Текст H. ПАШИНА, Фото Л. РИХТЕРА
Учиться летать! Быть пилотом! — вот о чем мечтают десятки тысяч молодых людей нашей страны. Для многих эта мечта стала действительностью — они научились летать. Большинство из них готовится быть летчиками. Есть такие, которые колеблются. Они еще не свыклись с мыслью о том, что „ходить“ в воздухе можно так же свободно, как и на земле. А ведь это так. Совсем не обязательно родиться пилотом, им может быть каждый. Для этого необходимы хорошее здоровье, честная работа нa производстве, в колхозе, учреждении и... желание.
Если есть желание, то путь к самолету прост. Когда говорят о сложности летной учебы, то под этим обычно подразумевают необходимость освоения специальных предметов теории авиации, самолета, мотора. Добавляют к этому, что нужны смелость, дисциплинированность, то есть качества, присущие советской молодежи. Итак, оказывается, что сложность летной учебы — в труде и воспитании воли. Убедимся в этом.
Комсомолец Масленников, рабочий 3-го аппаратного цеха завода «Динамо» им. Кирова, вместе со своими товарищами решил научиться летать, не отрываясь от работы. Требования медицинской и мандатной комиссий он удовлетворил полностью. Наступила учеба. Она началась с изучения материальной части самолета «У-2» и мотора «М-11».
Уже через месяц Масленников знал устройство и назначение всех частей самолета и мотора. На этом снимке — молодой учлет в моторном кабинете.
Как хорошо он знает устройство и работу мотора «М-11»? На вопрос авиатехника, касающийся устройства цилиндра и работы поршня, Масленников уверенно чертит схему и объясняет. Все нужно знать очень хорошо, и если авиатехник заметит хотя бы малейшее колебание или неуверенность, то учлету придется вновь заняться изучением этого же вопроса.
Теперь многое стало понятным! Оказывается, внешние формы самолета во многом заимствованы у природы, например, форма фюзеляжа и профиль поперечного разреза крыла напоминают падающую каплю. Сегодня тема занятий — «Сопротивление воздуха различным формам движущихся тел». Масленников видит на столе макет падающей капли. Он узнает, что чем глаже поверхность крыльев и фюзеляжа, чем плавнее очертания самолета, чем меньше угловатостей и больше зализанность всех его частей, тем меньше лобовое сопротивление самолета, тем больше его скорость.
Время идет. Уже начались практические занятия на аэродроме. Самолет стоит на штыре. Устройство штыря дает возможность самолету принимать любое положение. Масленников внимательно по установленному порядку осматривает самолет. Не менее внимательно следит и инструктор за действиями своего ученика, который удовлетворен осмотром. У инструктора тоже нет замечаний. Он согласен с выводами учлета. В кабине самолета такой же внимательный осмотр. Масленников застегивает наплечные и поясные ремни крепления к кабине, присоединяет шланг переговорного аппарата к трубке наушника и приступает к проверке действия системы управления самолетом.
Предварительный осмотр самолета и проверка на земле органов управления способствуют укреплению необходимых навыков. Ни один пилот не поднимется в воздух без тщательного осмотра самолета. И поэтому, идешь ли ты в полет или только упражняешься в кабине, прежде всего проверь самолет, проверь работу мотора, работу органов управления.
Вот сейчас упусти Масленников хоть бы малейшую деталь, которая подлежит обязательному осмотру, и последует приказ инструктора — повторить осмотр. Во время вторичного осмотра учлет обязан сам разобраться в допущенных ошибках, с тем чтобы больше их не повторять.
После проверки работы мотора на левом и правом магнето и правильности показаний контрольных приборов Масленников докладывает инструктору: «Товарищ инструктор, курсант 3-го звена Масленников готов к полету, мотор и самолет в исправности, разрешите получить задание».
В полете курсант слушает команду инструктора по телефону. Но к нему нужно привыкнуть еще на земле. Получив распоряжение по телефону, Масленников плавно повел ручку управления на себя — руль глубины поднялся вверх. Люди, которые держат самолет на штыре за крылья и хвостовую часть, внимательно наблюдают за движениями учлета и соответственно реагируют на них. В данном случае они заметили отклонение руля глубины и опустили хвост самолета к земле — нос устремился вверх. Сейчас самолет в том положении, в котором при наборе высоты он должен был бы находиться в воздухе, повинуясь движению ручки управления на себя.
Еще задолго до первого вывозного полета курсант должен знать, как действовать рулями, если, например, самолет войдет в штопор или даже просто отклонится от горизонтального полета. Но этого мало. Учлет обязан теоретически объяснить и обосновать эти действия. Вот почему кроме формул подъема и планирования, учлет изучает основы аэродинамики. На снимке — Масленников знакомится с методами испытания аэродинамических качеств крыла самолета, которое находится в потоке воздуха аэродинамической трубы.
Сегодня решается задача управления самолетом на виражах и разворотах. Инструктор показывает Масленникову правый вираж с креном в 30° Он отклоняет ручку управления вправо, правый открылок — элерон — поднимается, а левый опускается, и самолет накреняется вправо.
Масленников самостоятельно повторяет движения инструктора и выполняет другие задания по этой же теме.
Учеба продолжается. Практические занятия разбираются в классе. Последовательная тренировка на земле способствует приобретению глубоких навыков для будущих самостоятельных полетов.
15 марта Масленников впервые полетел. Ему еще не дали самостоятельного управления, самолет вел инструктор. И каждый раз, когда инструктор в своей кабине отводил педаль ногой или перемещал ручку управления, та же ручка и педаль соответственно перемещались и во второй кабине, где сидел Масленников. Управление самолета «У-2», находящееся одновременно в обеих кабинах, синхронно связано между собой.
Самолетом Масленников не управлял. Но он держал ноги на педалях, правую руку — на ручке управления и левую — на рычаге газа. Нужно было свободно держать рычаги управления, чувствовать, как они перемещаются, и в то же время важно не зажимать их, чтобы не мешать работе инструктора. Так началась тренировка в воздухе; впрочем, она не прекращалась и на земле.
На нижнем снимке вы видите Масленникова на «журавле». Это приспособление помогает курсанту научиться определять два очень важных измерения — 0,75 и 7 м высоты. Эти два показателя приобретают особую значимость.
Обычно самолет идет на посадку под некоторым углом. Необходимо своевременно, то есть на расстоянии, примерно, 7 м от земли, начать уменьшение угла планирования, перейдя затем к выравниванию самолета. В дальнейшем выравнившийся самолет пойдет по отлогой кривой. Когда он достигает 0,75 м высоты, пилот постепенно добирает ручку на себя и сажает самолет на три точки. В этот момент ручка управления примет крайне заднее положение.
Курсант сидит в «журавле», как будто бы в кабине самолета. Для полноты иллюзии сделана даже ручка управления. Курсант смотрит прямо по грани крыши будочки, которая копирует форму верхней грани капота самолета. В этот момент «журавль» находится в нижней точке, то есть на высоте 0,75 м, и курсант видит впереди себя небольшую площадь земли. Верхнее положение «журавля» соответствует высоте в 7 м. Здесь взгляду открывается уже более широкая площадь земли. Так отрабатываются навыки глазомерного определения высот.
Масленников все чаще и чаще уходит в воздух. Теперь он уже самостоятельно делает взлет и посадку и управляет машиной в воздухе. Находясь в первой кабине, инструктор контролирует действия своего ученика. Время от времени, пользуясь зеркалом, он имеет возможность наблюдать за моральным состоянием учлета. В первое время инструктор часто вмешивался в управление, исправляя ошибки учлета, но впоследствии вмешательство инструктора стало более редким, и свои замечания он делал только по телефону. Но теоретические занятия не прекращались, они становились еще более углубленными. Приближалось начало самостоятельных полетов. И хотя до «штопора» и «мертвой петли» было еще далеко, но теория высшего пилотажа уже изучалась.
На нижнем снимке — момент занятий по высшему пилотажу. При помощи этих трех приборов курсанты изучают, как нужно вести самолет в «штопор», как сделать «мертвую петлю», в чем техника планирования.
После 45 вывозных полетов с инструктором Масленников совершил полет по кругу на высоте 300 м. 6 сентября Масленников ушел в пepвый самостоятельный полет. Теперь в самолете он был один, а в кабине на месте инструктора был положен мешок с песком. Такой балласт сохранял те условия равновесия самолета, какие были во время полета с инструктором.
На фото запечатлена запись инструктора в летную книжку Масленникова. Это один из важнейших документов курсанта — в ней отмечаются результаты каждого упражнения, каждого занятия.
Kypc учебы приближается к концу. Сто сороковой полет Масленникова явился венцом дела. Вместе с остальными курсантами молодой учлет принят военной комиссией. За десятимесячный курс учебы у Масленникова ни одной аварии, ни одной поломки. Это лучшая аттестация пилота! Летным происшествиям, различным неполадкам не может быть места в работе советского летчика. И их не будет, если соблюдать на земле и в воздухе железную воинскую дисциплину, анализировать даже малейшую ошибку, точно и своевременно выполнять указания и распоряжения командира и инструктора.
Масленников уже получил пилотское удостоверение. Такие же голубые книжки с золотым тиснением вручили и его товарищам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий