В древней Греции и Египте художники писали свои картины энкаустикой. Некоторые из этих картин дошли до наших дней; их краски не поблекли несмотря на то, что им уже 3 тыс. лет. Из чего же сделаны энкаустические краски? Прекрасная сохранность найденных Файюмских египетских портретов и античных росписей поражает художников, которые уже с конца XVI в. вместе с филологами ищут путей к решению этой загадки. Изучаются уцелевшие картины и произведения древних писателей — Витрувия, Плиния и др., в которых рассказано о совершенстве картин, написанных энкаустикой. Вот что писал об этих картинах, например, Флавий Филострат:
«Искусство, основывающееся на правде,
вызывает капли росы на цветах, на них сидит даже пчела, и неизвестно, она ли
картиной обманута, или же мы, в заблуждение введенные, считаем ее живою. Не все
ли равно?»
Но, несмотря на тщательные поиски,
современным исследователям не удалось найти технического описания этого способа
накладывать краску. Секрет древних мастеров затерялся в веках.
В переводе с греческого языка «энкаустика» значит «вжигание». Найденные инструменты, при помощи которых наносились краски, ясно указывают, что древние художники пользовались красками, сильно их подогревая. Эти инструменты представляют собой металлические горшки и плиты, металлические стержни с наконечниками разной формы, носящие название каутериев, цест, и т. п. Как пользовались этими инструментами — неизвестно. Не удалось установить и точного рецепта энкаустических красок. Установить удалось лишь то, что эти краски были сделаны на воске.
Тайну энкаустической техники пытаются
раскрыть во многих странах.
В Советском Союзе один из способов
разрешения этой интересной проблемы разработал Евгений Васильевич Кудрявцев,
заведующий реставрационными мастерскими Третьяковской галереи. Тщательно изучив
имеющиеся у него материалы, т. Кудрявцев составил рецептуру восковых
красок и получил их опытные образцы. Он же сконструировал оригинальную
электрическую палитру и электрические инструменты, представляющие собой
«модернизированные» каутерии.
На наших снимках показан т. Кудрявцев за
работой. Сухие краски напоминают галочки разноцветного сургуча. С горячей
палитры, которая представляет собой металлическую коробку с электроспиралями
внутри, он переносит их на основу — холст, дерево, камень и т. п. Быстро
застывающие, они разогреваются «электрокаутерием». Каутерий включается и быстро
разогревается тоже электроспиралью, если нажать на пружинящий контакт его
ручки, который всегда находится под большим пальцем работающего.
На другом снимке показано применение нового
инструмента — небольшой электровоздуходувки. Тонкое сопло подает струю горячего
воздуха в то место, где находится кисть художника. Электровоздуходувка
применяется при тонкой работе.
Новые краски, положенные на основу новым способом, травились серной кислотой — страшным врагом масляных красок, подвергались резким изменениям температуры, ставились на целый день в сушильный шкаф при температуре 100° и т. п. Эти «тяжелые» испытания советская энкаустика выдержала с честью и ждет сейчас постановки опытов уже в более широком, производственном масштабе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий