Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

22 октября 2022

В Америку через Северный полюс

Инженер E. МИКЛАШЕВСКИЙ

Северное полярное море почти со всех сторон окружено сушей.

Его окружают низменные болотистые берега Сибири, тундра европейского севера, изрезанные скалистые берега Скандинавского полуострова, берега Северной Америки. Узкий и неглубокий Берингов пролив, ширина которого местами меньше 100 км, соединяет Северное полярное море с Тихим океаном. Этим проливом разделены Америка и Азия. Америку и Европу в северной части разделяет водное пространство шириной около 3500 км. Здесь расположено несколько островов: Гренландия, угрюмые берега которой покрыты вечными льдами, Исландия, Шотландские и Фарерские острова.

Две большие страны разделены Северным полярным морем: самая передовая в техническом отношении капиталистическая страна — Америка, и великая индустриальная держава — Советский Союз.

Вместе с ростом мощи нашей страны укрепляются экономические и культурные связи ее с Америкой. Какие существуют в настоящее время пути сообщения между этими странами? Очевидно, не сухопутные. Как попасть из СССР в Америку?

До сих пор для проезда в Америку пользуются только морским путем. Но это очень медленный способ сообщения. Переезд на морском пароходе от Ленинграда до Нью-Йорка длится 15—20 суток. Укрепление хозяйственных отношений между Советским Союзом и Соединенными штатами Америки требует более быстроходного транспорта для обслуживания сообщения между этими странами. Таким видом транспорта являются самолеты.

Техническая возможность организации воздушного сообщения между СССР и США доказана кругосветными полетами американца Поста. Блестящим подтверждением ее служат полеты советских героев-летчиков Леваневского, Чкалова, Байдукова, Белякова, Громова, Юмашева и Данилина.

Но как выбрать наиболее удобную трассу воздушной линии СССР—США? Здесь могут быть три основных варианта: восточная, западная и северная трассы.

На карте, изображающей часть северного полушария Земли, показаны основные возможные направления трассы воздушного пути из Москвы в Северную Америку.
Кратчайший путь из Москвы в Америку проходит через Северный полюс. По нему расстояние от Москвы до Фербенкса составляет всего 6500 км. Трассы исторических перелетов советских героев-летчиков Чкалова, Байдукова, Белякова, Громова, Юмашева и Данилина Москва—США проходят также через Северный полюс. Такой беспосадочный перелет для обычного транспортного самолета не доступен, так как у него не хватит горючего. На пути из Москвы в Сан-Франциско он должен сделать, как минимум, две посадки: на острове Рудольфа и в Фербенксе. Протяжение трассы Москва—Сан-Франциско из-за залета в Фербенкс увеличивается приблизительно на 200 км.
Большой интерес представляет трасса Москва—Нью-Йорк, проходящая через Скандинавский полуостров, Ирландию и Гренландию (западный вариант). Она по кратчайшему направлению связывает столицу СССР с крупнейшим городом США — Нью-Йорком. Протяжение ее —  7500 км. Отрицательные стороны этой трассы — скверные метеорологические условия на перегоне между Скандинавским полуостровом и Америкой, а также то, что она на пути в Америку пересекает ряд иностранных государств.
Трассы, идущие на восток от Москвы, интересны тем, что они почти на всем своем протяжении до Фербенкса пролегают над территорией СССР, причем над сушей, а не над морем. Однако расстояние по восточным вариантам до Америки больше, чем по другим вариантам. От Москвы до Фербенкса через Якутск расстояние равно 8700 км, а через Хабаровск — 11600 км.

Восточная трасса идет от Москвы на восток, проходит над азиатской частью СССР, пересекает Тихий океан и подходит к Америке у западного ее побережья. По этому варианту расстояние от Москвы до Нью-Йорка составляет около 14000 км, от Москвы до Сан-Франциско — 12300 км, от Москвы до гор. Фербенкса на Аляске — около 8700 км. Трасса с направлением на восток может быть намечена южнее варианта, показанного на рисунке пунктирной линией, и тогда она свяжет с Америкой не только Москву, но и крупные центры Дальневосточного края, а через них, в случае необходимости, Китай, Монголию и другие страны Востока.

Западная трасса проходит над северной частью Европы, пересекает Атлантический океан по линии островов, отделяющих его от Северного полярного моря, и подходит к Нью-Йорку вдоль восточного берега Америки. По этому варианту расстояние от Москвы до Нью-Йорка составляет всего 7500 км, от Москвы до Сан-Франциско —11500 км и от Москвы до гор. Фербенкса —12800 км.

Если проложить западную трассу через Париж и Лондон, протяжение ее увеличивается на 750 км. Кроме того, на протяжении более 3000 км трасса будет проходить над открытым океаном.

Третий путь из СССР в Америку идет от Москвы на север. Он пролегает сначала над европейской частью СССР, затем над советским сектором Арктики, пересекает Северный полюс, американский сектор Арктики и подходит к материку Америки у северной его границы. По северному варианту расстояние от Москвы до Фербенкса — около 6500 км, от Москвы до Сан-Франциско через Фербенкс —  приблизительно 10000 км и от Москвы до Нью-Йорка через Фербенкс — 11800 км.

От Ленинграда до Нью-Йорка по морю расстояние около 8500 километров. Скорость рядового морского парохода 10 узлов, или 18 километров в час. При такой скорости пароход должен затратить на переезд от Ленинграда до г. Нью-Йорка 472 часа, т. e. почти 20 суток. Самолет же при скорости 325 километров в час затратит на перелет от Москвы до Фербенкса всего 20 летных часов. Таким образом, воздушный транспорт может сократить время переезда из СССР в США почти в 25 раз.
Если на поезде проехать из СССР во Францию и затем пересечь Атлантический океан на самом быстроходном coвременном пароходе «Нормандия», все же на переезд от Москвы до Нью-Йорка потребуется не менее 6 суток.

*

К северному варианту, дающему наиболее короткое расстояние от Москвы до материка Америки, давно были обращены взоры работников авиации. Его считали самым интересным вариантом, но вариантом трудным, так как на этом пути лежали почти не исследованные приполярные пространства.

На борьбу с приполярным «белым пятном» выступили полярные станции. Из года в год в советском секторе Арктики их фронт продвигался к Северному полюсу, и, наконец, 21 мая 1937 г. четыре мощных самолета ворвались в самое сердце Арктики и оставили там первых четырех зимовщиков советской, первой в мире научной станции на Северном полюсе.

Организация научной станции в районе Северного полюса сразу изменила отношение к северному варианту трассы воздушной связи с Америкой. Его перестали считать мечтой, делом далекого будущего, он стал реальностью настоящего.

Каково же значение станции у Северного полюса для будущей трансполярной воздушной линии?

Воздушный путь в Америку через полюс может иметь несколько вариантов трассы. Остановимся на одном из них, связывающем Москву с городом Фербенксом, наиболее крупным пунктом Аляски. Фербенкс уже теперь связан регулярными воздушными линиями со всеми промышленными центрами США.

Кратчайшая трасса воздушной линии из Москвы в Фербенкс проходит через Архангельск, вдоль западного берега Новой Земли, через остров Рудольфа, через район Северного полюса и выходит к берегам Америки около мыса Барроу, несколько западнее устья реки Маккензи.

Воздушный путь от Москвы до Архангельска пролегает над обжитыми участками Советского Союза, и полет по нему не представляет никаких особых трудностей.

От Архангельска до острова Рудольфа трасса пролегает над Белым и Баренцевым морями. Район этот хорошо изучен и обеспечен метеорологическими станциями. Полет над ним также не представляет больших трудностей.

Наиболее сложный участок трассы начинается от острова Рудольфа и тянется до побережья Америки. На протяжении около трех тысяч километров самолет должен лететь над приполярным пространством и американским сектором Арктики.

До организации научной станции у Северного полюса полет по этому участку был связан с большим риском. Вылетая с острова Рудольфа, экипаж самолета не имел никаких данных о том, какая погода встретит его в приполярной области. Он мог попасть в сильный ветер, в мощную толщу облаков, в условия, вызывающие обледенение самолета. Сведения о льдах в районе полюса были также крайне скудны, и не было никакой уверенности в том, что можно будет, в случае необходимости, произвести там посадку. Величина магнитного склонения в районе полюса была неизвестна, что лишало возможности пользоваться обычным магнитным компасом во время полета.

Экспедиция на Северный полюс и организация там научной станции в значительной мере разрешили задачу перелета над приполярным пространством.

Сведения о погоде, стоящей в районе полюса, теперь ежедневно сообщаются всему миру.

Обследование льда в районе полюса и в особенности использование его в качестве аэродрома четырьмя тяжелыми самолетами показывают, что здесь имеются крупные ледяные поля с ровной поверхностью, дающие возможность посадки самолета.

