Инж. М. ФРИШМАН
Письмо второе (письмо первое см. ТМ 1939-09)
Вблизи Акмолинска, в знойной степи, под открытым небом раскинулся небольшой завод. На территории завода, имеющей в длину километр и в ширину 300 метров, делается половина магистрали Акмолинск—Карталы. Здесь, на этой путесборочной базе строительства, будет собрано в виде отдельных звеньев 400 километров рельсового пути. Звено — это рельсы, уже пришитые к шпалам. Длина такого звена составляет 12,5 метра.
По территории завода проходят многочисленные рельсовые пути. Связанные стрелками, все они сходятся в один главный путь, уходящий далеко на запад.
Между параллельными путями лежат в строгом порядке рельсы, шпалы и скрепления — подкладки, костыли. Все эти материалы, из которых собирается путь, поступают из Акмолинска.
Работа идёт организованно и быстро. Каждая бригада выполняет одну определённую операцию.
Вот, например, бригада укладывает шпалы для будущего звена. Бригадир Саша Григорьева, молодая девушка, приехавшая на стройку с одной из южных дорог, внимательно наблюдает за работой. Шпалы должны быть уложены на определённом расстоянии друг от друга.
Следующая бригада кладёт поверх шпал рельсы, после чего уступает место костыльщикам.
Звено готово. Поверх него кладётся новый ряд шпал и собирается следующее звено.
![]() |
Сборка звеньев на путесборочной базе. |
Готовые звенья складываются в 3—4 ряда вдоль путей сборочной базы. Теперь можно отправлять их на линию. Ждать приходится недолго. В определённое время подходят поезда с платформами, на которые грузятся готовые звенья.
Вдоль каждой платформы на ширине рельсовой колеи установлены мощные ролики.
Погрузка звеньев производится с помощью особой платформы, оборудованной специальными крановыми устройствами. На этой крановой платформе также есть ролики.
Вот кран склоняется к земле, к тому месту, где сложены звенья. Из пачки звеньев отделяется верхнее, подхваченное краном, и мерно опускается на ролики крановой платформы. Поверх кладётся следующее звено. Вот на платформе уже собрано 9 звеньев, составляющих один пакет. Весь этот пакет посредством системы тросов перетягивается по роликам на переднюю свободную платформу, и погрузка продолжается. Всеми погрузочными механизмами управляют два оператора. На этой интересной работе показали высокое мастерство комсомольцы 11-го строительного участка тт. Барановский и Пелепаченко.
![]() |
Погрузка закончена. Взяв 7—10 пакетов готовых звеньев, поезд отправляется к месту строительства.
![]() |
Место, где работает путеукладчик, представляет собой целый городок. Здесь есть общежитие, столовая, магазин, клуб, контора, баня. И все это — на колёсах, в вагонах. С каждым днём весь этот строительный городок все более и более отдаляется от своей путесборочной базы. Вчера только строители жили на разъезде № 35, а сегодня у них уже новый адрес — станция Сарыадар. Они движутся вперёд по пути, который успевают проложить за сутки. Работа ведётся днём и ночью. Когда заходит солнце, вспыхивают яркие прожекторы, рассеивающие степную тьму.
*
Вот прибыл с путесборочной базы состав, нагруженный звеньями. Как же эти звенья укладываются на полотно? Эта работа выполняется с помощью специальной машины — путеукладчика. Позади него пристраивается вновь прибывший состав. Бригада, возглавляемая дорожным мастером Аникиным, приступает к работе. Каждый член бригады хорошо знает своё рабочее место, свою работу и в то же время совершенно отчётливо представляет себе весь процесс путеукладки в целом. Вот почему работы всей бригады отличаются большой организованностью и точностью.
При помощи стальных тросов пакет звеньев перетягивается с ближайшей платформы на путеукладчик. В небольшой рубке, устроенной на путеукладчике, сидят кранооператоры Курков и Каплан. Каждый из них управляет одной лебёдкой. Зашумели моторы, и звено, подхваченное с пакета, уносится лебёдкой по длинной консоли вперёд; оно плавно опускается на землю перед путеукладчиком. Нижний кранооператор, молодой коммунист Жерняк, осторожно продвигает путеукладчик вперёд по только что проложенному звену. Одновременно вторая лебёдка несёт следующее звено. Оно так же плавно опускается на землю и буквально в несколько секунд скрепляется на стыках с первым звеном. Скрепление производится с помощью очень простого приспособления — скобы. Путеукладчик снова продвигается вперёд.
![]() |
Рельсовое звено, снятое с путеукладчика, опускается на площадку земляного полотна. Эта операция продолжается всего одну минуту. |
Пакет из 9 звеньев укладывается в путь за 10—15 минут.
