Я. КОРШ, Рисунки Л. СМЕХОВА
Конверт, в который мы вкладываем письмо, — сравнительно молодое изобретение, насчитывающее всего 100 лет. До его появления было несколько способов заделки писем: они зашивались в полотняные мешочки, сворачивались в трубку и перевязывались шнурком или обёртывались бумагой.
В 30-х годах прошлого столетия французы Эдвин Гилль и Варрен Делярю разрабатывали форму бумажного пакета для писем. Случайно они заглянули в лавку книгопродавца, который продавал писчую бумагу в изящных жестянках оригинальной формы. Эта форма очень понравилась Гиллю и Делярю. По образцу её они стали изготовлять пакеты в виде известных нам конвертов.
Однако первые конверты были неудобны, так как их приходилось запечатывать сургучом, воском или клеевыми облатками. Вскоре это неудобство было устранено тем, что на края свободного клапана стали наносить узкую полоску клея. В таком виде конверт сохранился до наших дней.
*
Предполагается, что карандаш был известен ещё народам древности и что в дальнейшем способ его изготовления был утерян.
Греки и римляне вместо карандаша употребляли острые палочки, которыми они писали на деревянных дощечках, покрытых воском или пылью, В средние века появилась в качестве карандаша тонкая свинцовая палочка, которой можно было писать уже на бумаге. Графитовые карандаши стали изготовлять только в XVI столетии, когда были открыты камберлендские графитовые залежи в Англии. Графит распиливали на тонкие палочки, которые и заделывались в дерево. Первые карандаши стоили очень дорого, так что ими могли пользоваться только состоятельные люди. Вскоре запасы камберлендского графита истощились, и производство карандашей на время прекратилось.
В 1795 г. парижанин Конте, смешав размельчённый графит с глиной, получил массу, пригодную для изготовления карандашей. В зависимости от пропорций глины и графитового порошка получалась масса той или иной твёрдости. Открытие Конте послужило толчком к широкому производству карандашей.
*
Очки, широко распространённые в наше время, имеют многовековую историю. Ещё в древнем Риме применялись зрительные приспособления, о которых впервые упоминает римский писатель Сенека. Другой римский писатель, Плиний, указывает, что высшие слои общества применяли специально отшлифованные изумруды или другие драгоценные камни. Император Нерон любил наблюдать бои гладиаторов через изумруд.
Все эти зрительные приспособления были крайне несовершенно и неудобны. Сквозь них можно было смотреть только одним глазом, их приходилось все время подносить к лицу; к тому же, резких очертаний наблюдаемых предметов они не давали.
В 1285 г. стекольный мастер Сальвино Армати сделал две линзы из драгоценных камней и привесил их к шлему так, чтобы они находились на уровне глаз. Это и были первые очки (по-латыни — окуляры). В XIV столетии к очкам научились приделывать заушники. Тогда же стали изготовлять линзы из стекла. Первые стеклянные линзы высоким качеством не отличались, так как их делали из неоднородного и малопрозрачного стекла, чаще всего темносинего или тёмно-зелёного.
В 1765 г. французский часовщик Гинан, приготовляя стеклянную массу для часовых стёкол, случайно получил высокий сорт стекла, пригодный для оптических целей. В 1805 г. он открыл первую фабрику оптического стекла, и с этого времени очки начали широко распространяться.
*
Китайцы ещё задолго до нашей эры умели изготовлять бумажные обои. В Европе обои появились только в XV столетии, причём независимо от китайцев. Любопытны обстоятельства появления обоев. По среднему течению реки Рейна проживало большое число ремесленников-маляров, которые занимались побелкой стен с покрытием их различными несложными рисунками. Большей частью для этой работы их приглашали весной, зимой же работы было мало. Поэтому в зимние месяцы маляры стали склеивать бумажные листы в длинные полосы и рисовать на них узоры; весной же они оклеивали комнаты готовыми обоями. Это отнимало меньше времени, чем обычная разрисовка стен. В 1815 г. был открыт способ производства бумаги длинными полосами. С этих пор стали возникать и обойные фабрики.
*
Моряки Христофора Колумба, вернувшись после открытия Америки (1492 г.) в Европу, привезли с собой сигары, которые были известны индейцам с давних пор. После этого сигары стали изготовлять в Испании, а затем и в других странах Европы.
Первую фабрику сигар в Европе открыл в 1786 г. гамбургский табачный фабрикант Шлоттман. Однако любители предпочитали курить гаванские сигары. Шлоттман прибегнул к хитрости: он тайно послал большую партию своих сигар в Америку, откуда их отправили обратно как «гаванские». Хитрость удалась: сигары были раскуплены, и фабрикант часто стал пользоваться этим приёмом. С XIX столетия фабрики сигар начали строиться во многих европейских странах.
*
Зонтик впервые появился несколько тысячелетий назад в Китае. Оттуда он попал в Индию и другие восточные страны, а затем распространился по всему свету. В Китае им пользовались высшие сословия, для которых зонтики служили своего рода отличительным знаком, а бирманский король (в Индии) носил титул «государя белых слонов и 24 белых зонтиков». Никто из его подданных не имел права пользоваться белым зонтиком. Ранг принца определялся размерами зонтика, который слуга держал над его головой. Зонтики изготовлялись тогда из материи, кожи и шкур животных.
В большом почёте был зонтик в древней Ассирии. Среди развалин бывшей ассирийской столицы Ниневии найден барельеф, изображающий царя, над головой которого держат зонт. Распространён был зонтик и в древней Греции. У римлян он составлял непременную часть девичьего приданого.
Франция первая из европейских стран начала изготовлять зонтики, завезённые из Индии португальцами. Первые зонты были весьма громоздки. Они имели до 4—5 метров в диаметре и весили около 3—4 килограммов. В дальнейшем парижские мастера научились выделывать дешёвые и удобные зонтики, которые с середины XIX столетия и стали внедряться в широкий обиход.
Комментариев нет:
Отправить комментарий