Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

30 июля 2023

По сталинскому плану | ТМ 1938-06

Текст и фото Л. РИХТЕРА

Улица Горького — одна из самых оживленных магистралей города Москвы. Непрерывным потоком по ее гладкому асфальту и «отполированной брусчатке мчатся темнозеленые троллейбусы, автобусы, взад и вперед снуют легковые автомашины, вереницы пешеходов заполняют тротуары...

Улица живет своей обычной, нормальной жизнью, а между тем газеты сообщают о громадном строительстве, развернутом сейчас на этой улице по сталинскому плану реконструкции города, о новых методах работы, которые здесь применяют строители, об их производственных победах.

Где же само строительство? Ничто не напоминает о нем прохожим. И только самые любопытные из них, заглядывая во дворы домов правой стороны улицы, догадываются, в чем дело...

Фасады старых домов скрывают за собой напряженное кипение огромной стройки. Так будет еще несколько месяцев, а затем улица Горького изменится на этом участке с быстротой, напоминающей смену театральных декораций. За несколько дней строители снесут разношерстные домики, которые образуют изогнутую линию улицы, и откроют 60-метровую магистраль с красивой перспективой дома-гиганта.

Реконструируемый участок улицы Горького представляет собой узкий проезд с изломанной линией разношерстных домиков.

Длина этого дома — полкилометра. Он начинается у Охотного ряда, перекидывается аркой через Георгиевский переулок, обрывается у проезда Художественного театра, дальше взбирается по подъему улицы и заканчивается только у обелиска Свободы на площади Московского совета. В доме 312 квартир —14 тыс. кв. м полезной жилой площади. В нем можно поместить население целого городка.

Необычные условия работ заставили строителей применить здесь ряд новых технических методов и приемов.

С крыши нового, еще не совсем готового корпуса, с высоты «птичьего полета», смотрим на площадку строительства. Глубоко под нами лежит участок земли, выходящий на улицу. Здесь раньше стоял большой четырехэтажный жилой дом. Строители отрезали его от «соседей» и от собственных корней — глубоких подвалов — и «перетащили» со всем разнообразным содержимым, внутренним двором и даже частью подвалов в глубь двора, далеко за строительную трассу. Это самый тяжелый из когда-либо передвинутых у нас домов: он весит 23 тыс. т. Под дом была подведена жесткая рама. из больших двутавровых балок, вес которых достигал 175 т. 2½ тыс. стальных кованых катков и 18 км рельсовых путей были использованы при «переселении» на новое место этого гиганта.

Этот дом, весящий 23 тыс. т, строители передвинули почти на 50 м.

Вверху, над нашей головой, протянулись стальные канаты замечательного транспортного сооружения, впервые примененного на такой стройке. Это подвесные устройства кабель-крана. Его упоры — две высокие 43-метровые металлические мачты, контрбашни, — установлены на расстоянии 265 м друг от друга. Одна башня установлена на площади Моссовета, другая — в проезде Художественного театра; между ними — старые дома. Стальная канатная дорога протянулась высоко над домами. Каждые шесть-семь минут над крышами домов «пролетает» контейнер с тяжелым 5-тонным грузом кирпича. Направляемые специальными сигналистами, посты которых расположены на удобных высоких точках соседних крыш, контейнеры останавливаются точно над местом, куда нужно подать кирпич. Машинист находится в домике у подножья мачты и не видит ничего, кроме рычагов управления своей машины. Поэтому те же сигналисты, имеющие в своих будках пульт электрических сигналов, непрерывно сообщают ему о том, куда нужно направить тележку с грузом. Как только контейнеры опускаются на место, специальные подносчики кирпича раскрывают их дверцы и начинают выгрузку. Благодаря тому что кирпич загружен в контейнер готовыми лотками, выгрузка занимает у четырех человек всего только две минуты.

Одна из упорных башен кабель-крана установлена на площади Моссовета. У ее основания расположена будка управления.

Загрузка контейнеров.

К тележке, которая катится по канатной дороге, подвешены контейнеры с 5-тонным грузом кирпича.

А вот еще одно оригинальное подъемное сооружение на этой стройке — башенный кран Вольфа. Высота его — 32 м, поэтому он легко подымает груз на пятый этаж строящегося дома. Вылет его стрелы равняется 20 м. Кран этот вместе с будкой управления передвигается вдоль строящегося объекта по специальным, уложенным на земле рельсам. Грузоподъемность его — 1,5 т.

Башенный кран Вольфа.

Стройка на улице Горького является примером современного, наиболее передового строительства. Здесь сданы в архив прежние методы работы, когда стройку передавали из рук в руки: каменщики, плотники, штукатуры, отопленцы, водопроводчики, монтеры. Здесь работа ведется по всему фронту, и по пятам каменщиков неотступно идут рабочие других специальностей...

Широко применяется на стройке использование готовых деталей, заготовленных на заводах. Среди них бетонные блоки — перекрытия для полов и стен, — готовые двери, оконные рамы, отделочные плиты.

В тот день, когда движение переключится на новую магистраль и пешеходы перейдут на новые тротуары, дом будет уже заселен, а красиво отделанные магазины — готовы к встрече первых покупателей.

Перспектива улицы Горького от площади Моссовета по направлению к Охотному ряду после реконструкции. (Отсутствует фрагмент)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Дом в декаду | ТМ 1939-01

Вл. ДЛУГАЧ и Як. ШУР Перед вами прекрасное четырехэтажное здание новой школы. Трудно поверить, что это огромное строение возведено в декад...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.