Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

04 мая 2025

Многостаночники | ТМ 1940-01

Многостаночники
Инж. М. КАПЛУН

В своей речи на Первом всесоюзном совещании стахановцев товарищ Сталин дал глубочайший анализ растущего стахановского движения, научное марксистско-ленинское объяснение его причин и истоков. Товарищ Сталин с гениальной прозорливостью осветил необъятные перспективы стахановского движения, указав, что «стахановское движение развернётся вовсю, охватит все области и районы нашей страны и покажет нам чудеса новых достижений».

Прошедшие с тех пор четыре года полностью подтвердили этот гениальный прогноз. Стахановское движение все шире охватывает заводы и фабрики, колхозы и совхозы, научные учреждения во всех областях и районах нашей страны. Каждый день рождает новых героев труда, новаторов науки и техники, рационализаторов производства.

Стахановское движение не только растёт все шире и шире, но и изменяется качественно, поднимаясь в своём развитии на высшую ступень. В последнее время появились и быстро распространяются новые, высшие формы стахановского движения — многостаночное обслуживание и совмещение профессий. Обе эти формы стахановского движения тесно связаны друг с другом.

Движение многостаночников впервые зародилось на Уральском заводе тяжёлого машиностроения имени С. Орджоникидзе и на Харьковском станкостроительном заводе имени Молотова летом истекшего года. Отсюда оно очень быстро распространилось на другие машиностроительные предприятия.

Особенно широкий размах приобрело это движение в дни, когда части непобедимой Красной армии по приказу советского правительства двинулись на освобождение братских народов Западной Украины и Западной Белоруссии от панского гнёта. Глава советского правительства товарищ Молотов призвал тогда весь советский народ, каждого рабочего и крестьянина, каждого служащего и интеллигента честно и самоотверженно трудиться на своём посту и тем оказать помощь Красной армии, выполняющей великую освободительную задачу.

Ответом на этот призыв явился огромный патриотический и производственный подъем во всей стране. Движение стахановцев за многостаночное обслуживание и совмещение профессий бурно разрослось и стадо подлинно массовым.

Многостаночное обслуживание представляет собой новый метод повышения производительности труда, найденный стахановцами. Многостаночное обслуживание не только сокращает количество потребной предприятию рабочей силы, но и обогащает, дополняет и двигает вперёд технологию. Стахановцы-многостаночники, обслуживая одновременно несколько станков, вместе с тем стремятся максимально увеличить полезное время их работы, или, как говорят технологи, машинное время.

Переход на обслуживание двух и больше станков вместо одного, работа одновременно на четырёх или шести станках вместо двух и т. д. в каждом отдельном случае требует индивидуального решения. Вот несколько примеров, показывающих, какими разными путями идёт творческая мысль многостаночников.

На Горьковском автозаводе имени Молотова в цехе шасси работает комсомолка т. Артёмьева. Вместо двух токарных станков она стала обслуживать четыре. В первые же дни молодая стахановка на одной паре станков перевыполнила план, однако на остальных двух станках обрабатывала только 300 деталей в смену вместо 400 по норме. Такой результат заставил её призадуматься и проанализировать свою работу. Вместе с мастером т. Никоньяном она до мелочей разобрала свой рабочий процесс, все движения, которые ей приходилось совершать в течение дня.

Выяснилось, что невыполнение плана на двух станках было вызвано слишком отдалённым расположением их от первой пары. Тов. Артёмьевой приходилось тратить много времени на непроизводительное «путешествие» по цеху. Из-за этого она не успевала закладывать в станки новые детали взамен готовых, и оборудование простаивало.

Станки были переставлены. Расстояние между ними сократилось в два раза. И т. Артёмьева стала перевыполнять норму на всех четырёх станках.

Многостаночник должен успевать выполнять все подсобные операции, не задерживая ни на минуту работу своих станков. Это является незыблемым правилом перехода к многостаночному обслуживанию. Борясь за полное использование каждой секунды рабочего дня, стахановцы-многостаночники изобретают разнообразные приспособления, облегчающие одновременное обслуживание нескольких станков.

На том же заводе работает стахановец т. Карпов. Высококвалифицированный строгальщик, он является замечательным рационализатором труда. Обслуживая четыре станка типа «шепинг» вместо двух, он выполняет план на 500—600%.

Что помогло т. Карпову добиться такой высокопроизводительной работы?

Он изготовляет резцы. Раньше ему приходилось обрабатываемые резцы поштучно зажимать в тиски, находящиеся на станке. Тов. Карпов заменил тиски особой плитой с углублением, в которое закладывал сразу четыре резца. Чтобы удобнее было строгать резцы под точно определённым углом, т. Карпов стал подкладывать под них металлические планки разной формы. При помощи всех этих приспособлений он довёл количество обрабатываемых одновременно резцов до восемнадцати.

Однако изобретательская мысль стахановца не остановилась на этом. Закладка резцов в плиту отнимала некоторое время, в течение которого станок простаивал. Тов. Карпов не мог примириться с такой растратой рабочего времени. Каждый из обслуживаемых им станков должен работать беспрерывно полную смену, — так решил т. Карпов.

Пытливый ум и смекалка помогли ему найти блестящее решение этой задачи. Он опять обратился к своему приспособлению — плите для зажимания резцов — и открыл в ней новые, неиспользованные резервы повышения производительности станка. Тов. Карпов решил свою плиту сдвоить.

Таким образом плита превратилась в своеобразную двойную «обойму». Пока станок обрабатывал серию резцов, заключённых в одну из этих обойм, т. Карпов устанавливал и закреплял следующую серию резцов на другой стороне плиты. Когда обработка первой серии резцов заканчивалась, т. Карпов быстро передвигал стол с плитой, и станок почти без остановки строгал новые резцы.

Благодаря своему остроумному приспособлению т. Карпов все подготовительные операции по закреплению деталей выполняет, не останавливая станка. В результате все четыре его станка работают почти полностью 420 минут в смену. Так т. Карпову удалось сочетать переход на обслуживание четырёх станков с резким повышением производительности каждого из них.

Однако и этот блестящий результат не удовлетворил знатного стахановца. Он решил ещё больше повысить производительность строгальных станков. Но как это осуществить? От приспособления уже было взято все, что оно могло дать. Тов. Карпов пошёл по иному пути: он задумал увеличить количество режущих инструментов, которыми обрабатываются детали на строгальных станках.

Он собирается снабдить каждый свой станок двумя резцами вместо одного. Эго значительно сократит время, затрачиваемое на обработку каждой детали, и ещё больше повысит производительность строгального станка. Для осуществления своей идеи т. Карпов предложил сделать специальную державку, в которую можно вставлять одновременно два резца.

Высокопроизводительная работа многостаночников обеспечивает и высокие заработки. Тов. Артёмьева стала зарабатывать вместо 9—11 руб. до 17—19 руб. в смену, Заработок т. Карпова вырос с 25--30 до 60 руб. в день.

РАНЬШЕ т. Карпов обслуживал два станка. При помощи придуманного им приспособления — особой плиты вместо тисков — он закладывал в первый станок одновременно две детали и во второй — четыре. В течение смены ему приходилось 42 раза переходить от станка к станку, совершай общий путь в 336 метров.
За смену он снимал с двух станков 1405 готовых деталей. Себестоимость каждой пары деталей достигала 52 коп. Дневной заработок т. Карпова составлял 26 р. 12 к.
ТЕПЕРЬ (см. стр. 9) т. Карпов обслуживает четыре станка того же типа. Он добавил к плите специальные планки, которые дают возможность закреплять обрабатываемые детали под строго определённым углом (планки изображены на правой странице в центре). Это усовершенствование позволило т. Карпову закладывать в первые два станка сразу по восемнадцати деталей и в остальные два станка — по шестнадцати деталей.
В результате полезное время работы каждого станка увеличилось, а ручные операции по их обслуживанию резко сократились. За шесть обходов в течение дня т. Карпов успевает теперь обслужить все свои станки.
Для большего удобства работы станки поставлены ближе друг к другу. Обходя регулярно все станки, т. Карпов за смену совершает путь всего лишь в 18 метров.
Тов. Карпов теперь обрабатывает на четырёх станках триста восемьдесят восемь деталей в смену. Себестоимость одной пары деталей снизилась до 43 коп. Дневной заработок т. Карпова возрос до 60 р. 67 к.

Так же высокопродуктивно работают и сотни других стахановцев Горьковского автозавода. На заводе к середине ноября прошлого года насчитывалось уже более полутора тысяч многостаночников.

Большую часть станочного парка в нашей стране пока составляют неавтоматические металлообрабатывающие станки. При обслуживании этих станков очень много времени отнимает ручная работа. Так, например, чтобы выточить деталь на универсально-токарных станках типа «ТН-20» и «ДИП-200», нужно проделать вручную такие операции: поставить деталь, подвести суппорт с инструментом, пустить станок. После окончания обточки рабочий должен опять вручную отвести суппорт с резцом от изделия, остановить станок и убрать суппорт в исходное положение.

Понятно поэтому, какое огромное значение для развития многостаночного обслуживания приобретает дальнейшая механизация и автоматизация универсальных и простых станков. Часто очень простыми мерами удаётся получить здесь крупный эффект. Бюро автоматов Научно-исследовательского института станкостроения, добавив к станку «ТН-20» несколько несложных новых деталей, превратило его в полуавтомат. Такой переоборудованный станок работает сейчас на экспериментальном заводе института. Все движения суппорта у этого станка полностью автоматизированы. Рабочему остаётся только поставить деталь и пустить станок. Один человек вполне может обслуживать несколько станков, переоборудованных подобным образом.

Стахановцы-многостаночники стремятся всячески сократить время, затрачиваемое на вспомогательные работы. Для этого они придумывают приспособления, механизирующие и такие операции, как установка и снятие детали со станка. Станки многостаночников обогащаются разнообразными приспособлениями, которые все более освобождают человека от ручной работы.

*

На машиностроительных предприятиях применяются сотни различных типов станков. Люди, работающие рядом, очень часто выполняют различные операции над одной и той же деталью. Переход на многостаночное обслуживание здесь вызывает необходимость в освоении дополнительной специальности.

На том же Горьковском автозаводе работал рихтовщиком стахановец т. Чупин. На его обязанности лежала рихтовка одной стороны автомобильной кабины. Эта операция заключается в «зализывании» всех неровностей, которые образуются на металлической поверхности после штамповки деталей кабины и сварки их в одно целое. На другой стороне кабины подобную же работу выполнял второй рабочий.

Сконструировав приспособление, которое позволяло одному человеку рихтовать кабину сразу с двух сторон, т. Чупин «аннулировал» должность второго рихтовщика. Но и этого знатному стахановцу показалось недостаточно. Он изучил сварочное дело и взял на себя выполнение операции сварщика.

Тов. Чупин один теперь сваривает кабину и рихтует её всю целиком, совмещая работу трёх человек.

Совмещение профессий органически выросло из развития многостаночного обслуживания. Оно распространилось и на те отрасли производства, где по характеру технологического процесса невозможно или ограничено многоагрегатное обслуживание.

Комсомольцы Горьковского автозавода тт Цулин, Сергеев, Обухович и Соловьёв в предоктябрьском соревновании взяли на себя обязательство освоить дополнительную профессию. Все эти молодые стахановцы имели уже высокую квалификацию слесаря. В дополнение к ней они решили изучить специальность фрезеровщика. Это решение комсомольцев было вызвано тем, что в очередной осенний призыв несколько фрезеровщиков ушло с завода в Красную армию. Молодые патриоты взялись заменить призванных в Красную армию товарищей на их производственном посту.

Совмещение профессий сокращает недостаток в квалифицированных рабочих на узких участках предприятия. В то же время полнее используются наличные силы завода. На Павловском заводе металлических изделий имени Сталина начал совмещать несколько профессий высококвалифицированный наладчик т. Архипов. О своей работе т. Архипов рассказывает: «Исполняя обязанности наладчика, я давно задумывался над тем, чем бы заполнить остававшееся у меня свободное время. Мне предложили совмещать должность мастера. Я охотно согласился. Потом на моем участке не стало слесаря по ремонту. Пришлось ремонтировать и станки. Таким образом я начал совмещать три профессии».

Рабочий день т. Архипова теперь полностью использован. «У меня нет ни одной минуты, — говорит он, — которую я проводил бы без дела. Это приносит мне большое удовлетворение. Совмещение профессий вырабатывает такие ценные навыки, как оперативность и умение рационально использовать своё рабочее время».

Формы совмещения профессий бывают весьма разнообразны. Как доказывает опыт, работники самых различных специальностей могут совмещать свою профессию с другой работой, необходимой предприятию. На Горьковском заводе имени Ленина работала статистиком т. Пичугина. День её не был полностью уплотнён, и она решила совместить свои обязанности с работой табельщицы. В результате была достигнута и значительная рационализация обработки учётных документов. Раньше тысячи листков сначала попадали к статистику, а от него шли к табельщику, который проставлял в них количество отработанных дней. После отметки табельщика листки снова возвращались к статистику для дальнейшей обработки. Теперь это сложное «путешествие» тысяч листков отпало. Все операции выполняет т. Пичугина.

Новые формы стахановского движения становятся все более массовыми. Многостаночное обслуживание и совмещение профессий являются новой ступенью культурно-технического подъёма рабочего класса до уровня работников инженерно-технического труда. Непрерывно развивающееся стахановское движение активно способствует созданию новой техники будущего коммунистическое общества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Коньки | ТМ 1940-02/03

Фотоочерк Н. ПАШИНА Один миллион двести шестьдесят тысяч пар коньков в год изготовляет механический завод Болшевского комбината спортивного ...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.