или на прогулку надо бриться, чисто одеваться, опрятно, культурно выглядеть. Почему наш рабочий на 16-м году Октябрьской революции не может, идя на свой завод, занимая свое рабочее место, чисто и аккуратно одеваться. Все необходимые условия для этого он имеет. Материальное благосостояние трудящихся в нашей стране с каждым годом все повышается. Рабочий имеет полную возможность сохранять на заводе свой специальный рабочий костюм. Вся беда в том, что у нас в силу укоренившихся старых привычек все это зачастую не считается достоинством, а порой, наоборот, принимается даже как отрицательное явление: вот, мол, пришла интеллигенция!
Мы должны особенно жестоко бороться с теми, кто свою неряшливость и нечистоплотность пытается возвести в некий принцип.
Борьба за чистоту рабочего места и свой опрятный вид должна стать обязанностью каждого комсомольца.
Каждая ячейка, каждый комитет комсомола должны немедленно начать развертывание массового инициативного движения рабочей молодежи за социалистическую культуру труда. Надо создавать инициативные группы друзей чистоты, сделать в условиях своего завода вопрос о чистоте и опрятности молодых рабочих вопросом принципиальным и политическим. Надо добиться, чтобы каждый комсомолец имел специальный рабочий костюм, создать необходимые условия на предприятиях для хранения рабочих костюмов и т. п.
Молодое поколение нашей страны переживает замечательное и поучительное для него время, которого не переживало ни одно поколение во всем мире. Это — эпоха непосредственного строительства социализма, время, о котором множество прошлых поколений только мечтало, как о каком-то далеком светлом будущем.
Наша молодежь должна гордиться тем, что она не мечтает о социализме, а эту мечту прошлых поколений претворяет вместе со всеми трудящимися нашей страны в жизнь упорным черновым трудом под единым испытанным большевистским руководством железной ленинской партии.
Ленин всегда подчеркивал большую роль молодежи в строительстве социализма. Он не раз говорил, что молодому поколению принадлежит огромное будущее; ему придется довершить то великое дело, которое начала старая большевистская гвардия. И это будущее уже сейчас превращается в настоящее.
На всех участках государственной деятельности комсомол—активный и вернейший помощник нашей партии. Комсомол с каждым днем все больше становится школой большевистского стиля работы. Нет ни одного участка социалистического строительства, где бы комсомол не проявлял себя верным передовым бойцом за осуществление огромных задач, стоящих перед нашей партией и всем рабочим классом. Борьба за социалистическую культуру есть одна из ферм обостренной классовой борьбы, при этом одна из наиболее сложных форм, требующих максимального напряжения сил и классовой зоркости. Комсомол должен так же, как он положил начало осуществлению идеи Ленина с социалистическом соревновании, положить начало массовой большевистской борьбы за новую, социалистическую производительность труда, за социалистическую трудовую культуру.
Комментариев нет:
Отправить комментарий