Текст и фото Л. РИХТЕРА
Улица Горького — одна из самых оживленных
магистралей города Москвы. Непрерывным потоком по ее гладкому асфальту и
«отполированной брусчатке мчатся темнозеленые троллейбусы, автобусы, взад и
вперед снуют легковые автомашины, вереницы пешеходов заполняют тротуары...
Улица живет своей обычной, нормальной
жизнью, а между тем газеты сообщают о громадном строительстве, развернутом
сейчас на этой улице по сталинскому плану реконструкции города, о новых методах
работы, которые здесь применяют строители, об их производственных победах.
Где же само строительство? Ничто не напоминает о нем прохожим. И только самые любопытные из них, заглядывая во дворы домов правой стороны улицы, догадываются, в чем дело...
Фасады старых домов скрывают за собой
напряженное кипение огромной стройки. Так будет еще несколько месяцев, а затем
улица Горького изменится на этом участке с быстротой, напоминающей смену
театральных декораций. За несколько дней строители снесут разношерстные домики,
которые образуют изогнутую линию улицы, и откроют 60-метровую магистраль с
красивой перспективой дома-гиганта.
Реконструируемый участок улицы Горького представляет собой узкий проезд с изломанной линией разношерстных домиков. |
Длина этого дома — полкилометра. Он
начинается у Охотного ряда, перекидывается аркой через Георгиевский переулок,
обрывается у проезда Художественного театра, дальше взбирается по подъему улицы
и заканчивается только у обелиска Свободы на площади Московского совета. В доме
312 квартир —14 тыс. кв. м полезной жилой площади. В нем можно поместить
население целого городка.
Необычные условия работ заставили
строителей применить здесь ряд новых технических методов и приемов.
С крыши нового, еще не совсем готового
корпуса, с высоты «птичьего полета», смотрим на площадку строительства. Глубоко
под нами лежит участок земли, выходящий на улицу. Здесь раньше стоял большой
четырехэтажный жилой дом. Строители отрезали его от «соседей» и от собственных
корней — глубоких подвалов — и «перетащили» со всем разнообразным содержимым,
внутренним двором и даже частью подвалов в глубь двора, далеко за строительную
трассу. Это самый тяжелый из когда-либо передвинутых у нас домов: он весит 23
тыс. т. Под дом была подведена жесткая рама. из больших двутавровых балок, вес
которых достигал 175 т. 2½ тыс. стальных кованых катков и 18 км рельсовых путей
были использованы при «переселении» на новое место этого гиганта.
Этот дом, весящий 23 тыс. т, строители передвинули почти на 50 м. |
Вверху, над нашей головой, протянулись
стальные канаты замечательного транспортного сооружения, впервые примененного
на такой стройке. Это подвесные устройства кабель-крана. Его упоры — две
высокие 43-метровые металлические мачты, контрбашни, — установлены на
расстоянии 265 м друг от друга. Одна башня установлена на площади Моссовета,
другая — в проезде Художественного театра; между ними — старые дома. Стальная
канатная дорога протянулась высоко над домами. Каждые шесть-семь минут над
крышами домов «пролетает» контейнер с тяжелым 5-тонным грузом кирпича.
Направляемые специальными сигналистами, посты которых расположены на удобных
высоких точках соседних крыш, контейнеры останавливаются точно над местом, куда
нужно подать кирпич. Машинист находится в домике у подножья мачты и не видит
ничего, кроме рычагов управления своей машины. Поэтому те же сигналисты,
имеющие в своих будках пульт электрических сигналов, непрерывно сообщают ему о
том, куда нужно направить тележку с грузом. Как только контейнеры опускаются на
место, специальные подносчики кирпича раскрывают их дверцы и начинают выгрузку.
Благодаря тому что кирпич загружен в контейнер готовыми лотками, выгрузка
занимает у четырех человек всего только две минуты.
Одна из упорных башен кабель-крана установлена на площади Моссовета. У ее основания расположена будка управления. |
Загрузка контейнеров. |
К тележке, которая катится по канатной дороге, подвешены контейнеры с 5-тонным грузом кирпича. |
А вот еще одно оригинальное подъемное
сооружение на этой стройке — башенный кран Вольфа. Высота его — 32 м, поэтому
он легко подымает груз на пятый этаж строящегося дома. Вылет его стрелы
равняется 20 м. Кран этот вместе с будкой управления передвигается вдоль
строящегося объекта по специальным, уложенным на земле рельсам.
Грузоподъемность его — 1,5 т.
Башенный кран Вольфа. |
Стройка на улице Горького является примером
современного, наиболее передового строительства. Здесь сданы в архив прежние
методы работы, когда стройку передавали из рук в руки: каменщики, плотники, штукатуры,
отопленцы, водопроводчики, монтеры. Здесь работа ведется по всему фронту, и по
пятам каменщиков неотступно идут рабочие других специальностей...
Широко применяется на стройке использование
готовых деталей, заготовленных на заводах. Среди них бетонные блоки —
перекрытия для полов и стен, — готовые двери, оконные рамы, отделочные плиты.
В тот день, когда движение переключится на новую магистраль и пешеходы перейдут на новые тротуары, дом будет уже заселен, а красиво отделанные магазины — готовы к встрече первых покупателей.
Перспектива улицы Горького от площади Моссовета по направлению к Охотному ряду после реконструкции. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий