Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

23 февраля 2024

Стальные крылья | ТМ 1938-10

Стальные крылья
С. ДАНГУЛОВ

Однажды в предвечерние сумерки загубил горн. Стремительно взвился высокий звук. В здании школы летчиков послышались размеренные шаги. Шли будущие летчики-истребители, разведчики, бомбардиры.

В зале курсанты выстроились в одну шеренгу. Они были одеты тщательно и строго — темносиние френчи, брюки навыпуск с голубой прожилкой канта, широкие пояса, мягкие хромовые сапоги.

Вперед вышел начальник школы и негромким голосом сообщил, что в штабе только что получен приказ народного комиссара обороны о выпуске курсантов. Он развернул продолговатый лист бумаги и назвал фамилию первого молодого командира. Строй сомкнулся, и в зале стало еще тише. Полно и значительно прозвучала каждая из тридцати четырех фамилий выпускников.

«Где буду служить?» хотел знать каждый.

В путевке молодого командира Алексея Смирнова было скупо обозначено: «Лейтенант А. Смирнов командируется в Н-скую часть МВО».

В этот день библиотека школы отметила неожиданно возросший интерес к географической литературе. Выпускники, разъезжающиеся во все концы нашей родины, хотели знать климат, рельеф, природные богатства самых неприметных мест Алтая, Колхиды, Забайкалья, Полесья, Приамурья, Памира.

Алексею сказали, что часть, в которой он будет служить, дала миру Громова, Чкалова, Байдукова, Коккинаки.

Через месяц поезд мчал Алексея на север. Под мерный стук колес он вспоминал свое детство, юность.

Детство совпало с годами войны и революции. Маленький пастух, сын батрака, он пронес через семь лет своего безрадостного детства надежду на то, что наступит новый день, проникнутый радостью и счастьем.

И такой день наступил. Когда в украинских селах большевики подняли великое знамя коллективизации, Алексей вступил в комсомол.

С тех пор как он научился читать, неизменным правилом его было: каждый день — книга. Он читал книги русских классиков, американскую приключенческую литературу, читал Гюго и Стендаля, Флобера и Бальзака, Мопассана и Франса.

Когда Алексею было двадцать лет, он окончил рабфак. И на вопрос «кем же быть?» — ответила организация:

— Стране нужны мастера авиации. Парень такой культуры и таких способностей, как ты, Алексей, должен быть летчиком.

Комсомол верно выбрал специальность Алексею Смирнову. Сейчас лучше всего об этом говорит средний балл выпускных экзаменов — 4,9.

*

Авиационный городок был окружен сосновым бором. Алексей шел по аллеям и просекам, как по музейным залам. В этом доме жил Коккинаки. Вон за той рощей река. Там проводил свой досуг Чкалов. А вот, если пройти по этой аллее, выйдешь к широкой бетонной дорожке, которая стала своеобразной «дорогой славы» лучших людей авиации.

И вот однажды с аэродрома взвился одномоторный скоростной самолет, которым управлял двадцатидвухлетний комсомолец Алексей Смирнов. После полета Алексей впервые ощутил непосредственно и сильно, что началась новая, замечательная жизнь. Очень хотелось сказать себе:

— Вот ты и летчик, Леша...

И, словно подслушан мысли Алексея, командир звена истребителей Анатолий Серов громко сказал:

— Вы думаете, что стали уже летчиком? Нет еще... Летчиком вы только будете.

Командир знакомит экипаж с полученным заданием.
Командир знакомит экипаж с полученным заданием.

В замечании этом чувствовался голос настоящего учителя, строгого и требовательного.

И замечательный мастер истребительной авиации Анатолий Серов принялся помогать молодому лейтенанту. Он следил за тем, как стартует на скоростной машине Алексей. Самолет срывался с места и, взрывая снег, пересекал аэродром, а Серов бежал за машиной. Человек пробивался сквозь снежный вихрь, стараясь уследить, насколько точно взлетел самолет. Через час, сбрасывая с себя меховой комбинезон, Алексей спрашивал командира:

— Что заметили, товарищ Серов?

Командир доволен, но отвечает шуткой:

— Ошибку заметил! Полтора градуса влево. Чище надо работать, молодой человек.

Летчик Серов работал точно, тщательно, осмотрительно и требовал такой же работы от Алексея.

Как ни сложна работа летчика, ведущего бомбардировщик, разведчик, штурмовик, он все же на самолете не один. Там есть штурман, техник, а подчас и стрелок, и радист. А летчик-истребитель работает на одноместной скоростной машине, где больше никого нет. Он обязан быть не только высоким мастером техники пилотирования, но и отличным стрелком и хорошим штурманом.

*

Летчики-истребители, по существу, целятся не пулеметом, а всей машиной. Чтобы в совершенстве овладеть искусством воздушной стрельбы, молодому летчику полезно «сразиться» в воздухе с мастером. Против Алексея вылетел истребитель, только на днях «сбивший» самого командира отряда.

Самолеты-истребители над аэродромом.
Самолеты-истребители над аэродромом.

Самолеты появились в различных концах аэродрома и решительно пошли навстречу друг другу. Стремительно набрав высоту, противник зашел в хвост самолету Алексея и обратил молодого летчика в бегство. Пытаясь увернуться, Алексей набирал высоту и мгновенно ее терял, он уходил в гору и резко сворачивал в сторону. Но «противник» был неотступен. Он предугадывал маневры молодого летчика и мчался за машиной Алексея, будто был привязан к ее хвосту. В действительной борьбе машина Алексея давно бы оказалась сраженной. Потеряв надежду уйти, Смирнов свернул и пошел на посадку. Товарищи посоветовали отдохнуть, восстановить в памяти всю картину боя и вновь начать борьбу.

Алексей шел в бой и возвращался на посадку второй и третий раз «битым». Обдумывая причину успеха своего товарища, он понял, что тот стреляет отлично потому, что он более искусно владеет пилотированием скоростной машины. И никогда Алексею не было так ясно, как сейчас, что искусство высшего пилотажа — это не цирковая акробатика, а могучее смертоносное оружие бойца.

В свое время нашу страну облетела весть о прекрасной фигурной работе пятерки скоростных самолетов. Летчики знаменитой скоростной пятерки овладевали искусством высшего пилотажа в этой же части и на этом же аэродроме, где был и Алексей Смирнов.

Наблюдая за тем, как готовится каждый их полет, Алексей понял, что мастерство высшего пилотажа требует особо тщательной подготовки самолета перед полетом. Смирнов наблюдал за работой техника и моториста своего самолета — Николая Серебрякова и Ивана Стогова. Оба они были рослые и широкоплечие. Получив задание подготовить машину к полету, они брались за работу с жадностью, свойственной людям, влюбленным в свое дело.

У корректного и пунктуального Николая Серебрякова были глаза мастера, которые в сложном механизме мотора видели то, чего не замечали другие.

Техник Николай Серебряков.
Техник Николай Серебряков.

Моторист Иван Стогов пришел на аэродром из деревни и был определен в пожарную команду. То, что он увидел на аэродроме, ошеломило его и увлекло. Через короткий срок Стогов стал мотористом, так и не ощутив вкуса к работе пожарника.

Часто Алексей спрашивал себя:

— Можно такому экипажу доверить машину, жизнь?

И неизменно отвечал:

— Можно!

И с еще большим воодушевлением принимался за работу. Алексей освоил одну за другой фигуры высшего пилотажа, а потом снова взялся за воздушную стрельбу. И результаты оказались уже иными. Летчик почувствовал, что он слит с машиной, способен заставить машину подчиниться своей воле, выполнить каждое свое желание. Встретившись снова с «противником», он залетел ему в хвост и заставил уходить до тех пор, пока не иссяк запас бензина. Освоив воздушную стрельбу, Алексей принялся за изучение стрельбы с самолета по земным мишеням. Результаты также вскоре оказались хорошими.

В части увидели, что созрел летчик, способный не только на учебные и тренировочные полеты, но и на испытательные.

Алексею начали поручать испытание новейших самолетов — с воздушной радиостанцией, потом с гирокомпасом, затем с автоштурманом.

Летчик с воодушевлением принялся за новое дело. И он овладел этим делом так же хорошо, как искусством высшего пилотажа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.