Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

25 февраля 2024

Артиллеристы | ТМ 1938-10

Артиллеристы
И. ФРЕЙБЕРГ, Фото автора

В это утро Василий Шитов проснулся задолго до подъема. Беспокойная мысль терзала его со вчерашнего вечера. После учения вернулись в лагери поздно, ствол орудия чистили уже в сумерках, и как вычистили — трудно сказать.

Конечно, он уверен в своих бойцах, но все же... С нетерпением ждал Шитов сигнала подъема. Наконец заиграл горнист.

Бойцы в трусиках выбегали из палаток, раскинутых в сосновом бору, и быстро строились на передней линейке. Короткая команда — и вот фигуры красноармейцев замелькали в беге среди деревьев по дороге к озеру. Здесь на лужайке проводится утренняя физкультурная зарядка.

Шитов вместе со своими бойцами выполняет все упражнения, но взгляд его то и дело косится в сторону артиллерийского парка. Там под брезентовыми чехлами молча стоят грозные орудия. И среди них — второе справа в первом ряду — его, Шитова, орудие. Шитову кажется, что сегодня время тянется необычайно медленно.

горнист играет подъем

После зарядки идет умывание, завтрак. Потом бойцы выстраиваются для утреннего осмотра. Шитов тщательно осматривает каждого бойца, проверяет, достаточно ли затянут ремень, у всех ли чистые белые воротнички, хорошо ли вычищены сапоги. Он знает, что от личной аккуратности и опрятности бойцов во многом зависит боеспособность части. Недаром здесь, в лагерях, такая строгая чистота, такие старательно подметенные дорожки и ровно выложенная линейка. Вся обстановка лагерей, весь режим воспитывают в бойце точность действий, дисциплину, культуру.

Рассвет. Крепким, но чутким сном спят артиллеристы. В лагерях тишина.
Рассвет. Крепким, но чутким сном спят артиллеристы. В лагерях тишина.

Но вот горнист играет подъем, и разом оживают палатки.
Но вот горнист играет подъем, и разом оживают палатки.

На просторной лужайке у озера бойцы выполняют физкультурные упражнения.
На просторной лужайке у озера бойцы выполняют физкультурные упражнения.

После умывания идут в столовую. Здесь их ждет сытный горячий завтрак.
После умывания идут в столовую. Здесь их ждет сытный горячий завтрак.

А после завтрака начинается подготовка к утреннему осмотру.
А после завтрака начинается подготовка к утреннему осмотру.

И вот наступил утренний осмотр. Командир орудия тщательно осматривает каждого своего бойца.
И вот наступил утренний осмотр. Командир орудия тщательно осматривает каждого своего бойца.

*

Но вот закончился и осмотр. Шитов стоит наконец у своего орудия. Он бережно снимает чехлы, открывает замок, заглядывает в ствол, и лицо командира орудия расплывается в улыбку. Как всегда, все в полном порядке. Ствол сверкает безукоризненной чистотой. Пусть приходят бойцы и командиры соседнего расчета, с которыми соревнуется его расчет, пусть проверяют! Шитов спокоен. Еще некоторое время стоит он у своего орудия, осматривает замок, прицельное приспособление, инструмент. Но вот раздается сигнал «приступить к занятиям». Шитов возвращается к своим бойцам.

Весь расчет уже. собрался для занятий. В «классе» много света и воздуха. Неудивительно: над головой тихо шуршат мохнатые ветви сосен. Занятия, как и вся лагерная жизнь, протекают на открытом воздухе.

Политзанятие ведет командир огневого взвода лейтенант Левашов. Он входит, Шитов командует: «Встать!» и рапортует командиру о том, что расчет в полном сборе. Занятия начинаются.

Политическая подготовка бойца — это его второе оружие. Она неотделима от боевой техники. Ненависть к врагам, беззаветная любовь к родине, искусное владение боевым оружием, смелость, мужество, отвага, все те замечательные качества, которые воспитывает Красная армия, — все это зиждется на политической сознательности красноармейца. В этом сила и непобедимость Красной армии, в этом ее непоколебимое могущество. Вот почему здесь так много внимания уделяется политической подготовке бойца.

Начинается следующий урок — «материальная часть орудия». Для того чтобы громить врага, надо хорошо знать все механизмы орудия, назначение каждой части в отдельности и ясно представлять взаимодействие всех частей в целом. Вот, например, лафет. Он выполняет многообразные функции. Лафет в походе — простая тележка, несущая на себе ствол орудия. Лафет на огневой позиции — это уже станок, снабженный точным оптическим прицелом — панорамой. Лафет в момент выстрела — надежный амортизатор, поглощающий страшный удар отдачи.

— Запомните, — говорит лейтенант, — сила взрыва делится как бы на две части: одна толкает снаряд вперед, другая ударяет в обратную сторону — в лафет. Эта люлька, наполненная особой жидкостью и сжатым воздухом, как раз и поглощает силу отдачи...

Артиллеристы чистят свое боевое имущество и снаряжение.
Артиллеристы чистят свое боевое имущество и снаряжение.

Но вот горнист играет сигнал «приступить к занятиям» орудийный расчет с книжками и тетрадками располагается в своем «лесном» классе. Начинается политподготовка.
Но вот горнист играет сигнал «приступить к занятиям» орудийный расчет с книжками и тетрадками располагается в своем «лесном» классе. Начинается политподготовка.

Бойцы изучают огневое дело.
Бойцы изучают огневое дело.

*

Так идет урок за уроком. Бойцы изучают самые разнообразные предметы. Изучение материальной части орудия сменяется строевой подготовкой, потом следует тактика артиллерии, огневое дело...

Внимательно слушают бойцы своего командира. Артиллерист должен знать много вещей. Надо знать, когда и в каких случаях применяются те или иные снаряды. Нужно знать и дальность полета снаряда, и вес его, и разрушительную силу. Одна и та же граната в зависимости от установленного в ней взрывателя может быть и фугасной, то есть разрываться глубоко под землей, поражая укрепления и окопы противника, может быть и осколочной, бьющей по живой силе противника на поверхности земли.

Само орудие также может выполнять различные задачи. Можно бить врага с закрытых позиций, и можно стрелять прямой наводкой. При стрельбе прямой наводкой требуется исключительная выдержка, спокойствие и в то же время быстрая, четкая работа всего орудийного расчета. Стрельба с открытой огневой позиции наносит противнику наиболее сокрушительные потери. Но малейшее промедление со стороны орудийного расчета может стать для него роковым, так как он сам превратится в мишень для врага. В условиях боя счет времени ведется на секунды. Здесь должна быть безукоризненная, стахановская работа.

*

Начинаются занятия по физподготовке. Бойцы выстраиваются и идут к озеру. На дощатом помосте у воды они быстро раздеваются и взбегают на вышку. Вот одно за другим мелькают в воздухе бронзовые тела красноармейцев и исчезают на мгновение в глубине озера. Некоторые бойцы плывут с гранатами. Они сдают норму на значок ГТО. А ведь многие из них несколько месяцев назад совсем не умели плавать!

Занятия кончаются. С песнями возвращаются артиллеристы в свои палатки. Сигнал горниста зовет их к обеду.

После обеда красноармейцы группами собираются у ленуголков. Политрук делает краткую информацию о международном положении. Сегодня речь идет о новой провокации японской военщины. Бойцы возмущены.

Шитов думает: почему он сейчас не на дальневосточной границе? Со своим орудием, со своим комсомольским расчетом он учинил бы японским бандитам полнейший расчет. Знали бы они, как соваться со своим свиным рылом на советскую землю!

*

Наступает мертвый час. Бойцы расходятся по палаткам. Становится тихо. Только легкий ветер едва колышет полы палаток да шумит в ветвях.

Шитову мерещится Дальний Восток. Пограничная застава... Невольно начинает он думать, как бы сам действовал в боевой обстановке.

Внезапно — тревога. Мигом поднимается весь комсомольский расчет командира Шитова. Строем бегут в артпарк. Быстро готовят свое орудие к выходу. Каждый боец захватывает то, что ему положено. Орудие выводится из парка и следует в указанном направлении. Издали уже доносятся глухие раскаты артиллерийской стрельбы. Лейтенант Левашев вызывает Шитова, и они вместе с вычислителями отправляются в огневой разъезд.

Бойцы еще раз проверяют все приборы. Огневой разъезд вскоре возвращается. Бойцы выстраиваются, и лейтенант сообщает, что японские части атаковали пограничную заставу и заняли высоту 120. Лейтенант коротко сообщает, какие операции ведутся сейчас на фронте, где находится противник, где красноармейские части и кого будет поддерживать данная батарея. Он приказывает командиру орудия занять к 9.00 огневую позицию на опушке леса, что северо-восточнее озера Безыменного.

— Буссоль 56-00!

Шитов отдает команду, и расчет вместе с орудием продолжает движение. Вот и огневая позиция.

Быстро расставив буссоль, командир орудия указывает направление стрельбы и командует: «К бою!» Моментально подскакивают к орудию номера расчета. Они действуют спокойно и уверенно, словно находятся на самых обычных занятиях. А ведь снаряды разрываются совсем недалеко!

Снимаются чехлы, разъединяется хобот орудия от передка, и орудие из походного положения переводится в боевое. Под колеса укладываются сплетенные из прутьев маты, чтобы при отдаче колеса не врезались в землю. Все работают быстро и четко, понимая важность момента

Правильный Саганов и его помощник Ключник уже выкопали канавку, уложили в нее брус, опустили на него задний конец лафета. При отдаче лафет своим сошником упрется в брус и не уйдет в землю. Наводчик Волынец укрепил панораму. Правильный вместе с помощником поворачивают хобот орудия в направлении стрельбы. Ящичный Облов и установщик Бурлаков подготовили снаряды. Как раз в этот момент подбежал связист. Он доложил, что связь с командиром батареи установлена.

— Командиру батареи! Батарея готова! — обращается лейтенант к связисту.

И связист по телефону докладывает:

— Батарея готова!

Проходит несколько томительных секунд. Японские снаряды рвутся уже совсем близко. Но вот командир батареи подготовил данные, и связист у телефона повторяет слова команды, идущей с наблюдательного пункта:

— По батарее!

— Гранатой!

— Взрыватель осколочный!

— Заряд третий!

— Буссоль 58-00!

— Уровень 30-00!

— Прицел 68!

— Основному!

— Огонь!!!

Команда подхватывается на лету всем расчетом. Каждый боец выполняет то, что относится непосредственно к нему.

Наводчик сделал наводку, заряжающий с силой вогнал снаряд в казенную часть дула и вслед положил гильзу с мешочками пороха. Наводчик еще раз проверил установки, которые могли сбиться при заряжании.

«Ну, самураи, — думает Шитов, — получайте расчет».

И громко командует:

— Орудие!

Наводчик дергает спусковой шнурок. Раздается оглушительный выстрел. От страшного толчка орудие сильно вздрагивает, чуть подпрыгивая в воздухе.

Снова команда:

— Орудие!

И снова грохочущий выстрел. Шитову хочется знать, куда попал снаряд, хочется чтобы его снаряд разметал в прах неприятельскую батарею. Выстрел следует за выстрелом. Японская батарея умолкает. Лица бойцов возбуждены.

— Заглохли, сволочи!..

Тревога!.. Бойцы выстраиваются у своего орудия. Командир объявляет боевую задачу.
Тревога!.. Бойцы выстраиваются у своего орудия. Командир объявляет боевую задачу.

...Быстро выходят бойцы на огневую позицию, устанавливают свое орудие...
...Быстро выходят бойцы на огневую позицию, устанавливают свое орудие...

...Каждый номер расчёта выполняет то, что ему положено. Проходят секунды, и орудие готово открыть огонь.
...Каждый номер расчёта выполняет то, что ему положено. Проходят секунды, и орудие готово открыть огонь.

Заряжающий с силой вгоняет снаряд в казенную часть дула...
Заряжающий с силой вгоняет снаряд в казенную часть дула...

Наводчик еще раз проверяет наводку орудия. Все правильно. Теперь можно открывать огонь.
Наводчик еще раз проверяет наводку орудия. Все правильно. Теперь можно открывать огонь.

*

И вдруг раздается сигнал. Что такое — отбой? Почему отбой? Шитов прислушивается, открывает глаза. Горнист играет подъем. Мертвый час окончился. «Но так могло быть и в действительности», думает Шитов, выходя из палатки.

*

Начинается вторая половина красноармейского дня. После занятий наступают часы досуга. Книги, шашки, шахматы, волейбол, биллиард, музыкальные инструменты — все к услугам бойцов. Работают танцевальные кружки, хоровые, джаз, духовой оркестр.

На летней сцене выступают самодеятельные коллективы. И среди них не на последнем месте комсомольский расчет командира Шитова...

А после учебных часов начинается красноармейский досуг.
А после учебных часов начинается красноармейский досуг.

В часы физподготовки. Мелькают в воздухе бронзовые тела красноармейцев и исчезают на мгновенье в глубине озера.
В часы физподготовки. Мелькают в воздухе бронзовые тела красноармейцев и исчезают на мгновенье в глубине озера.

*

Яркой, полнокровной жизнью живут артиллерийские лагери.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.