Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

02 мая 2023

Проспекты над рекой

Евг. ДМИТРИЕВ

В день 20-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции демонстранты двинулись с Красной площади в Замоскворечье по новому Москворецкому мосту. Они обновили один из тех пяти новых величественных мостов, которые перекидываются через Москва-реку.

Еще в XVII в. Москва пользовалась «живыми» мостами: на воду в мелком месте клали рядами бревна, связанные между собой и иногда прикрепленные к кольям, вбитым в дно. Таким был и Москворецкий мост. Деревянные мосты в дни весеннего разлива вод или в осеннее половодье заранее разбирались, чтобы их не унесло водой. До 1829 г. мосты через Москва-реку, кроме Большого Каменного моста, были деревянными и на время паводков разбирались. В 1913 г. Москва насчитывала 27 мостов: 7 из них на самой реке, 6 — на водоотводном канале, 14 — на Яузе. К 1932 г. число мостов выросло до 45: металлических было 17, каменных: — 9, железо-бетонных — 6; деревянных — 13. Общая длина всех мостов, условно вытянутых в одну линию, составляла 2,5 км.

Советская столица неудержимо растет, ее улицы полны движения, стали тесными старые мосты. С пуском канала Волга—Москва уровень воды в Москва-реке поднялся до отметки «120» (120 м над уровнем Балтийского моря). В полноводную Москва-реку могут заходить теперь великолепные многопалубные волжские теплоходы, а в будущем и черноморские суда смогут причаливать к пристаням у Дворца советов и Кремля. Но это будет возможно при одном условии: если поднять еще выше все нынешние мосты, исключая Бородинский, который построен сравнительно недавно (в 1912 г.) и может пропускать под своими гранитными арками все заходящие в Москву суда.

В 1937 г. было в основном закончено строительство пяти новых мостов через Москва-реку: Крымского, Большого Каменного, Москворецкого, Устьинского и Большого Краснохолмского. Новоспасский мост был поднят над его прежним уровнем. Были построены также три моста через водоотводный канал (Канаву): Малый Каменный, Чугунный (Малый Москворецкий) и Малый Краснохолмский. На всех новых мостах Москва-река, или, как говорят мостостроители, зеркало воды, перекрывается одним пролетом. Мосты значительно выше нынешних, в средней части их фермы располагаются не ниже 8,6 м над горизонтом судоходства.

Мы расскажем об этих мостах в том порядке, как они расположены по течению реки, начиная от Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. Первым на этом пути расположен Крымский мост, стоящий на трассе Садового кольца.

Дно реки в этом месте поднято кряжем известняка, и до постройки Крымского моста для переправы через реку пользовались Крымским бродом. Через этот брод переходили реку и крымские татары, нападавшие на Москву в XV— XVI вв. Через год после нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 г. на том месте, где ныне проходит Садовое кольцо, воздвигли деревянную стену с земляным валом. Городской посад, опоясанный этой стеной, назывался «Скород», «Земляной город».

После установления дипломатических сношений с Москвой послы Крымской орды жили около брода, на территории, занятой ныне стадионом спортклуба Автозавода им. Сталина; здесь помещался Крымский двор.

Первый деревянный Крымский мост был построен в 1786 г., более поздний, металлический, в 1873 г. — в духе бывшей тогда в моде ложной готики. Но московские мосты даже в XIX в. не всегда могли противостоять водной стихии. В 1871 г. одним сильным порывом бурного паводка были разрушены Крымский и Краснохолмский мосты, сорвана Бабьегородская плотина. Москворецкий мост не был тогда еще отстроен после большого пожара, уничтожившего в 1870 г. всю его верхнюю, деревянную часть. Замоскворечье оказалось отрезанным от центральных районов города. К нашему времени Крымский мост сильно обветшал, и его пролеты и опоры неоднократно ремонтировались. Мост, по которому недавно была проложена вторая колея трамвая, очень узок — всего 17 м — и стесняет растущее городское движение.

*

На месте старого Крымского моста идет строительство нового, величественного однопролетного моста. Он будет пропускать волжские пароходы до 10 м высотой. Новый мост строится на месте нынешнего, который в мае 1936 г. был передвинут на 50 м вниз по течению реки. Тысячи москвичей собрались посмотреть на передвижку этого сооружения весом в 1 тыс. т. При помощи нескольких лебедок рано утром сдвинули мост, поднятый двадцатью домкратами. Сверху трех деревянных эстакад проложили швеллерные балки и рельсы. Плавно продвигался по рельсам мост, под который подвели железные каретки, установленные на круглых катках. По середине моста был устроен диспетчерский пульт для управления передвижкой. Система цветных светофоров и телефонов поддерживала связь между эстакадами и диспетчером. Через 4 часа после «старта» мост прошел 29 м — больше половины дистанции. В 4 часа без 10 минут мост уже стоял на новом месте. Старые опоры остались позади на расстоянии 50 м.

Новый мост — первый висячий мост в СССР. Он строится по проекту группы молодых инженеров под руководством Б. П. Константинова и К. К. Якобсона; архитектурное оформление А. В. Власова. Новый мост в два с половиной раза шире старого, длина речного пролета — 168 м. Два пролета перекрывают проезды над набережными.

Преимущества висячего моста в том, что он не сужает речного потока, не закрывает вида с моста на реку и ее берега. Опоры моста подымаются высокими тридцатиметровыми пилонами (металлическими столбами). Мост этот открытый, без обычных для висячих мостов порталов (верхних распоров у пилонов), которые придают мостам приземистый вид. Он повиснет над рекой на двух массивных цепях, перекинутых через четыре пилона. Это мост с открытыми, красивыми линиями и легкой, воздушной конструкцией.

Как и все новые мосты Москва-реки, он не будет опускаться прямо на набережные, — над ними лягут высокие эстакады. Движение транспорта на мостах и набережных не будет перекрещиваться, троллейбусы и автомобили, идущие по набережным, будут проходить под эстакадами моста. Трасса нового моста тянется до главного входа в Парк культуры, она на 6 м выше старой. Общая длина моста с подходами достигает полкилометра. Опоры, сходы и съезды моста отделываются светлосерым гранитом. Ажурный силуэт моста будет подчеркнут электрическим освещением пилонов и цепей. Для этого моста Новокраматорский завод им. Сталина делает металлические конструкции весом до 10 тыс. т. Всего на строительство четырех москворецких мостов потребуется 28 тыс. т металла, половина этого количества — сталь марки «СДС» («Строительство Дворца советов»), особенно прочная. Металлические конструкции Крымского и некоторых других мостов не будут окрашиваться. Защитой от коррозии будет служить металлизация пролетного строения тонким слоем цинка, в одну десятую миллиметра толщиной.

*

Перед стенами и башнями седого Кремля, около того места, где скоро подымется величественная громада 400-метрового Дворца советов, находится Большой Каменный мост. Он соединяет Большую Полянку с центром города. До середины XVII в. здесь был «живой» мост из бревен. В этом месте по дну реки проходит каменный кряж, и бродом, ведущим от Замоскворечья к устью реки Ленивки (нынешняя улица Ленивка), издавна пользовались жители обоих берегов.

В 1633 г. на левом берегу был построен первый в Москве водопровод: у Берсеневских водяных ворот «аглицкий немец», механик Христофор Головей по свинцовым трубам поднял воду в резервуар, находившийся в угловой Водовзводной башне Кремля. Отсюда вода стекала в государевы дворы: сытный и кормовой.

В XVI в. в Москве уже насчитывалось 40 тыс. дворов. Замоскворечье было заселено стрельцами и хозяйственными людьми — ткачами, кадошниками, садовниками. Центру города было нужно постоянное сообщение с Заречьем...

В 1643 г. в Москву прибыл иностранный специалист, страсбургский «палатный мастер» Анце Яковсен со своим дядей Иваном Кристлером. Кристлер представил царю Михаилу Федоровичу «деревянный мостовой образец, или модель с чертежом на три статьи, по которому быти сделану каменному мосту через Москва-реку».

