Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

13 сентября 2025

Пишущая машинка | ТМ 1940-04

Пишущая машинка
Л. ВЕЛЬЯШЕВ и Г. СТАСЕНКО

Первая попытка механизировать процесс письма относится ещё к 1714 г. Машинист Лондонской водопроводной компании Генри Милль выхлопотал право на изготовление «машины, или искусственного метода, для последовательного печатания отдельных букв, как при рукописном письме, таким образом, чтобы его не отличить от печатного».

Из текста разрешения видно, что изобретатель собирался использовать в своей машине такой важный принцип, как подвижные литеры. Однако о самой машине Генри Милля не сохранилось никаких сведений; неизвестно даже, удалось ли вообще изобретателю реализовать свою идею.

В течение полутора столетий после этого многочисленные изобретатели и конструкторы разных стран упорно работали над созданием пишущей машины, но предложенные ими конструкции в большинстве не могли быть практически использованы: их машины работали слишком медленно, были крайне сложны для производства и эксплуатации.

Одна из первых пишущих машин, нашедших практическое применение, была сконструирована в 1833 г. французским типографом Ксавье Проженом. Автор назвал её ктипографическим пером. Клавишей машина не имела, литера подводилась к бумаге для оттиска рукой, после чего приходилось рукой же возвращать её на своё место. Для печатания применялась жидкая краска, нанесённая на специальную подушку. Процесс письма на этой машине был крайне медленным и трудоёмким.

Схематическое изображение пишущей машины Прожена (1833 г.).
Схематическое изображение пишущей машины Прожена (1833 г.).

В 1837 г. испанец Джузеппе Равиза изобрёл оригинальную пишущую машину. Металлические буквы располагались в ней по кругу и приводились в движение при нажатии на соответствующие клавиши. Окраска литер производилась при помощи кусков шёлковой материи, пропитанной краской или графитом. Куски такого материала накладывались на бумагу, и при нажиме сверху буквенных знаков получались оттиски. На машине Равиза можно было писать в три раза скорее, чем от руки; кроме того, печаталось сразу два экземпляра.

Вид сверху пишущей машины Равиза (1837 г.).
Вид сверху пишущей машины Равиза (1837 г.).

Всего Равиза выпустил семнадцать моделей пишущей машины. В последних моделях он применял изобретённую им же ленту из тонкой шёлковой материи, пропитанной анилиновыми красками с глицерином. Таким образом, Равиза надо отнести к изобретателям лент для пишущих машин. В настоящее время эти ленты изготовляются почти тем же способом.

Спустя двадцать лет нью-йоркский доктор Самуэль Френсис сконструировал пишущую машину, внешним видом напоминающую музыкальный инструмент — рояль, Машина имела тридцать шесть клавишей и соответственно тридцать шесть молоточков с литерами.

Эта машина, похожая на рояль, была изобретена Самуэлем Френсисом в 1857 г.
Эта машина, похожая на рояль, была изобретена Самуэлем Френсисом в 1857 г.

Наконец в 1867 г. трём американским печатникам, Шолесу, Суле и Глиддену, удалось сконструировать пишущую машину с подвижными литерными рычагами и кареткой. Эта машина своей формой напоминала большой ящик. Она печатала только прописными буквами.

Над дальнейшим усовершенствованием её работал уже один Шолес. Не имея средств для самостоятельной организации производства машин, он был вынужден войти в компанию с оружейным фабрикантом Ремингтоном, который и выпустил её под маркой «Оригинал Ремингтон Стандарт», Первые образцы были сделаны по типу швейных машин и имели ножную педаль, которая служила для возврата каретки. В следующих моделях был введён ряд усовершенствований. По предложению механика Иоста, машина была снабжена особым приспособлением — регистром, благодаря которому удалось удвоить количество знаков и писать на машине как строчными, так и заглавными буквами.

Буквопечатающий аппарат Ремингтона.
Буквопечатающий аппарат Ремингтона.

В последующие годы производство пишущих машин постепенно расширялось. В 1885 г. появилась машина «Смис-Премьер», изобретённая Т. Брауном. Спустя ещё два года механик Иост отделился от Ремингтона и сконструировал свой образец машины. Было выпушено на рынок и много других моделей.

Все эти машины относились к так называемому корзиночному типу: рычаги в них располагались вертикально, в виде высокой корзины. Кроме того, все изготовлявшиеся тогда машины были с закрытым шрифтом: литеры ударялись о вал с бумагой снизу, и печатаемая строка не была видна. Эти недостатки толкали изобретательскую мысль на поиски более совершенных конструкций пишущих машин.

Проблему видимой при печатании строки окончательно разрешил Ксаверий Вагнер. Он расположил литерные рычаги почти горизонтально. Это удалось ему сделать при помощи особого вспомогательного приспособления в виде сегмента. Такое устройство механизма позволяло видеть печатаемый текст.

Вверху схема печатающего механизма машины Вагнера (1890 г.).
Вверху схема печатающего механизма машины Вагнера (1890 г.).

Патент на эту машину Вагнер получил в 1890 г. в США. Но, как и Шолес, он не имел средств на организацию производства машин и вынужден был продать своё изобретение. Его приобрёл фабрикант лент для пишущих машин Джон Ундервуд. И, конечно, машина была выпущена на рынок под названием «Ундервуд». Она сразу же получила всеобщее признание.

С этих пор начинается бурный рост производства пишущих машин. В разных странах появляются самые разнообразные конструкции. Почти во всех системах применяется механизм Вагнера, так или иначе видоизменённый. Этот механизм является основой большинства современных машин с открытым шрифтом.

*

В дореволюционной России производства пишущих машин не было, весь спрос на них удовлетворялся импортом.

В 1870 г. русский изобретатель Алисов сконструировал оригинальную машину, которая скорее была не пишущей, а печатной. Она предназначалась не для ускорения письма, а для замены каллиграфического переписывания текста при переводе его на литографский камень. Поставленную задачу Алисов разрешил очень удачно. На ряде выставок его машина получила многочисленные премии. В то время машина Алисова не могла быть сделана в России из-за слабо развитой промышленности, поэтому заказ на изготовление машин был сдан английским заводам. Когда из Англии была получена первая партия готовых машин, царское правительство приравняло их к типографским; для приобретения их необходимо было соблюдать целый ряд формальностей. По этим причинам оригинальная машина Алисова не получила распространения.

Пишущие машины в нашей стране стали изготовляться только при советской власти. Первая советская пишущая машина была сконструирована в 1929 г. в Казани. Она была создана коллективными усилиями специалистов-механиков, которые работали в мастерской по ремонту пишущих машин при Татполиграфе. В 1931 г. была выпушена первая сотня советских пишущих машин «Яналиф». В настоящее время эта мастерская превращена в завод, который изготовляет тысячи пишущих машин в год. Машина «Яналиф» выпускается с разными шрифтами, которые дают возможность печатать текст на языках народов СССР.

Советская пишущая машина «Яналиф», выпускаемая заводом в Казани.
Советская пишущая машина «Яналиф», выпускаемая заводом в Казани.

В настоящее время в Казани строится новый большой завод пишущих машин.

Пишущие машины изготовляются сейчас и в других городах СССР. Об этом говорят и сами названия советских машин: «Москва», «Ленинград», «Украина». Последняя марка принадлежит киевскому заводу. В 1938 г. московский завод освоил изготовление первой советской портативной машинки. Эта машинка, уложенная в специальный футляр, напоминает по виду небольшой чемодан. Она очень удобна для перевозки, что делает её особенно ценной для журналистов, писателей, инженеров и других работников умственного труда.

Советская пишущая машина «Ленинград».
Советская пишущая машина «Ленинград».

Советская портативная машинка «Москва».
Советская портативная машинка «Москва».

Сейчас советская промышленность разрабатывает новые, более совершенные модели пишущих машин.

*

Современная пишущая машина представляет собой сложный механизм, насчитывающий до двух тысяч деталей. Пишущие машины выпускаются самых разнообразных видов и назначения. В частности, изготовляются специальные машины для счётно-бухгалтерских работ. Существуют пишущие машины для печатания китайских и японских иероглифов. Некоторые иностранные фирмы выпустили даже машины для печатания нот.

Бухгалтерская счётно-пишущая машина системы «Идеал».
Бухгалтерская счётно-пишущая машина системы «Идеал».

Эта машина может печатать любые ноты.
Эта машина может печатать любые ноты.

В последнее время начинают распространяться электрические пишущие машины. Они снабжаются небольшим электромотором, который включается от лёгкого нажима на клавиш и приводит в действие печатающий механизм. Благодаря этому машинистке не приходится затрачивать много физической силы и процесс письма заметно ускоряется; кроме того, усиливается удар рычага, что позволяет получать значительно больше копий, чем на обычных машинах.

Электрическая пишущая машина системы «Интернационал».
Электрическая пишущая машина системы «Интернационал».

Делаются попытки использовать пишущую машину и для стенографии. Такие машины печатают вместо букв стенографические знаки. Однако стенографические машины неудобны тем, что сделанную с их помощью запись приходится потом расшифровывать.

Этот недостаток устранён в скоростной пишущей машине «Тахотайп». У неё двадцать семь клавишей, причём на некоторых из них вместо букв помещены только их элементы. Сочетание этих элементов даёт возможность получать на бумаге различные буквы. При письме на этой машине одновременно надавливают на несколько клавишей, на бумаге появляются отпечатки сразу двух-трех слогов или даже целых коротких слов. Алфавит машины составлен таким образом, что даёт возможность печатать на любом европейском языке латинским алфавитом. Овладеть техникой письма на этой машине сравнительно не трудно. На «Тахотайпе» можно достигнуть быстроты записи до трёхсот слов в минуту.

В дополнение к пишущей машине в последнее время стал широко применяться диктофон. Это — аппарат, записывающий человеческую речь на пластинку или валик. Зафиксированная диктофоном речь может быть механически воспроизведена и на слух записана машинисткой. Последняя имеет возможность пускать валик с удобной для записи скоростью и заставить аппарат повторить непонятное слово несколько раз. Таким образом, диктофон заменяет стенографистку.

Некоторые изобретатели пытаются создать механизм, который был бы сочетанием диктофона и пишущей машины. Однако удачной конструкции такой машины, которая печатала бы сама и на слух, пока ещё не создано.

Пишущая машина системы «Ройяль», один из последних выпусков.
Пишущая машина системы «Ройяль», один из последних выпусков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Генератор чудес | ТМ 1940-05

Научно-фантастический роман ЮРИЯ ДОЛГУШИНА, Рисунки К. АРЦЕУЛОВА ПРЕДЫДУЩИЕ ГЛАВЫ см. «Техника—молодежи», № 1 , 2 , 3 , 5 , 6 , 7/8 , 9 , 10...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.