Инж. М. ФРИШМАН, Рисунки А. КАТКОВСКОГО
Профессия машиниста пользуется в Советской стране большим почётом. Тысячи молодых людей мечтают о том, чтобы водить поезда по необъятным просторам нашей родины. Это понятно: велика, ответственна и необычайно увлекательна работа машиниста. Его воле подчиняется огромная и сложная машина, которая ведёт за собой десятки вагонов. Ему доверены сотни драгоценных жизней советских граждан, тысячи тонн ценнейших грузов.
Когда стремительно несётся поезд, перед глазами машиниста раскрывается захватывающая панорама социалистического строительства, картины изумительной природы нашей страны. Мелькают фабрики, заводы, тянутся высоковольтные линии, безгранично простираются колхозные поля, величественно проплывают грандиозные сооружения — каналы, проносятся роскошные леса...
Чтобы умело вести поезд, нужно хорошо знать свой паровоз, его возможности, характер.
И надо знать путь, по которому ведёшь поезд. Железнодорожное полотно не тянется ровно и гладко, как линейка, оно делает повороты, изгибы, идёт под уклон, спускается с перевала, проходит над рекой... О всех изменениях и неожиданностях пути машиниста предупреждают разнообразные знаки, расставленные вдоль полотна дороги. Часто с любопытством наблюдаем мы из окна вагона за мелькающими шестами и столбиками с непонятными цифрами, словами, знаками. Что они означают?..
*
Поезд проходил однопутный участок. В окне промелькнул шест (1), на верхушке которого были прибиты две дощечки: левая шла горизонтально, а правая — с наклоном вверх. На последней была написана дробь: \(\frac5{800}\). Это значит, что впереди начинается подъем величиной в 5 тысячных, т. е. по 5 метров на километр пути. Знаменатель дроби говорит машинисту о том, что длина этого подъёма равна 800 метрам. Надпись на левой дощечке показывает, на каком протяжении пройдённый участок тянется ровно, без спусков и подъёмов. Это указание важно для машиниста обратного поезда.
Для чего же машиниста предупреждают о подъёме? Железнодорожный путь состоит из отдельных участков, идущих в гору (подъёмы), под гору (спуски) или по ровной площадке. Эти изломы пути и составляют то, что называется продольным профилем железнодорожного полотна. Машинист должен знать, по какому профилю он ведёт состав, чтобы правильно регулировать скорость движения и расход пара, топлива.
*
Подъем остался далеко позади. Поезд идёт под гору. Мелькнул шест, на котором стоял знак, напоминающий как бы опрокинутую букву «А» (2). Он сигнализировал машинисту, что впереди — так называемое обрывное место продольного профиля. Путь идёт сначала под гору, а затем круто поднимается. Этот участок надо проходить весьма осторожно, медленно. Что происходит с поездом, который одновременно находится на спуске и на подъёме? Вагоны, которые катятся вниз, давят друг на друга, и пружинные сцепные приборы между вагонами сжимаются; наоборот, сцепные приборы вагонов, идущих в гору, растягиваются. В точке перехода от спуска к подъёму сцепные приборы переводятся вдруг из сжатого состояния в растянутое. Такой резкий переход может привести к разрыву сцепки, а следовательно, и поездного состава. Сейчас при строительстве дорог избегают таких обрывных мест: устраивают разделительную площадку между спуском и подъёмом или же делают более пологий переход.
*
Поезд изогнулся дугой, так что можно было из окна вагона видеть паровоз. Быстро промелькнул невысокий придорожный столбик с плоской зарубкой (3). На зарубке была надпись:
Р 600
К 230
Т 115,63
Такие столбики устанавливаются там, где прямой путь переходит в дугу. Буква «У» означает общий угол поворота. Он образуется направлением пути до поворота и касательной к точке, в которой кривизна кончается. «Р» показывает величину радиуса кривой, а буква «К» — длину дуги. И самая нижняя буква — «Т» — расстояние от начала кривой до вершины угла поворота. Чтобы поезд плавно проходил кривые участки пути, они должны быть уложены геометрически совершенно правильно. Указаниями путевого столбика пользуются при ремонтных работах.
*
Кривая, по которой мчится поезд, пролегает в земляной выемке. Перед окном тянутся высокие откосы, закрывая обзор впереди лежащей местности. Неожиданно у полотна показался щит, пересечённый тремя черными полосами, через несколько секунд промелькнул щит с двумя полосами (4), а затем и третий щит, пересечённый одной наклонной полосой. Это были оповестительные сигналы. Расставленные через каждые 100 метров, они предупреждали машиниста о приближении семафора, который не был виден из-за того, что кривая проходила в глубокой выемке.
*
И действительно, когда поезд вынырнул из выемки, показался семафор (5). Его крыло было приподнято кверху под углом в 46° от горизонтали. Это означает, что путь свободен.
Поезд въехал на станцию и остановился у пассажирской платформы.
*
Путь продолжался. Станция осталась позади. У полотна дороги можно было заметить странное устройство, напоминающее молот с изогнутой рукояткой (6). Это был компенсатор. Для чего он служит? Обычно семафор открывается и закрывается с помощью металлических тросов из помещения дежурного по станции. Дежурный осуществляет эту операцию поворотом рычага, натягивая один из двух тросов. Компенсатор обеспечивает равномерное натяжение тросов в зависимости от колебаний температуры воздуха, предотвращая подачу ложных сигналов.
*
Поезд проскочил мимо стрелки (7). Стрелочный фонарь был повернут своей широкой стороной параллельно полотну дороги. Такое положение фонаря говорило машинисту, что поезд пойдёт по главному пути, не сворачивая в сторону. И в самом деле, от стрелки ответвлялась свободная колея.
*
Вскоре промелькнуло небольшое двухэтажное здание с балкончиком. Это — блок-пост (8). Отсюда производится централизованное управление выходными сигналами и стрелками. Обычно блок-посты устраиваются при крупных станциях со многими путями.
*
Вдали извивалась белая лента шоссейной дороги, которая где-то впереди пересекала железнодорожный путь. Через несколько минут показался переезд. Шлагбаум был опущен (9). На дороге стояли в ожидании автомашины. О приближении поезда дежурный по переезду извещается звонком, который устроен в его домике.
*
Быстро пробежал мимо шест, на который был насажен деревянный ромб (10). Это зимний знак. Он относится к машинистам снегоочистительных составов и означает: «Поднять ножи!» Снегоочистители оборудованы ножами, которые в рабочем положении приспущены почти к самым рельсам. Если путь пересекается проезжей дорогой или впереди мост, стрелочное устройство и т. п., то ножи следует поднять, иначе они могут обломаться о какие-либо выступы по сторонам рельсов.
*
Поезд пронёсся через мост, и мелькнул шест, на который была насажена деревянная фигура, напоминающая полромба (11). Это был другой зимний знак: он сигнализирует машинисту снегоочистителя, что ножи можно опустить.
*
Мимо окна промелькнул столбик с надписью: «Закрой поддувало» (12). Вскоре показалась деревянная платформа. Поддувало на паровозе служит для усиления тяги в топке. При сильной тяге из паровозной трубы вылетают искры, поэтому, когда впереди деревянная платформа или мост, поддувало закрывается.
*
Поезд двигается по кривой, огибая лес. Мимо проскочил столбик со щитом, на котором была нарисована буква «С» (13). В тот же момент раздался паровозный свисток: машинист предупреждал скрытый от него переезд о приближении поезда.
*
Лес кончился, промелькнул переезд... Поезд подходит к большой станции. Из окна вагона можно видеть множество путей. Проскользнул высокий столб с шахматным щитом (14). Этот сигнал запрещал движение манёвровых составов, так как станция принимала поезд. Если же шахматный щит повернут так, что он лежит в горизонтальной плоскости, то движение манёвровых поездов и паровозов разрешается.
*
После десятиминутной остановки поезд отправился дальше. Снова замелькали стрелки, семафоры, компенсаторы... А затем дорога пошла среди полей. Вокруг не было видно никаких строений. Только промелькнул одинокий домик путевого обходчика (15). Работа обходчика очень важна. Он следит за состоянием пути на своём участке: хорошо ли подвинчены гайки, не лопнул ли случайно рельс, нет ли гнилых шпал...
*
До самого горизонта по холмистым полям волновалась зрелая рожь. Потянулись высокие снегозащитные заборы, охраняющие зимой путь от заносов (16). Снежинки, прорывающиеся сквозь щели щита, теряют скорость и падают тут же, образуя вдоль забора снежный вал.
Снова поезд побежал среди высоких земляных откосов. Поверхности их были покрыты пересекающимися зелёными полосами дёрна (17). Это было дерновое укрепление. Оно применяется для защиты откоса от размыва, осыпи и выветривания. В тех местах, где под откосами протекают грунтовые воды, устраивается так называемый дренаж. Поверхность откоса пересекается глубокими прорезями, которые заполняются камнем или песком. Подобно губке, такие прорези всасывают в себя влагу, осушая всю толщу грунта откоса.
*
Выемка кончилась, откосы пропали, и снова открылись широкие просторы. Поезд был в пути больше двух часов. Интересно, сколько уже проехали? Промелькнул километровый столб (18). Позади осталось 104 километра пути, считая от начала дороги, по которой проходил поезд. Верхняя табличка показывала расстояние, пройдённое по всей сети дорог, считая от Москвы; оно равно 2453 километрам.
*
В отдалении медленно проплывали здания текстильного комбината. Оттуда тянулась к главному пути подъездная ветка. На ветке стоял поезд. Недалеко от слияния обеих линий на подъездном пути был виден у самой земли карликовый светофор (19). Горел красный огонь. Он запрещал въезд на главный путь составу, идущему от комбината.
*
Поезд остановился у красного огня высокого светофора (20). Начинался перегон, оборудованный автоблокировкой.
При автоблокировке перегон разбивается на отдельные блок-участки. Проходя блок-участок, поезд автоматически включает электроцепь, посылая сигнал в светофор. Красный огонь свидетельствовал о том, что ближайший блок-участок занят другим поездом. Движение запрещено. Но вот загорелся жёлтый огонь. Поезд медленно, как бы осторожно продолжал путь. Был свободен лишь один блок-участок. Величественный сосновый лес медленно уходил назад. Показался второй семафор. Горел зелёный огонь. Путь был свободен, и поезд снова стал набирать скорость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий