Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

21 апреля 2023

Полуостров сокровищ

Н. АНОВ

Английский лейтенант запаса, известный исследователь Антарктики Эрнст-Генри Шеклтон навеки опозорил свою блестящую биографию отважного моряка бесчестным поступком, который ему никогда не простят потомки. В годы гражданской войны он стал в ряды отъявленных врагов Советской России, пытавшихся отторгнуть от нашей страны Кольский полуостров. Для этой цели Шеклтон создал акционерное общество с капиталом в 2 млн. фунтов стерлингов и как председатель его обратился к генералу Миллеру с предложением передать в концессию англичанам все богатства Кольского полуострова. 19 февраля 1919 г. в Архангельске был подписан с князем Куракиным договор, отдававший англичанам полуостров на 99 лет. Общество Шеклтона получало Мурманский район со всеми рудными богатствами, железнодорожную линию от Мурманска до Сороки, право вывозить лес в неограниченных размерах, строить лесопильные заводы, дороги и порты, ловить рыбу. Взамен белогвардейцы получали от Шеклтона обмундирование, продовольствие, пулеметы и снаряды.

Гнусную, предательскую роль сыграл в этой истории враг народа Троцкий. Он открывал двери интервентам на Севере, используя для этой цели меньшевиков и эсеров, засевших в мурманском совдепе. По приказу Троцкого совдеп заключил соглашение с командованием интервентов и призывал население в особой прокламации рассматривать союзников «как друзей». Началась кровавая интервенция Кольского полуострова, в которой приняли участие англичане, французы, американцы, итальянцы, сербы, чехи и датчане.

Но ни полчища интервентов, ни предательство Троцкого, ни 2 млн. фунтов стерлингов, собранных Шеклтоном, не смогли задержать наступления красных партизан. 19 февраля 1920 г., ровно через год после подписания договора Шеклтоном, Архангельск был взят большевиками.

Так бесславно кончилась концессия, заключенная на 99 лет лейтенантом Эрнстом Шеклтоном!

За год владения новой территорией англичане успели только выпустить географическую карту, где Кольский полуостров был старательно закрашен точно такой же краской, как Индия и другие британские колонии. Этим и завершились вся производственная деятельность акционерного общества. Ни одного лесопильного завода англичане не построили, ни одной дороги не провели.

*

Кольский полуостров и его северный берег «Мурман» были известны русским еще в XIII в. Колонизация полуострова шла двумя путями: новгородцы направлялись на Мурман с юга, с Карельского берега и Онежской губы, а москвичи проникали с печорской стороны, через горловину Белого моря. Образование первых новгородских поселков на Терском (южном) берегу полуострова относится к XV в.; в XVI в. русские проникают на Мурман и даже в Норвегию.

В 60-х годах XVI в. в русских бухтах Мурмана впервые появились голландцы и англичане. Северные русские гавани на Мурмане получили общегосударственное значение. В эти годы мурманский берег был настолько густо заселен русскими поморами, что становища издали походили на большие города. Об этом писал Ян Гугейн, участник экспедиции Баренца, проезжавший мимо Кольского полуострова в 1594 г. В то время на Мурмане промышляло рыбой 7426 русских лодок. Русские поморы-рыбопромышленники были учителями норвежцев. Благодаря своей отваге, выносливости, опыту и приспособленности к полярным условиям поморы много сделали для освоения Арктики. Шпицберген они открыли задолго до Баренца, отправляясь туда на охоту за морским зверем.

Мурманский торг продолжался 20 лет и происходил в г. Коле. Иностранцы везли сюда сукно, вина, медь, олово и пряности, из Москвы доставлялись зерно, коровье масло, кожи, рыбий клей и дорогие сибирские меха — соболь и бобер. Но в 1584—1585 гг. мурманский торг был закрыт. Это было сделано по двум соображениям. Московское правительство хотело развить Архангельский порт, куда удобнее было доставлять русские товары, а главное, оно опасалось за будущность торга на отдаленной окраине, которую трудно было оборонять в случае войны. Торговля с иноземцами была перенесена с Баренцева моря на Белое, и с этих пор Кольский полуостров сделался, по выражению московских дипломатов XVI в., «убогим местом».

Таким он и оставался в течение трех столетий, до тех дней, когда на Мурман пришли большевики и на «убогом месте» обнаружили величайшие сокровища.

Зимой огромные пространства Кольского полуострова одеваются в толстый снежный покров, сверкающий ослепительной белизной.

*

В сентябре 1922 г., по предложению Ф. Э. Дзержинского, был создан Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат, который должен был возродить жизнь на безлюдном Кольском полуострове. В то время в этом громадном крае, равном по территории Греции (128 тыс. кв. км), жило только 14,5 тыс. человек. Кустарная лесопилка на Умбе была единственным промышленным предприятием полуострова. Недостроенная Мурманская железная дорога бездействовала, — возить было нечего. По той же причине мертвая тишина царила и в Мурманском порту. Советское правительство отвело Мурманской дороге 3 млн. гектаров земли, лесов, тундры и болот, но не дало денег. А работникам дороги в Наркомате путей сообщения сказали:

— Ваша дорога должна быть не «извозчиком», а созидателем ценностей. Если у вас нет денег на текущем счету, сумейте их найти в лесах, в озерах, в земле, в горах. Если нет людей, создайте промышленность и привлеките рабочих на выгодные заработки. Пилите лес, ловите рыбу, разрабатывайте недра, создавайте себе грузы на месте, а на доходы достраивайте дорогу...

Такую путевку получили мурманские железнодорожники, явившиеся пионерами возрождения Кольского полуострова. Это они разведали сказочные богатства гор, построили первые лесопильные и консервные заводы, основали новые поселки, привлекли первых переселенцев, помогли заложить начало северному земледелию...

Комбинат просуществовал шесть лет и сделал край неузнаваемым.

На Кольском полуострове появилась своя промышленность — лесная, рыбная, горная.

Большевики, изгнавшие англичан с Кольского полуострова, произвели тщательную разведку его недр. И сейчас мы знаем, что главные богатства края заключаются вовсе не в алмазах золоте и жемчуге, а в апатитах, никеле, железе.

Русский ученый проф. Федоров в 90-х годах прошлого столетия нашел на Турьем мысе апатит. Понимая огромное значение минеральных удобрений для истощенных полей, проф. Федоров поднял в печати вопрос о необходимости организовать разработку найденного минерала. Но от ученого просто отмахнулись, считая «затею» невыгодной. И только при советской власти в Хибинских горах вырос целый город Кировск, связанный с апатитовыми разработками на Кукисвумчорре. Здесь, по примерным подсчетам акад. А. Е. Ферсмана, руководителя четырехлетней экспедиции, изучавшей знаменитые хибинские месторождения, запасы апатита, необходимого для суперфосфатной промышленности, исчисляются миллиардами тонн. Апатитовые рудники им. Кирова, заложенные на берегу озера Вудъявр, считаются величайшими в мире по масштабам добычи.

Каждый день с рудника горы Кукисвумчорр отправляется 470 вагонов апатита. Пятьдесят из них идут за границу. Хибинским апатитом пользуются Франция, Германия, Голландия, Бельгия и другие страны, оплачивая золотом советский камень плодородия.

В 1936 г. кировские горняки дали 2 млн. т руды, а апатитонефелиновая обогатительная фабрика выработала для химических заводов 104800 т концентрата. А в прошлом году еще больше.

О внушительности этих цифр можно судить хотя бы по следующему сравнению: разработки апатита в Норвегии считаются одними из крупнейших в Европе, и в год они дают только около тысячи тонн отсортированной породы.

Нефелин, отделяемый от апатита на обогатительной фабрике, является прекрасным сырьем для стекольного, кожевенного и деревопропиточного производств. Он содержит калий и может быть использован как удобрение в сельском хозяйстве. Кроме того, сейчас ставится вопрос об использовании хибинского нефелина как сырья для алюминиевой промышленности вместо бокситов.

В Монче-тундре вырос новый заполярный город Мончегорск. Он вызван к жизни строительством величайшего в мире комбината «Североникель». Сейчас в Мончегорске живет около 20 тыс. жителей. Десять тысяч рабочих заняты на буровых вышках, штольнях, на стройке обогатительной фабрики, на прокладке улиц и площадей социалистического города. Когда стройка будет закончена, в Мончегорске будут работать 15 тыс. горняков, обогатителей, металлургов.

Рудники Сопчуайвенча, Нюдуайвенча и Кумужьей Вараки по масштабам добычи займут первое место в мире.

Железорудные месторождения на Кольском полуострове находятся в двух местах — около г. Кировска и в Ионе. Запасы ионских месторождений исчисляются в 800 млн. т, а кировских в 190 млн. т. Основными рудами являются магнитный железняк и гематит с содержанием железа до 38 %. Напомним, что Уральская область, являющаяся одним из главных в мире районов железа, имеет запасы в 1 млрд. т, т. е. немногим больше, чем Кольский полуостров. Но ископаемые богатства Урала разведаны сравнительно хорошо, а на Кольском полуострове геологи начали работать только при советской власти.

В Ловозерской тундре были найдены крупные месторождения редких металлов — лопарита и эвдиалита.

Лопарит — минерал серо-черноватого цвета с блеском, богатый редкими землями и содержащий в себе очень ценные химические элементы — ниобий и тантал. Редкие земли найдут применение в осветительной технике, в керамике, в металлургии, а тантал — в электротехнике, электрохимии, в химической промышленности.

Эвдиалит — местное название: «лопарская кровь» — отличается исключительно красивыми переливами яркокрасного цвета. Он содержит цирконий, который применяется при изготовлении сверхтвердых сталей, идет на изготовление мембран, отличающихся прекрасной чистотой звукоотдачи. Благодаря своей тугоплавкости цирконий может служить хорошим огнеупором для облицовки доменных и мартеновских печей (циркитовый кирпич).

В 1936 году в центральной части Кольского полуострова были открыты богатые месторождения кианитовых сланцев. Запасы их определяются примерно в 1 млн. т кианитового концентрата. Эго количество превышает все известные до сих пор кианитовые месторождения огнеупорного сырья. Из кианита можно делать высокостойкий огнеупорный кирпич, тигли для плавки специальных сталей, высокотемпературные печи для стекольной промышленности и т. д. За границей кианит освоен лишь в течение последних десяти лет. Сырье этого минерала, добываемого в Северной Америке и Британской Индии, расценивается на международном рынке до 200 рублей золотом за тонну.

На Кольском полуострове наши геологи находят редчайшие минералы, не встречающиеся больше нигде в мире: мурманит, лопарит, рамзаит, уссингит. Какое значение они будут иметь в промышленности, сейчас сказать трудно, но во всяком случае очень большое.

Величественные горы и живописные долины, бурные реки и спокойные озера — все это составляет живописный ландшафт Кольского полуострова.

*

Чтобы в безлюдных Хибинских горах создать величайшие в мире апатитовые рудники и пустить в ход обогатительную фабрику, надо было построить на реке Ниве гидростанцию мощностью в 60 тыс. квт. Эта станция называется Нива-2.

Другая гидростанция, самая северная в мире, построена на нижней Туломе. Она обладает мощностью в 48 тыс. квт. В августе 1933 г. товарищ Сталин посетил Кольский полуостров и подал мысль построить гидроэлектростанцию в районе Мурманска для снабжения электроэнергией быстро растущего города. В конце февраля 1934 г. начались работы, и ровно через 2 года 11 месяцев Н.-Туломская ГЭС подала первый ток Мурманску.

Для обслуживания никелевой промышленности в Монче-тундре строится гидростанция Нива-3. Мощность будущей станции составит 150 тыс. квт. Эта станция будет построена под землей, на глубине 80 м ниже уровня реки. Подобного рода гидростанции существуют только в Италии и США, но они значительно меньше Нивы-3.

Постройка гидростанций даст возможность полностью электрифицировать Кировскую железную дорогу от Ленинграда до Мурманска. Уже сейчас мощные электровозы мчат с курьерской скоростью товарные поезда, груженные апатитом, на 114-километровом участке за полярным кругом, а в 1938 г. линия электрифицированной дороги протянется до Ледовитого океана.

Бурные реки Кольского полуострова смогут дать до 350 тыс. квт энергии, что позволит залить ярким электрическим светом города и села Заполярья.

Сурова и величественна природа на Кольском полуострове На снимке — пороги на реке Кемь, близ села Подужемье.

*

Рыба, олени, лес, пушнина дополняют богатства Кольского полуострова.

Советские траулеры бороздят свинцовые воды Баренцева моря. В 1936 г. траловая флотилия выловила 2083 тыс. ц рыбы, а в прошлом году — около 2500 тыс. ц. В 1913 г., когда поморы выезжали в океан на «шняках» (деревянная лодка, сшитая бечевкой) и, прихватив, на счастье, иконы, ловили треску, пользуясь техникой времен Ивана Грозного, они добыли всего 88 тыс. ц.

В Баренцевом море ловят рыбу не только советские тральщики. Один из немецких траулеров в 1936 г. выловил 22 тыс. ц. Это был самый высокий улов германских траулеров. А наш советский траулер «Димитров», построенный на отечественном заводе руками стахановцев, выловил 40 тыс. ц.

На Кольском полуострове создана мощная рыбная индустрия. Консервный завод Рыбного комбината по объему обрабатываемой продукции принадлежит к числу мировых гигантов и считается самым крупным в Советском Союзе. Миллионы банок консервов идут из Мурманска во все города нашего Союза, сотни тысяч уходят за границу.

В Баренцевом море не только ловится рыба, но и разводятся ее наиболее ценные породы. В течение последних трех лет здесь ведутся работы по акклиматизации амурской кеты. Рыбаки колхозов Терского берега ловят в устьях рек семгу, исключительно ценную рыбу. Они сдают ее в фактории, богатея на семужьем промысле. В 1936 г. рыболовы-колхозники выловили 400 т семги.

Коренные жители полуострова — саамы, — занимаясь оленеводством, имеют в колхозных стадах свыше 70 тыс. оленей. В Ловозерной тундре, в глубине Кольского полуострова, появился крупный и мелкий рогатый скот. Многие колхозники приобрели коров и стали разводить свиней. Саамы, ижемцы, ненцы, никогда не помышлявшие о сельском хозяйстве, услышали в тундре грохот трактора, поднимающего целину для первых посевов картофеля и кормовых трав.

Общая численность саамов — около 30 тыс. человек. В пределах Советского Союза, на Кольском полуострове, живет около 2 тыс. саамов. Они живут, конечно, неизмеримо счастливее своих зарубежных собратьев. Очень тяжело живется саамам в Финляндии и Норвегии. Только в Советском Союзе саамы — полноправные граждане страны социализма. Неузнаваемым сделался быт советского саама. В становищах, на кочевьях и на семужьих тонях цветет новая, невиданная жизнь. Оленеводы-колхозники живут не в землянках, как прежде, а в деревянных домах. Каждую осень уезжает саамская молодежь в большие города — в школы, техникумы, вузы — и, изучив науки, возвращается назад, в тундру, для ее социалистической переделки.

В Хибинских горах вырос целый город — Кировск. Этот город вызвали к жизни апатитовые разработки на Кукисвумчорре.

*

В апреле 1915 г. плотник Адам Бык построил на берегу Кольского фиорда восемь деревянных бараков. Так было положено начало городу Мурманску. С тех пор прошло 22 года. А сейчас Мурманск является самым крупным заполярным городом в мире. В нем живет 120 тыс. жителей. На смену деревянным баракам появились семиэтажные каменные дома, которые могли бы украсить Москву и Ленинград. В городе выросли заводы, оснащенные новейшей техникой.

Вы проходите летом по улицам Мурманска и видите в скверах и под окнами домов анютины глазки, астры, левкои. Цветы растут под открытым небом. Это кажется странным. В ларьке продают цветную капусту и помидоры. Но не думайте, что они привозные с юга, — их доставили из ближайшего совхоза. Помидоры выращены, правда, в теплице, но цветная капуста — в открытом грунте. Большевики пришли в тундру смелыми разведчиками, они переделывают ее природу. Под руководством орденоносного академика Эйхфельда, пионера заполярного земледелия, мы научились побеждать суровый климат Крайнего Севера. Опыт работы полярной станции Всесоюзного института растениеводства в Хибинах сейчас передан во все совхозы и передовые колхозы. В тундре цветет резеда, вызревают средиземноморский ячмень и овес, картофель дает невиданные урожаи. Навсегда побеждена цинга — страшная болезнь, косившая на полуострове приезжих рабочих.

Кировская железная дорога.

Город Кировск.

Заполярный апатитовый рудник им. С. М. Кирова.

Школа им. С. М. Кирова.

Клуб им. С. М. Кирова,

Если бы можно было переименовывать географические пункты, то, конечно, Кольский полуостров тоже носил бы имя Кирова.

Бывший край «непуганых птиц» под руководством одного из лучших соратников товарища Сталина превратился в промышленный район страны.

Сергей Миронович Киров поставил на службу социализму несметные богатства Кольского полуострова. Благодаря его повседневным заботам горная и рыбная промышленность края оснащена новейшей техникой, которой могут позавидовать американцы. Благодаря его заботам на безлюдном полуострове расцвела радостная, счастливая и зажиточная жизнь. Поэтому так велика любовь к памяти Кирова у жителей края и так велика ненависть к врагам народа, которые подло убили самоотверженного большевика, превратившего мертвый полуостров в полуостров сокровищ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.