Московские дьяки, заседавшие в приказах, не особенно доверяли не знакомой им технике. «Можно ли будет по тому мосту возить большой пушечный снаряд (т. е. орудия большого калибра. — Ред.)? —  допытывались Григорий Львов и Степан Кудрявцев, думные дьяки из Посольского приказа — тогдашнего министерства иностранных дел. — Можно ли будет тому его мосту устоять от льду толщиною в два аршина?»

«Своды будут сделаны толсты и тверды, — успокаивал чиновников Кристлер, — и от большие тягости никакой порухи не будет. У него будут сделаны шесть быков каменных, острых, а на те быки учнет лед проходя рушиться. От льду мосту порухи никакой не будет, укрепити его мочно».

Для постройки пяти сводов моста Кристлер просил отпустить: известь, железо, крепкий белый камень, горшечную золу и хорошо обожженный кирпич.

Но Кристлер умер в 1646 г., и строительство моста приостановилось. Только в конце 1687 г. мост был закончен, согласно кристлеровскому мостовому образцу, безвестным зодчим из монахов. Мост обошелся так дорого, что пошла поговорка: «дороже Каменного моста». Для Москвы XVII в. мост через Москва-реку был чудом строительной техники и почитался наравне с таким гигантом тогдашней Москвы, как колокольня Ивана Великого. Назывался этот мост «Новым Каменным», «Всехсвятским», «Берсеневским». До него каменный мост был только у Кремля — через реку Неглинную, ныне запрятанную в подземную трубу.

С левого берега к мосту (он тянулся до Лебяжьего переулка) примыкала стена Белого города с воротами. На этом же берегу, ближе к Пречистенке, находились бани, пожалованные Петром своему любимцу Меньшикову. В конце моста прилепился «клуб» москвичей XVII в. — кружало (кабак) «Заверняйка», наполненный пьяницами и бродягами. Южный, замоскворецкий конец моста был увенчан башенной постройкой с двойными вольерами на три стороны (шестиворотная башня), с двухшатровым верхом. В палате под воротами находились корчемная канцелярия и тюрьма для уличенных в корчемстве (беспатентной торговле вином). Под палатами шли тенистые галереи — «Верхние гульбища», место гуляний с продажей вина и пива; отсюда спускались по деревянным сходам к Царицыну лугу на Болото. На самом мосту стояли нестройной кучей различные деревянные лавки и канцелярии, палатка Предтеченского монастыря, табачная таможня, четыре каменных палатки князя Меньшикова.

Мост был всегда полон разного люда? По концам его стояли мытники, бравшие за проезд по мосту налог — мостовщину. Из сыска вели сюда «языков» с закрытым лицом, и языки, произнося «слово и дело», оговаривали прохожих, которых после этого хватала стража. Здесь же жалобными голосами тянули «Лазаря» калеки, просили милостыню колодники в деревянных колодах и кандалах, с тяжелыми рогатками на шеях. Под одной из клеток моста была излюбленная обитель воров и бандитов. Здесь раздевали, а нередко и убивали загулявшего москвича, тело его кидали в реку, буквально пряча «концы в воду».

Ближе к воде, на быках, ютились небольшие мукомольные мельницы, с плотинами и сливными воротами, разобранные только в 1731 г.

После каждого большого наводнения мост разрушался, и в 1784 г. для ремонта его был организован особый департамент, возглавляемый московским главнокомандующим графом Чернышевым.

С этим мостом связан ряд исторических эпизодов. Здесь в 1695 г. садились в струги, отправляясь в донской поход, Петр I с Преображенским, Семеновским и пятью стрелецкими полками. Через этот же мост двигалось триумфальное шествие после взятия Азова. У Триумфальных ворот, построенных на мосту, лежали закованные в цепи защитники азовской крепости, над ними надпись:

«Ах! Азов мы потеряли,
И тем бедств себе достали».

В январе 1775 г. под ликующие крики торжествовавших дворян и богачей на эшафоте, поставленном на сани, везли по мосту вождя крестьянского восстания Емельяна Пугачева на казнь на Болоте.

В 1783 г. мост был сильно поврежден половодьем. Для осмотра и ремонта его фундамента инж. Герард впоследствии предложил отвести Москва-реку в водоотводный канал, который был открыт в 1785 г.

В 50-х годах старый Каменный мост был снесен, и к 1859 г. инж. Танненберг отстроил новый мост, доживший до нашего времени. Он представляет собой три металлические арки, покоящиеся на каменных опорах. Недалеко от этого моста, несколько ниже по течению реки, проходит трасса нового моста. Строится этот мост по проекту инж. Н. Я. Калмыкова, архитектурное оформление акад. Щуко, проф. Гельфрейха и арх. Минкуса. Въезды левого берега будут вливаться в площадь Дворца советов, с въездов правого берега будут устроены широкие сходы на Берсеневскую и Софийскую набережные и на Болотную площадь.

Новый мост, 40 м шириной и 490 м длиной, будет монументальным мостом-улицей. По своей ширине новые мосты через Москва-реку вообще не имеют себе равных; например, Иенский мост в Париже, расширенный к Международной выставке, имеет в ширину 35 м. Береговые пролеты Большого Каменного моста будут представлять собой сплошные железобетонные своды, облицованные украинским гранитом. Эстакады оформляются по своим стенам, как гранитные аркады с громадными окнами.

Проект Большого Каменного моста. Впрочем, теперь он будет Каменным только по названию: основной материал нового полукилометрового моста — металл.

Строительство Большого Каменного моста через Москва-реку. Вдали видна Водовзводная башня Кремля, увенчанная пятиконечной звездой.

Справа — Большой Каменный мост 200 лет назад. У моста стояли плотины, и к устоям лепились мельницы. На самом мосту было много строений, загромождавших его.

*

Около Красной площади, ниже музея Покровского собора (бывший храм Василия Блаженного), построен Москворецкий мост. Разбираемый сейчас металлический мост с верхним строением арочного типа на старых каменных устоях был построен в 1870—1871 гг. В 1829 г. был построен на этом месте первый мост на каменных быках, с деревянным верхним строением, сгоревшим в 1870 году.

Новый мост, построенный в 1937 г., выдержан в спокойных, монументальных линиях, подготавливающих к восприятию архитектуры Кремля и мавзолея Ленина. Мост берет свое начало у самого спуска с Красной площади, в 15 м от старого моста вверх по течению реки. Между рекой и бывшим храмом, музеем Покровского собора, не останется ни одного из зданий, загромождавших проезд. С Красной площади уже теперь открывается панорама обводненной реки. Несколько ниже музея берет свое начало широкая гранитная эстакада, поднятая на 8 м над проездами набережной. Железобетонная, облицованная гранитом арка легла над поднявшейся рекой. Вторая эстакада по широкому, вновь пробитому проезду, ведет к водоотводному каналу. За новым Малым мостом, перекинутым через канал, планируется площадь, принимающая потоки автомобилей, идущих с Красной площади прямо на Большую Ордынку.

Панорама строительства Москворецкого моста. Справа — старый Москворецкий мост, построенный в 1871 г. Новый мост открыт 7 ноября 1937 г. В отличие от других новых мостов на Москва-реке он построен из железо-бетона.

Новый мост, построенный по проекту инж. В. С. Кириллова и архитектурно оформленный арх. Сардарьяном, украшается скульптурами. Со стороны Кремля, от береговых устоев, поднимутся два высоких постамента, облицованных полированным розовым гранитом, — своеобразные пропилеи — въезды Красной площади.

*

Через Москва-реку, возле впадения в нее реки Яузы, перекинут Устьинский мост. Железный мост, трехпролетный, арочный, на четырех опорах был построен здесь на месте деревянного моста в 1883 г.

Трасса нового моста начинается от Устьинского проезда на левом берегу и по трассе старого моста перекидывается на правый берег. Длина трассы — 454 м. Ширина нового моста — 40 м. Он будет свободно пропускать до 11 тыс. автомашин в час — вдвое больше, чем прежний мост. Для пропуска высоких теплоходов мост поднимается на 5,4 м против старого.

Речной пролет моста перекрывается шестью однопролетными арками из спец-стали, в 1,5 раза более прочной, чем обычная мостостроительная. Арки опираются на бетонные опоры, покоящиеся на известковой скале, которая залегает на глубине 13 м. По своему рисунку это наиболее легкий из новых московских мостов. Его речной и береговой пролеты сделаны целиком из металла. Автор проекта Большого Устьинского моста — инж. В. М. Вахуркин, архитектурное оформление арх. Г. П. Гольца.

Улицы Садового кольца между Курским и Саратовским вокзалами пересекает Москва-река, через которую перекинут Большой Краснохолмский мост, построенный в 1872 г. Строящийся здесь мост из всех новых мостов самый длинный и технически сложный по своей конструкции и геологическим условиям местности. Он пересекает реку по косой линии, под углом в 35°, на расстоянии 100 м вверх по течению от прежнего моста. Такое направление моста выпрямит ломаную линию улиц Садового кольца, позволит проложить прямую магистраль от площади Саратовского вокзала к Таганской площади; для этого был успешно распилен и передвинут пятиэтажный жилой дом (см. «Техника — молодежи» № 9 за 1937 г.).

Новый мост представляет собой один металлический пролет из семи параллельных арок. Подошвы опор опущены на глубину 33 м от поверхности земли. На этой глубине они опираются на известняковый слой, выше которого залегают ненадежные плывуны. Ширина моста — 40 м, ширина съездов к набережным — 25 м. Пропускная способность нового моста — 8 тыс. автомобилей, 8 тыс. пешеходов и 120 трамвайных составов в час. Длина всего мостового перехода достигает 0,75 км, высота над водой — 16,5 м. У этого моста самый большой пролет (160 м).

Проект Таможенного пешеходного моста через реку Яузу. Это легкий, арочный мост, напоминающий лестницу, перекинутую над рекой.

Проезды по набережным перекрываются железобетонными балками, которые опираются на железобетонные колонны. За береговыми пролетами идут железобетонные эстакады.

Автор проекта моста — инж. В. М. Вахуркин, архитектурное оформление арх. Кокорина.

Основной архитектурный мотив моста — металл, а камень лишь вкрапляется в рисунок металлических конструкций.

Проект Малого Устьинского моста через реку Яузу у ее впадения в Москва-реку. Форма моста — трапециевидная. Слева виден Большой Устьинский мост.

*

Новоспасский мост был построен сравнительно недавно — в 1912 г. Он еще достаточно прочен и широк (21 м), и поэтому здесь не строится новый мост. Для пропуска волжских судов арочные пролеты старого моста подняты примерно на 3 м. Поверх надстроенных опор были установлены особые мощные винты, прикрепленные к подмостям. Этими винтами и были подняты арочные пролеты, поставленные на новые подферменники. Строятся подходы к мосту в виде сквозных проездов вдоль набережных. Длина прежнего мостового перехода — 139 м, нового — 502 м.

Таковы первые новые мосты столицы. Существующие сейчас мосты намного уступают по своим конструктивным данным и по размерам тем гигантам, которые перекидываются сейчас через Москва-реку. Наибольший пролет у старых мостов — 64 м (Большой Краснохолмский мост). На новых мостах через Москва-реку нет пролетов меньше 92 м (Москворецкий мост), а наибольший пролет — на Крымском мосту — больше чем в два с половиной раза пролета старого Краснохолмского моста и составляет 168 м. По своей ширине московские мосты — широчайшие в мире. Пропускная способность их в 2—3 раза превышает старые мосты.

На площади нового Большого Краснохолмского моста уместились бы две трети всех прежних мостов. На все московские мосты, построенные до 1937 г., пошло около 8 тыс. т металлических конструкций, на один новый Крымский мост потребуется 10 тыс. т.

Взамен прежних узких мостов, технически несовершенных и архитектурно бесцветных, над рекой ложатся широкие и высокие мосты, вливающиеся в новые магистрали столицы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.