Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

26 декабря 2023

Микролитражные самолеты | ТМ 1938-08/09

Микролитражные самолеты
27 мая 1938 г. авиамодель, сконструированная и сделанная советским авиамоделистом-техником т. Зюриным, пролетела 21857 м, поставив международный рекорд дальности полета по прямой.

Это достижение показывает громадный путь, который проделан советским авиамоделизмом. Авиамодели, которые еще несколько лет назад были похожи на примитивные летающие игрушки, превратились в подлинные микролитражные самолеты, мало чем отличающиеся от настоящих самолетов. Если поставить снимок современной авиамодели и рядом с ним снимок аналогичного по конструкции самолета, то неискушенный зритель вряд ли сразу найдет между ними разницу. Но сходство это не только внешнее. Если снять материю, которой обтянут «скелет» модели, то можно убедиться, что по сложности и тонкости конструкции современная авиамодель тоже мало чем отличается от самолета.

Прежде чем приступить к постройке авиамодели, ее тщательно рассчитывают и проектируют. Исходя из назначения модели, определяют ее формы, мощность мотора, форму винта, запасы топлива. В некоторых случаях модель даже «продувают», т. е. подвергают испытаниям в аэродинамической трубе, чтобы проверить правильность расчетов.

«Скелет» авиамодели по сложности и тонкости своей конструкции мало чем отличается от «скелета» большого самолета.
«Скелет» авиамодели по сложности и тонкости своей конструкции мало чем отличается от «скелета» большого самолета.

Главное конструктивное отличие авиамодели от самолета заключается в том, что модель не имеет органов управления: управлять ею в полете все равно некому. Как же летает модель, почему она может так долго держаться в воздухе? Полезно напомнить, что в правильно сконструированном и рассчитанном самолете пилот может отпустить все рычаги управления, и самолет будет лететь по прямой, пока действие какой-либо внешней силы, например сильного ветра, не выведет его из этого пути. Но даже и выведенный из равновесия, самолет, если он только правильно сконструирован, стремится вернуться в положение нормального полета.

Иногда модель все же снабжается органами управления. Это делается в тех случаях, когда желают заставить ее проделывать в воздухе различные фигуры или лететь по заданному маршруту. В таких случаях ставят прибор, автоматически меняющий в заранее заданный момент направление полета. Так можно заставить модель делать даже фигуры высшего пилотажа. Сейчас уже ведутся опыты по управлению такими моделями при помощи радио.

По своей конструкции модели разбиваются на две основные группы: копии с существующих типов самолета и индивидуальные модели, формы и конструкции которых подбираются, исходя из назначения. Такие оригинальные модели будут отличаться друг от друга в зависимости от того, построена ли модель для полета на высоту или на дальность, на скорость или на продолжительность.

На заре авиамоделизма основным двигателем моделей был резиновый мотор. Это — пучок резиновых нитей, который одним концом зацеплялся за винт, а другим — за противоположный конец фюзеляжа. Для запуска модели с резиновым мотором надо сначала закрутить пропеллер. При отпускании винта резина, раскручиваясь, вращает винт.

Такой резиновый мотор может работать только с небольшой мощностью и короткое время. Дальность полета модели с резиновым мотором не превышает 1—2 км. Сейчас резина в качестве двигателя для модели применяется лишь начинающими моделистами.

Чтобы увеличить дальность полета, моделисты стали применять другие, более совершенные источники силы, как, например, пневматический двигатель или маленькую паровую машину. Однако и эти двигатели имеют крупные недостатки и не пользуются большими симпатиями авиамоделистов.

Наилучшим двигателем для летающих авиамоделей, так же, как и для самолетов, в наше время является бензиновый мотор. Даже небольшой бензиновый мотор весом в 100—200 г может развивать мощность до 0,2 л. с., т, е. выполнять работу одного-двух человек.

Миниатюрный моторчик весом в 100—200 г может развивать мощность в 0,2 л. с., т. е. выполнять работу одного-двух человек.
Миниатюрный моторчик весом в 100—200 г может развивать мощность в 0,2 л. с., т. е. выполнять работу одного-двух человек.

Один из первых бензиновых моторов для авиамодели был построен в 1912 г. известным конструктором авиамотора «АМ-34» т. А. А. Микулиным, который тогда был еще студентом. Этот мотор испытывался в Москве в университетской лаборатории под руководством «отца русской авиации» профессора Н. Е. Жуковского.

Большинство современных авиамодельных двигателей работает по так называемому двухтактному принципу. Весь рабочий процесс в этих моторах протекает за два хода поршня, или за один оборот коленчатого вала. Для смазки моделей к бензину добавляется 15—20% масла. Таким образом, отпадает необходимость устройства масляных помп, маслопроводов, баков и т. д.

Современные авиамодельные моторы, несмотря на свои малые размеры и вес, отличаются большой «быстроходностью». Число их оборотов доходит до 5 тыс. в минуту. Они расходуют очень небольшое количество горючего. Модельный моторчик мощностью в 0,1 л. с. расходует за час непрерывной работы с полной нагрузкой всего 50 г бензина. Модели с такими моторами поднимаются на высоту до 1 тыс. м и могут пролететь десятки километров, развивая при этом скорость до 60 км в час.

Современная авиамодель — это настоящий микролитражный самолет, который может пролететь десятки километров со скоростью до 60 км в час.
Современная авиамодель — это настоящий микролитражный самолет, который может пролететь десятки километров со скоростью до 60 км в час.

Бензиновый мотор для авиамоделей в последние годы получил широкое признание. В 1936 г. в СССР было всего 5 авиамодельных бензиновых моторов, в 1937 г. их стало 50, а сейчас — не менее 1 тыс.

Многочисленная армия авиамоделистов дала нашей стране не один десяток талантливых пилотов и авиаконструкторов. Конструктор мотора «АМ-34» т. Микулин, известный авиаконструктор А. Яковлев, Герой Советского Союза полковник М. М. Громов вышли из среды авиамоделистов. В письме к участникам Всесоюзного состязания летающих авиамоделей т. Ворошилов писал: «Учитесь сейчас на моделях, а в дальнейшем ждем вас, как желанных учеников наших воздушных школ».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.