Этот первый университет в России был создан по мысли и проекту великого русского учёного М. В. Ломоносова. Стараниями Ломоносова Московский, университет получил неслыханные для того времени привилегии, или, как тогда говорили, «вольности». По ломоносовскому уставу, в университете могли обучаться не только дворяне, но и разночинцы и даже, как предусматривалось в §§ 26 и 27, дети вольноотпущенных крепостных.
Весь проект устава был составлен, как сказано в сопровождавшем его докладе, по примеру европейских университетов, «где всякого звания люди свободно наукою пользуются». Великий учёный понимал, что науки должны быть неразрывно связаны с жизнью страны и свободны от всякого богословского тумана. В докладе, сопровождавшем проект, приводится пример Петра I, который «через науки» совершил подвиги, возвеличившие Россию, а именно: «перемену наших нравов и обычаев, невежеством и долгим временем утверждённых, строение градов и крепостей, учреждение армии, заведение флота, исправление необитаемых земель, установление водяных путей — все к -пользе общего нашего жития...»
Вольности, предусмотренные Ломоносовским уставом, остались большей частью на бумаге. В конце царствования Александра I реакция в России усилилась, наступила пора произвола и гонения на все, что носило отпечаток «вольнодумства».
В своё время, заведуя учебными заведениями Академии наук, Ломоносов откровенно высказывался за то, чтобы «духовенству к учениям, правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особенно не ругать наук в проповедях». Во времена Александра I министр просвещения Шишков выступил с иной формулой, которую провозгласил основой своей деятельности: «Науки, изощряющие ум, не составят без веры и без нравственности благоденствия народного». Благословляя на работу нового попечителя Московского учебного округа, Шишков начинает свою инструкцию с этого «лозунга» и предлагает попечителю строго наблюдать, «чтобы на уроках профессоров и учителей ничего колеблющего или ослабляющего учение нашей веры не укрывалось...»
В июле 1835 г. был опубликован новый устав российских императорских университетов, целиком отражающий эпоху Николая Палкина. Университеты полностью отдавались во власть полицейских надзирателей, какими становились попечители учебных округов. Директор университета превращался в послушного исполнителя чужой воли.
В 1849 г. Николай I, называвший университет не иначе, как рассадником революции и «волчьим гнездом», изъявил министру просвещения свою высочайшую волю, чтобы «штат студентам в университетах ограничен был числом 300 в каждом». Спустя год министр сообщил императору: «Мера сия с видимым успехом приводится в исполнение». В том же докладе министр внёс предложение предоставить право преимущественного приёма в университет лишь особому сословию лиц, тем, «которым по происхождению их даровано право вступления в гражданскую службу». На этом докладе Николай I наложил резолюцию: «Исполнить».
Таким образом в середине XIX в. со всеми «ломоносовскими вольностями» было покончено. Но никакие старания чиновников и мракобесов не могли заглушить развития русской науки. Среди передового студенчества и лучших представителей профессуры продолжали жить прекрасные традиции ломоносовского устава. Вопреки всем полицейским преградам, Московский университет оставался центром русской общественной мысли и передовой науки.
Питомцами Московского университета были крупнейшие писатели — Фонвизин, Грибоедов, Лермонтов, Тургенев, Чехов, представители общественной мысли — Белинский, Герцен, Огарёв, Грановский. В стенах университета воспитывались и работали такие передовые учёные, как Тимирязев, Жуковский, Лебедев, Сеченов, Столетов и многие другие.
С конца 1917 г. началась новая эпоха в жизни Московского университета. Великая Октябрьская революция отменила всякие ограничения, которые преграждали трудящимся доступ к высшему образованию. 2 августа 1918 г. В. И. Лениным был подписан декрет о правилах приёма в высшие учебные заведения, по которому слушателем университета мог стать каждый гражданин, достигший шестнадцати лет, независимо от гражданства, социального положения и пола.
«Наука — трудящимся» — под этим лозунгом произошла коренная ломка всех устоев университетской жизни, перестройка всей системы высшего образования. Эта перестройка за сравнительно короткий срок привела Московский университет к замечательным достижениям.
Сейчас старейший университет страны насчитывает около 9 тысяч студентов. В этой огромной аудитории представлены пятьдесят различных национальностей, населяющих Советский Союз. За годы советской власти Московский университет воспитал тысячи специалистов и учёных, среди которых немало выдающихся деятелей, известных далеко за пределами Советского Союза. За одно только пятилетие с 1934 по 1938 г. Московский университет выпустил две тысячи восемьсот двадцать молодых специалистов.
Когда-то, при открытии Московского университета, великий русский учёный Ломоносов высказывал мечту «привести в вожделенное течение университет, чтобы из него могли произойти бесчисленные Ломоносовы». Эта мечта воплощена Октябрьской революцией и навсегда утверждена Конституцией СССР, дающей всем гражданам Советского Союза право на труд и на образование,
«Правом на поступление в МГУ и на бесплатное обучение в нем пользуются все граждане СССР в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие аттестат об окончании полного курса средней школы и независимо от социального происхождения, пола, расовой и национальной принадлежности».
Так гласит первый параграф нового университетского устава, который составлен на основе Сталинской Конституции, самой демократической конституции в мире.
Комментариев нет:
Отправить комментарий