Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

06 июля 2023

Контейнеры | ТМ 1938-06

Инж. А. ТРОИЦКИЙ

Проходя по улице, вы, вероятно, не раз обращали внимание на большие деревянные ящики зеленого или красного цвета, которые перевозятся по одному или по два на грузовиках. От грузовых железнодорожных станций они доставляются к дверям магазинов. Здесь таинственные трехстворчатые дверцы открываются, и в двери магазина быстро проносят новенькие галоши, стеклянную посуду, книги, иногда консервы, иногда верхнее платье, аккуратно подвешенное на «плечиках», но всегда все в не запакованном виде.

Эти странные ящики носят иностранное название «контейнер», что значит в переводе с английского «вместилище».

Еще в 1801 г. англичанин Андерсен, которого считают «отцом» контейнера, предложил установить на вагонетках съемные ящики особой конструкции, которые он назвал контейнерами. Каждый ящик был рассчитан на груз весом до 1 т а вагонетки должны были передвигаться по рельсам конной тягой. По проекту Андерсена, контейнеры в определенный пунктах должны были переставляться с вагонеток на подводы и без перегрузки внутреннего содержимого доставляться к складу получателя.

Примитивная техника Англии той эпохи — слабые деревянные рельсы, деревянные колеса вагонеток, отсутствие кранов для перегрузки контейнеров с вагонетки на подводу — создавала преграды распространению контейнеров.

Почти через 100 лет, в 1889 г., у нас в России инженер Закс предложил проект съемного кузова товарного вагона. Основной целью этого проекта было удешевить стоимость перевозки грузов в мелкой упаковке на границе, где сходятся наша широкая колея и узкая колея западных соседей. Было построено два контейнера в виде двух равных половин кузова товарного вагона. Опыты по перестановке этих кузовов с нашего подвижного состава на германский производились ручным способом с помощью домкратов и катков. Технические трудности, вызванные главным образом отсутствием установок, а также косность царских чиновников, как и следовало ожидать, прекратили в самом зачатке эти опыты. Выстроенные контейнеры были отправлены для «отдыха» на товарные дворы, где и закончили свое краткое существование.

Впервые массовая перевозка грузов в контейнерах производилась в США во время империалистической войны. На товарных станциях Нью-Йорка скопилось много вагонов из-за отсутствия рабочей силы для их разгрузки. Тогда было решено снять кранами кузова вагонов с колес. Быстрота разгрузки, отсутствие необходимости в складах, подготовленность груза, содержащегося в кузове, к быстрой дальнейшей погрузке и передвижению — все это показало преимущества контейнеров, которыми фактически оказались снятые с колес кузова вагонов. Это и послужило толчком к массовому производству контейнеров разной конструкции, грузоподъемности и разного назначения.

В Италии строят большегрузные контейнеры на ножках для передвижения их автокарами; в США и Англии строят контейнеры без ножек, роликов и других вспомогательных приспособлений, которые перегружаются краном; в Германии строят главным образом малогрузные (грузоподъемностью от 750 кг до 1200 кг) контейнеры на колесиках.

Значительно обогатился за последние годы контейнерный парк Англии. Здесь появились контейнеры для. перевозки зерна не в мешках, а просто насыпью, для перевозки жидкостей, усовершенствованные контейнеры для перевозки мяса и фруктов, контейнеры с изоляционной прокладкой для поддержания постоянной температуры.

Почти всегда груз от производителя к потребителю доставляется не одним, а несколькими видами транспорта. В тех случаях, когда груз везут в мелкой таре (упаковке), требуется много рабочей силы при перегрузке его с одного вида транспорта на другой; долго простаивают вагоны и суда под погрузкой, ломается тара, и портится груз.

При контейнерной перевозке одним подъемом стрелы погрузочного крана можно сразу перегрузить более 5 т груза. Это уменьшает время, в течение которого находятся под погрузкой автомашины, вагоны, суда; следовательно, меньшее количество требуется их в работе. Груз укладывают в контейнер без специальной упаковки, а это дает огромную экономию как в рабочей силе, потребной на упаковку, так и в упаковочном материале.

Нужно помнить, что средняя стоимость тары по нашему Союзу составляет выше 5% стоимости грузов, а в отдельных случаях подымается до 20—30%.

При обратном пробеге контейнер со стенками в виде штор может быть сложен и в этом виде займет значительно меньше места.

Деревянные контейнеры НКПС. Выпуск — май 1932 г.

Контейнер на колесах с пневматическими шинами. Колеса могут быть подняты —  и контейнер плотно посажен на землю.

Прадед современного контейнера. Контейнеры на колесиках железной дороги Кэмдэн—Амбой 1849 г.

Расходы на тару по народному хозяйству составляют свыше 1 млрд. руб. Например, упаковка клеенки, погружаемой в один вагон, стоит более 1 тыс. руб. Если же перевозить клеенку в контейнерах, то эта сумма уменьшается до 200 руб., т. е. в пять раз.

А распыл цемента в 1933 г. при перегрузках с одного вида транспорта на другой составил 648 тыс. т, распыл извести — 231 тыс. т. Эти громадные потери можно значительно снизить, если грузы перевозить в специальных контейнерах.

В контейнеры груз укладывается без мелкой тары, которая занимает немало места. Благодаря этому можно увеличить количество груза, перевозимого в одном вагоне; а значит, и вагонов для перевозки грузов потребуется значительно меньше.

Механизированная перегрузка контейнеров кранами облегчает тяжелый труд грузчиков, а перевозка в контейнерах сыпучих грузов значительно улучшает санитарно-гигиенические условия труда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.