Кроме того, наличие станции у Северного полюса дает возможность заменить в этом районе магнитный компас радиокомпасом, позволяющим вести самолет на работающую радиостанцию.

Существование в районе полюса базы для авиации, сообщающей самолету сведения о погоде, поддерживающей с ним связь по радио вo время полета и могущей оказать ему помощь в случае вынужденной посадки, является, по-видимому, непременным условием организации воздушной линии СССР—США через Северный полюс.

Естественно, возникает вопрос: возможно ли постоянное существование такой базы? Не является ли препятствием к существованию базы непрерывный дрейф льда? Можно ли наладить в районе полюса бесперебойно работающую радиосвязь?

Остановимся подробнее на этих вопросах.

Каково происхождение ледяных полей, на одном из которых организована полярная станция?

Льды Северного полярного моря можно разделить на три области. Вдоль берегов расположен не подвижный лед, так называемый припай. Центральную часть Полярного бассейна заполняют наиболее мощные, так называемые паковые льды. Они занимают 70% Северного полярного моря. Между припаем и паковыми льдами находится область плавучих льдов.

Припай держится только зимой, когда он достигает толщины до двух метров. К лету припай частично тает, а частично разламывается на куски и переходит в группу плавучих льдов.

Часть плавучих льдов летом также тает.

Паковые льды представляют собой многолетние льды, постоянно находящиеся в движении. Толщина их достигает пяти и даже более метров. Это объясняется не только продолжительным нарастанием ее в условиях сурового климата приполярных пространств: отдельные льдины, перемещаясь и подвергаясь сжатиям, нагромождаются одна на другую и затем смерзаются, образуя, таким образом, лед значительной толщины.

Льдина полярной станции расположена в районе пакового льда. Толщина ее, как показали измерения, — около трех метров. Льдина такой толщины представляет собой крепкий массив. При сжатии льдами она мало подвергается разрушению. Полярное солнце, поднимающееся очень невысоко над горизонтом, хорошо обогревает только наклонные поверхности льда, растапливая и сглаживая ранее образовавшиеся на льдине торосы. Впадины, имеющиеся на поверхности льда, постепенно заносятся снегом. Поверхность льдины выравнивается.

В районе пакового льда большие льдины с выровненной поверхностью должны встречаться часто, и с этой стороны задаче организации приполярной авиационной базы не грозит опасность.

Каков механизм движения полярных льдов?

Они двигаются главным образом под влиянием господствующих над Северным полярным морем северо-восточных и восточных ветров. В районе Северного полюса постоянно имеется область повышенного атмосферного давления. Под влиянием этогo давления воздух а нижних слоях атмосферы pacтекается от полюса во все стороны, в районы с более низким давлением. Вращение земли заставляет эти потоки воздуха отклоняться вправо от направления их движения, и таким образом вокруг области повышенного давления создается движение воздуха в направлении по часовой стрелке. Ветер приводит в движение полярный лед. По имеющимся данным, вся область пакового льда также вращается в направлении по часовой стрелке, причем центр этого вращения расположен на расстоянии около 2000 км к северу от Берингова пролива.

Кроме ветров, на движение полярного льда оказывают влияние течения Северного полярного моря. Общая картина течений этого моря изучена еще очень слабо, но в самых общих чертах она представляется такой: наибольшее количество воды притекает в область Северного полярного моря через пролив между Америкой и Европой. Сюда заходит мощное течение Атлантического океана, известное под названием Гольфстрим. Наиболее сильный поток воды проходит через пролив между Фарерскими и Шотландскими островами. Здесь за год протекает около 150 тыс. кубических километров воды.

В Северном полярном море Гольфстрим разделяется на две части: одна часть движется на восток вдоль берегов Европы и Азии, другая огибает с запада и севера остров Шпицберген и затем также движется на восток.

Вода, приносимая Гольфстримом, теплая и соленая. Вода Северного полярного моря значительно более пресная благодаря большому притоку в него пресной речной воды и таянию находящегося на льду снега. Так как соленая вода тяжелее пресной, воды Гольфстрима движутся не у поверхности Полярного моря, а на глубине около 100 м от поверхности. Слой этой теплой и соленой воды был обнаружен при многих исследованиях Полярного моря. Обнаружил его у полюса и гидролог Ширшов.

Глубинный приток теплых атлантических вод создает на поверхности Северного полярного моря течение противоположного направления — с востока на запад. Избыток воды Полярного моря как бы сливается обратно в Атлантический океан. Скорость поверхностного течения, по имеющимся данным, —  около 1—2 км в сутки. Главная масса воды, несомая этим течением, проходит вдоль восточных берегов Гренландии.

На движение полярного льда может оказывать влияние лишь поверхностное течение. Как видно из приведенного описания, его направление в советском секторе Арктики приблизительно совпадает с направлением господствующего над Полярным морем ветра. Следовательно, движение пакового льда происходит, по-видимому, под совместным действием ветра и течения.

Научная станция, организованная в нескольких километрах от полюса, под влиянием дрейфа льда довольно быстро от него относится в сторону Гренландии. За первые полмесяца своего существования станция отошла от полюса на расстояние более 100 км. Средняя скорость дрейфа в этот период составляла около 9 км в сутки.

Быстрое перемещение базы, организованной у Северного полюса, нежелательно для проектируемой трансполярной воздушной линии. Двигаясь с такой скоростью, база за время около трех месяцев отойдет от полюса на расстояние до 750 км и окажется в районе Гренландии.

Но наблюдения над дрейфом судна Нансена «Фрам» и некоторые другие заставляют считать, что имевший место в первый период существования полярной станции дрейф является исключительным по скорости. Обычная скорость дрейфа полярных льдов не превышает 3—5 км в сутки.

Кроме того, общий круговой характер движения пакового полярного льда позволяет предположить, что недалеко от полюса имеется район, в котором лед движется по кругу небольшого радиуса. Организованная в таком месте станция будет иметь совсем небольшое перемещение.

Если в районе Северного полюса не будет обнаружено участка, где льды совершают круговой дрейф с малым радиусом вращения, возможно, что придется время от времени производить переброску полярной базы.

Около пяти месяцев в году на Северном полюсе темно, поэтому только в течение остальных семи месяцев там можно производить полеты. При средней скорости дрейфа 3 км в сутки за семь месяцев дрейфующая станция переместится приблизительно на 600 км. Вероятно, можно будет производить переброску авиабазы один раз в год, организовывая ее в начале трансполярной навигации в 300 км по одну сторону полюса и снимая в конце навигации на таком же расстоянии по другую сторону полюса.

*

Организация надежной радиосвязи в районе Северного полюса имеет очень большое значение. Это одна из серьезных задач полярной научной станции. В то время когда самолеты находились на полюсе, был обнаружен ряд ненормальностей в работе радиосвязи. Научная станция долго не могла установить связь с самолетом Мазурука, в то время как остров Диксон, находящийся на расстоянии почти 2000 км, легко поддерживал с ним связь. Отклонения от нормальной работы радиосвязи наблюдались и во время полета самолетов к полюсу. Может быть, все эти явления носят случайный характер. Но возможно, что они являются следствием некоторых геофизических особенностей района Северного полюса. Одной из таких причин может быть повышенная ионизация (наэлектризованность) верхних слоев атмосферы, наблюдающаяся около полюса в летнее время. Она является следствием продолжительного непрерывного свечения солнца. Повышенная ионизация изменяет условия отражения радиолучей в верхних слоях атмосферы, что вызывает некоторые отклонения от обычного характера их распространения. Геофизические особенности района Северного полюса должны быть изучены при помощи полярной станции, и должен быть найден способ устранить их влияние на работу радиосвязи, если подтвердится, что такое влияние действительно имеет место.

Так рисуется вопрос организации базы трансполярной воздушной линии по предварительным данным опыта первой научной станции на полюсе. Каждый новый день пребывания отважных зимовщиков на льдине будет давать все новые и новые материалы для решения этой сложной задачи.

Общее расстояние от Москвы до Фербенкса, как уже сказано выше, составляет около 6500 км, современный транспортный самолет имеет скорость полета не ниже 300 км в час, следовательно, перелет Москва—Фербенкс потребует затраты около 20 летных часов. При благоприятной погоде этот перелет может быть выполнен в течение 2 суток, с одной остановкой на острове Рудольфа.

На линии должны курсировать большие комфортабельные самолеты со спальными местами для пассажиров.

Трасса через полюс будет кратчайшим путем из Москвы в США. В то же время полет по этой трассе будет интереснейшим воздушным путешествием, во время которого пассажир сможет познакомиться со всеми красотами Арктики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.