ЕВГ. ЦИТОВИЧ, Фото Л. НИКОЛАЕВА
Командир батареи, старший лейтенант Иванов
ясно различал в бинокль заданную ему цель. Это был пулемет противника, укрытый
в рощице на небольшой высоте. Несмотря на то, что пулемет был замаскирован
кустарником, в бинокль можно было различить его щит и короткие вспышки
стрельбы. Огонь пулемета мешал передовым частям наступающего батальона подойти
к речке, по противоположному берегу которой проходила оборонительная линия
противника.
Иванов наблюдал за полем боя с высоты,
обозначенной на карте цифрой 103,7. Его батарея расположилась на полкилометра
правее, за небольшой возвышенностью, которая, укрывая батарею от неприятеля,
одновременно скрывала от самой батареи все поле сражения. В таких случаях орудиям приходится
вести огонь по невидимой цели, повинуясь только тем командам, которые передает
командир батареи со своего наблюдательного пункта.
Иванов понимал, что от точности его наблюдений, от быстроты и правильности его расчетов в большой степени зависит исход боя. Каждая его ошибка может отнять драгоценное время. Пулемет нужно подавить сейчас, немедленно, пока его губительный огонь не нанес большого урона наступающей пехоте.
Удерживая себя от излишней торопливости,
Иванов поймал цель в визир буссоли, произвел на блокноте расчет и отдал первый
приказ на батарею:
— По пулемету. Гранатой. Взрыватель
осколочный. Буссоль 13-0. Уровень 30-0. Прицел 72. Первому орудию — огонь!
Расчет первого снаряда на блокноте отнимает не больше минуты. |
Расчет установок для первого выстрела не
может быть непогрешимо точным. В этом деле «аптекарская» кропотливость отнимает
время и может обойтись дороже, чем лишний, пущенный на пристрелку снаряд. Да и
нельзя рассчитать его с абсолютной точностью уже потому, что расстояние от
наблюдательного пункта до цели приходится определять приближенно по карте или
на глаз, так же, как и расстояние от пункта до своей батареи. Вот почему
первые, пристрелочные снаряды даются из одного орудия: нет смысла жечь снаряды,
посылая их из всех четырех орудий батареи.
Наблюдая в бинокль за расположением
противника, командир увидел, что первый посланный им снаряд лег правее цели. По
сетке бинокля Иванов определил отклонение в 0-40 делений угломера. При таком
боковом отклонении трудно было судить о том, правильно ли взят прицел по
дальности, дало ли орудие недолет или перелет. Надо было отправить второй
снаряд с тем же прицелом, но по другому углу направления.
Иванов произвел быстрый перерасчет. С
наблюдательного пункта угол доворота составлял 0-40 делений угломера, но для
батареи, расположенной в большем удалении от цели, нужно довернуть орудия не на
0-40 делений, а на иной угол. Вычислив тригонометрически эту поправку, Иванов
определил угол доворота в 0-30 делений и передал на батарею вторую команду.
Второй снаряд лег почти на прямой линии от
наблюдательного пункта к цели, с небольшим отклонением вправо.
Теперь было ясно видно, что он послан со
значительным недолетом. Угол направления был почти правилен, оставалось лишь
найти прицел по дальности. Иванов торопился захватить цель в «артиллерийскую
вилку». Для этого надо было послать еще один снаряд с заведомым перелетом и,
постепенно суживая эту вилку, поймать и подавить, наконец, пулеметное гнездо
противника.
Вместо прежнего прицела по дальности 72
Иванов скомандовал новый прицел — 80. Такую разность прицела в восемь делений
артиллеристы называют «широкой вилкой», она соответствует расстоянию 400 м. Но,
перенося огонь вперед по дальности, нужно в то же время учесть и боковую
поправку по угломеру, тем более, что предыдущий снаряд лег несколько правее
цели. Иванов приказал взять угломер на 0-12 делений левее.
Результат оказался самый неожиданный.
Иванов с удивлением отметил, что снаряд упал левее цели на 0-30 делений.
Боковое отклонение было так велико что снова нельзя было судить, захвачена ли
цель в восьмиделенную вилку по дальности.
— В чем дело? — проверяя в блокноте расчет,
пробормотал Иванов. — Я же рассчитывал лишь немного левее, на самую цель...
И тут же Иванов превратился из командира
батареи в слушателя академии выполняющего учебное задание. Боевые действия
прекратились. За своей спиной Иванов услышал глухой рокот голосов:
— Вот и неверно.
Сбился. Доворот не в ту сторону. Ведь батареи у тебя справа...
Следя за выполнением задания с циркулями и биноклями в руках, слушатели проверяют расчеты своего товарища. |
Его товарищи,
сидя за столами, проверяли в тетрадях правильность расчетов. Руководитель
группы, ведущий занятие, подошел с мелом к классной доске и начал объяснять, в
чем заключалась ошибка.
...Все описанное
выше — один из эпизодов, какие часто происходят на занятиях по кафедре
артиллерии в Военной академии РККА им. Фрунзе. Однако, спросит читатель, причем
же тут бинокли, буссоли, пулеметный огонь, речки, рощи, падающие снаряды? Всю
эту боевую обстановку слушатели, сидящие в классе, не только представляют в
своем воображении, — все это они видят воочию перед собой, правда, в миниатюре.
Сама классная комната, в которой происходят занятия по артиллерии, так и
называется «электрифицированный миниатюр-полигон».
Как же устроен
этот учебный полигон и как с его помощью проводятся практические занятия по
стрельбе?
Большая классная
комната как бы разделена на две части. Одна ее часть ничем не отличается от
обычного класса. Те же школьные парты, чернильницы, скамейки, классная доска,
только различные приборы на столах да бинокли в руках слушателей указывают на
то, что здесь происходят не совсем обычные занятия. Полигон начинается в
двух-трех шагах от передней парты. Сначала он располагается прямо по паркету
классной комнаты. Это так называемое «маневренное поле», на котором
располагаются наблюдательные пункты и батареи. С помощью условных обозначений,
принятых для всех военных карт, на паркете в масштабе 1:500 изображен целый
участок фронта. Каждый шаг по этому паркету соответствует полукилометровой
прогулке по пересеченной местности. Здесь встречаются реки (голубые линии),
поселки (черные прямоугольники), деревья (зеленые кружочки), высоты (кружки с
цифрами отметок), болота (синие штрихи), мосты, дороги, рощи, кустарники... В
зависимости от заданной обстановки боя слушатель выбирает на этой фронтовой
полосе подходящую высоту для наблюдательного пункта и устанавливает здесь
артиллерийскую буссоль, такую же, какая употребляется в действительной боевой
обстановке.
Маневренное поле,
обозначенное на паркете, соответствует примерно 8 км протяжения. Дальше
начинается так называемый простреливаемый рельеф, т. е. участок, занятый
неприятелем, куда надо направлять огонь артиллерии. На некоторой высоте от пола
стену перерезает широкая щель ниши, за которой, как за окном, видны холмы,
здания, перелески... Этот простреливаемый рельеф представляет собой
непосредственное продолжение маневренного поля, нарисованного на паркете,
только здесь все представлено уже не в виде условно нарисованных значков, а в
виде макета и движущихся электрифицированных моделей.
Макет полигона
создает полную иллюзию действительности. Масштабы всех предметов соразмерены с
учетом расстояния. Слушатели видят леса, холмы, здания так, как если бы они
видели их в действительности с расстояния приблизительно в 10 км. Для более
тщательного наблюдения слушатели, сидя за партой, рассматривают панораму
полигона в бинокль.
Так же
соразмерены на полигоне и все движения. По рельсам идет крохотный бронепоезд.
Он проходит от одной станции до другой во столько времени, во сколько прошел бы
соответствующий путь настоящий бронепоезд. Модели самолетов пересекают по
проволоке полигон за столько секунд, за сколько боевые машины пролетели бы над
таким полем в действительности. Строчат пулеметы (слышен даже треск их залпов);
сверкают вспышки укрытых батарей; загорается здание станции; из окопов
выскакивают группы пехоты; на горизонте поднимается наблюдательный аэростат;
танки ползут по полю; вспыхивают условные сигнальные огни — ракеты,
предупреждающие о том, что артиллерия должна переносить огонь...
С помощью электрифицированных механизмов можно изменять обстановку боя на полигоне. Вот по рельсам идет бронепоезд... |
... движутся танки... |
Вот подымается наблюдательный аэростат... |
На полигоне
меняется не только обстановка боя, но и время дня. По заданию руководителя
группы включается то бледный, рассвет, то яркий полдень, то вечерние сумерки,
то глубокая синева ночи.
Как же
проверяется правильность расчета? Каким образом слушатель видит, куда должны
упасть снаряды, условно отправленные по его командам?
Для этой цели тут
же, в классе, установлен пульт управления огнем. У пульта садится ассистент,
помогающий руководителю проводить занятия. Полигон по своим масштабам рассчитан
на действие целого артиллерийского дивизиона, состоящего из трех батарей,
которые могут «вести огонь» как вместе, так и по отдельности. Поэтому и пульт
управления огнем состоит из трех одинаковых по устройству пюпитров. Каждый из
них снабжен небольшой картой всего полигона, по которой могут передвигаться
угломерный круг (определяющий угол направления снаряда) и линейка прицеливания
(определяющая угол возвышения, т. е. прицел по дальности). Когда слушатель,
выполняющий задание, произведет расчет, ассистент устанавливает угломерный круг
и прицельную линейку по цифрам его расчета. В зависимости от этого по той части
карты, которая изображает рельеф прицеливания, передвигаются две линии,
пересекающиеся наподобие осей координат. Их пересечение точно укажет на карте
то место, куда должен упасть снаряд, отправленный по переданным на пульт
установкам.
Пульт управления безошибочно показывает, насколько точно был сделан расчет. Угломерный круг и прицельная линейка дают на карте ту точку разрыва, куда должен был упасть посланный снаряд. |
Но слушатели
видят результат попадания еще наглядней. Установив угломерный круг и линейку по
заданным цифрам, сидящий за пультом товарищ нажимает рычаг, и в соответствующую
точку рельефного поля с потолка падает на тонкой нити контрольный шарик со
вспыхивающей электролампочкой, указывая место разрыва снаряда. Таким образом,
спустя несколько секунд после отдачи приказа (через столько времени, сколько
потребовалось бы батарее, чтобы навести орудие и послать снаряд) слушатель,
выполняющий задание, увидит непосредственный результат своего расчета.
Рядом с пультом
управления находится и щит, с помощью которого руководитель группы может
управлять всеми движущимися и подъемными моделями полигона.
Занятия по
кафедре артиллерии превращаются на этом полигоне в решение увлекательных задач.
При этом стрельба не отрывается от тактической обстановки. Вызывая слушателя к
буссоли, руководитель группы раскрывает перед ним непрерывно меняющуюся картину
«боя». Слушатели внимательно следит за развитием его. В любую минуту каждый из
них может тоже оказаться в роли «командира батареи».
Вернемся
несколько назад и посмотрим, как начались занятия перед тем, как слушатель
Иванов приступил к своему заданию. Прежде всего руководитель группы обрисовал
ему следующую картину боевой обстановки:
— «Красные» с
утра преодолевают сопротивление «синих», отходящих в северном направлении.
Сейчас, время — 11.00. Авангард первого стрелкового полка в составе N
батальона, взвода полковой артиллерии, NN батарей химического взвода и взвода
сапер следует по дороге через поселок MM на пункт DD и дальше на село BB,
занятое неприятелем. Авангард приближается к рубежу — речке NВN, у которой
остановлена наша передовая застава. В составе этого авангарда следует и ваша
батарея, товарищ Иванов. Подъезжая к высоте 103,7, вы были остановлены вашим
командиром взвода, который доложил, что продвижение передовой заставы
остановлено огнем артиллерии неприятеля с высоты близ деревни BB, а также и
пулеметным огнем. Вы сами видите, товарищ командир батареи, как около деревни,
на высоте, покрытой рощей, работает пулемет. Ваш наблюдательный пункт намечен
на высоте 103,7. Огневая позиция батареи расположилась правее и сзади, за
прикрывающими высотами. Вы поддерживаете первую роту, наступающую на окраину деревни
BB. Командир роты просит вас подавить пулемет, который вы сейчас наблюдаете.
Начинайте.
«Вы сами видите, товарищ командир батареи, как около деревни, на высоте, покрытой рощей, работает пулемет». |
С этого момента
слушатель Иванов приступает к выполнению задания.
— Цель понята, —
отвечает он руководителю.
Он устанавливает
буссоль точно на том месте паркета, где обозначена высота 103,7, и быстро
определяет по карте приблизительное расстояние до цели.
Буссоль установлена на высоте «103,7» |
— Ваши
телефонисты установили связь с батареей, — продолжает руководитель группы. —
Вот они ставят веху, чтобы показать вам направление на базу — от вас к батарее,
и сообщают по телефону, что при проводке кабеля размотано полторы катушки. Это
значит, что от вас до батареи примерно восемьсот метров. Все данные для наводки
имеются. Открывайте огонь.
Вся обстановка
заставляет Иванов действовать напряженно и сохранять хладнокровие. За его
спиной то же задание выполняет вся группа, следящая за каждым его движением.
Его основные данные и наметки записываются на классной доске и тут же
засекаются на пульте управления. Контрольный шарик взрыва, падающий на
полигоне, беспристрастно отмечает все его промахи.
Все это время
руководитель группы продолжает усложнять обстановку боя. Электрифицированный
полигон оживает перед глазами слушателей. То, что нельзя показать на полигоне,
руководитель дополняет словами. То он сообщает о начинающейся пехотной атаке
«красных», указывает на вспышки тяжелой батареи противника, добавляя, что
противник ведет огонь по нашим батареям и осколки снарядов уже ложатся вблизи
высоты 103,7. Но Иванов продолжает свои расчеты по пулемету, не сбиваясь на
другие цели. Он хорошо помнит обстановку в поле. Для борьбы с артиллерией противника
выделены другие батареи. Его дело — выполнять только свое задание: как можно
скорее подавить пулемет, мешающий наступлению пехоты.
И вот в эту
напряженную минуту, уже почти поймав цель в артиллерийскую вилку, Иванов
допускает ошибку и уводит снаряд далеко влево. Это — грубая ошибка, но ее
нередко совершают начинающие артиллеристы, которые еще не воспитали в себе
привычки «видеть» местность не только со своего наблюдательного пункта, но и с
точки расположения батареи. Руководитель приостанавливает «военные действия» на
полигоне и, подойдя к доске, разъясняет, почему Иванову нужно было взять
угломер вправо, а не влево, как это им было сделано.
— Что значит
такая ошибка в боевой обстановке? — говорит руководитель. — Снаряд сожжен даром. Но что еще важнее —
даром потеряно время. Наступление задерживается. Пулемет противника жив и
наносит губительный огонь нашим частям. Снаряд ушел так далеко влево, что
трудно судить о перелете, и следующий снаряд снова уйдет на пристрелку...
«Боевые действия»
на полигоне возобновляются. Иванов теряет еще один снаряд, прежде чем он
выправляет свою ошибку. Теперь он уже не забывает внимательно рассчитывать
одновременно на поправки по прицелу и по угломеру. Вот цель уже захвачена более
узкой, «четырехделенной» вилкой в пределах от 76 (недолет) до 80 (перелет).
Четыре деления соответствуют примерно 200 м на местности. Иванов снова
«половинит» вилку, устанавливает прицел на 78, «доворачивает» угломер на 0-03 и
командует «огонь».
Это — вторая
существенная ошибка. Иванов забыл скомандовать «огонь» всей батареей, т. е.
четырьмя орудиями. Теперь, когда цель была захвачена в двухделенную вилку, в
пределах 100 м пространства, наступает время бить всей батареей, так как можно
уже посылать снаряды с большой вероятностью попадания. Кроме того, для
дальнейшей, более точной наводки уже недостаточно показаний одного орудия.
Случайное рассеивание или неточность наводчика орудия может сбить расчет и
привести к неправильным выводам.
Руководитель
снова разъясняет ошибку Иванова и отмечает потерянное им время.
Но вот наконец
цель найдена. Она захвачена уже узкой и, как говорят артиллеристы,
«обеспеченной» вилкой, потому что определена не одиночным снарядом, а огнем
всей батареи. На вопрос руководителя о положении цели Иванов докладывает:
— Цель находится
в обеспеченной двухделенной вилке на прицеле 76—78. Перехожу на поражение.
И тут же
командует открыть огонь всеми орудиями:
— По два снаряда!
Прицел 77, беглый огонь.
Пулемет подавлен.
Его треск прекращается. Но задание не кончено. Обстановка боя осложняется все
больше. Руководитель сообщает Иванову, что передовые части «красных» уже
перешли реку. Теперь главные события развертываются на левом фланге. Иванов
видит в бинокль, как по полю двинулась колонна танков. Это танки «красных»,
прорвавших расположение противника. По мере их продвижения на полигоне
вспыхивают сигнальные лампочки — белая, красная, зеленая. Они отображают
условные ракеты-сигналы о переносе артиллерийского огня. Но для Иванова это
второстепенная деталь: атаку танков поддерживают другие батареи. Он получает
задание — взять под обстрел железнодорожный мост, чтобы не дать подойти к полю
боя бронепоезду противника, который уже вышел с ближайшей станции. Время
задания исчисляется минутами и секундами. Иванов переносит огонь. Он действует
теперь внимательно, быстро и спокойно.
Такое большое отклонение не дает возможности определить правильность прицела по дальности. Командир, не меняя прицела по дальности — 72, выводит снаряд на линию наблюдения. |
Теперь командир может перейти к сужению вилки... «Прицел 76. Огонь!» Снова перелет, но теперь уже незначительный. |
Вот цель уже поймана в узкую артиллерийскую вилку. Минуты, которыми ограничено время задания, подходят к концу. Вот уже из-за перелеска на полигоне появляется бронепоезд. Но еще до того, как он подходит к мосту, черный контрольный шарик разрыва падает у моста перед самым броневиком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий