Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

07 мая 2024

Линейный корабль | ТМ 1934-06

Линейный корабль
А. АНТИПИН

ПЛАВУЧАЯ КРЕПОСТЬ

Фридрих Энгельс в своей книге «Анти-Дюринг», написанной в 1878 г., в главе «Теория насилия», дал следующее определение боевого корабля: «Новейшее боевое судно представляет не только продукт, но также образчик искусства (подчеркнутое мной А. А.) новейшей крупной промышленности».

Это определение великого марксиста вполне справедливо и нисколько не утратило своего значения и в настоящее время. Современные военные корабли — это сложнейшие технические сооружения. Все самые новые изобретения и научные достижения, могущие так или иначе увеличить боевую мощь флота, неизменно получают применение на военных кораблях. Одним из наиболее ярких представителей этой сложнейшей военно-морской техники является современный линейный корабль. Это мощная плавучая крепость, двигающаяся по воде с большой скоростью и оснащенная сложнейшими механизмами и приборами, которые позволяют легко приводить в движение как сам корабль, так и его боевые и вспомогательные установки.

Назначение линейных кораблей — бой с линейными кораблями противника в море. Название линейный корабль сохранилось со времен парусного флота и произошло от боевого линейного порядка, когда корабли для ведения боя выстраивались в одну линию (один за другим). В настоящее время линейные корабли, соединяясь в эскадры, ведут бой с главными силами противника, находясь непрерывно в движении или, как принято говорить, маневрируя.

Наиболее мощные из новейших линейных кораблей — это английские «Нельсон» и «Родней», вступившие в строй в 1927 г. Оба эти линкора одинаковы.

Водоизмещение (вес) такого линейного корабля равно 40 тыс. т, длина его — 214 м, ширина — 32,3 м и углубление около 10 м. Подводная часть по своему объему приблизительно равна 3-этажному дому (без крыши) длиной в 200 м и шириной в 20 м, т. е. дому, рассчитанному на 200—220 квартир, в три комнаты каждая. Часть корабля, находящаяся выше уровня воды, примерно равна подводной его части, таким образом общий объем линейного корабля можно сравнить с 6 этажным домом на 400—500 квартир. И в самом деле линейный корабль внутри разделен палубами и платформами на 5—6 этажей.

Английский линкор "Нельсон" проходит через Панамский канал
Английский линкор "Нельсон" проходит через Панамский канал

Кораблю приходится испытывать действие самых различных сил. Всегда на него действуют силы давления воды и силы веса его составных частей (орудия, машины, котлы, броня и т. п.). Кроме того, он подвергается воздействию таких переменных и ударных (динамических) сил, как добавочное давление воды во время качки, давление воды на руль, силы инерции при качке, силы, возникающие при стрельбе из орудий, при ударе снарядов о броню, при их взрыве, при взрыве мин, торпед, бомб и ряда других сил.

Поэтому корпус корабля должен быть достаточно прочным и изготовляется из стального набора (балок) и стальных листов. Вообще на корабле почти все сделано из металла. Дерево и другие горючие материалы (за исключением топлива) почти отсутствуют. Даже предметы обихода — столы, скамейки, шкафчики — сделаны из железа. Это объясняется совершенно необходимой предосторожностью от пожара, который для военного корабля чрезвычайно опасен, так как он несет в себе большое количество взрывчатых веществ.

ВООРУЖЕНИЕ ЛИНЕЙНОГО КОРАБЛЯ

Главное оружие линейного корабля — артиллерия. На линейном корабле имеется артиллерия различного вида: главная артиллерия крупного калибра для боя с главными силами противника на дальних дистанциях (расстояниях); противоминная артиллерия среднего калибра, служащая главным образом для отражения атак миноносцев, и наконец весьма скорострельная противоаэропланная или, как ее называют, зенитная артиллерия мелкого калибра.

На линейных кораблях типа «Нельсон» главная артиллерия состоит из девяти 16-дюймовых орудий, противоминная — из двенадцати 6-дюймовых орудий, а зенитная из шести 4,7-дюймовых, четырех 47-миллиметровых орудий. Каждое 16-дюймовое орудие весит 110 т. Если бы его можно было разобрать так, чтобы погрузить на платформы, то для перевозки потребовалось бы 7 железнодорожных платформ. Длина такого орудия — 20,5 м, т. е. равна высоте 5-этажного дома. Каждые 30 сек. такое орудие выбрасывает снаряд весом больше тонны, стреляет оно дальше 35 км, т. е. может стрелять по невидимым с корабля целям. Вес пороха, потребного на один выстрел, равен 350 кг (почти 22 пудам). За 10 мин. «Нельсон» может выпустить только своей главной артиллерией 180 снарядов, общим весом около 200 т.

14-дюймовое орудие для флота США. Вес пушки 63 тонны, вес снаряда 616 кг, скорость снаряда 866 метров в секунду
14-дюймовое орудие для флота США. Вес пушки 63 тонны, вес снаряда 616 кг, скорость снаряда 866 метров в секунду

Главная артиллерия размещается в бронированных вращающихся башнях, чаще всего по 2—3 орудия в башне. На «Нельсоне» главная артиллерия размещена в 3 башнях, расположенных в носовой части корабля одна позади другой. В каждой башне установлено по 3 орудия. Вторая башня возвышается над первой так, что прямо по носу линкор может стрелять сразу из двух башен.

"Главная артиллерия на линкорах размешается в бронированных вращающихся башнях, чаще всего по 2—3 орудия в башне. Вторая башня возвышается над первой так, что прямо по носу линкор может стрелять сразу из двух башен" (Американский линкор "Арканзас")
"Главная артиллерия на линкорах размешается в бронированных вращающихся башнях, чаще всего по 2—3 орудия в башне. Вторая башня возвышается над первой так, что прямо по носу линкор может стрелять сразу из двух башен" (Американский линкор "Арканзас")

Башня представляет собой замкнутое выступающее над верхней палубой помещение, покрытое броней, толщина которой достигает 400 мм. Стволы орудий, размещенных в башне, выступают наружу через так называемые амбразуры-отверстия, прорезанные в броне. Внизу в башне прикреплена широкая вертикальная труба, идущая почти до самого дна корабля. Через эту трубу к орудиям подаются снаряды и вместе с ними полузаряды (порох в шелковых мешках).

Подачная труба помещается в так называемом башенном колодце, защищенном со всех сторон броней. Башня вращается вместе со своей подачной трубой. Внутри башни и подачной трубы помещаются многочисленные сложные механизмы. Эти механизмы осуществляют вращение башни при наведении орудий на цель в горизонтальном направлении; качание пушек в вертикальной плоскости, служащее для вертикального их наведения на цель, подъем снарядов и пороха из погребов к орудиям; открывание и закрывание орудийного замка (затвора) и непосредственное заряжение орудия, т. е. вталкивание снаряда и пороха в орудие.

Гигантские вращающиеся бронированные башни на сверхдредноуте "Родней" (Англия). Каждая башня вооружена тремя 16-дюймовыми орудиями
Гигантские вращающиеся бронированные башни на сверхдредноуте "Родней" (Англия). Каждая башня вооружена тремя 16-дюймовыми орудиями

Для наведения орудий на цель наводчику достаточно повернуть две рукоятки управления механизмом. Для открывания замка, подъема снарядов и пороха чуть не со дна корабля, заряжения и закрытия орудийного замка достаточно нажать всего одну электрическую кнопку. Остальное все сделают механизмы. Здесь все автоматизировано. Люди, обслуживающие башни, не затрачивают никакой физической силы, они только наблюдают за правильностью действия механизмов. Здесь всякое действие, всякое движение рассчитано до десятых долей секунды. Здесь все необычайно точно.

Противоминная артиллерия размещается на разных линкорах различно. На одних она установлена в казематах — внутренних специальных помещениях — у самого борта, так что стволы орудий выступают наружу через амбразуры, сделанные в бортовой броне. На других линкорах (например «Нельсон» и «Родней») — в башнях, находящихся на верхней палубе.

Зенитная артиллерия устанавливается открыто на верхней палубе или на возвышенных частях корабля, например на крышах башен. Скорострельность зенитной артиллерии огромна. Так «Нельсон» может в течение одной минуты выпустить по аэропланам 1200—1500 снарядов.

Военно-морские маневры германского флота. Линкор "Шлезвиг-Гольдштейн" обнаруживает при помощи сильных прожекторов нападающую неприятельскую воздушную эскадрилью". Зенитные пушки корабля берут "неприятеля" под обстрел
Военно-морские маневры германского флота. Линкор "Шлезвиг-Гольдштейн" обнаруживает при помощи сильных прожекторов нападающую неприятельскую воздушную эскадрилью". Зенитные пушки корабля берут "неприятеля" под обстрел

Кроме артиллерийского вооружения линейные корабли имеют также по 4—2 торпедных аппарата, расположенных обычно в подводной части корабля с достаточным запасом торпед. На некоторых линейных кораблях, например на японском «Нагато», имеются и надводные торпедные аппараты, расположенные на верхней палубе.

Артиллерийские снаряды и заряды хранятся в специальных помещениях, называемых погребами. Бездымный порох, находящийся в зарядах, обладает способностью выделять летучие газы и при повышенной температуре разлагается, вследствие чего может произойти взрыв боезапаса и гибель корабля. Поэтому стенки погребов тщательно изолируются, и, кроме того, устраивается вытяжная и вдувная искусственная вентиляция, причем воздух, подаваемый в погреба электровентиляторами, предварительно охлаждается в специальных охладителях. Каждая группа погребов имеет самостоятельную рефрижераторную машину с соответствующими аппаратами. Вырабатываемый рефрижераторной машиной охлаждающий рассол прогоняется через трубки воздухоохладителя. Между этими трубками проходит воздух, поступающий в погреб, и таким образом охлаждается.

На тот случай, если все же или в самом погребе или поблизости возникнет пожар, имеется система затопления и орошения погребов. Достаточно открыть один клапан, как погреб в течение 1—2 мин. будет полностью затоплен водой самотеком из-за борта. Некоторые погреба расположены слишком высоко и поэтому их нельзя затопить самотеком с достаточной быстротой, а некоторые вообще не могут быть затоплены самотеком — так высоко они помещаются. В таких случаях устраивается система орошения. Система орошения состоит из ряда труб, расположенных вверху погреба над боевыми запасами и соединенных с пожарной магистралью. Трубы снабжены мелкими отверстиями. Вода, поступая из пожарной магистрали в трубы орошения под давлением, выбивается струями из этих отверстий и смачивает дождем снаряды и заряды до тех пор, пока не будет затоплен весь погреб. Такой дождь понижает температуру погреба и не дает возможности взрываться боезапасам.

Управление артиллерийским огнем ведется из боевой рубки, установленной на верхней палубе. Рубка представляет собой бронированный вертикально стоящий цилиндр, в котором размещены приборы управления кораблем и приборы связи с наиболее важными корабельными помещениями. Толщина брони боевой рубки достигает 16 дюймов, или 406 мм. Для наблюдения в стенках рубки на уровне глаз стоящего человека делаются узкие горизонтальные щели, называемые визирами. Широких визиров делать нельзя, так как во время боя это сильно увеличит опасность проникновения в рубку осколков разорвавшихся снарядов и газов.

В кормовой части корабля иногда делается запасная боевая рубка на случай выхода из строя главной боевой рубки. Наблюдение за падением снарядов и определение расстояния до противника осуществляется из специальных наблюдательных постов, устанавливаемых как можно выше на мачтах корабля. Расстояние до противника определяется при помощи специальных приборов — дальномеров.

Современные мачты — это грандиозные сооружения и никак не похожи на мачты в обычном их представлении. Современные мачты объединяют в себе и носовую боевую рубку, и целый ряд мостиков, и собственно мачту, и наблюдательные и дальномерные посты. Внутри такой мачты устраивается подъемный лифт. Особенно громоздки мачты японских линкоров.

"Современные мачты — это грандиозные сооружения и никакие похожи на мачты в обычном их представлении. Особенно громоздки мачты японских линкоров" (Японский линкор "Нагато")
"Современные мачты — это грандиозные сооружения и никакие похожи на мачты в обычном их представлении. Особенно громоздки мачты японских линкоров" (Японский линкор "Нагато")

"Мачты соединяют в себе и носовую боевую рубку, и целый ряд мостиков, и собственно мачту, и наблюдательные и дальномерные посты. Внутри такой мачты устраивается подъемный лифт" (Английский линкор "Нельсон")
"Мачты соединяют в себе и носовую боевую рубку, и целый ряд мостиков, и собственно мачту, и наблюдательные и дальномерные посты. Внутри такой мачты устраивается подъемный лифт" (Английский линкор "Нельсон")

В последнее время линкоры принимают по 2—4 самолета. Основное их назначение — разведка. Самолеты взлетают с корабля при помощи специальных устройств, называющихся катапультами. Самолет для своего взлета, как известно, требует значительного разбега, а следовательно, и большой площадки, которой на корабле выделить невозможно. Катапульта же как бы выстреливает самолет и придает ему сразу же большую скорость, необходимую для подъема.

БРОНИРОВАНИЕ

Для защиты от действия артиллерийских снарядов и бомб, падающих непосредственно на корабль, линкор бронируется. В 1530 г. было покрыто броней первое судно, и с тех пор на протяжении более 300 лет шла борьба между броней и артиллерией. В настоящее время перевес находится на стороне артиллерии. Теперь забронировать корабль так, чтобы он был совершенно неуязвим для современной артиллерии, уже нельзя, несмотря на высокое качество брони.

Бронирование линейных кораблей состоит из двух слоев. Первый слой (наружный) должен быть настолько толстым, чтобы заставить снаряд разорваться. Второй же слой (внутренний), отстоящий от первого на расстоянии 3—3,5 м, должен защитить жизненные части корабля от осколков разорвавшегося снаряда, которые по своему действию являются также небольшими снарядами.

Если корабль получит пробоину в первом слое брони вблизи ватерлинии (поверхности воды), второй слой не даст возможности разлиться воде по всей ширине корабля. Это особенно важно, так как если вода разольется по всей ширине корабля, то он может потерять остойчивость и перевернуться.

Надводная часть бортов корабля покрывается снаружи одним или несколькими броневыми поясами, идущими вдоль бортов и состоящими из отдельных броневых плит.

Эта броня и представляет собой первый слой бронирования. Наиболее важно защитить борт корабля вблизи ватерлинии. Поэтому нижний бортовой пояс делается наиболее толстым и метра на полтора углубляется в воду. Борта оконечностей корабля (нос и корма) обычно или совсем не бронируются или бронируются сравнительно слабо, т. к. здесь находятся менее важные части корабля.

На линейных кораблях типа «Нельсон» главный броневой пояс состоит из плит толщиной в 355 мм. Броневые плиты изготовляются из стали и подвергаются специальной обработке, после которой наружная часть плиты приобретает огромную твердость, а внутренняя остается вязкой. В качестве второго слоя бронирования служат броневые продольные переборки.

Палубы корабля также бронируются против действия снарядов и бомб, сбрасываемых с самолетов и дирижаблей. Броня верхней палубы рассчитывается лишь на то, чтобы взвести снаряд или бомбу, т. е. чтобы сразу же по пробитии верхней палубы снаряд разорвался. Поэтому толщина ее бывает невелика. Вторая сверху (средняя) палуба делается толще и должна защитить жизненные части корабля от осколков снарядов. Толщина брони палуб колеблется от 25 до 130 мм, а над артиллерийскими и торпедными погребами до 225 мм.

Кроме бортов и палуб броней защищаются, как уже было отмечено, башни, боевые рубки, башенные колодцы, а также элеваторы подачи снарядов к противоминной артиллерии, вентиляционные шахты котельных помещений и основания дымовых труб.

Броня на линкорах типа «Нельсон» весит 14 тыс. т. Для перевозки такого количества брони требуется 840 железнодорожных платформ.

ПРОТИВОМИННАЯ И ПРОТИВОГАЗОВАЯ ЗАЩИТА

Для подводной части корабля метра на полтора ниже поверхности воды артиллерийский снаряд неопасен, но зато торпеда, мина или бомба, разорвавшиеся вблизи борта, могут причинить ему большой вред.

Поэтому современные линейные корабли имеют противоминную защиту, цель которой удалить как можно дальше центр подводного взрыва от жизненных частей корабля (машины, котлы, артиллерийские погреба и т. п.). Для этого жизненные части корабля размещают как можно дальше от бортов и их стенки со стороны бортов делают броневыми, — эти стенки называются противоминными переборками. Пространство между бортом корабля и противоминной переборкой делится продольными водонепроницаемыми переборками на несколько самостоятельных помещений, часть из которых заполняется нефтью или водой, а часть остается порожней.

Таким образом жизненные части корабля удалены от наружной обшивки на 5—6 м. Кроме того разрушительное действие мины или торпеды в значительной мере поглощается сопротивляемостью переборок между бортом и противоминной переборкой и рядом воздушных и водяных или нефтяных прослоек. Современный линейный корабль не тонет, если в него попасть даже 3 торпедами. Он выдерживает также три разрыва бомб весом в 2 т каждая. На линкорах типа «Нельсон» противоминная защита противодействует одновременному взрыву 4 торпед.

Корабль может везде поджидать одна опасность — мины, поставленные противниками. Он может внезапно наскочить на эти мины. Чтобы предохранить линкор от этой опасности, он снабжается так называемым параванным устройством. С бортов корабля во время хода опускается в воду два паравана (по одному с борта), представляющих собой поплавки, снабженные подобно самолету крыльями, но установленным не в горизонтальной плоскости, а в вертикальной. Эти параваны прикреплены длинными стальными тросами к носовой части корабля в самом низу. Встречая на ходу сопротивление воды, они расходятся в стороны и разводят крепящие их тросы, которые образуют при этом стальные усы. Трос мины, соединяющий ее с якорем (минреп), скользит по этим усам и, дойдя до специального режущего устройства паравана, перерезается Мина всплывает на поверхность воды в значительном расстоянии от корабля.

ГЛАВНЫЕ ПЕРЕБОРКИ И ВТОРОЕ ДНО

На тот случай, если корабль, несмотря на его бронирование и противоминную защиту, все же получит такую пробоину, через которую вода попадет во внутренние помещения, он разделен водонепроницаемыми переборками на отдельные помещения — отсеки. Вода, попав во внутреннее помещение, может затопить только один такой отсек, а в другие отсеки не пройдет.

Линейный корабль делится переборками на такое количество отсеков, чтобы при затоплении двух-трех отсеков он не опрокинулся и не затонул.

Если корабль во время боя накренится от влившейся через пробоины воды, а в условиях боя некогда заделывать пробоины, то крен можно выровнять, затопив помещение у другого борта. Для этой цели служит особая система труб и клапанов, позволяющая затопить любой отсек или часть его.

Как правило, переборки не имеют дверей. Для того чтобы, скажем, из котельного отделения перейти в другое котельное или машинное отделение, надо подняться вверх до средней палубы, пройти по ней до входа в нужное отделение и затем снова спуститься вниз.

Необходимо еще предохранить от воды корабль при повреждении днища (например, когда корабль наскочит на камни). Для этого на линейных кораблях в расстоянии около полутора метров от днища делается второе дно. Пространство между днищем и вторым дном (междудонное пространство) также разбивается на отсеки водонепроницаемыми переборками (флорами).

ГЛАВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Скорость хода современных линейных кораблей достигает 26 узлов, т. е. 47 км в час. Главные машины корабля вращают четыре гребных вала, на концах которых, выходящих наружу в кормовой части корабля, насажены гребные винты. Вращение гребных винтов и приводит корабль в движение. Диаметр гребного винта достигает 3,5 м, а вес его более 5 т.

Для получения таких больших скоростей, понятно, требуются машины огромной мощности. На линкорах типа «Нельсон» мощность машин равна 50 тыс. л. с., т. е. равна почти двум третям мощности Волховской гидростанции (78 тыс. л. с.). При этом «Нельсон» развивает скорость в 25,5 узла, т. е. 42 км. в час.

На всех линейных кораблях за исключением немецкого «Дейтчлянд» в качестве главных машин установлены паровые турбины. На «Нельсоне» пар получается в 8 больших паровых котлах, работающих на нефти. За один час полного хода «Нельсон» сжигает 16 т нефти. Отправляясь в плавание, этот линкор забирает с собой 4 тыс. т нефти. Не пополняя своих топливных запасов, он может идти полным ходом в течение 10 суток и пройти расстояние в 5750 миль (10 тыс. км).

На военных кораблях пар, отработавший в машинах, не выпускается наружу, а охлаждается в специальных холодильниках и превращается снова в воду. Эта вода хранится в специальных хранилищах (теплый ящик) и отсюда снова поступает в котлы. Таким образом получается круговорот воды. Пресная вода расходуется в небольшом количестве. Это очень важно, так как в море пресной воды достать негде. Между тем для работы паровых котлов необходима именно пресная вода, так как при получении пара из соленой воды осаждающаяся во время выпаривания соль забила бы тонкие водяные трубки котла. В настоящее время на кораблях устанавливаются опреснители — приборы, приготовляющие пресную воду из морской воды; эти приборы имеют вспомогательное значение.

Линейный корабль «Дейтчлянд», вступивший в строй в прошлом году, в качестве главных машин имеет 8 дизелей мощностью по 6250 л. с. каждый. Это первый крупный корабль, приводящийся в движение дизелями.

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ПОДСОБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

На линейном корабле электричество имеет большое применение. Электрическая энергия расходуется на вентиляцию (электровентиляторы), различные лебедки, краны, рулевые машины, шпили, прожекторы, механизмы вращения башен и наведения орудий, различные приборы электрическое освещение и т. п.

На современных линкорах число динамо-машин достигает десятка, часть из них приводится в движение паровыми турбинами, а часть дизелями. Это делается на тот случай, если будет перебита паровая магистраль, тогда все же можно будет питать хотя бы главнейшие механизмы от дизель-динамо. Динамомашины размещаются в отдельных помещениях и распределяются по всему кораблю. На корабле имеются несколько распределительных станций и одна главная станция.

На линейных кораблях имеется несколько мощных прожекторов. Например, английские линкоры имеют по 8 прожекторов с диаметром отражателя (зеркала) в 90 см, служащих при отражении торпедных и воздушных атак, и 2 сигнальных прожектора диаметром в 60 см для сигнализации. Эти прожектора освещают цель на расстоянии до 7 км.

Ночные маневры американских военных кораблей на Тихоокеанской базе
Ночные маневры американских военных кораблей на Тихоокеанской базе

Для внешней связи линкоры снабжаются радиотелеграфом, причем линкор имеет несколько передатчиков и несколько приемников.

Для внутренней связи на линейном корабле имеются переговорные трубы, телефоны и электрические телеграфы. Сеть телефонов очень развита, она соединяет все помещения, имеющие какие-либо установки или приборы, действующие в боевой и учебной обстановке. На корабле устанавливаются особые громкоговорящие телефоны, чтобы шум от работы механизмов не заглушал переговоров.

Электрические телеграфы ставятся в таких помещениях, где число приказаний ограничено, например связь мостика или боевой рубки с машинным отделением.

Для сигнала тревоги устанавливаются колокола громкого боя (мощные звонки).

Для связи под водой и выслушиваний подводных лодок на линкорах устанавливаются специальные гидроакустические приборы.

На современном линейном корабле команда состоит из 1000—1500 человек. Командный состав размещается по одному или по двое в каютах, младшие командиры в четырехместных каютах, рядовой состав — в кубриках (специальных жилых помещениях в нижней части корабля), в казематах (помещениях противоминной артиллерии) и всюду, где только имеется возможность.

Значительная часть команды спит в парусиновых койках, которые подвешиваются на ночь к подволоке (потолку), а утром свертываются и выносятся на верхнюю палубу, где укладываются в специальные ящики (сетки). Для того чтобы не стеснять помещений корабля, столы и скамейки подвешиваются к подволоке и опускаются только на время принятия пищи.

Особые помещения отведены под лазареты — один для обычных больных, другой для заразных. Для приема больных имеется приемная доктора, а рядом с ней аптека. На каждом линкоре имеются две бани — одна общая, другая для кочегаров, моющихся в ней после каждой вахты. Кроме бани для командного состава устроены ванны. Линейный корабль оборудован прачечной, сушилкой для белья, достаточным количеством умывальников и гальюнов (уборных). Пища готовится в 2 камбузах (кухнях), оборудованных плитами, паровыми котлами и всем необходимым инвентарем, включая механические мясорубки, картофелечистки и т. п. Кипяченая вода готовится в паровых самоварах большой емкости, размещенных равномерно в различных частях корабля. Для выпечки хлеба имеется хлебопекарня со складом печеного хлеба. Имеются также специальные холодные помещения — рефрижераторы, предназначенные для хранения скоропортящихся продуктов.

Для хранения предметов снабжения имеются различные кладовые: шкиперская, тросовая, машинная, минная, артиллерийская.

Корабельный и обиходный ремонт вещей личного состава производится в мастерских: механической с необходимыми станками для выполнения несложного ремонта механизмов, литейной для отливки небольших изделий, плотницкой, сапожной, швальной и др.

Теперь мы, действительно, видим, что современный линейный корабль — это настоящая плавучая крепость и «образчик искусства новейшей крупной промышленности».

1 комментарий:

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.