С. ДАНГУЛОВ
Однажды в предвечерние сумерки загубил горн.
Стремительно взвился высокий звук. В здании школы летчиков послышались
размеренные шаги. Шли будущие летчики-истребители, разведчики, бомбардиры.
В зале курсанты выстроились в одну шеренгу.
Они были одеты тщательно и строго — темносиние френчи, брюки навыпуск с голубой
прожилкой канта, широкие пояса, мягкие хромовые сапоги.
Вперед вышел начальник школы и негромким
голосом сообщил, что в штабе только что получен приказ народного комиссара
обороны о выпуске курсантов. Он развернул продолговатый лист бумаги и назвал
фамилию первого молодого командира. Строй сомкнулся, и в зале стало еще тише.
Полно и значительно прозвучала каждая из тридцати четырех фамилий выпускников.
«Где буду служить?» хотел знать каждый.
В путевке молодого командира Алексея Смирнова
было скупо обозначено: «Лейтенант А. Смирнов командируется в Н-скую часть МВО».
В этот день библиотека школы отметила
неожиданно возросший интерес к географической литературе. Выпускники,
разъезжающиеся во все концы нашей родины, хотели знать климат, рельеф,
природные богатства самых неприметных мест Алтая, Колхиды, Забайкалья, Полесья,
Приамурья, Памира.
Алексею сказали, что часть, в которой он будет
служить, дала миру Громова, Чкалова, Байдукова, Коккинаки.
Через месяц поезд мчал Алексея на север. Под
мерный стук колес он вспоминал свое детство, юность.
Детство совпало с годами войны и революции.
Маленький пастух, сын батрака, он пронес через семь лет своего безрадостного
детства надежду на то, что наступит новый день, проникнутый радостью и
счастьем.
И такой день наступил. Когда в украинских
селах большевики подняли великое знамя коллективизации, Алексей вступил в
комсомол.
С тех пор как он научился читать, неизменным
правилом его было: каждый день — книга. Он читал книги русских классиков,
американскую приключенческую литературу, читал Гюго и Стендаля, Флобера и
Бальзака, Мопассана и Франса.
Когда Алексею было двадцать лет, он окончил
рабфак. И на вопрос «кем же быть?» — ответила организация:
— Стране нужны мастера авиации. Парень такой
культуры и таких способностей, как ты, Алексей, должен быть летчиком.
Комсомол верно выбрал специальность Алексею
Смирнову. Сейчас лучше всего об этом говорит средний балл выпускных экзаменов —
4,9.
*
Авиационный городок был окружен сосновым
бором. Алексей шел по аллеям и просекам, как по музейным залам. В этом доме жил
Коккинаки. Вон за той рощей река. Там проводил свой досуг Чкалов. А вот, если
пройти по этой аллее, выйдешь к широкой бетонной дорожке, которая стала
своеобразной «дорогой славы» лучших людей авиации.
И вот однажды с аэродрома взвился одномоторный
скоростной самолет, которым управлял двадцатидвухлетний комсомолец Алексей
Смирнов. После полета Алексей впервые ощутил непосредственно и сильно, что
началась новая, замечательная жизнь. Очень хотелось сказать себе:
— Вот ты и летчик, Леша...
И, словно подслушан мысли Алексея, командир
звена истребителей Анатолий Серов громко сказал:
— Вы думаете, что стали уже летчиком? Нет
еще... Летчиком вы только будете.
Командир знакомит экипаж с полученным заданием. |
В замечании этом чувствовался голос настоящего
учителя, строгого и требовательного.
И замечательный мастер истребительной авиации
Анатолий Серов принялся помогать молодому лейтенанту. Он следил за тем, как
стартует на скоростной машине Алексей. Самолет срывался с места и, взрывая
снег, пересекал аэродром, а Серов бежал за машиной. Человек пробивался сквозь
снежный вихрь, стараясь уследить, насколько точно взлетел самолет. Через час,
сбрасывая с себя меховой комбинезон, Алексей спрашивал командира:
— Что заметили, товарищ Серов?
Командир доволен, но отвечает шуткой:
— Ошибку заметил! Полтора градуса влево. Чище
надо работать, молодой человек.
Летчик Серов работал точно, тщательно,
осмотрительно и требовал такой же работы от Алексея.
Как ни сложна работа летчика, ведущего
бомбардировщик, разведчик, штурмовик, он все же на самолете не один. Там есть
штурман, техник, а подчас и стрелок, и радист. А летчик-истребитель работает на
одноместной скоростной машине, где больше никого нет. Он обязан быть не только
высоким мастером техники пилотирования, но и отличным стрелком и хорошим
штурманом.
*
Летчики-истребители, по существу, целятся не
пулеметом, а всей машиной. Чтобы в совершенстве овладеть искусством воздушной
стрельбы, молодому летчику полезно «сразиться» в воздухе с мастером. Против
Алексея вылетел истребитель, только на днях «сбивший» самого командира отряда.
Самолеты-истребители над аэродромом. |
Самолеты появились в различных концах
аэродрома и решительно пошли навстречу друг другу. Стремительно набрав высоту,
противник зашел в хвост самолету Алексея и обратил молодого летчика в бегство.
Пытаясь увернуться, Алексей набирал высоту и мгновенно ее терял, он уходил в
гору и резко сворачивал в сторону. Но «противник» был неотступен. Он
предугадывал маневры молодого летчика и мчался за машиной Алексея, будто был
привязан к ее хвосту. В действительной борьбе машина Алексея давно бы оказалась
сраженной. Потеряв надежду уйти, Смирнов свернул и пошел на посадку. Товарищи
посоветовали отдохнуть, восстановить в памяти всю картину боя и вновь начать
борьбу.
Алексей шел в бой и возвращался на посадку
второй и третий раз «битым». Обдумывая причину успеха своего товарища, он
понял, что тот стреляет отлично потому, что он более искусно владеет
пилотированием скоростной машины. И никогда Алексею не было так ясно, как
сейчас, что искусство высшего пилотажа — это не цирковая акробатика, а могучее
смертоносное оружие бойца.
В свое время нашу страну облетела весть о
прекрасной фигурной работе пятерки скоростных самолетов. Летчики знаменитой
скоростной пятерки овладевали искусством высшего пилотажа в этой же части и на
этом же аэродроме, где был и Алексей Смирнов.
Наблюдая за тем, как готовится каждый их
полет, Алексей понял, что мастерство высшего пилотажа требует особо тщательной
подготовки самолета перед полетом. Смирнов наблюдал за работой техника и
моториста своего самолета — Николая Серебрякова и Ивана Стогова. Оба они были
рослые и широкоплечие. Получив задание подготовить машину к полету, они брались
за работу с жадностью, свойственной людям, влюбленным в свое дело.
У корректного и пунктуального Николая
Серебрякова были глаза мастера, которые в сложном механизме мотора видели то,
чего не замечали другие.
Техник Николай Серебряков. |
Моторист Иван Стогов пришел на аэродром из
деревни и был определен в пожарную команду. То, что он увидел на аэродроме,
ошеломило его и увлекло. Через короткий срок Стогов стал мотористом, так и не
ощутив вкуса к работе пожарника.
Часто Алексей спрашивал себя:
— Можно такому экипажу доверить машину, жизнь?
И неизменно отвечал:
— Можно!
И с еще большим воодушевлением принимался за
работу. Алексей освоил одну за другой фигуры высшего пилотажа, а потом снова
взялся за воздушную стрельбу. И результаты оказались уже иными. Летчик
почувствовал, что он слит с машиной, способен заставить машину подчиниться
своей воле, выполнить каждое свое желание. Встретившись снова с «противником»,
он залетел ему в хвост и заставил уходить до тех пор, пока не иссяк запас
бензина. Освоив воздушную стрельбу, Алексей принялся за изучение стрельбы с
самолета по земным мишеням. Результаты также вскоре оказались хорошими.
В части увидели, что созрел летчик, способный
не только на учебные и тренировочные полеты, но и на испытательные.
Алексею начали поручать испытание новейших
самолетов — с воздушной радиостанцией, потом с гирокомпасом, затем с
автоштурманом.
Летчик с воодушевлением принялся за новое дело. И он овладел этим делом так же хорошо, как искусством высшего пилотажа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий