Материалы, опубликованные в журналах и не входящие в статьи, можно увидеть на страницах номеров:

22 июля 2022

Торпедный катер

Инж. В. ЧЕРНЕНКО

В 1906 г. Англия построила особо мощные бронированные боевые корабли с артиллерией огромного калибра, выбрасывающей снаряды диаметром свыше 300 мм. Эти корабли англичане назвали дредноутами.. В условном переводе на русский язык дредноут означает — ничего не боящийся. И действительно, такой корабль имеет основание ничего не бояться. Высококачественная стальная броня толщиной в 1/3 м защищала все его наиболее ответственные механизмы и сооружения. В своей подводной части он был разделен на ряд отдельных ячеек —  отсеков — прочными металлическими водонепроницаемыми переборками. Это делало корабль совершенно неуязвимым, так как даже при удачном, пробивающем броню, попадании снаряда вода проникала в корабль в незначительном объеме одного отсека. Живучесть дредноута под артиллерийским огнем противника была огромна. Его можно было буквально изрешетить снарядами, и все же такой корабль мог держаться на воде и даже отвечать на огонь противника.

Но дредноут — этот бронированный гигант — боялся маленькой торпеды. При взрыве торпеды корабль получает большую подводную пробоину, при этом внутрь корабля врывается огромное количество газов, расширяющихся со страшной силой. Эта взрывная волна наносит опустошающие разрушения кораблю. Лопаются водонепроницаемые переборки, разрушаются и выходят из строя сложные механизмы и аппаратура. Обычно площадь наружной пробоины от взрыва торпеды достигает 10— 15 кв. м, общая же площадь, опустошаемая взрывом внутри корабля определяется приблизительно в 35—45 кв. м.

Сила действия торпеды велика, и мы не ошибемся, если скажем, что торпеда —  это почти единственное средство для серьезного поражения современного большого боевого корабля. Однако, не так-то легко попасть торпедой в корабль. Для безошибочного выстрела надо как можно ближе (до 1 км) подойти к атакуемому кораблю. Такое сближение с кораблем огромной артиллерийской мощности выполнить очень не легко, и для решения этой задачи было создано специальное военное судно —  торпедный катер.

Торпеда — опасный враг корабля. Она наносит ему тяжелые разрушения. На снимке: действие попадания торпеды.

Торпедный катер — миниатюрное суденышко. Его грузоподъемность рассчитана на одну-две торпеды и пять-шесть человек экипажа. Снабженный мощным двигателем, торпедный катер может развить скорость до 100 км в час. Малые размеры и большая скорость хода лучше брони защищают катер, делая его малозаметной и трудно поражаемой целью. Обычно торпедные катера ведут атаку звеньями или даже целыми отрядами в 6—12 единиц. С разных сторон, словно осы, летят они к атакуемому кораблю. Приблизительно в 1 км от объекта атаки торпедный катер выстреливает торпеды и, круто заворачивая, уходит в сторону от противника. Атака торпедных катеров очень опасна для корабля, но не менее опасна она и для самих атакующих. Обычно большие боевые корабли идут с многочисленным охранением из легких крейсеров, лидеров и эсминцев, и во время атаки весь огонь охранения переносится на атакующие торпедные катера. На пути катера вырастают многочисленные столбы воды, поднятые взрывами снарядов скорострельной артиллерии противника. Требуется высокое мужество экипажа катера, чтобы в этих условиях взять правильный прицел и дать верный выстрел торпедой. Если катер гибнет, нет спасения для его экипажа; и естественно, что с развитием paдиотехники и телемеханики возникает мысль автоматизировать управление торпедным катером.

Схема телеуправления катера: 1. Взрыватель ударного действия. 2. Дизель с горизонтальными цилиндрами. 3. Винты. 4. Вьюшка с кабелем. 5. Руль правого борта. 6. Кабель, подаваемый на станцию управления. 7. Горючее. 8. Заряд. 9. Балласт.

Уже в мировую войну были произведены первые попытки управления торпедными катерами на расстоянии. Впервые такие катера были применены Германией при защите своих баз подводных лодок в Зеебрюгге от артиллерийского нападения английских мониторов. Примененный в этом случае торпедный катер не имел торпед, запас взрывчатого вещества был помещен на самом катере и должен был взорваться при ударе катера о корабль. Управление катером производилось электрическими сигналами, передаваемыми по кабелю, соединяющему катер со станцией управления катерами. Катер сопровождался самолетом, который сигнализировал станции свои наблюдения за ходом катера. Первая атака была произведена в декабре 1916 г. по английскому монитору, остановившемуся в 25 км от Зеебрюгге. Торпедный катер, снабженный вьюшкой кабеля длиною в 35 км, в сопровождении самолета вышел в атаку, но, пройдя 15 км, неожиданно потерял управление и начал описывать круги. На сигналы, передаваемые со станции управления, катер не реагировал. Через полчаса английский монитор (так и не заметивший атаки) стал отходить в восточном направлении, а катер продолжал описывать широкие круги. Германское командование вынуждено было дать приказ своему эсминцу уничтожить катер артиллерийским огнем, так как опасалось, что приближающиеся легкие силы противника обнаружат применение нового оружия. Катер уничтожили. Неудачна была и вторая атака, произведенная, примерно, через год. По невыясненной причине катер, пройдя 5 км, взорвался и взлетел на воздух.

В октябре 1917 г. английский монитор «Зребус», стоявший под сильной охраной девяти эсминцев и шести вспомогательных военных судов, был атакован торпедным катером. Атака была замечена с 3 тыс. м, после чего все корабли открыли сильный огонь по катеру и сопровождавшему его самолету и стали отходить в восточном направлении.

Несмотря на огонь противника, катер прорвался через линию эсминцев, обошел вокруг кормы монитора, круто повернулся и врезался в середину корабля. Последовал оглушительный взрыв. Огромный столб пламени и дыма поднялся над монитором. Почти сейчас же произошел второй взрыв. Это, по-видимому, детонировали боеприпасы корабля. Таким образом, несмотря на сильную огневую оборону, эта атака закончилась блестящим успехом. Не менее удачна была атака, проведенная несколько ранее, в марте того же года. Здесь атаку отражали самолеты противника, отгонявшие сопровождающий гидросамолет. Все же катер был точно приведен к цели. Взрывом был разрушен каменный мол длиной в 50 м и уничтожен важный наблюдательный пункт противника.

Телеуправляемый торпедный катер.

Небольшой радиус действия торпедных катеров, управляемых передачей сигналов по кабелю, значительно уменьшал возможность их применения, но уже в 1917 г. англичане добились прекрасных результатов при испытании катеров, управляемых по радио непосредственно с самолетов. Беспроволочное управление значительно расширило район действия катера. Мировая война не успела проверить действенность торпедных катеров, управляемых по радио. Можно утверждать, что в будущей войне катер, управляемый по радио, найдет широкое распространение в боевых действиях на море. Об этом говорят проскальзывающие в печать сведения об успешных опытах по усовершенствованию телемеханических катеров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последняя добавленная публикация:

Магисталь юности | ТМ 1939-09

Инж. М. ФРИШМАН По решению VIII пленума ЦК ВЛКСМ, комсомол является шефом одной из крупнейших строек третьей сталинской пятилетки — железной...

Популярные публикации за последний год

Если Вы читаете это сообщение, то очень велика вероятность того, что Вас интересуют материалы которые были ранее опубликованы в журнале "Техника молодежи", а потом представлены в сообщениях этого блога. И если это так, то возможно у кого-нибудь из Вас, читателей этого блога, найдется возможность помочь автору в восстановлении утраченных фрагментов печатных страниц упомянутого журнала. Ведь у многих есть пыльные дедушкины чердаки и темные бабушкины чуланы. Может у кого-нибудь лежат и пылятся экземпляры журналов "Техника молодежи", в которых уцелели страницы со статьями, отмеченными ярлыками Отсутствует фрагмент. Автор блога будет Вам искренне признателен, если Вы поможете восстановить утраченные фрагменты любым удобным для Вас способом (скан/фото страницы, фрагмент недостающего текста, ссылка на полный источник, и т.д.). Связь с автором блога можно держать через "Форму обратной связи" или через добавление Вашего комментария к выбранной публикации.