Стальные тросы захватывают пакет звеньев со следующей платформы и перетаскивают его по роликам на путеукладчик. Таким образом, работа ведётся непрерывно, пока все звенья не выстраиваются в одну линию будущей железной дороги.
Путь прокладывается значительно быстрее, чем возводится земляное полотно. Поэтому, чтобы непрерывно двигаться вперёд, рельсовые звенья временно кладутся рядом с будущим полотном дороги. Такой путь называется «времянкой». Он ещё выглядит извилистым и неровным, но временная эксплуатация его ведётся по всем правилам. Дежурные станций и разъездов принимают и отправляют поезда, которые везут готовые звенья, строительные материалы, а также воду и продукты для строителей.
Земляное полотно возводится одновременно по всей трассе от Акмолинска до станции Карталы. Строители рассчитывают на среднем участке магистрали укладывать путь сразу на готовое земляное полотно.
Возведение насыпей для земляного полотна — работа очень трудоёмкая. Поэтому здесь широко применяются различные механизмы. Здесь можно встретить и простенький скрепер, представляющий лёгкий металлический ковш, черпающий землю острым краем, и высокопроизводительную машину, так называемый грейдер-элеватор, и гусеничный экскаватор типа «драглайн».
![]() |
Замечательные советские машины — грейдер-элеваторы — успешно используются, на строительстве магистрали Акмолинск—Карталы. |
С высокой стрелы драглайна стремительно летит в землю огромный зубастый металлический ковш, укреплённый на стальном тросе. Ковш захватывает полкубометра земли, а затем подтягивается тросом кверху; экскаватор поворачивается на 150—180°, и земля из ковша падает на насыпь.
Все эти сложные и замечательные машины управляются молодёжью, которая пришла строить магистраль. Комсомольцы успешно овладевают техникой, заставляя механизмы работать с рекордной производительностью.
При норме 350 кубометров за смену стахановцы на драглайнах добились производительности в 600— 700 кубометров. А комсомольцы 5-го участка Фоменко и Романов за свою смену с помощью драглайна ссыпают на насыпь тысячу кубометров земли. Чтобы выполнить эту работу вручную, на тачках, требуется сто рабочих.
В некоторых местах насыпь возводится экскаваторами другого типа, так называемой механической лопатой. Она стоит в забое и срезает ковшом стружку земли с вертикальной или круто наклонённой стенки. Быстро заполнив ковш, экскаватор поворачивается и высыпает грунт в автомашины-самосвалы, которые непрерывно курсируют между забоем и насыпью. Въезжая на насыпь, самосвал автоматически опрокидывает свой кузов; содержимое высыпается, и автомашина отправляется за новой порцией грунта.
![]() |
![]() |
Справа — выгрузка грунта из авто-самосвала. |
Особый интерес представляет работа грейдер-элеватора. Это — мощный агрегат на четырёх колёсах, передвигаемый с помощью трактора. У основания машины поставлен под углом нож, имеющий форму круглой чаши. При перемещении грейдер-элеватора нож врезается в землю и срезает большую стружку грунта. Срезанный грунт попадает на ленту транспортёра. Агрегат движется вдоль насыпи, и земля прямо с транспортёра сваливается на насыпь. В течение часа грейдер-элеватор перебрасывает таким способом 280 кубометров грунта; если же насыпь высока, то грейдер-элеватор ссыпает грунт в автосамосвалы.
*
Вдоль нового пути и дальше в степь убегает свежая грунтовая дорога. Её недавно нарезали ножевые грейдеры. Чёрная, гладко срезанная земля блестит, как отполированная поверхность. По дороге день и ночь снуют автомашины.
Вот мчится тяжело нагруженный трёхтонный «ЗИС». В машине девять человек. Они сидят на горе грузов. Здесь брезентовая палатка, бочка для воды, узлы, сундучки, кровати, приборы и инструменты для работы. Кто эта кочующая группа? Это межевики. Они разъезжают по всей трассе и устанавливают столбы, по линии которых выделяется так называемая «полоса отвода под железную дорогу».
Работа железнодорожного транспорта немыслима без водоснабжения. Там, где стальные рельсы пересекают русло рек, эта проблема решается просто. Но есть станции, находящиеся вдали от каких-либо водоёмов; в этих случаях воду ищут в земле. Этим заняты геологические группы бурильщиков, живущие в своих переносных палатках.
Ещё дальше в степи можно встретить связистов, натягивающих прямые струны проводов по новым столбам. Связь на стройке не только телефонная, — над степью несутся радиоволны: передатчики установлены на каждом строительном участке.
Так живут и работают молодые энтузиасты — строители комсомольской магистрали. Упорно, неудержимо, километр за километром продвигаются они в глубь степи, оставляя позади стальной путь и новые, никогда не существовавшие ранее станции и разъезды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий