В. ТРАВИНИЧЕВ
Современный военно-морской флот состоит из большого числа кораблей различных классов, оснащенных новейшей техникой, точной аппаратурой и мощным вооружением. Военно-морской флот выполняет во время войны самые различные задачи: он может бороться непосредственно с флотом противника, вести нападения на его торговый флот, вступать в бой с береговой обороной и т. п. Для выполнения тех или иных военно-морских операций и строятся военные корабли определенного назначения. Они отличаются друг от друга по величине, имеют различное вооружение, отличаются скоростью хода, броневой защитой и пр.
*
Наиболее тяжелыми и мощными по вооружению являются так называемые линейные корабли. Раньше линейные корабли предназначались для непосредственного боя с главными морскими силами противника. Однако после мировой империалистической войны роль линейных кораблей изменилась. Теперь линкор главным образом поддерживает действие более мелких морских сил, нанося противнику мощные артиллерийские удары.
Типичным линейным кораблем является, например
японский линкор «Нагато». Он имеет сильное артиллерийское вооружение; на его
вращающихся бронированных башнях установлено восемь 16-дюймовых орудий. Кроме
того, он имеет 20 орудий более мелкого калибра (5,5 дюймов) и 4 зенитных пушки
для противовоздушной обороны. Главные орудия «Нагато» стреляют почти на 40 км.
Но этим не ограничивается его боевое вооружение. Линкор имеет восемь
специальных аппаратов для выпуска торпед по военным кораблям неприятеля. Линкор
сильно забронирован; его борта, погреба, механизмы, боевые рубки и
артиллерийские башни защищены от неприятельских снарядов толстой специальной
броней. Такая плавучая крепость двигается по морю со скоростью 23 узлов, т. е.
43 км в час.
Англия и Япония имеют у себя на вооружении так
называемые линейные крейсера. Линейный крейсер имеет меньшее количество орудий,
чем линкор; бронирование его также уменьшено. Но за счет этого он делается
значительно более быстроходным; он может развить скорость до 31 узла.
Зенитная артиллерия на борту современного американского линкора |
*
В современном морском бою огромную роль играют
так называемые легкие силы военно-морского флота. Их возглавляют крейсера.
Крейсер выполняет самые различные боевые задачи: он несет разведывательную и
дозорную службу; он выводит в атаку на противника и поддерживает в бою
миноносцев, торпедные катера, подводные лодки; он охраняет транспортные суда в
море; он совершает набеговые операции на торговые суда противника; он
производит постановку минных заграждений и т. п.
В современном морском бою огромную роль играют легкие силы военно-морского флота. Их возглавляют крейсера. (Английский крейсер "Бархамб") |
Примером современного крейсера может служить
японский крейсер «Майя», построений в 1931 г. Крейсеры отличаются от линейных
кораблей значительно большей скоростью. Это позволяет крейсерам весьма успешно
выполнять возложенные на них боевые задачи, требующие высокой маневренности и
подвижности. Крейсер «Майя» развивает скорость до 33 узлов, т. е. почти до 60
км в час. Но зато крейсер имеет менее сильное вооружение. На крейсере «Майя»
установлено только десять пушек восьмидюймового калибра и четыре зенитных орудия.
Торпедное вооружение его, однако не уступает линейному кораблю.
Примером современного крейсера может служить японский крейсер "Атаго". Он имеет 10 пушек 8-дюймового калибра и 4 зенитных орудия. Крейсер развивает скорость 60 км в час |
Многие государства имеют разновидность этого
класса военных кораблей, так называемые легкие крейсера. Они меньших размеров,
чем обычные крейсера, и выполняют главным образом роль разведчиков и охранения
при флоте.
*
Весьма важную единицу в современном
военно-морском флоте представляют собой эскадренные миноносцы или, как их
сокращенно называют, эсминцы. Главная задача эсминца в морском бою — нанести
мощный торпедный удар неприятельскому кораблю. Он подходит к противнику на
весьма близкое расстояние и выпускает из специального аппарата торпеду. Торпеда
имеет собственную машину и потому идет своим ходом. Она идет с большой
скоростью на корабль противника, ударяет ему в борт и взрывается со страшной
силой.
Так как миноносец должен приблизиться к
противнику очень быстро, то он должен быть весьма быстроходным. Эскадренные
миноносцы типа японского эсминца «Фубуки» (постройка 1927—1931 гг.) показывают
скорость до 34 узлов. Некоторые же новейшие эсминцы дают еще большую скорость
до 40 узлов, т. е. до 72 км в час. Артиллерия на эсминцах устанавливается
средних калибров. Например, японский миноносец «Фубуки» имеет шесть
пятидюймовых орудий. Зенитные пушки заменены здесь пулеметами. Зато торпедное
вооружение у него очень сильное и состоит из трех тройных торпедных аппаратов.
Эсминцы также широко используются и для
разведки, и для постановки минных заграждений (миноносец может принять на свой
борт от 40 до 80 мин), и для осуществления дымовых завес.
Эскадренные миноносцы крупных размеров (до 3
тыс. водоизмещения) носят название лидеров флотилии. Они предназначаются
специально для вывода эсминцев в атаку и для отражения контратаки противника.
*
Современный военно-морской флот располагает
еще более совершенным оружием молниеносного торпедного удара, так называемыми
торпедными катерами. Это весьма миниатюрный военный корабль водоизмещением
всего от 12 до 18 т. Торпедный катер производит обычно на противника внезапную
атаку, пользуясь своей чрезвычайно высокой быстроходностью и малой
приметностью. Он развивает скорость свыше 100 км в час и несет на себе всего
одну или две торпеды. Торпедные катера производят атаки целыми группами. Они не
рассчитаны на дальнее плавание и потому могут действовать только на небольших
сравнительно расстояниях от места своей стоянки.
*
Одной из главных составных частей современного
флота являются подводные лодки. Они могут совершать самостоятельные боевые
операции или действовать совместно с надводным и воздушным флотом. Основное назначение
подводной лодки — это торпедная атака. Но вместе с тем она может ставить и
минные заграждения, нести дозорную и разведывательную службу и т. п.
Основное назначение подводной лодки — это торпедная атака, но вместе с тем она может ставить и минные заграждения, нести дозорную и разведывательную службу и т. п. (Германская подводная лодка U-5) |
Разнообразие задач, возлагаемых на подводные
лодки, привело к созданию различных их типов. В современном флоте существуют
подводные лодки дальнего действия. Это крупные боевые единицы с большим запасом
топлива и торпед. Отличаются они своей быстроходностью. Затем существуют
специальные подводные лодки прибрежного действия, производящие операции вблизи
от своих баз.
Они уже не так крупны и не так быстроходны. Наконец
существуют так называемые эскадренные подводные лодки.
Они предназначаются специально для совместного
действия с надводными кораблями и авиацией.
Современный военно-морской флот располагает
еще целым рядом кораблей вспомогательного и специального назначения. Из них
наибольший интерес представляют появившиеся сравнительно недавно так называемые
авианосцы. Это настоящие плавучие аэродромы, несущие на себе до сотни
самолетов.
Вот, например американский авианосец
«Саратога». Он принимает на свою палубу 80 самолетов (в том числе 36
бомбовозов) и 45 самолетов в разобранном виде. В случае ведения со стороны
неприятельских кораблей или авиации авианосец может оборонятся с помощью
установленной на нем артиллерии. Артиллерийское вооружение «Саратоги» состоит
из 8 восьмидюймовых орудий и зенитных пушек. Применение авианосцев дало
возможность сделать авиацию непременным участником морского боя. Несомненно,
что в будущей войне авианосцам будет принадлежать значительная роль.
*
Америка, Англия, Япония, Франция и Италия
считаются пятью «великими морскими державами». Когда-то Англия справедливо
считалась «владычицей морей». Но после империалистической войны ей пришлось
уступить пальму первенства флоту США.
США имеет сейчас 15 линкоров, 3 авианосца, 22
крейсера, 222 лидера флотилий эскадренных миноносцев и 82 подводные лодки.
Англия имеет только 12 линкоров, но в то же
время в ее флоте есть еще три линейных крейсера, которых США пока вовсе не
имеют. Вместе с тем английский флот имеет 8 авианосцев и 53 крейсера. Зато по
количеству эсминцев и лидеров флотилий Англия сильно отстает от США, — она
имеет их всего лишь158 единиц. Меньше у нее и подводных лодок (56 единиц).
Усиленно подтягивается к рангу сильнейших
морских государств Япония. Правда, количественно флот ее пока несколько меньше,
чем флот Англии и США. Япония имеет 10 линкоров. У нее сравнительно скромный
флот лидеров и эсминцев (93 единицы). Но вместе с тем японский флот имеет
авианосцев больше, чем США (6 единиц). Это объясняется сильным развитием за
последние годы японской авиации. Военно-морское соперничество Японии и США
усиливается сейчас с каждым днем. Япония сейчас располагает большим количеством
крейсеров (31 против 22 у США). По количеству подводных лодок Япония перегнала
уже Англию, имея их в своем составе 62 единицы.
Наиболее сильной морской державой по своему
подводному флоту является сейчас так же Франция. Она имеет в настоящее время 84
подводных лодки.
*
Война на море — это генеральный бой линейных
эскадр или полное заблокирование противника в его базах. Так издавна повелось в
истории морских сражений. Генеральная встреча двух неприятельских флотов,
генеральное сражение решали часто исход войны. Так представляли себе и морскую
войну генеральные штабы всех воюющих государств накануне мировой
империалистической бойни.
Неудивительно поэтому, что в первые месяцы
войны русский флот, во много раз слабее своего противника, тревожно ожидал нападения
со стороны германского флота; германский флот с неменьшим трепетом ждал
нападения более сильного английского флота, австрийцы готовились к встрече с
итальянцами и т. д.
Но вопреки всем ожиданиям «дальновидных»
генштабистов до решительного боя главных морских сил дело так и не дошло.
Линейные флоты «отсиживались» первые два года войны в своих базах под укрытием
батарей береговой артиллерии и полей минных заграждений. Лишь изредка выходили
они в море из своих нор с громадными предосторожностями, чаще всего ночью. Но
делали они это больше всего с целью успокоить общественное мнение своих
соотечественников, раздраженных бездействием флота и менее всего для каких-либо
серьезных боевых операций.
В один из таких выходов германского флота 31
мая 1916 года и произошла его встреча с главными силами английского флота,
известная под именем Ютландского боя. Сражение это характеризуется чрезвычайной
вялостью и нерешительностью действий англичан. Флоты разошлись ночью, не
изменив соотношения в своих силах. «Бой» этот ни в какой степени не повлиял на
исход войны.
Что же случилось? Почему линейные корабли,
воплотившие в себе самые последние достижения военной техники, носители самой
дальнобойной артиллерии, самой тяжелой брони, чудо механизации и автоматизации,
почему они не оправдали возлагавшихся на них надежд?
Объяснение этому можно найти только одно.
Появление и развитие новых средств борьбы на море, новейшая военно-морская
техника вызвали и совершенно новую тактику морского боя.
Во время мировой империалистической войны
впервые получили широкое боевое применение подводные лодки.
Появление подводных лодок и размах их боевой
деятельности в минувшую войну были для всех воюющих сторон совершенно
неожиданными.
К борьбе с подводными лодками никто не был
подготовлен. В результате подводные лодки за время войны потопили около 200
надводных боевых кораблей различных классом и 13 млн. т торгового тоннажа.
В империалистическую войну впервые начала
применяться в морском бою авиация. Это тоже заставило морской флот изменить
свою тактику.
Теперь уже опасно было сосредотачивать в одном
пункте большое количество крупных кораблей — прекрасную мишень для воздушной
бомбардировки.
Военно-воздушные силы все же сравнительно мало
проявили себя во время империалистической войны. Но в послевоенный период они
получили исключительно большое развитие. Воздушные силы коренным образом
изменяют всю обстановку операций на море. Если подводные лодки в минувшую войну
загнали большие корабли в «норы», то массовые атаки тяжелых бомбо-торпедоносцев
в будущую войну сулят незавидные перспективы для кораблей, находящихся даже в
своих норах.
*
Удивительно ли после этого, что развитие
морских сил идет сейчас по совершенно иным путям, чем это было до войны. Сейчас
все империалистические государства делают решительный поворот в сторону
уменьшения удельного веса крупных линейных кораблей и столь же значительного
увеличения числа легких морских сил — эсминцев, крейсеров и подводных лодок.
Особенно сильно вооружается современный морской флот авиацией.
В 1914 г. линейный и броненосный флот пяти
главнейших морских государств (США, Англия, Япония, Франция и Италия)
насчитывал 294 корабля. В 1932 г. их было по всем странам уже только 62. Вместе
с тем флот мелких сил вырос с 660 боевых единиц в 1914 г. до 813 единиц в 1932
г. Удельный вес подводного флота увеличился в три с половиной раза. Большое
место занимают в современном флоте авианосцы, неизвестные вовсе в
империалистическую войну.
Теперь нам понятно истинное значение всех лицемерных
разговоров империалистов о «морских разоружениях». Отказ строить большие
корабли, о чем широко оповещают буржуазные дипломаты, как о новом торжестве
гуманности и миролюбия империалистических государств, на самом деле диктуется
стремлением перевооружить свои флоты, сделать их более сильными и боеспособными
в новых условиях морской войны.
При подобных «достижениях» разоружительной
политики «жертвы» со стороны договаривающихся держав были не слишком большими. Например,
Японии пришлось пожертвовать устаревшими броненосцами «Микадо» и «Хизен».
Предложение США установить предельный тоннаж для линейных кораблей в 35 тыс. т
было вызвано тем простым соображением, что корабли большего тоннажа не могут
проходить через шлюзы Панамского канала.
*
Военные инженеры сейчас усиленно работают над
тем, чтобы вместить значительно более мощную и современную технику в корабли
сравнительно меньших размеров. На этом поприще империалисты показали
действительные «достижения».
Бронированная орудийная башня на английском линкоре "Нельсон". В башне установлено три орудия калибром в 406 мм |
Например, калибр главной артиллерии крейсеров
увеличился с 152 мм в 1914 г. до 203 мм в 1933 г. Дальнобойность ее увеличилась
более чем в два раза. Количество торпедных аппаратов выросло с четырех до
двенадцати. Современные крейсера стали вместе с тем и более быстроходными.
Скорость их хода увеличилась после империалистической войны с 25 до 33 узлов.
Усилилось заметно и бронирование крейсеров. Кроме того, современные крейсеры
снабжаются специальными приспособлениями для приема и взлета двух-трех
самолетов.
В то же время современные лидеры и эсминцы
делаются большего тоннажа. Теперь на них устанавливаются 138-мм пушки, вместо
102-мм, устанавливаемых в начале войны. Дальнобойность их повысилась до 23,4
км, т. е. почти в два раза. Некоторые эсминцы и лидеры снабжены теперь 12
торпедными аппаратами. На многих есть уже приспособления, позволяющие принимать
на палубу самолеты. Скорость новейших миноносцев доходит до 42 узлов.
Такое же увеличение боевой мощи мы видим и у
современных подводных лодок. Торпедное вооружение отдельных лодок доходит
теперь до 8 аппаратов. Они захватывают с собой большой запас торпед и мин.
Увеличен также и калибр артиллерии, установленной на подводных лодках.
Подводные лодки могут совершать теперь значительно более дальние переходы. Наиболее
совершенные лодки имеют даже ангар для самолета.
Готовясь к новому переделу мира, раздувая исподволь огонь новой мировой бойни, империалисты всех стран быстро повышают военно-морскую мощь своих флотов. При этом они пользуются новыми требованиями морского боя для того, чтобы пролить лицемерные медоточивые речи о мнимом разоружении.
Пост опубликован благодаря информации на канале Техника–молодёжи.
ОтветитьУдалить