На берегу реки Урала построен головной узел Эмбинского водопровода. Вода засасывается из реки, очищается, фильтруется и с помощью мощных компрессоров посылается в стальной трубопровод. |
Безводная солончаковая степь раскинулась у северных берегов Каспийского моря между реками Эмбой и Уралом. Здесь расположены богатейшие месторождения нефти. Молодой Урало-Эмбинский район занимает уже одно из первых мест среди нефтяных районов Союза. Эмбинская нефть отличается исключительно высоким качеством.
Нефтяные запасы района огромны, число известных месторождений достигло почти 300, а число вероятных — 1200. И все же добыча эмбинской нефти до последнего времени развивалась относительно медленно. Это объяснялось не только тяжёлыми транспортными условиями, но и тем, что на промыслах не было годной для питья воды.
На огромном пространстве между реками Эмбой и Уралом геологи нашли 93 поверхностных проявления нефти, но не обнаружили ни одного пресного родника. Даже сама Эмба — одна из крупнейших рек района — не может служить источником водоснабжения: её вода растворяет по пути слишком много соли и не годится для питья. Летом Эмба пересыхает. Она впадает в Каспийское море только в половодье, в остальное же время иссякает в степи, не доходя до берегов Каспия.
Водоснабжение Урало-Эмбинских нефтепромыслов оказалось одной из важнейших проблем, определяющих развитие всего района. До революции эта проблема разрешалась по кустарному: воду на промысла доставляли на верблюдах; в районы, находящиеся на берегу моря, пресную воду привозили на пароходах и баржах; на многих промыслах зимой организовывали «заготовки льда и снега», бережно расходуя их запасы, чтобы хватило на первые летние месяцы.
Казалось бы, что сравнительно небольшую потребность района в воде легко и просто можно удовлетворить за счёт подземных вод. Достаточно для этого устроить колодец или пробурить скважину к местному источнику грунтовых вод. Но имеющиеся в районе в очень незначительном количестве подземные воды оказались непригодными для питья: они засолены ещё больше, чем вода Эмбы. Река Урал с её пресной водой является единственным ближайшим источником воды, годным для снабжения Эмбинских промыслов.
Незадолго до революции промышленники протянули первую водопроводную линию от реки Урала на Эмбинские промысла. Это было очень примитивное сооружение — тонкая железная труба лежала прямо на поверхности земли и шла от Гурьева лишь до ближайшего промысла Доссор.
Только при советской власти снабжение водой Эмбинских промыслов улучшилось. После постройки нефтепровода Гурьев—Орск оказалось возможным использовать часть его исключительно для водоснабжения. Но и это не решало задачи полностью. По нефтепроводу воду можно было подавать только близким промыслам — Доссор и Макат. Особенно страдал от недостатка воды новый, растущий промысел Косчагыл, находящийся от Гурьева в 200 километрах.
*
Главная трудность водоснабжения Эмбинского нефтяного района заключается в том, что пресную воду реки Урала приходится подавать на расстояния в сотни километров. Перевозить воду на такие большие расстояния при помощи гужевого или автомобильного транспорта очень трудно, такие перевозки дороги и неудобны. Только постройка водопровода могла окончательно разрешить проблему водоснабжения Эмбинских промыслов. Строительство основной магистрали этого водопровода уже закончено. Советские инженеры соорудили самый длинный в мире Эмбинский водопровод, длина которого с ответвлениями составляет 643 километра.
В мире ещё не было случая подачи воды по трубам на такое большое расстояние. Самые длинные водопроводы за границей построены в Лос-Анжелесе (385 километров) и в Сан-Франциско (270 километров). Оба они коренным образом отличаются от Эмбинского. Вода в них идёт самотёком вследствие разности уровней, а Эмбинский водопровод проложен по ровной местности, и поэтому воду в нем приходится подавать под большим напором.
В СССР наиболее длинными водопроводами до последнего времени были: Бакинский длиной в 180 километров, частично самотёчный, и Омский, напорный, длиной в 121 километр. Значительно длиннее наши нефтепроводы, сооружённые за годы советской власти, как, например, Грозный—Туапсе (618 километров), Баку—Батуми (820 километров), Каспий—Орск (710 километров).
Сооружение этих нефтепроводов, в которых нефть подаётся под большим давлением, обогатило наших инженеров и строителей ценным опытом. Это и помогло в короткий срок создать Эмбинский водопровод, который по протяжённости уступает по длине лишь некоторым нефтепроводам. В чём же заключается основная трудность подачи воды под давлением на большие расстояния?
Известно, что обычные городские водопроводы работают под напором не свыше 10 атмосфер. Этого напора достаточно для подачи воды в пределах города. Но если мы захотим подать воду дальше, то давление в 10 атмосфер потеряется на первых же десятках километров.
Казалось бы, для подачи воды на больше расстояния достаточно соответственно увеличить начальное давление, под которым вода поступает в трубопровод. Но это сложнее, чем кажется на первый взгляд. Увеличивая давление воды, необходимо учитывать предельную прочность трубопровода. Трубы большинства городских водопроводов обычно сделаны из чугуна. Их прочность достаточна, чтобы выдержать напор в 10 атмосфер, т. е. примерно в 100 метров водяного столба.
Однако при таком сравнительно низком давлении пришлось бы по пути трубопровода слишком часто строить промежуточные, так называемые подкачивающие станции, которые поддерживают ослабевающий напор воды. Это сильно удорожило бы стоимость сооружения водопровода. После целого ряда расчётов и вычислений было найдено, что наиболее целесообразно применить для Эмбинского водопровода специальные стальные трубы, допускающие давление до 50 атмосфер. При таком давлении на Эмбинском водопроводе пришлось построить пять подкачивающих станций.
Давление в 50 атмосфер до сих пор применялось только для транспортировки нефти. Водопроводов, работавших с таким напором, у нас ещё не было. Чтобы получить такое давление с помощью плотины, уровень воды пришлось бы поднять на полкилометра — в десять раз выше Ниагарского водопада. Струя воды, пущенная под таким давлением вверх, поднимется так высоко, что даже стоэтажные американские небоскрёбы окажутся значительно ниже этого гигантского фонтана.
Даже при таком высоком давлении скорость подачи воды в трубопроводах сравнительно невелика: она составляет в среднем 1 метр в секунду, т. е. 86 километров в сутки. Таким образом, наиболее удалённые от реки Урала промысла Эмбанефти получают воду только через трое суток после того, как она попадает из реки в трубопровод. Конечно, это нисколько не сказывается на качестве воды. Находясь в непрерывном движении, протекая в закрытых трубах под землёй, она ничем не загрязняется и сохраняет свою свежесть.
*
Прокладка стальных труб Эмбинского высоконапорного водопровода была сопряжена с особыми трудностями, связанными с местными условиями. Район, по которому проходит водопровод, расположен в Прикаспийской низменности. В далёком прошлом он представлял собой дно Каспийского моря. Почва здесь тощая и сильно засолена. Часто встречаются так называемые «соры», т. е. понижения почвы, неглубокие, по занимающие значительные пространства. Ежегодно соры наполняются весенней водой, которая приносит с собой растворенные соли. К середине лета вода высыхает, и соры покрываются толстыми соляными корками. Засолённость почвы и наличие соров на трассе водопровода вызывает усиленное подземное разъедание труб. Летом 1938 г. было произведено обследование стального нефтепровода, находящегося в земле в Эмбинском районе. Оказалось, что стенки стальной трубы, пролежавшей в земле всего четыре года, разъедены местами на глубину до 3 миллиметров — почти на треть своей толщины.
Мощный многоковшевой экскаватор быстро роет траншею для прокладки трубопровода. |
С помощью газовой сварки соединяются отдельные куски стального трубопровода. |
В таких походных чанах разогреваете битум (расплавленная смола) для изоляции труб. |
Чтобы защитить от разъедания стальные трубы Эмбинского водопровода, их покрыли противокоррозионной изоляцией. Это производилось следующим образом. Трубы, уложенные вдоль трассы и сваренные в звенья по 70 метров, поднимали краном на некоторую высоту, достаточную для прохода специальной чистильной машины. Проходя вдоль труб, машина снимала с них грязь, ржавчину и окалину. Затем трубы протирались сухими тряпками, и на их поверхность наносили защитное покрытие из битума, предварительно разогретого в передвижных котлах до 200—210°. Наконец, трубу обёртывали скатанной в рулоны мешковиной и снова покрывали битумом. Изолированный таким образом трубопровод отрезками по 2—3 километра укладывали в траншею.
Защищенная от коррозии нитка стальной трубы опускается в траншею с помощью передвижного автокрана. |
Очищенная от грязи и ржавчины, труба покрывается слоем битума и обертывается защитной прокладкой. |
В уложенный трубопровод для испытания его прочности нагнетается вода под давлением в 75 атмосфер. |
Трактор с закрепленным на нем щитком сталкивает вырытый грунт обратно в траншею и засыпает трубопровод. |
Для укладки трубопровода в траншею обычно выбирали самое холодное время суток — с 12 часов ночи до 8 часов утра. Если уложить трубопровод в жаркое время дня, то он, охладившись в земле, сократится. При этом возникают такие сильные внутренние напряжения, что они могут разорвать стыки (соединения) отдельных труб.
После укладки трубопровода в траншею, его испытывали гидравлическим способом, нагнетая воду под давлением в 65—75 атмосфер, т. е. в полтора раза больше рабочего давления. Затем трубопровод дезинфицировали с внутренней стороны раствором хлора и, наконец, с помощью специальных машин засыпали траншею.
*
Головная станция Эмбинского водопровода построена в городе Гурьеве, на берегу реки Урала. Вода из реки забирается специальными насосами и подаётся на станцию фильтрования и обеззараживания. Через эту станцию в сутки будет проходить 30 тыс. кубических метров воды. Затем чистая вода поступает в насосную станцию, откуда при помощи мощных электронасосов под давлением в 50—56 атмосфер направляется в трубопровод.
На основной линии Эмбинского водопровода работают пять подкачивающих станций. Кроме того, на ответвлениях водопровода должны быть сооружены ещё три станции. Их назначение — посылать воду потребителям, удалённым от основной магистрали.
Эмбинский водопровод — детище третьей сталинской пятилетки — сооружён в кратчайший срок по личному указанию наркома т. Кагановича. 1 октября 1938 г. на самый удалённый промысел Эмбанефти — Косчагыл — пришла по водопроводу первая уральская вода — чистая и свежая. «Джексы-су» (хорошая вода) — такое название дали коренные жители этого края — казахи — Эмбинскому водопроводу. Теперь уже не придётся запасать с зимы снег или перевозить воду на верблюдах и автомашинах. Воды много. Её хватит и для личных нужд работников промыслов, и для технических целей, и даже для поливки садов и огородов, которые теперь с успехом смогут разводить жители промысловых поселков. Солончаковая пустыня волей большевиков превращается в цветущий оазис.
Комментариев нет:
Отправить комментарий