Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

28 июня 2024

Школа военного мастерства | ТМ 1939-04

Школа военного мастерства
Л. РИХТЕР

В штабе дивизии непрерывно звучит вызывной сигнал полевого телефона. Почти не отрываясь от телефонной трубки, оперативный дежурный принимает краткие донесения с фронта.

Фронт недалеко — всего лишь в 3 километрах. Оттуда по проводам, эфиру, через конных и пеших связных сплошным потоком стекаются в штаб донесения, сводки, запросы...

На столах развёрнуты листы карт. Вооружённые цветными карандашами, командиры штаба отмечают на картах непрерывно меняющиеся условия боевой обстановки.

Дивизия, прорвав оборону противника, развивает наступление. В 13.00 её полки достигли рубежа двух высот с отметками 102,2 и 120,7. Но противник ещё силен. Местами он сдерживает порыв красных, сопротивляется...

Командир дивизии склонился над оперативной картой. Ещё и ещё раз он изучает положение. Напряженно работает мысль командира. Надо учесть все до мельчайших деталей... Надо видеть вперёд.

Штаб дивизии «красных». Командиры штаба — слушатели академии — отмечают на картах изменения в боевой обстановке.
Штаб дивизии «красных». Командиры штаба — слушатели академии — отмечают на картах изменения в боевой обстановке.

Но вот из последних донесений командир улавливает интересную деталь: пленные, взятые на различных участках фронта, оказываются из одного и того же батальона. Значит, главные силы противника выходят из боя, оставляя лишь охранение. Оно прикрывает отход. Ясно!

Но куда отходит противник? В тылу у него широкая извилистая река. Если уничтожить переправы, отрезать путь к реке, противник будет окружён... Окружён и уничтожен. Для этого нужно два отряда пехоты бросить на грузовиках с обоих флангов к реке. Эти отряды преследования должны захватить переправы. Вместе с пехотой нужно послать сапёров.

Командир дивизии объявляет решение. Начальник штаба записывает и немедленно организует его выполнение.

Теперь наступают решающие минуты. Неприятель должен быть окружён. Только бы не дать ему уйти...

Но сведения поступают неутешительные. Противник отчаянно защищается, он даже кое-где переходит в контратаки. Моторизованная пехота красных ещё не прорвалась к реке, а главные силы неприятеля уже переправляются на другой берег... Напряжение в штабе нарастает.

Оперативный дежурный по штабу принимает донесения с «фронта».
Оперативный дежурный по штабу принимает донесения с «фронта».

В этот момент внезапно входит полковник и спокойно объявляет:

— Товарищи слушатели! Игра закончена. Пожалуйте на разбор!

Штаб «красных» досадует: приход полковника прервал события в самый интересный момент...

В аудитории, где происходит разбор, уже оживлённо беседует группа слушателей. Это — штаб «синих».

Шесть часов подряд длился увлекательный «бой» на картах. Все это время штабы «противников», составленные из слушателей Краснознамённой ордена Ленина военной академии РККА имени Фрунзе, были друг от друга изолированы. Полевые телефоны связывали их лишь с руководителем игры. От него получали они донесения о ходе «боевых действий».

Сейчас в аудитории вывешена огромная схема, на которой изображён весь ход боя между «красными» и «синими». Эта схема велась непрерывно во время игры в штабе руководства, и один лишь взгляд на неё даёт ответ на многие загадки, которые волнуют сейчас обе стороны.

В ожидании разбора слушатели ведут между собой яростную полемику. Все они уже не новички в военном деле: у многих за плечами боевой опыт гражданской войны, у многих на груди ордена Красного Знамени, Красной Звезды и другие знаки боевых отличий.

Подробно разбирая все этапы проведённой игры на тему «Наступление стрелковой дивизии и выход из боя», полковник даёт исчерпывающую оценку действий её участников.

Хорошо была организована работа в штабах. Правильно оценивались действия противника. В своих решениях и «синие» и «красные» проявили немало выдумки, находчивости и изобретательности.

Были и ошибки. Обращаясь к схеме, полковник отмечает неоправданную медлительность «красных» с посылкой отрядов преследования. Можно было их послать на 30 минут раньше. А в боевой обстановке 30 минут нередко решают судьбу боя.

Полковник говорит о разнообразии и ответственности работы штаба, который является органом управления командира, организует взаимодействие всех родов войск и обеспечивает их боевую деятельность. В условиях современного боя управление войсками, насыщенными сложной и разнообразной техникой, требует от штаба исключительной оперативности и организованности. Справиться с этой задачей могут только командиры, обладающие высокой тактической и технической подготовкой...

*

Среди кафедр Академии имени Фрунзе выдающееся место занимает кафедра марксизма-ленинизма. Она обладает прекрасно оборудованным кабинетом. Здесь слушателям обеспечены все условия для того, чтобы всесторонне и углублённо изучать диалектический материализм и историю ВКП(б). Подобно лучам мощного прожектора, теория марксизма-ленинизма пронизывает все отрасли знания, в том числе и военные науки. Учение классиков марксизма о войне является основой образования каждого командира-большевика, академика Красной армии.

К услугам слушателей и обширная библиотека, насчитывающая около одного миллиона томов. Это богатейшая сокровищница русской и мировой военной мысли.

Наверху — в кабинете истории военного искусства: подготовка к занятиям по теме «Ледовое побоище». Слева — в кабинете марксизма-ленинизма.
Наверху — в кабинете истории военного искусства: подготовка к занятиям по теме «Ледовое побоище». Слева — в кабинете марксизма-ленинизма.

Огромный интерес представляют кабинеты исторических кафедр: истории военного искусства, мировой войны, гражданской войны и последних войн. В этих кабинетах слушатели изучают искусство великих полководцев древности — Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря. Здесь изучается славное военное прошлое русского народа — выдающиеся походы великого полководца Суворова.

Лекция по истории гражданской войны.
Лекция по истории гражданской войны.

В кабинете истории последних войн огромные рельефные карты ежедневно рассказывают слушателям о новой империалистической войне, разыгравшейся на громадной территории от Шанхая до Гибралтара. Недавно в этом кабинете появился ещё один стенд — страница новых героических дел Красной армии — разгром японцев у озера Хасан.

Необычайно богат материалами кабинет гражданской войны. Многочисленные схемы боевых операций, картины, копии исторических документов, документальные фотографии составляют богатейшую коллекцию учебных пособий для изучения гражданской войны в СССР. Систематизированные в хронологическом порядке, эти материалы рассказывают об отдельных этапах гражданской войны: о героической обороне Царицына, о трех походах Антанты, закончившихся поражением интервентов, о разгроме Врангеля и о многом другом.

Здесь ярко отражены факты гениального оперативного руководства операциями гражданской войны великими вождями пролетариата — Лениным и Сталиным. Здесь раскрывается перед слушателями замечательная деятельность величайших полководцев революции, военных руководителей нового типа — Фрунзе, Ворошилова, Будённого...

Обширные материалы отражают славные дела легендарного Чапаева, одного из первых слушателей академии. В специальном зале собраны документы о жизни и деятельности крупнейшего полководца революции Михаила Васильевича Фрунзе, имя которого с гордостью носит академия.

История самой академии тесно переплетена с историей гражданской войны. Академия возникла в конце 1918 г. Вражеское кольцо интервентов и белых смыкалось все тесней, стремясь задушить Советскую республику. Необходимо было подготовить пролетарские кадры командиров, беззаветно преданных большевистской партии и хорошо знающих военное дело. И слушатели академии, отрываясь от книг, шли на фронт. Они водили полки и дивизии по бескрайным полям нашей страны, дрались в астраханских песках, обороняли Царицын, брали Перекоп, Волочаевку, Спасск. Таково славное прошлое академии.

В кабинете истории последних войн. У рельефной карты Испании.
В кабинете истории последних войн. У рельефной карты Испании.

А теперь войсковые части РККА, штабы округов и управления Наркомата обороны получают ежегодно крепкие кадры высокообразованных командиров-академиков. Само слово «фрунзевец» звучит как символ глубоких военных знаний.

*

Огромное внимание уделяется в академии методам преподавания. Много энергии и заботы проявили руководители академии вместе с профессорско-преподавательским составом, чтобы сделать занятия наглядными, образными, максимально приближающимися к условиям боевой обстановки. Особенно это сказалось в оборудовании военно-технических кабинетов. Слушатели, не выходя из стен академии, могут вести артиллерийскую стрельбу, производить бомбометание с самолётов, водить танки...

Электрифицированный миниатюр-полигон, которым располагает кафедра артиллерии, представляет модель огромной местности, уменьшенную в 500 раз против натуры. Вся местность делится как бы на две части. Сначала идёт манёвренное поле, где устанавливаются «орудия», выбираются «наблюдательные пункты» и т. д. Здесь, прямо на паркете, нанесены условные обозначения — голубые линии, черные прямоугольники, зелёные кружочки и т. д. Все это — «реки», «посёлки», «деревья»... Каждый шаг на манёвренном поле равен полукилометру на реальной местности.

Занятия на миниатюр-полигоне. Работа пунктов «сопряженного наблюдения». Вдали — ориентиры: фабричная труба и дерево на холме. Их точное положение на местности известно по карте. Цель —  неприятельская батарея — находится где-то между ориентирами. Для того чтобы точно определить ее местоположение, необходимо с помощью двух стереотруб измерить углы между целью и ориентирами и отложить эти углы на планшете. Пересечение линий, визирующих цель, и определяет ее положение.
Занятия на миниатюр-полигоне. Работа пунктов «сопряженного наблюдения». Вдали — ориентиры: фабричная труба и дерево на холме. Их точное положение на местности известно по карте. Цель —  неприятельская батарея — находится где-то между ориентирами. Для того чтобы точно определить ее местоположение, необходимо с помощью двух стереотруб измерить углы между целью и ориентирами и отложить эти углы на планшете. Пересечение линий, визирующих цель, и определяет ее положение.

Но куда же стрелять? В стене, во всю её ширину, сделан прямоугольный вырез, сквозь который видна уходящая вдаль панорама рельефной пересечённой местности. Там — леса, холмы, здания, железнодорожные мосты. Там ходят бронепоезда, летят самолёты, ползут танки, пехота выскакивает из окопов — в общем, все, что может увидеть артиллерист в боевых условиях. Местность кажется слушателям отдалённой на несколько километров, и потому все происходящее на ней представляется совершенно реальным.

Слушатель выбирает на манёвренном поле огневую позицию, место для наблюдательного пункта и, пользуясь настоящими артиллерийскими приборами, готовит данные для стрельбы с закрытых позиций. Эти данные руководитель откладывает на специальном координатном приспособлении пульта управления. Теперь достаточно нажима пальца на одну из кнопок пульта, чтобы произошёл «выстрел». Маленький свинцовый шарик, подвешенный на нитке, падает в точку, рассчитанную стреляющим. Так определяется результат «стрельбы».

*

— Десятая... десятая... Я девятая. Слышите ли меня?

Крутя рычаги настройки, слушатели терпеливо ищут в эфире позывные «десятой». Найти их не так просто. Эфир наполнен посторонними шорохами, чужими позывными, обрывками разных кодов, судорожным писком «морзянки»...

Небольшой ящик походной радиостанции стоит на полу. Антенна упирается своей верхушкой в потолок класса. Дело происходит на занятиях по связи.

Занятия по связи. Перед каждым слушателем действующий приемно-передаточный аппарат.
Занятия по связи. Перед каждым слушателем действующий приемно-передаточный аппарат.

Руководитель занятия разместил по многочисленным коридорам и классам академии больше десятка радиостанций, дав каждой паре задание: связаться друг с другом, принять и передать шифрованную радиограмму.

Наконец «десятая» стала подавать признаки жизни.

— Девятая... девятая... Я десятая. Принимайте кодограмму. Отвечайте, как слышите... Перехожу на приём.

Связь установлена, и теперь от одной станции к другой летят загадочные цифровые комбинации, таящие важные военные сведения.

*

Задание было совершенно ясное: произвести глубокий рейд в тыл противника, разрушить аэродром и железнодорожную станцию. Командир авиазвена садится в кабину самолёта и через несколько секунд оказывается в воздухе. Далеко впереди — горизонт, окутанный голубой дымкой, внизу — стремительно убегающие назад леса, поля, реки, озера, селения. Все выше и выше забирается машина, резче становится боковой ветер, незаметно отклоняя самолёт от его боевого курса. Чтобы точно выйти к месту назначения, лётчику нужно учесть угол сноса и внести соответствующие поправки в компасный курс самолёта. Кроме компаса, перед лётчиком имеются и другие приборы — высотомер и показатель скорости. Наблюдая показания приборов и учитывая силу и направление ветра, лётчик докладывает:

— Угол сноса самолёта — десять градусов влево.

— Неверно. Вы ошиблись на целых пять градусов.

Это говорит руководитель занятий, стоящий за спиной лётчика. Это он повернул вокруг оси кабину вместе с лётчиком на 16 градусных делений, отчего и получился снос самолёта влево.

Такова одна из задач, решаемых на «батчлере» — оригинальной установке, занимающей около половины большого двусветного зала кабинета авиации. Четыре самолётные кабины этой установки приподняты над «живописной местностью», которая нарисована на большом широком полотне. Это полотно бесконечное: оно вращается на валах, подобно ленте транспортёра. Таким образом, «местность» бежит навстречу неподвижным кабинам. И чем быстрее вращаются валы, приводящие в движение полотно, тем большей кажется скорость самолёта. Лётчик видит «землю» сквозь оптическое прицельное приспособление.

«Батчлеры» — установки, служащие для изучения бомбометания с самолетов.
«Батчлеры» — установки, служащие для изучения бомбометания с самолетов.

Руководитель занятий может непрерывно изменять условия полёта. Для этого достаточно передвигать рычажки на пульте управления, невидимом для слушателей, сидящих в кабинах. Показания приборов самолёта меняются, и перед слушателями в «полете» возникают все новые и новые задачи...

Полет продолжается. Командир звена увидел впереди железнодорожную станцию, которую предстояло разбомбить. Вот уже подъездные пути, водокачка, стелется дым от паровоза... Резким движением правой руки лётчик-наблюдатель освобождает рычаг бомбосбрасывателя.

Летчик-наблюдатель следит через прицельное приспособление за приближением военных объектов противника.
Летчик-наблюдатель следит через прицельное приспособление за приближением военных объектов противника.

Прошло несколько мгновений, и внизу вспыхнул «разрыв» — огонёк контрольной лампочки, расположенной под полотном. Бомба легла вблизи станции, не поразив цели.

— Ошибка при расчёте, — констатирует лётчик.

Но самолёт летит дальше, и вот внизу уже аэродром.

Лётчик тщательно рассчитывает момент сброса и снова нажимает рычаг. Теперь попадание хорошее. Лампочка вспыхнула как раз там, где на полотне отмечены ангары.

Командир авиазвена «приземляется», т. е. попросту выходит из кабины, и направляется на своё место в классе.

*

Получив боевую задачу, командир танка и механик-водитель занимают места в своей машине. Нажим рычагов — и танк срывается с места. Впереди — машина командира взвода. Водитель видит, как из башенки командирского танка взметнулись два флажка: красный — вертикально вверх, оранжевый — горизонтально вправо. Это — приказ идущим позади танкам сделать поворот направо.

У гусеничных танков нет руля, как у автомашин. Вместо него имеются так называемые рычаги поворота — их два. Нажимая на правый рычаг, водитель выключает правую гусеницу и заставляет таким образом поворачиваться вправо все грузное тело машины. Но на большой скорости делать резкие повороты нельзя, поэтому водитель снижает скорость танка и одновременно прибавляет газ, чтобы тяжёлая машина преодолела возросшее сопротивление заторможённой гусеницы.

Лесная дорога, по которой движется танк, обрывается. Впереди открытая, сильно пересечённая местность. Когда танк вышел на опушку леса, внезапно взвилась красная ракета. Это сигнал, означающий, что пехота идёт в атаку; водитель переключил рычаг передач и дал танку полный ход. Следуя по дороге за командирской машиной, он повёл танк вокруг небольшой возвышенности, опустил его в овраг, вылез, перебрался через ручей, пересёк полотно железной дороги и искусно преодолел ряд заграждений.

«Танк» преодолевает препятствие.
«Танк» преодолевает препятствие.

Вот уже замелькали впереди окопы противника. Танк стремительно помчался на врага. Грозно поворачивается бронированная боевая башня, готовая открыть огонь.

И вдруг — стоп! Остановка. В боевом пылу водитель продолжает двигать рычагами, но бесполезно: танк стоит.

— Товарищ капитан, — говорит преподаватель, оставьте рычаги в покое, управление выключено. Вы допустили ошибку.

Все описанные действия танка происходят на танкодроме, находящемся в здании академии. Танкодром — это всего только большая, вытянутая в длину комната. Значительную часть её площади занимает искусственно созданная «местность». Теряясь в перспективе отдалённых возвышенностей, уходит вдаль шоссе, окаймлённое цепью телеграфных столбов. Поблёскивая синей гладью вод, извивается небольшая речка, через которую перекинут мост. Посредине танкодрома чернеют окопы противника. Видны противотанковые сооружения — рвы, насыпи, эскарпы, ограждающие передний край неприятельской обороны.

Словом, все — как в реальной обстановке, только в 1/16 натуральной величины. Движущиеся танки — это модели, уменьшенные по сравнению с натурой также в 16 раз. Но они обладают всеми свойствами настоящих танков.

На переднем плане танкодрома смонтированы 5 танковых кабин в натуральную величину. Они называются «тренажёрами». Тренажёр ничем не отличается от обычного места водителя в настоящем танке: те же рычаги и педали. Но когда водитель действует этими рычагами и педалями, приходят в соприкосновение соответствующие электрические контакты, и по проводам посылаются различной силы электрические импульсы. Куда же они посылаются? При движении танка-модели по местности можно заметить упругий провод, идущий от корпуса танка к потолку. В этом проводе заключено 14 металлических жил, изолированных друг от друга. По ним и поступают электрические импульсы к различным механизмам танка. Он может принять по своему многожильному проводу 12 различных сигналов, подаваемых водителем из тренажёра. Эти сигналы вызывают самые разнообразные действия танка, полностью исчерпывающие различные моменты управления и стрельбы настоящей боевой машины.

Танкодром. Водитель сидит в «тренажере» — кабине, оборудованной всеми рычагами управления, имеющимися в настоящем танке. Действуя этими рычагами, он заставляет модель танка производить разнообразные движения.
Танкодром. Водитель сидит в «тренажере» — кабине, оборудованной всеми рычагами управления, имеющимися в настоящем танке. Действуя этими рычагами, он заставляет модель танка производить разнообразные движения.

Таким образом, водитель управляет своим танком как бы на расстоянии. При этом он видит свою работу со стороны.

*

В огромном десятиэтажном здании Академии имени Фрунзе сотни различных комнат: учебных классов, специальных кабинетов, лабораторий, залов и бытовых помещений. С утра до поздней ночи здесь ведётся большая учебная и научно-исследовательская работа. Академия имени Фрунзе — крупнейший центр советской военно-научной мысли. Её многочисленные кафедры разрабатывают важнейшие проблемы современной войны. За годы своего существования академия выпустила свыше 600 научных трудов. Велики заслуги её перед страной. Эти заслуги отмечены партией и правительством: академия награждена боевым орденом Красного Знамени и орденом Ленина.

Товарищ Сталин, приветствуя академию в день её пятнадцатилетия, писал: «Желаю Академии полного успеха в необходимом для защиты родины деле подготовки образованных командиров-большевиков, мастеров военного дела».

Академия имени Фрунзе, недавно отпраздновавшая свой двадцатилетний юбилей, сумела вырасти в подлинную школу военного мастерства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Редкие газы | ТМ 1939-04

Инж. Д. ГАМБУРГ, Рисунки А. КАТКОВСКОГО Однажды знаменитый английский химик Генри Кавендиш, изучая свойства азота, проделал интересный опыт....

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.