Текст инж. Ю. КЛЕЙНЕРМАНА Фото Н. ПАШИНА
В одной из статей, посвященных развитию мотоциклизма в СССР,
«Правда» писала (22/V 1935 г.):
«Мотоцикл исключительно необходим в деревне — агроному,
врачу, ветеринару, зоотехнику, землемеру. Мотоцикл необходим почте и телеграфу.
В нем нуждаются торгующие организации для развозки грузов и товаров. Он
незаменим в лесном хозяйстве. В какую бы область жизни мы ни заглянули, везде в
нашей обширной стране нужно такое средство передвижения, как мотоцикл, тем
более что хороших дорог у нас еще недостаточно».
Мотоцикл — одно из наиболее оперативных, наиболее подвижных,
наиболее быстроходных средств транспорта в народном хозяйстве и быту. Он нужен
широким массам как удобное средство передвижения, более совершенное и
быстроходное, чем велосипед, более доступное и дешевое, чем автомобиль.
Но мотоцикл — не только средство передвижения. Это и отличная школа овладения техникой и средство технического воспитания молодежи, стремящейся к рулю трактора или автомашины, штурвалу самолета и т. д. Привлекая к себе широкие круги молодежи, он ставит их перед необходимостью познакомиться с целым рядом областей науки, техники, механики.
Велика также его спортивно-воспитательная роль. Больше, чем какая-либо другая машина, мотоцикл соединяет в себе одновременно элементы спорта и техники. Было бы ошибкой думать, что поскольку это «спорт механический», постольку и значение его как средства физического развития невелико. И в мотоциклетном спорте, как и во всех других, победу решает в конечном счете не только знание техники, но и сила воли, выносливость и присутствие духа. Хороший мотоциклист — это, безусловно, спортсмен, и он должен обладать всеми качествами спортсмена — как физическими, так и моральными.
Увлекательное и полезное занятие — езда на мотоцикле,
изучение его конструкции, овладение техникой управления, тренировка перед
соревнованием.
Новый советский мотоцикл «Л-300» выпускает ленинградский
завод «Красный Октябрь».
Вот он стоит перед нами, этот изящный моторизованный
«рысак», мощностью в 6,5 л. с. Мы с вами знаем, как он устроен. Одноцилиндровый
двухтактный двигатель 1 развивает крутящее усилие, передающееся — через
сцепление 2, коробку передач 3 и роликовые цепи 4 — на заднее колесо 5. Так же
как и в автомобиле, сцепление служит для выключения и соединения двигателя со
всей трансмиссией, а коробка передач — для того, чтобы передающееся от
двигателя вращающее усилие увеличивать или уменьшать, в зависимости от дорожных
условий. Роликовая цепь передает вращающее усилие на заднее ведущее колесо.
Переднее колесо 6 мотоцикла не участвует в силовой передаче, оно служит только
для того, чтобы изменять направление движения машины. С этой целью ось его
укреплена в передней вилке 7, поворачиваемой в разные стороны с помощью руля 8.
Для того чтобы смягчать удары переднего колеса о неровности дороги, вилка
снабжена амортизатором 9, поглощающим толчки и удары. Оба колеса мотоцикла имеют тормозы. Задний тормоз 10
приводится в действие нажимом ножной педали 11, а передний 12 — нажимом рычага
на правой ручке руля. Все перечисленные части мотоцикла связывает рама 13, на которой
укрепляются двигатель, бак для горючего 14, коробка передач и т. д. На ней же
помещаются седло 15 и подножка для водителя.
Двигатель, как известно, работает на бензине. Поэтому, для того чтобы его запустить, нужно прежде всего налить в бак бензин или, во всяком случае, проверить, есть ли он там.
Если бензин в баке есть, нужно открыть бензиновый краник, соединяющий бак с карбюратором на двигателе.
Карбюратор — это прибор, приготовляющий для двигателя смесь паров бензина с воздухом.
При запуске двигателю требуется «богатая» смесь, т. е.
такая, в которой бензина больше, чем в нормальной смеси.
Чтобы получить ее, повернем монетку иглы карбюратора
примерно на 3/4 хода, — так мы получим богатую смесь.
Теперь двигатель можно запускать. Но обычно, в особенности если мотор холодный, следует несколько раз провернуть его вхолостую, для того чтобы преодолеть сопротивление масла, застывшего на стенках цилиндра.
Чтобы облегчить эту задачу, приоткроем декомпрессионный
клапан, соединяющий цилиндр с атмосферным воздухом.
Теперь займем правильное положение относительно машины. При запуске это имеет существенное значение.
Двигатель следует запускать, стоя с правой стороны машины и нажимая на педаль стартера левой ногой. Руки должны находиться на рукоятках руля. Провертывая мотор вхолостую, мы должны левой рукой регулировать открытие декомпрессионного клапана. Стартер, представляющий собой небольшой электромотор, принудительно провернет несколько раз двигатель. Дроссельная заслонка карбюратора должна быть при этом, конечно, закрыта.
Провернув несколько раз мотор, нужно закрыть декомпрессионный клапан, проверить, поставлен ли рычаг переключения передач в нейтральное положение, и приступить к действительному запуску.
Если мотоцикл стоял до сих пор на подставке, то перед
запуском мотора лучше поставить его на оба колеса, для того чтобы не
расшатывались шарниры подставки.
Примем теперь нормальное положение относительно машины при запуске. Станем опять с правой стороны мотоцикла, правую руку положим на правую рукоятку руля, управляя дроссельной заслонкой, а левой придержим машину за седло.
Для того чтобы запустить двигатель, на педаль стартера обычно сильно и быстро нажимают левой ногой, причем скорость нажима должна прогрессивно увеличиваться по мере приближения педали стартера к ее нижнему положению.
В холодную погоду для запуска мотора, может быть, придется несколько раз нажать на стартерную педаль. Наконец двигатель заведен. Перед тем как тронуться с места, полезно дать двигателю прогреться на малом числе оборотов в течение 20—30 секунд. Нам же, еще неопытным мотоциклистам, требуется, кроме того, еще раз вспомнить расположение основных органов управления.
Вот рукоятка руля мотоцикла. С левой стороны мы видим рычаг
сцепления и рычаг декомпрессионного клапана. На правой стороне руля расположены
рычаг тормоза, монетка иглы карбюратора и вращающаяся рукоятка газа. Для того
чтобы прибавить газ, нужно вертеть рукоятку против часовой стрелки (если
смотреть на ручку с правой стороны мотоцикла).
Ну, пора ехать! Сядем на мотоцикл и попробуем самостоятельно тронуться с места.
Для того чтобы соединить двигатель с задним ведущим колесом, нужно включить коробку передач, так как до сих пор рычаг ее переключения находится в нейтральном положении.
Выключив сцепление, т. е. нажав на рычаг сцепления,
переключим рычаг коробки передач на первую передачу.
Иногда, трогаясь с места, не удается вывести рычаг из нейтрального положения, в этом случае приходится прокатить мотоцикл на четверть или на полметра, для того чтобы кулачки, включающие в коробке первую передачу, могли сцепиться друг с другом.
Включив, наконец, первую передачу, отпустим плавно рычаг сцепления,
прибавляя одновременно газ, т. е. поворачивая рукоятку газа.
Мотоцикл мягко тронется с места и начнет набирать скорость. На первой передаче мотоцикл разгоняют на протяжении 10—15 метров, затем, вновь выключив сцепление, включают вторую передачу.
Перед тем как снять правую руку с руля, чтобы переставить
рычаг переключения передач, необходимо прикрыть газ, чтобы мотор не развил
высоких оборотов в ненагруженном состоянии (т. е. при выключенном сцеплении).
На фото показана схема положений рычага переключения на
разных передачах.
За пределами города, там, где нет причин к торможению, мотоцикл движется на прямой, т. е. третьей передаче. Поэтому после включения второй передачи опять плавно отпускают сцепление и, прибавляя газ, разгоняют мотоцикл до скорости 20—25 км в час. Затем, пользуясь уже известными нам приемами, включают третью передачу. По мере прогрева мотора можно перевести монетку иглы карбюратора на положение нормальной смеси.
Если участок шоссе прямой и впереди не видно никаких препятствий, то можно развить большую скорость. Но не стоит увлекаться. Еще издали завидев поворот или препятствие, нужно сбавить газ, а может быть, и слегка притормозить.
Если необходимо затормозить, выключают сцепление, прикрывают
газ и плавно нажимают правой ногой на педаль заднего тормоза или на рукоятку
переднего тормоза. В тех случаях, когда энергичного торможения не требуется,
достаточно только одного заднего тормоза.
Следует избегать резкого торможения, в особенности на скользкой и мокрой дороге: это вызывает заносы колес, уменьшающие устойчивость мотоцикла, и может стать причиной аварии.
Выключение сцепления при торможении крайне необходимо, так как езда на третьей передаче с низкой скоростью вызывает дергание в трансмиссии и влечет за собой износ цепей, сцепления и коробки передач.
Переключать передачи мы уже умеем, поэтому сможем легко
выполнить это важное требование. При этом никогда не следует забывать
предварительно выключать сцепление. Каждый мотоциклист должен отдавать себе
отчет в том, что всякое переключение передач на ходу машины без
предварительного нажима на рычаг сцепления причиняет непоправимый вред коробке
передач и всей трансмиссии.
Прибавив скорость, включим опять третью передачу.
Приятно проехаться «с ветерком»! Привычка к большим
скоростям и сопряженному с ними риску, глазомер, находчивость, ловкость — все
это свойства, равно необходимые и в авиации, и в автотранспорте, и вообще для
всяких способов механического передвижения. Но впереди подъем.
Переключим опять на вторую передачу, а если подъем крутой,
то тогда и на первую. Газ, однако, сбрасывать не будем.
Так как число оборотов колеса при этом уменьшится, то
мотоцикл начнет двигаться медленнее, но зато вращающее усилие на ведущем колесе
возрастет.
Вот вам и практический пример «золотого правила механики» —
то, что теряется в скорости, выигрывается в силе.
Преодолев подъем, можно облегченно вздохнуть — теперь мы уже
знакомы в основном с работой мотоцикла. Что касается самого управления
мотоциклом, то оно осуществляется так же, как и при езде на велосипеде, с той
только разницей, что мотоцикл, конечно, гораздо устойчивее, и, между прочим,
тем устойчивее, чем выше скорость его движения.
Тем не менее попробуем сделать поворот налево,
а затем и направо.
Возвращаясь домой, мы уже будем чувствовать себя увереннее. Но никогда не нужно ослаблять внимания. Внимательность и полное соблюдение всех основных правил — вот что должны вы всегда помнить, садясь на мотоцикл. Это залог успеха и безаварийной езды.
Приехав обратно, остановим машину.
Для того чтобы остановить двигатель, нужно закрыть газ и
нажать на рычаг декомпрессионного клапана. Перед полной остановкой мотоцикла
следует всегда ставить переключение передач в нейтральное положение.
Затем поставим мотоцикл на подставку, закроем бензиновый
краник, осмотрим, все ли в порядке.
Как видите, научиться ездить на мотоцикле совсем нетрудно. А
удовольствие и польза, полученные от этого, с лихвой оправдывают затраченное
время.
Мы не ставили себе целью научить вас ездить на мотоцикле —
мы хотели только подать вам хорошую идею. А остальное зависит от вас. Научитесь
ездить, сядьте за руль и прокатитесь «с ветерком» по хорошему шоссе. И тогда,
мы уверены, вы помянете нас добрым словом за хороший совет.
Молодежь — на мотоцикл!
Комментариев нет:
Отправить комментарий