Н. НЕМЧИНСКИЙ, Фото Н. ПАШИНА
Путь этот долгий и сложный. Сотни людей
принимают участие в создании каждого номера журнала: авторы, редакторы,
специалисты-консультанты, художники, фотографы, корректоры, рабочие типографии
и бумажных фабрик... Мы покажем лишь основные этапы этого пути, мы расскажем о
рождении тех страниц, которые сейчас раскрыты перед читателем
План номера обсужден. Статьи заказаны авторам. Пришли первые рукописи. Начинается кропотливая работа редактора: статью надо литературно выправить, тщательно проверить каждую цифру, каждую дату, все неясные или непонятные места в статье необходимо переработать совместно с автором или с консультантом-специалистом. Самые сложные вопросы науки и техники должны быть изложены простым и понятным языком — такова задача редактора-популяризатора. После всех редакционных исправлений статья перепечатывается начисто на пишущей машинке. Затем ее тщательно вычитывают корректоры. На первой странице, в левом верхнем углу, указывается, каким шрифтом должна быть набрана статья и на какой формат, т. е. какой ширины должны быть строчки набора. Теперь статья готова к отправке в типографию.
Статью нужно снабдить иллюстрациями. Чтобы показать, как делаются эти страницы, фотограф журнала путешествует по цехам типографии. План иллюстрирования заранее разработан оформителем журнала. Задача фотографа — наиболее наглядно и в то же время художественно сделать необходимые снимки. Но вот снимки готовы, проявлены и отпечатаны. Теперь очередь за ретушером, который должен выделить все основные детали снимка и избавить его от дефектов — различных царапин, пятен и т. л. На каждой фотографии оформитель указывает, каких размеров она должна быть на странице журнала. Художник пишет заголовок. Иллюстрации готовы к отправке в типографию.
Наша статья пришла в наборный цех. Мастер набирает ее на специальной наборной машине, называемой «линотип». После каждого удара по клавишам этой машины, напоминающим клавиши обычной пишущей машинки, из «магазина», расположенного в верхней части линотипа, выскакивает «матрица» — так называется обратное углубленное изображение требуемой буквы или знака. Составив необходимую по формату строку, мастер переводит нажимом рычага всю строку матриц к отливочной форме, около которой находится котелок с расплавленным металлом. Котелок опрокидывается, металл заполняет углубления матриц и застывает. Так отливается набранная строка. Из ряда этих строк и составляется металлическая копия нашей статьи.
Рядом с ней «гранка» — отпечаток только что набранных строк на бумаге, который делается на специальном тискальном станке. Гранки снова читаются редакторами и корректорами. На полях гранок они делают необходимые исправления и с помощью специальных условных знаков указывают найденные ошибки.
Одновременно со статьей поступил в типографию и иллюстрационный материал. Фотоцех озарился фиолетовыми вспышками дуговых фонарей. С помощью фотоаппарата необычайно большой величины переснимают все иллюстрации соответственно размерам, указанным редакцией. С негативов, дающих обратное изображение, делают отпечатки на синей бумаге и на стеклянных пластинках. На «синьках» и на пластинках, называемых диапозитивами, получается уже прямое, соответствующее оригиналу изображение. Диапозитивы тщательно ретушируются. Синьки вместе с гранками текста отправляются в редакцию.
Гранки и синьки наклеиваются на листы белой бумаги, соответствующие формату журнала. Теперь они заняли намеченные для них оформителем места. Перед нами «макет» левой страницы.
Исправленный набор расставляется в
типографии соответственно макету. Этот процесс называется «версткой».
Места, предназначенные для иллюстраций,
остаются в сверстанной странице пустыми. Сверстанная страница снова тискается
на станке и прочитывается редакторами и корректорами.
После исправления ошибок с верстки делают
оттиск на прозрачной пленке — целлофане. Шрифт страницы, тиснутый на прозрачном
целлофане, превращается в своеобразный диапозитив текста.
Одновременно в фотоцехе заканчивается
ретушь диапозитивов наших иллюстраций.
И вот на этом «монтажном столе» текст и
иллюстрации снова встречаются, но уже в виде оттисков на целлофане и
диапозитивов. Они занимают на монтажном стекле места, указанные оформителем при
расклейке макета.
Ярким светом дуговых ламп освещена
копировальная рама. В нее только что заложили стекло, на котором смонтированы
наши страницы, покрытые листом пигментной (желатиновой) бумаги. На этой бумаге,
обладающей свойствами обычной фотобумаги, после копировки останется скрытое
химическое изображение наших страниц.
«Растр» — так называется мелкая сетка, нанесенная на стекло, которую вы видите в правом углу фотографии. После первой копировки пигментную бумагу кладут на растр и делают вторичную копировку. Благодаря растру скрытое на пигментной бумаге изображение наших страниц разбивается на мельчайшие квадратики.
Это изображение нужно перевести на медный
вал. Слегка размоченную пигментную бумагу накидывают на вал и поливают горячей
водой. Покрывающий бумагу желатиновый слой переходит на вал, а вместе с ним и
разбитое на квадратики изображение наших страниц.
Вот как выглядит на валу одна из наших фотографий. Вся она разбита на отдельные, вполне изолированные друг от друга тонкими перегородками ячейки различной глубины.
Вал поливают кислотой, вытравливающей те
места, которые должны отпечататься на бумаге.
Вал установлен в печатную машину. При этом
часть его находится в «корыте» с краской. Вал приводится во вращение.
Вытравленные углубления на нем заполняются краской. Если бы в свое время мы не
разбили растром наши, страницы на квадратики, на валу не было бы углублений,
удерживающих сейчас краску, и наше изображение нельзя было бы передать на
бумагу: краска, не имея преград, разливалась бы по всему валу, Чем темнее было
то или иное место на нашем рисунке, тем меньше осталось при копировке желатина
на пигментной бумаге, тем глубже протравилось кислотой это место на медном
валу, тем больше попало краски в соответствующее углубление-квадратик и тем
темнее получится после печати соответствующее место на бумаге. Так получаются тона
и полутона изображений. Приставленный к валу нож — «ракель» (см. стрелки) —
скользит по его поверхности и снимает лишнюю краску, оставляя ее только в
углублениях-квадратиках.
Над медным валом проходит лента ролевой бумаги. Соприкасаясь с ней, вал отпечатывает на бумаге текст и рисунки.
На каждый номер нашего журнала уходит 18 т такой бумаги. Если бы эти рулоны развернуть и соединить друг с другом, то получилась бы лента длиной в 277 км — расстояние примерно от Парижа до берегов Англии.
Эта машина печатает одновременно половину нашего журнала — 32 страницы. В ней установлены два вала, на каждом из них вытравлено 16 страниц. Одна за другой выползают из машины аккуратно сложенные специальным автоматом тетради.
Отпечатанные тетрадки пришли в брошировочный цех. Здесь их покрывают обложкой, сшивают проволокой на специальных машинах, обрезают с трех сторон (см. стрелки) и упаковывают.
Путь к читателю близок к концу. Одна за другой мчатся на почтамт машины, нагруженные связками только что вышедшего номера «Техника — молодежи». Отсюда на поездах, пароходах и самолетах во все концы нашего необъятного Союза спешит к своему читателю свежий, еще пахнущий типографской краской номер журнала. Раскройте его, и вы легко найдете те страницы, о рождении которых мы здесь рассказали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий