М. АНЧУГОВ
Покрышки автомобильных шин подвергаются не только естественному износу, но и различным повреждениям во время езды, выводящим их из строя. Такие покрышки направляются в шинно-ремонтную мастерскую для ремонта и восстановления.
Поступающие в мастерскую покрышки регистрируются и просматриваются приёмщиком, который определяет их «болезнь», т. е. характер повреждений, и назначает «операцию» — ту или иную категорию ремонта.
Перед «операцией» покрышка промывается, очищается от грязи к сушится. Затем края вокруг «раны», т. е. повреждённого места, обрезаются ножом и шерохуются — делаются шероховатыми. Это нужно для того, чтобы создать такую поверхность, на которую можно было бы наиболее прочно наклеить слой резины.
Шероховка на внутренней стороне покрышки производится с помощью гибкого вращающегося вала, на который насажена проволочная щётка. Наружная шероховка производится на стационарном станке.
После шероховки покрышка прочищается щёткой, чтобы удалить мельчайшие крошки и пыль, которые могут помешать плотному соприкосновению склеиваемых материалов.
Чистые покрышки направляются на промазку: повреждённые места промазываются резиновым клеем. Затем покрышка сушится, после чего поступает на заделку — главную операцию ремонта.
Для восстановления покрышек требуется ремонтный материал — слои прорезиненной ткани достаточной прочности, которые наклеиваются на повреждённое место. Среди поступающих в мастерскую покрышек попадаются и явно «безнадёжные»: они имеют столь серьёзные повреждения, что их уже нельзя восстановить. Такие покрышки направляются в утиль или служат материалом для ремонта. В последнем случае они подвергаются нескольким операциям. Прежде всего вырубаются бортовые кольца, а затем с помощью лебёдки покрышка расслаивается: с неё сдирается протектор (верхний слой резины), а затем последующие слои каркаса (прорезиненная ткань). Они раскраиваются на отдельные куски разных размеров, пригодные для ремонта. Эти слои резины называются манжетами. Края их срезаются на конус. Эта операция выполняется на специальном станке. Таким образом, при наложении манжет на повреждённое место выступы по краям манжет отсутствуют. Затем манжеты шерохуются, промазываются клеем и просушиваются. В результате получается готовый ремонтный материал.
Но, кроме использования старых покрышек, ремонтным материалом служит и сырая резина.
Заделка ремонтируемой покрышки производится следующим образом: манжет, соответствующий по величине повреждённому месту, прикладывается к покрышке с внутренней стороны и заделывается резиновой ленточкой, а снаружи повреждение заделывается сырой резиной. Излишки материала срезаются ножом, и покрышка направляется на вулканизацию, т. е. на прогревание. Этот процесс необходим для того, чтобы приварить манжет к покрышке.
Вулканизация осуществляется в специальных зажимах. Для внутренней вулканизации применяется металлический зажим, называемый сектором. Покрышка надевается на сектор, сверху обжимается жестяным корсетом, и внутрь сектора впускается пар, имеющий температуру 140°. Продолжительность вулканизации зависит от размера покрышки.
После внутренней вулканизации покрышка закрепляется в другом зажиме — мульде, для наружной вулканизации. Внутрь покрышки закладывается варочный резиновый мешок, который наполняется воздухом; благодаря этому мешок прижимает покрышку к щекам мульды, в которые впускается пар также при температуре 140°.
После вулканизации покрышка поступает на отделку. Места ремонта зачищаются ножом или шлифуются на вращающемся карборундовом диске. Теперь покрышка готова. Браковщик контролирует качество ремонта, после чего покрышка поступает на склад для выдачи заказчику.
Комментариев нет:
Отправить комментарий