Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

14 августа 2024

Учись летать! | ТМ 1939-06

Учись летать!
П. ГРОХОВСКИЙ, Рисунки Н. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО

Долгое время в наших парках культуры и отдыха строились для развлекательных целей преимущественно заграничные аттракционы. Таковы, например, вертящееся колесо, лабиринт, комната смеха, «американские горы». Между прочим, «американские горы» появились сначала в России, а затем получили широкое распространение в Америке и там до сих пор известны как «русские горы».

*

Советские аттракционы стали появляться недавно; их у нас пока ещё сравнительно мало. Тем не менее за короткое время они сумели завоевать большую популярность у посетителей парков. Кто не знает, например, парашютной вышки? Этот аттракцион, изобретённый в Советском Союзе, пользуется большим успехом и за границей. Парашютные вышки имеются теперь во многих странах.

В настоящее время автором этой статьи разработаны новые аттракционы, главным образом авиационного типа. Они должны отвечать огромному интересу нашей молодёжи к авиации, её безудержному стремлению летать и покорять необъятные просторы воздушных океанов.

Посетители парка, даже те, кто ни разу не поднимался в воздух, смогут «самостоятельно» взлетать, приземляться, совершать парашютные прыжки с крыла самолёта, участвовать в «воздушном бою», а также выполнять фигуры высшего пилотажа, например мёртвые петли, иммельманы, и многое другое. Все это можно будет проделывать на совершенно безопасных аттракционах. Познакомимся с ними.

*

Существующие сейчас парашютные вышки отличаются некоторыми неудобствами. Например, труден подъем на верхнюю площадку, кроме того, прыжок с неё мало напоминает обстановку прыжка с крыла самолёта.

В новом парашютном аттракционе эти недостатки устранены. Конструкция его представляет лёгкую, но прочную металлическую ферму высотой в 15—20 метров. Нижнее основание фермы сделано в виде массивного колеса, насаженного на ось. Ось закреплена в неподвижной станине, помещённой в цементированной выемке. Нижняя часть колеса соединена с противовесом, который равен весу фермы плюс вес двух человек. Ферма, вращаясь вокруг оси, может лечь горизонтально на землю.

От нижнего основания вдоль фермы тянутся кверху две трубы небольшого диаметра. У вершины фермы они расходятся в стороны, образуя консоли для подвески двух парашютов. Внутри каждой трубы подвешен на тросе противовес. Второй конец троса выходит у консоли наружу и поддерживает парашют. Противовес тяжелее свободного парашюта, но легче парашюта с человеком.

На 5 метров ниже консолей к ферме прикреплён большой макет самолёта. Он состоит из двух половин — правой и левой, которые крепятся на одной оси, проходящей сквозь ферму. К самолёту привязан трос, который закрепляется у основания фермы в неподвижной точке.

Все это устройство необходимо для того, чтобы самолёт во время «приземления» фермы сохранял горизонтальное положение. А приземляется ферма для того, чтобы можно было произвести посадку парашютистов на крылья самолёта. Надев на себя подвесное устройство, соединённое со стропами парашюта, парашютист преспокойно усаживается на крыло самолёта. Затем включается электромотор, поворачивающий ферму. Когда она выпрямляется, т. е. занимает вертикальное положение, на крыле самолёта вспыхивает сигнальная лампочка, и парашютист прыгает вниз. Приземлившись, он освобождается от парашюта, который подтягивается своим противовесом кверху. А затем ферма снова приземляется для очередной посадки парашютистов.

Сбрасывание парашютистов может быть осуществлено и автоматически — посредством складывания крыльев.

Новая парашютная вышка. Для посадки парашютистов она опускается горизонтально на землю.
Новая парашютная вышка. Для посадки парашютистов она опускается горизонтально на землю.

*

Правильный вираж на самолёте относится к числу труднейших фигур; успешно выполнять её может только лётчик, имеющий длительную тренировку. Эту фигуру можно делать на специальном аттракционе сколько угодно раз без всякой подготовки.

Представьте себе круглую площадку, по окружности которой устроен широкий кольцевой барьер. Ширина его достаточна для того, чтобы самолёт мог совершать по этому барьеру пробежку.

В центре площадки устроено вращающееся полушарие, от которого отходят две фермы. Длина каждой из них чуть больше диаметра круглой площадки. Фермы имеют противовесы, находящиеся в выемке под землёй.

На верхних концах ферм шарнирно закреплено по одному самолёту. Самолёты снабжены электромоторами мощностью в 3—4 л. с., служащими для вращения пропеллеров.

Полушарие, от которого отходят обе фермы, быстро вращается с помощью электромотора; при этом концы фермы вместе с прикреплёнными к ним самолётами описывают круги.

В кабине имеются основные приборы и рычаги управления, как и в настоящем самолёте. Посредством штурвала можно поворачивать элероны, руль глубины и руль направления. Самолёт будет послушно принимать то или иное положение. На таком самолёте можно взлетать по кругу, делать виражи под разными углами, приземляться.

*

Большой интерес у молодёжи вызовет аттракцион «мёртвая петля». На этом аттракционе можно проделывать петли в обе стороны, т. е. снизу вверх и сверху вниз, а также и весьма сложную фигуру высшего пилотажа — иммельман. Этот аттракцион выглядит следующим образом: между двумя параллельно стоящими вышками вращается ферма вокруг горизонтальной оси, проходящей через её центр. На концах фермы закреплено по одному двухместному самолёту. Самолёты могут свободно вращаться вокруг своей продольной оси, т. е. через крыло.

Аттракцион приводится в действие с помощью электромотора. Посадка в самолёты производится поочерёдно: сначала в один самолёт, после чего ферма поворачивается на 180 ° и внизу оказывается второй самолёт, в то время как первый занимает верхнее положение. Затем ферма начинает вращаться; нижний самолёт, описывая мёртвую петлю, достигает наивысшей точки, в которой шасси его обращено кверху; в этот момент самолёт под влиянием силы тяжести переворачивается через крыло. Получается фигура, называемая в авиации иммельманом. А затем самолёт, идя сверху вниз, описывает отрицательную мёртвую петлю и в нижней точке снова переворачивается через крыло.

Двойная «мертвая петля». На этом же аттракционе выполняется фигура высшего пилотажа — иммельман.
Двойная «мертвая петля». На этом же аттракционе выполняется фигура высшего пилотажа — иммельман.

*

Не меньший интерес, чем «мёртвая петля», представит другой аттракцион — «бой в воздухе». Устройство его таково: в станке закреплена неподвижная коническая шестерня; её ось горизонтальна. Внутри шестерни проходит вращающийся вал, на который насажена ось с двумя подвижными шестернями. Они сцеплены своими зубьями с неподвижной шестерней так, что при вращении вала как бы обегают её.

Подвижные шестерни своими нижними основаниями лежат на концах длинных ферм. Когда вал вращается, вместе с подвижными шестернями приходят в движение и фермы; своими свободными концами они описывают в воздухе восьмёрки. Во время действия аттракциона самолёты стремительно несутся навстречу, едва не задевая друг друга, описывают всевозможные фигуры, летают под различными углами к земной поверхности. Создаётся впечатление воздушного боя истребителей. К тому же, в кабине можно установить учебные фотопулемёты, что позволит тренироваться в стрельбе по подвижной мишени с летящего самолёта.

«Бой в воздухе».
«Бой в воздухе».

*

По принципу аттракциона «воздушный бой» можно построить оригинальную «воздушную карусель». В отличие от предыдущего аттракциона, здесь подвижные шестерни лежат своими нижними основаниями не на концах вращающихся ферм, а в центре их. Благодаря этому получаются четыре свободных конца ферм; каждый из них во время действия аттракциона описывает в воздухе восьмёрки. На концах ферм закреплены четыре самолёта. С двух сторон аттракциона устраиваются специальные посадочные эстакады.

«Воздушная карусель», как и все другие аттракционы, приводится в действие электромотором. Пассажиры, находящиеся в самолётах, совершают полет по кругу, делают развороты и виражи под всевозможными углами.

«Воздушная карусель». Каждый из самолетов во время действия аттракциона описывает в воздухе восьмерку.
«Воздушная карусель». Каждый из самолетов во время действия аттракциона описывает в воздухе восьмерку.

*

Последний аттракцион — «воздушная катапульта». Он даёт возможность производить взлёт на воздушном шаре, парашюте и планере. Устройство этого аттракциона требует мощного мотора, чтобы можно было создать сильный поток воздуха, достаточный для поднятия человека с парашютом на высоту 80—100 метров. Лучше всего использовать для устройства «воздушной катапульты» корпус фюзеляжа с мотором и винтом, взятый у отслужившего самолёта. Эта винтомоторная установка помещается в неглубоком колодце, где устроены боковые шахты, через которые в колодец поступает воздух. Моторная установка ставится вертикально, винтом кверху. Верхнее отверстие колодца закрывается решёткой, сквозь которую и прогоняется скоростной воздушный поток.

Действует аттракцион следующим образом. На решётку колодца кладётся наполненный воздухом шар. От него стропы с подвесным устройством отходят в сторону, к парашютисту, стоящему около взлётной площадки. Когда парашютист надел подвесное устройство, включается мотор, и скоростной поток воздуха увлекает шар вместе с парашютистом на высоту в 80— 100 метров. Затем шар опускается вниз. Чтобы шар опускался медленно, т. е. встречал достаточное сопротивление воздушной среды, диаметр его должен быть равен 10 метрам.

Моторную установку легко приспособить также для подъёма планера и взлёта на парашюте. В этом случае её располагают на поверхности земли, и скоростной воздушный поток направляется под углом. Лёгкий планер, поставленный против этого воздушного потока, взлетает.

Таким же способом можно подняться и на парашюте. Парашют при помощи длинного троса «привязан» к земле и поэтому далеко «улететь» не может; он держится в воздухе, как змей. Когда же катапульта выключается, парашютист плавно опускается на землю.

«Воздушная катапульта». Сильный поток воздуха, создаваемый мотором, поднимает кверху парашютиста. Направив воздушный поток под углом, можно поднять планер.
«Воздушная катапульта». Сильный поток воздуха, создаваемый мотором, поднимает кверху парашютиста. Направив воздушный поток под углом, можно поднять планер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Война на море | ТМ 1939-07/08

З. МУРИН Ещё до Начала первой империалистической войны немцы понимали, что им нельзя принимать генеральное сражение на море. 15 лет Германия...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.